"Имя существительное". Урок по русскому языку 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,  Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян  под редакцией Н.М.Шанского, 2012 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.rar47.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка.

5 класс

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

5

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,  Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян  под редакцией Н.М.Шанского, 2012 год.

Тема урока

Имя существительное как часть речи

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Цель урока

Повторить, обобщить, систематизировать знания об имени существительном

Задачи урока

Образовательные: формировать представления об основных грамматических признаках существительных, развивать умения определять число, род, падеж существительных.

Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию  умений работать в группе.

Воспитательные: прививать любовь к чтению; умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: получить обобщенные знания по теме "Имя существительное как часть речи"; определять морфологические и синтаксические признаки существительного.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Технологии

Проектная, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения.

Формы работы

Творческая, проектная, спортивная разминка, заполнение кластеров, анкетирование.

Межпредметные связи

Литература (работа на основе сказки Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе », объяснение смысла пословиц, работа с эпиграфом).

Внутрипредметные связи

Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), морфология (работа с морфологическими признаками существительного), синтаксис (частичный синтаксический разбор)

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

Виды деятельности учащихся

Исправляют деформированный текст, ведут выборочную работу с текстом, заполняют кластеры,  создают свои тексты, заполняют анкету.

Виды используемых ИКТ

Компьютер, мультимедийная установка, презентация

Интернет-ресурсы

www.videouroki.net 

Материалы и оборудование

Раздаточный материал, содержащий все задания урока, иллюстрацию, итоговую анкету

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время (в мин.)

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

1

Слайд 1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.

Актуализа-ция знаний

3

Слайд 2

Читает стихотворение 

А. А. Фета
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

- Что в этом стихотворении особенного?

Создает проблемную ситуацию:

-  Вспомните, к какой части речи относятся эти слова?

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопрос

В этом стихотворении много слов, обозначающих предметы

 

Вспоминают, какую часть речи мы изучаем.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

3.

Целеполагание

1

Слайд 3, 4

 - Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа

Задает вопросы:

-  Ребята, вы  закончили изучать тему « Имя существительное », и сегодня мы повторим  все полученные вами знания по этой теме. А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все существительные?

Делают вывод о важности имени существительного: Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место, с помощью существительных можно рисовать замечательные картины природы. 

Коммуникативные: формирование своего мнения.

4.

Мотивация к учебной деятельности

1

Слайд 5

Мотивирует учащихся к учебной деятельности:

-  Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом. (обращаемся к раздаточному материалу).

Узнают о сюжетной линии урока.

Регулятивные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Повторение изученного

4

5

4

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8,9,10,11,12

Слайд 13,14

Создает проблемную ситуацию:

- Ребята, давайте прочитаем текст. Легко ли его было читать? Почему?

Проводит работу с деформированным текстом.

-Обращаемся к раздаточному материалу, работаем самостоятельно.

-Внимание на доску! Проверьте, в нужную ли форму вы поставили существительные,  правильно ли определили их падеж.

-Если всё выполнено верно, поставьте себе 1 балл.

Проверка: -Поменяйтесь своими работами и сверьте с доской. Если все верно, ставьте соседу 1 балл.

Орфоэпические нормы: обращает внимание на ударение слов.

Вопросы для анализа представлены после рассказа

-Какие грамматические категории имени существительного вы знаете?

Объясняет технологию заполнения таблиц.
После их заполнения, проводится устная  проверка. За каждую правильно выполненную таблицу ребенок получает по 1 баллу (макс. за это задание можно получить 2 балла).

Читают текст. Понимают сложность восприятия текста, т.к. существительные стоят в начальной форме  и грамматически не согласованы.

Находят существительные, ставят их в нужную форму, письменно определяют их падеж.

Проверяют, сверяясь с доской, оценивают свою работу.

Анализируют текст, отвечая на вопросы в раздаточном материале.

Анализируют иллюстрацию к рассказу.

Проверка осуществляется в парах.

Запоминают норму произношения слова «жило».

Заполняют таблицы склонения и категории одушевленности/неодушевленности имени существительного, выборочно работая с текстом.

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка, умение работать в паре.

Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, умение выбирать и систематизировать материал

Личностные: воспитание любви к чтению

6.

Физминутка

1

Слайд 15, аудиосопровождение.  (файл отдельно)

Предлагает выполнить упражнения на снятие статического  

напряжения, одновременно повторив грамматическую категорию рода.
-
Проведем физминутку.

 - Внимание на доску!

- Когда я назову существительное женского рода – похлопайте в ладоши;

 - Когда я назову существительное мужского рода – потопайте;

 - Когда я назову существительное среднего рода – похлопайте и потопайте.

Выполняя упражнения на снятие статического напряжения, Настраиваются на позитивную дальнейшую работу.

7.

Повторение изученного (продолжение работы)

5

7

Слайд 16

-Обратите внимание на задание.  Давайте его разберем (определение синтаксический роли слов).

Учитель задает детям различные вопросы (все представлены в раздаточном материале.

Переход на межпредметные связи:

-Перед вами пословицы. Какая из них наиболее полно отражает идею сказки?

-Какое продолжение могла бы иметь эта история? Дополните текст одним-двумя предложениями. За это поставьте себе 1 балл. (Выборочно озвучиваются варианты концовки)

Определяют синтаксическую роль существительного в тексте, выражая ее графически.

Отвечают на поставленные вопросы.

Через пословицы еще раз называют идею сказки.

Сочиняют концовку.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли (устно и письменно), выражать свое отношение к проблеме.

Личностные: воспитание любви к чтению

Регулятивные: умение находить и графически выделять члены предложения

8.

Подведение итогов урока, рефлексия.

4

Слайд 17

-Заполните анкету, ответив кратко на вопросы. 
Учитель анализирует работы детей,  опираясь на их анкеты, после чего выставляет оценки.

Ребята сами анализируют свою работу на уроке, заполняя анкету, в которой содержатся вопросы и на рефлексию, и ставят себе оценку.

Регулятивные: самооценка, рефлексия деятельности.

Коммуникативные: умение анализировать свои действия и выражать мысли.

9.

Дифференцированное домашнее задание

1

Слайд 19

Объясняет технологию выполнения домашнего задания:  напишите сочинение миниатюру по теме «Моя любимая книга».

*Дополнительное задание: проект – презентация «Моя любимая книга».

Получают указания к выполнению.

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие о склонении имён существительных. Урок по русскому языку

Тема. Общее понятие о склонении имён существительных. Цели:      - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных; ...

Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».

Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....

урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"

дана разработка урока по  русскому языку в 5 классе  по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся за...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...

Урок по русскому языку в 5 классе «Три склонения существительных. Существительные на -ия, -ий, -ие »

Цели:Обучающие:1. Ознакомить учащихся с тремя типами склонений имен существительных и с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий2. Научить определять тип склонения существительных...

Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологическая карта урока Предмет        Русский языкКласс             7Тема              Дееприч...