Урок русского языка в 6 классе
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе «Путешествие в Глагол-город»
С использованием технологии уровневой дифференциации
(групповая работа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе «Путешествие в Глагол-город»
С использованием технологии уровневой дифференциации
(групповая работа)
Цели урока:
- обобщить и систематизировать изученный материал о глаголе;
- совершенствовать умение обучающихся определять морфологические признаки глаголов;
- развивать орфографические, пунктуационные и творческие навыки обучающихся;
- развивать навыки самостоятельной работы со справочной литературой;
- воспитывать нормы речевой культуры.
Оборудование: плакат-алгоритм, таблицы, карточки, интерактивная доска.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в один из городов страны “Морфология”. А в какой город мы отправимся, вы узнаете после словарного диктанта. Отгадайте слово по его лексическому значению.
1) Раздел науки о языке, объединяющий морфологию и синтаксис, 2) учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы, 3) специалист по наукам о возделывании сельскохозяйственных культур, 4) основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры. 5) страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит, синоним к слову Родина, 6) сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска, 7) творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах, 8) месяц, следующий за октябрем, 9) шестой день недели, 10) величина, число.
(Грамматика, лаборатория, агроном, государство, отечество, лестница, искусство, ноябрь, суббота, количество). (Слайд №1)
Проверьте правильность написания словарных слов. Подсчитайте количество ошибок в группе. Сложите первые буквы каждого слова и узнаете название города. Как вы думаете, с какой целью мы отправляемся в это путешествие?
2. Систематизация знаний.
А) Итак, мы начинаем свое путешествие. У каждой группы есть маршрутный лист, на котором обозначены станции, где мы с вами будем останавливаться. Выберите лидера-экскурсовода, который будет координировать работу группы и отмечать на листе результатов фамилии учащихся, которые наилучшим образом проявили себя на одном из маршрутов. Путешествовать будем два урока. Посмотрите на маршрутный лист, как называется первая станция? У каждой группы есть карточка с заданием №1. Обсудите в группе свое сообщение и выберете экскурсовода, который лучше всего осветит его у доски, а также помощника экскурсовода, который будет знакомить туристов с законами этого города, выполняя практические задания.
Задание для первой группы.
Расскажите о частоте употребления глагола в речи. Какова история происхождения этого слова? Что означает выражение глаголить истину? В каком значении слово глагол употреблено в стихотворении А.С. Пушкина “Пророк”:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли!
Исполнись волею моей!
И обходя моря, и земли,
Глаголом жги сердца людей!
Что означает слово глагол в современном русском языке? Выберите ученика, который по схемам определит формы глаголов.
(Глаголы по частоте употребления занимают второе место после существительных. Среди 9000 слов, являющимися наиболее употребительными, глаголов около 2500).
Задание для второй группы. (Слайд №2)
Рассказать по схеме о наклонении глагола.
1 ученик у доски должен выполнить задание: записать в таблицу формы наклонения глагольной пары: познать - познавать
Инфинитив | Вид | Изъявительное наклонение | Условное наклонение | Повелительное наклонение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание для 3 группы (Слайд №3)
Рассказать по схеме о спряжении глагола. 1 ученик спрягает глагол исследовать. 2 ученик – повторить.
Задание для 4 группы (Слайд №4)
Рассказать по схеме о видах глагола. 1 ученик заполняет таблицу:
Инфинитив | Вид | Настоящее время | Прошедшее время | Будущее время |
Открыть открывать |
|
|
|
|
Б) Как называется вторая станция нашего маршрута? (орфоэпическая)
1 группа
Расставьте ударения.
Ходатайствовать, баловать, закупорить, черпать, пломбировать, премировать, плесневеть.
2 группа
Проспрягать глаголы звонить, повторитью
3 группа
Поставить глагол в форму прошедшего времени, изменить по родам и числамю
Понять, класть, отдать.
4 группа
Запишите слова в три столбика. Ударение падает на первый слог, на второй слог, на третий слог.
Ходатайствовать, баловать, закупорить, премировать, черпать, пломбировать, кашлянуть.
2. Учитель:
Как называется вторая станция нашего маршрута? (орфографическая)
Задание для 1 группы.
Какую орфограмму глагола позволяет закрепить это задание?
1. Закончи пословицу.
А) Без труда
Б) Волков бояться
В) Москва слезам
Г) Под лежачий камень
Д) Семеро одного…
Задание для 2 группы.
Поставьте слова в нужную форму, добавьте предлоги и запишите предложение.
Тихо, ночь, ложиться, вершина, гора, и, луна, глядеться, зеркало, озеро.
Объясните правописание возвратных глаголов.
Задание для 3 группы
По транскрипции запишите пословицы, обозначьте орфограммы в глаголах.
[н’и нада хвал’ица кол’и н’и знайиш как рош рад’ица]
[Н’и сп’иши йазыком тарап’ис’ д’элам]
[скажыш н’и варот’иш нап’ишыш н’и сатр’ош]
Задание для 4 группы
Отгадайте по лексическому значению слово, запишите, объясните написание суффикса.
Наносить на бумагу с помощью красок или карандашей, воспроизводить содержание истории, внимательно смотреть, разглядывать, настаивать чай с помощью заварки.
Г) Как называется 4 станция? (морфемная)
Задание для 1 группы
Замените фразеологизмы одним глаголом, выполните морфемный разбор глаголов.
Выйти из себя, чесать язык, наматывать на ус.
Задание для 2 группы
Выполните морфемный разбор глаголов в данных предложениях.
Выполните задание.
Когда выполните, внимательно проверьте по образцу.
Задание для 3 группы
Замените выражение одним глаголом, выполните морфемный разбор.
Наполнять водой емкость, наносить рисунок, передавать содержание истории.
Задание для 4 группы
Подберите синонимы к глаголам, выполните морфемный разбор.
Как называется пятая станция нашего маршрута? (исследовательская)
1 группа
Найдите в псевдотексте отрывок из басни Крылова, вспомните, как называется эта басня, определите тип речи. Какова роль глаголов в этом тексте?
Тут соловей являть свое искусство стал:
Береза стояла над крутым обрывом реки.
Ее тонкие ветви тянулись к беспокойному омуту.
Защелкал, засвистал
Ярко сияла ее гладкая белая кора в темную полосочку.
На тысячу ладов тянул, переливался:
Все кругом заполнилось мягким отсветом
То нежно он ослабевал,
Даже омут выглядел не таким уж темным.
И томной вдалеке свирелью отзывался.
2 группа
Подготовьте выразительное чтение текста. Определите его тему, идею и тип речи. (Рассказать о роли слова в жизни человека). Какова роль глаголов в этом стихотворении? Какие глаголы являются метафорами?
Когда ты хочешь
молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
3 группа
Какова тема данного стихотворения? Угадайте, как оно называется? О каких событиях рассказывается в стихотворении, которые происходили в прошлом или которые происходят в момент речи? Глаголы какого времени и какого лица преобладают в стихотворении? Почему?
И.Бунин
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок - как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
И ствол - гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
4 группа
Расположите стихотворные строки так, чтобы получилось стихотворение Пушкина. Определите, к какому стилю относится данное стихотворение. Какую картину рисует автор? Какова роль глаголов в тексте?
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Уж небо осенью дышало,
С печальным шумом обнажалась,
Лесов таинственная сень
Ложился на поля туман,
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Гусей крикливых караван
Стоял ноябрь уж у двора.
Станция “Творчество”
Учитель.
- Итак, мы с вами находимся на заключительной станции нашего маршрута. Здесь мы будем создавать осеннюю сказку. Она должна получиться такой же красивой, как осенний лес на слайде. А способ создания сказки вы выберете сами. Перед вами три вида заданий разной степени сложности, выберете то, которое вам наиболее подходит.
А) Вставьте в текст подходящие глаголы. Озаглавьте текст.
- Осень …….уже и в лес. Сперва, когда все листья ……….в яркие цвета, он был очень красив.
Потом …….сердитые ветры. Они ……….желтые, красные, бурые листья с веток, ……….их по воздуху и ……….. на землю.
Скоро лес……., ветки………, а земля под ними ………,.разноцветными листьями.
(слова для справок: явиться, окраситься, подуть, сорвать, развеять, сбросить, опустеть, оголиться, покрыться)
Б) Расположите предложения так, чтобы получился текст. Подберите к нему заглавие. Глаголы какой формы преобладают в вашем тексте. Какой глагол использован в переносном значении? С какой целью?
Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетевшей листвы.
В) Составьте сочинение миниатюру по иллюстрации, используйте глаголы как средство описания осени в парке. Начните со слов: Волшебница - осень не пожалела для природы ярких, нарядных красок. Заходишь в парк, словно в расписной терем, и не налюбуешься.
3. Проверка творческих заданий.
4. Подведение итогов.
Лидеры групп представляют свои отчеты.
Домашнее задание. Составить текст в научном стиле на тему “Что я знаю о глаголе” или лингвистическую сказку “Жил-был Глагол”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....