"Имя существительное". Урок по русскому языку 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян под редакцией Н.М.Шанского, 2012 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushchestvitelnoe.rar | 47.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
5 класс
Технологическая карта урока
Предмет | Русский язык | |
Класс | 5 | |
Базовый учебник | Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян под редакцией Н.М.Шанского, 2012 год. | |
Тема урока | Имя существительное как часть речи | |
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний | |
Цель урока | Повторить, обобщить, систематизировать знания об имени существительном | |
Задачи урока | Образовательные: формировать представления об основных грамматических признаках существительных, развивать умения определять число, род, падеж существительных. Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе. Воспитательные: прививать любовь к чтению; умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку. | |
Планируемые результаты | Предметные: получить обобщенные знания по теме "Имя существительное как часть речи"; определять морфологические и синтаксические признаки существительного. Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Личностные: сформировать интерес к русскому языку и родной культуре. | |
Технологии | Проектная, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая, системно-деятельностная, дифференцированного обучения. | |
Формы работы | Творческая, проектная, спортивная разминка, заполнение кластеров, анкетирование. | |
Межпредметные связи | Литература (работа на основе сказки Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе », объяснение смысла пословиц, работа с эпиграфом). | |
Внутрипредметные связи | Орфоэпия (работа над правильным произношением слов), морфология (работа с морфологическими признаками существительного), синтаксис (частичный синтаксический разбор) | |
Виды деятельности учителя | Организует, направляет, контролирует, диагностирует. | |
Виды деятельности учащихся | Исправляют деформированный текст, ведут выборочную работу с текстом, заполняют кластеры, создают свои тексты, заполняют анкету. | |
Виды используемых ИКТ | Компьютер, мультимедийная установка, презентация | |
Интернет-ресурсы | www.videouroki.net | |
Материалы и оборудование | Раздаточный материал, содержащий все задания урока, иллюстрацию, итоговую анкету |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Время (в мин.) | ИКТ | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
1. | Организа-ционный момент | 1 | Слайд 1 | Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. | |
2. | Актуализа-ция знаний | 3 | Слайд 2 | Читает стихотворение А. А. Фета Создает проблемную ситуацию: - Вспомните, к какой части речи относятся эти слова? | Слушают стихотворение. Отвечают на вопрос В этом стихотворении много слов, обозначающих предметы
Вспоминают, какую часть речи мы изучаем. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
3. | Целеполагание | 1 | Слайд 3, 4 | - Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа Задает вопросы: - Ребята, вы закончили изучать тему « Имя существительное », и сегодня мы повторим все полученные вами знания по этой теме. А как вы думаете, что было бы, если бы пропали все существительные? | Делают вывод о важности имени существительного: Без существительных люди не смогли бы назвать ни одного предмета, не знали бы, о чем или о ком идет речь, не могли бы точно указать ни время, ни место, с помощью существительных можно рисовать замечательные картины природы. | Коммуникативные: формирование своего мнения. |
4. | Мотивация к учебной деятельности | 1 | Слайд 5 | Мотивирует учащихся к учебной деятельности: - Для того чтобы повторить изученное об имени существительном, мы поработаем над текстом. (обращаемся к раздаточному материалу). | Узнают о сюжетной линии урока. | Регулятивные: планирование учебного сотрудничества. |
5. | Повторение изученного | 4 5 4 | Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8,9,10,11,12 Слайд 13,14 | Создает проблемную ситуацию: - Ребята, давайте прочитаем текст. Легко ли его было читать? Почему? Проводит работу с деформированным текстом. -Обращаемся к раздаточному материалу, работаем самостоятельно. -Внимание на доску! Проверьте, в нужную ли форму вы поставили существительные, правильно ли определили их падеж. -Если всё выполнено верно, поставьте себе 1 балл. Проверка: -Поменяйтесь своими работами и сверьте с доской. Если все верно, ставьте соседу 1 балл. Орфоэпические нормы: обращает внимание на ударение слов. Вопросы для анализа представлены после рассказа -Какие грамматические категории имени существительного вы знаете? Объясняет технологию заполнения таблиц. | Читают текст. Понимают сложность восприятия текста, т.к. существительные стоят в начальной форме и грамматически не согласованы. Находят существительные, ставят их в нужную форму, письменно определяют их падеж. Проверяют, сверяясь с доской, оценивают свою работу. Анализируют текст, отвечая на вопросы в раздаточном материале. Анализируют иллюстрацию к рассказу. Проверка осуществляется в парах. Запоминают норму произношения слова «жило». Заполняют таблицы склонения и категории одушевленности/неодушевленности имени существительного, выборочно работая с текстом. | Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, составлять связный текст, усвоение орфоэпических норм языка, умение работать в паре. Регулятивные: самокоррекция, оценивание себя, оценивание работ других, умение выбирать и систематизировать материал Личностные: воспитание любви к чтению |
6. | Физминутка | 1 | Слайд 15, аудиосопровождение. (файл отдельно) | Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения, одновременно повторив грамматическую категорию рода. - Внимание на доску! - Когда я назову существительное женского рода – похлопайте в ладоши; - Когда я назову существительное мужского рода – потопайте; - Когда я назову существительное среднего рода – похлопайте и потопайте. | Выполняя упражнения на снятие статического напряжения, Настраиваются на позитивную дальнейшую работу. | |
7. | Повторение изученного (продолжение работы) | 5 7 | Слайд 16 | -Обратите внимание на задание. Давайте его разберем (определение синтаксический роли слов). Учитель задает детям различные вопросы (все представлены в раздаточном материале. Переход на межпредметные связи: -Перед вами пословицы. Какая из них наиболее полно отражает идею сказки? -Какое продолжение могла бы иметь эта история? Дополните текст одним-двумя предложениями. За это поставьте себе 1 балл. (Выборочно озвучиваются варианты концовки) | Определяют синтаксическую роль существительного в тексте, выражая ее графически. Отвечают на поставленные вопросы. Через пословицы еще раз называют идею сказки. Сочиняют концовку. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли (устно и письменно), выражать свое отношение к проблеме. Личностные: воспитание любви к чтению Регулятивные: умение находить и графически выделять члены предложения |
8. | Подведение итогов урока, рефлексия. | 4 | Слайд 17 | -Заполните анкету, ответив кратко на вопросы. | Ребята сами анализируют свою работу на уроке, заполняя анкету, в которой содержатся вопросы и на рефлексию, и ставят себе оценку. | Регулятивные: самооценка, рефлексия деятельности. Коммуникативные: умение анализировать свои действия и выражать мысли. |
9. | Дифференцированное домашнее задание | 1 | Слайд 19 | Объясняет технологию выполнения домашнего задания: напишите сочинение миниатюру по теме «Моя любимая книга». *Дополнительное задание: проект – презентация «Моя любимая книга». | Получают указания к выполнению. Записывают домашнее задание в дневники. | Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие о склонении имён существительных. Урок по русскому языку
Тема. Общее понятие о склонении имён существительных. Цели: - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных; ...
Конспект урока по русскому языку «Существительные общего рода» по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс
Урок изучения морфологических признаков имени существительного как части речи....
Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».
Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики....
урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"
дана разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся за...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". Тема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественном, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Число имён существительных. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе: единственном или множественномЦели деятельности учителя: ознакомление с имен...
Урок по русскому языку в 5 классе «Три склонения существительных. Существительные на -ия, -ий, -ие »
Цели:Обучающие:1. Ознакомить учащихся с тремя типами склонений имен существительных и с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий2. Научить определять тип склонения существительных...
Технологическая карта урока Предмет Русский язык Класс 7 Тема Деепричастие как часть речи Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Технологическая карта урока Предмет Русский языкКласс 7Тема Дееприч...