Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст им скучать на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 5 классе
по теме «Имя существительное» ( урок-обобщение)
Учитель русского языка и литературы Игнатьева Светлана Михайловна
Цели урока:
Учебно-познавательные:
систематизация и обобщение сведения об имени существительном;
Интеллектуально-развивающие:
развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки;
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества;
Формы учебной деятельности:
учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно-исследовательская деятельность, контрольно-оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Организационный момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я рада видеть ваши веселые лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения.
2.Актуализация знаний
Сегодня мы с вами попытаемся нарисовать морфологический портрет имени существительного.
-Что это значит? (Вспомним морфологические признаки существительного и словесно их охарактеризуем.)
-Давайте вспомним, что такое имя существительное? Что оно обозначает?
(Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет.)
3.Сообщения ребят
а) Имя существительное - важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы и явления окружающего мира. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.
б) Вот стихотворение почти целиком состоящее из существительных:
Шепот, робкое дыханье, Свет ночной. Ночные тени,
Трели соловья, Тени без конца.
Серебро и колыханье Ряд волшебных изменений
Сонного ручья. Милого лица… (А.Фет.)
4 Работа по теме урока.
-Давайте вспомним морфологические признаки существительного.
А) Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Кто? Что?
Приведите примеры. Машина, картина, мама, зонт, дочка.
Часто мы забываем о том, что этот признак грамматический. У одушевленных имен существительных во множественном числе винительный падеж совпадает с родительным:
Покойник , мертвец, кукла, матрешка.
У неодушевленных имен существительных винительный падеж множественного числа совпадает с именительным: народ, стая, микроб, куколка, врач, ночь, сторож.
Б )Имена существительные собственные и нарицательные.
Исправьте ошибки:
Автор снежной королевы – Ханс христиан Андерсен. Герои его книги живут в цветущей дании.
Как пишутся имена собственные? Какие слова к ним относятся?
(Названия книг, фильмов, газет… географические названия …..)
В) Род имен существительных
Ж.р м.р. ср.р. несклон.
Распределите существительные по группам:
Облако, долина, депо, помощь, тюль, море, сарай, юноша, какао, земля, окно, кино, свет.
Г) Склонение существительных.
-Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям? Приведите примеры.
-Поставьте данные существительные в предложный падеж и выделите окончание.
(Об облаке, долине, помощи, о тюле, море, сарае, юноше, какао ….)
Д) Давайте вспомним существительные, которые имеют форму только мн.числа.
( Очки, тиски, весы, опилки, ворота … - парные предметы, инструменты, игры).
Е) А теперь назовите существительные , имеющие форму только ед.числа.
(каучук, керосин, сахар, веселье, цемент …)
5. Лингвистическая задача.
Очень часто вызывает затруднение образование формы мн.числа род.падежа. Давайте запишем словосочетания, поставив их в нужную форму:
Чашки без (блюдца) – блюдец,
килограмм (яблоко) – яблок,
продажа (полотенца) – полотенец,
много (дело) – дел,
удаление (пятна) – пятен.
-Молодцы! А теперь отдохнем.
6. Вопрос – шутка.
Один мальчик спрашивает другого:
- Как правильно сказать: «У рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей или у рыб нет зуб?»
Напишите правильный ответ.( У рыб нет зубов)
-Ох, уж эти падежи, столько затруднений вызывают, но мы их не боимся и хорошо с ними знакомы.
-Поставить существительное в тот падеж, какого требует предлог. Укажи окончание и падеж:
На (площадь), к (гостиница), от (аллея), на (улица), в (Россия), у (избушка), со (свеча), на (гербарий), с (храбрец), у (товарищ).
7.Давайте вспомним правописание ь в существительных после шипящих.
Свалилась с плеч…, зеленый хвощ…, золотая рож…, солнечный луч…, много задач…, зарево пожарищ…, сильный смерч…, изящная брош…, сделать репортаж…, результат встреч…
8.Повторим орфограммы, связанные с правописанием имен существительных.
Замените развернутые определения одним словом:
- Сынок курицы – (цыпленок),
- Основной Закон государства – (конституция),
- Инструмент для черчения кругов –(циркуль),
- Собирание каких – либо предметов – (коллекция),
- Сын цыганки – (цыганенок),
- Апельсин и мандарин одним словом – (цитрусы),
- Твердый покров черепахи – (панцирь).
9.Определите, синтаксическую роль имен существительных:
В весеннем лесу с ветки на ветку перепархивают птицы.
10. Выставление оценок.
11.Рефлексия ( продолжи фразу)
- У меня получилось…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Теперь я знаю…
11.Домашнее задание.
Составьте лингвистическую сказку об имени существительном.
Благодарю всех за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 5 классе Тема: Имя существительное. Повторение.
Открытый урок по русскому языку в 5 классеТема: Имя существительное. Повторение....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6классе по теме: «Разносклоняемые существительные»
Цели урока: 1.Обучающая:Формировать умение изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях, предупреждать грамматические ошибки в письменной речи.2.Раз...
Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Урок составлен к учебнику С.И.Львовой,В.В. Львова...
Открытый урок по русскому языку 7 класс на тему: "Причастный оборот. Обособление причастного оборота"
quot;Причастный оборот. Обособление причастного оборота"...
Открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Имена существительные одушевленные и неодушевленные"
Содержание открытого урока по русскому языку в рамках недели русского языка и литературы....