Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Игнатьева Светлана Михайловна

Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

                Открытый урок по русскому языку в 5 классе

                         по теме «Имя существительное» ( урок-обобщение)

Учитель русского языка и литературы Игнатьева Светлана Михайловна

Цели урока:

Учебно-познавательные:

 систематизация и обобщение  сведения об имени существительном;

Интеллектуально-развивающие:

развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки;

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества;

Формы учебной деятельности:

учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть ваши веселые лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения.

 2.Актуализация знаний

Сегодня мы с вами попытаемся нарисовать морфологический портрет имени существительного.

-Что это значит?  (Вспомним морфологические признаки существительного и словесно их охарактеризуем.)

-Давайте вспомним, что такое имя существительное? Что оно обозначает?

(Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет.)

3.Сообщения ребят

 а)          Имя существительное - важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По  наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы и явления окружающего мира. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

б)         Вот стихотворение почти целиком состоящее из существительных:

Шепот, робкое дыханье,               Свет ночной. Ночные тени,

Трели соловья,                                 Тени без конца.

Серебро и колыханье                     Ряд волшебных изменений

Сонного ручья.                                 Милого лица…       (А.Фет.)

4 Работа по теме урока.

-Давайте вспомним морфологические признаки существительного.

А) Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

       Кто?                                           Что?

Приведите примеры. Машина, картина, мама, зонт, дочка.

Часто мы забываем о том, что этот признак грамматический. У  одушевленных имен существительных  во множественном числе винительный падеж совпадает с родительным:

Покойник , мертвец, кукла, матрешка.

 У неодушевленных имен существительных винительный падеж множественного числа совпадает с именительным: народ, стая, микроб, куколка, врач, ночь, сторож.

Б  )Имена существительные собственные и нарицательные.

Исправьте ошибки:

    Автор снежной королевы – Ханс христиан Андерсен. Герои его книги живут в цветущей дании.

Как пишутся имена собственные? Какие слова к ним относятся?

(Названия книг, фильмов, газет… географические названия …..)

В) Род имен существительных

Ж.р                   м.р.                ср.р.                  несклон.

Распределите существительные по группам:

   Облако, долина, депо, помощь, тюль, море, сарай, юноша, какао, земля, окно, кино, свет.

Г) Склонение существительных.

-Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям? Приведите примеры.

-Поставьте данные  существительные в предложный падеж и выделите окончание.

(Об облаке, долине, помощи, о тюле, море, сарае, юноше, какао ….)

Д) Давайте вспомним существительные, которые имеют форму только мн.числа.

( Очки, тиски, весы, опилки, ворота  … - парные предметы, инструменты, игры).

Е) А теперь назовите существительные , имеющие форму только ед.числа.

(каучук, керосин, сахар, веселье, цемент …)

5. Лингвистическая задача.

   Очень часто вызывает затруднение образование формы мн.числа род.падежа. Давайте запишем словосочетания, поставив их в нужную форму:

Чашки без (блюдца) – блюдец,

килограмм (яблоко) – яблок,

продажа (полотенца) – полотенец,

много (дело) – дел,

удаление (пятна) – пятен.

-Молодцы! А теперь отдохнем.

6. Вопрос – шутка.

   Один мальчик спрашивает другого:

- Как правильно сказать: «У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?»

Напишите правильный ответ.( У рыб нет зубов)

-Ох, уж эти падежи, столько затруднений вызывают, но мы их не боимся и хорошо с ними знакомы.

-Поставить существительное в тот падеж, какого требует предлог. Укажи окончание и падеж:

   На (площадь), к (гостиница), от (аллея), на (улица), в (Россия), у (избушка), со (свеча), на (гербарий), с (храбрец), у (товарищ).

7.Давайте вспомним правописание ь в существительных после шипящих.

Свалилась с плеч…, зеленый хвощ…, золотая рож…, солнечный луч…, много задач…, зарево пожарищ…, сильный смерч…, изящная брош…, сделать репортаж…, результат встреч…

8.Повторим орфограммы, связанные с правописанием имен существительных.

Замените развернутые определения одним словом:

  • Сынок курицы – (цыпленок),
  • Основной Закон государства – (конституция),
  • Инструмент для черчения кругов –(циркуль),
  • Собирание каких – либо предметов – (коллекция),
  • Сын цыганки – (цыганенок),
  • Апельсин и мандарин одним словом – (цитрусы),
  • Твердый покров черепахи – (панцирь).

9.Определите, синтаксическую роль имен существительных:

   В весеннем лесу с ветки на ветку перепархивают птицы.  

10. Выставление оценок.

11.Рефлексия ( продолжи фразу)

- У меня получилось…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Теперь я знаю…

11.Домашнее задание.

   Составьте лингвистическую сказку об имени существительном.

 Благодарю всех за урок!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 5 классе Тема: Имя существительное. Повторение.

Открытый урок по русскому языку в 5 классеТема: Имя существительное. Повторение....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»

Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...

Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"

Содержание открытого урока по русскому языку в рамках недели русского языка и литературы....