Прием "Поиск правила" на уроках русского языка в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Новые стандарты образования гласят, что учитель должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы обучающиеся могли сами добывать новые знания, а не получать их в готовом виде. Прием, описанный мной в этой работе, помогает учащимся самим находить и формулировать правило, объяснять особенности его использования.
Прием «Как отыскать правило?» неоднократно мной использовался на уроках русского языка и в немного измененном виде – на уроках литературы. Практика показала, что детям такая форма работы нравится: она новая для них, необычная и интересная. Дети с удовольствием работают на уроках, отыскивают правило самостоятельно, в парной и групповой работе.
Приемом я активно пользуюсь на уроках русского языка в 5-7 классах.
Подходит он в первую очередь для урока открытия нового знания. При этом само «новое знание» (теоретическая информация, чаще всего правило) никогда не дается обучающимся в готовом виде: они должны его самостоятельно «добыть». Чаще всего я даю им несколько стандартных, соответствующих правилу «подсказок», из которых обучающиеся во время фронтальной, парной или групповой работы ищут закономерности для формулировки нового правила правописания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnyy_material.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМ «ПОИСК ПРАВИЛА» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ракипова Юлия Рустамовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 60»
г. Набережные Челны
Актуальность работы. Новые стандарты образования гласят, что учитель должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы обучающиеся могли сами добывать новые знания, а не получать их в готовом виде. Прием, описанный мной в этой работе, помогает учащимся самим находить и формулировать правило, объяснять особенности его использования.
Практическая значимость. Прием «Как отыскать правило?» неоднократно мной использовался на уроках русского языка и в немного измененном виде – на уроках литературы. Практика показала, что детям такая форма работы нравится: она новая для них, необычная и интересная. Дети с удовольствием работают на уроках, отыскивают правило самостоятельно, в парной и групповой работе.
Приемом «Поиск правила» я активно пользуюсь на уроках русского языка в 5-7 классах.
Подходит он в первую очередь для урока открытия нового знания. При этом само «новое знание» (теоретическая информация, чаще всего правило) никогда не дается обучающимся в готовом виде: они должны его самостоятельно «добыть». Чаще всего я даю им несколько стандартных, соответствующих правилу «подсказок», из которых обучающиеся во время фронтальной, парной или групповой работы ищут закономерности для формулировки нового правила правописания.
Для объяснения работы с приемом приведу пример его использования на уроке русского языка в 5 классе на тему «Правописание корня -лаг-//-лож-».
Объяснение нового материала (даже не объяснение, а изучение, «открытие» детьми нового знания) начинается с того, что я им предлагаю изучить ряд слов, написанных на индивидуальных карточках или доске, и понять, на какие 2 группы и по какому признаку их можно разделить. Конечная задача детей на уроке — найти, «где спрятано правило».
Текст карточки
Положить, наложить, налагать, излагать, изложение, приложить, приложение, прилагательное, полог. |
Учащиеся через некоторое время понимают, что у слов 2, как они на тот момент думают, корня — «лаг» и «лож». Потому и делят слова на 2 группы. Я прошу их похожие друг на друга слова располагать друг напротив друга. Если с каким-то словом разобраться у них не получается, то прошу такие примеры не включать ни в какую группу.
положить наложить изложение приложить, приложение | - налагать излагать прилагательное |
полог (?) |
Слово «полог» дети расположили отдельно и посередине столбика, потому что корень в нем отличается и от корня «лаг», и от корня «лож».
Далее предлагаю учащимся выяснить, могут ли слова в двух столбиках быть однокоренными. Дети разными способами пытаются доказать свою точку зрения. Если их догадки далеки от истины, задаю наводящие вопросы, предлагаю сравнить слова «излагать» и «изложение». Ученики самостоятельно или при помощи словарей устанавливают, что данные слова имеют корень с одним и тем же значением, т.е. являются однокоренными. Они приходят к выводу, что «лаг» и «лож» — это один и тот же корень, просто в нем происходит чередование гласных и согласных.
Следующий мой наводящий вопрос — «Как назовем искомое правило?». Учащимся необходимо в этот момент установить, в чем сложность написания такого корня и правописание каких гласных/согласных букв необходимо, на их взгляд, проверять. Дети предлагают свои варианты названий правила: «Правило для корней ЛАГ и ЛОЖ» (этот вариант не верен, так как корень один, просто с чередованием, потому вместе с детьми обсуждаем, почему такой вариант названия для правила не подойдет), «Гласные А и О в корне ЛАГ/ЛОЖ», «Чередование в корне ЛАГ/ЛОЖ» и т.д. Вместе с учащимися выбираем наиболее понравившийся ответ.
Далее детям предлагаю изучить, в чем особенность корня с чередующимися гласными в данных в двух столбиках словах.
положить наложить изложение приложить, приложение | - налагать излагать прилагательное |
полог (?) |
В ходе обсуждения (с одноклассниками в группах, парах или во время фронтальной беседы) устанавливаем, что гласная о встречается только в корне –лож-, всегда перед согласным ж. Соответственно, гласная буква а встречается только в корне –лаг- перед согласным г.
Что же касается слова «полог». Дети быстро догадываются, что это слово относится к исключению из правил. У данного правила всего одно исключение, поэтому я его дала учащимся вместе с другими словами, которые правилу соответствуют. Если же таких слов-исключений много, я даю их детям на заучивание в готовом виде.
Далее предлагаю детям разобраться, подходят ли под правило приведенные ниже слова. Для этого предлагаю найти корень в каждом слове.
Ложный, лгать, лжец. |
Учащиеся понимают, что эти слова — однокоренные между собой, но не являются родственными со словами с корнем «-лаг-/-лож-», и что в них происходят иные чередования, поэтому применять к ним сформулированное правило не получится.
Заключительный этап работы с новым правилом — это совместное составление алгоритма пользования новым правилом.
Алгоритм пользования правилом «Правописание корня с чередованием –ЛАГ-//-ЛОЖ-
|
Итак, прием «Поиск правила» можно разделить на несколько этапов:
- Работа со словами - «подсказками»: словами, правописание которых можно проверить по искомому правилу.
- Этап «Как назовем правило?»
- Этап «Ищем исключения».
- Этап «Все ли похожие слова можно проверить этим правилом?»
- Этап «Составление алгоритма для пользования правилом».
Плюсы приема:
- учащимся интересно быть в поиске, находить какие-либо решения, пути выхода из нестандартных ситуаций;
- правило быстро запоминается, когда учащийся «открыл» его для себя сам;
- во время поиска учитель обращает внимание детей на все нюансы, тонкости пользования правилом, поэтому дети совершают в будущем меньше орфографических ошибок;
- прием можно видоизменить и применять не только на уроках русского языка.
Недостатки приема:
- самостоятельная формулировка правила учащимися занимает гораздо больше времени на уроке, чем традиционное объяснение материала учителем;
- во время «поиска» не все учащиеся желают принимать активное участие в обсуждении, поэтому желательно проводить данную работу в группах или парах, с распределением обязанностей между всеми их участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....