Рабочая программа по русскому языку для 9 класса к учебнику С.Г.Бархударова.
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Лебедева Наталья Александровна

Настоящая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа ориентирована на учебник С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова и др. "Русский язык 9 ", М., "Просвещение", 2019.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_9_kl.docx38.73 КБ

Предварительный просмотр:

филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Чулковская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района Рязанской области «Секиринская основная общеобразовательная школа»

                «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________Л.Б.Косоурова

                      «Утверждено»
    Директор МБОУ «Чулковская СОШ»
    ___________    Л.А. Машникова
           Приказ от 30.08.2019 г. № 37 ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку  

9  класс

                                                                                                                           Составлена  

учителем  русского языка и литературы                

Лебедевой Н.А.


 Рассмотрена на  педагогическом совете,

протокол № 1 от 30.08. 2019 г.

2019 / 2020 учебный год

Пояснительная записка.

Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и  культуроведческой компетенций.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ»Куженкинская  СОШ» в IX классе – 68 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

                                             Учебно-тематический план.

Содержание

Всего

кол-во часов

Из них

кол-во контрольных

Из них

развитие речи

Международное значение русского языка

1

0

0

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

12

1

2

Сложносочиненные предложения

11

1

5

Сложноподчиненные предложения

32

1

8

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

9

1

3

Бессоюзные сложные предложения

17

1

6

Сложные предложения с различными видами связи

9

0

4

Общие сведения о языке

6

0

2

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

39

0

8

Итого:

136

5

38

                             

Содержание тем учебного курса.

Международное значение русского языка (1 ч)

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (12 ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложносочиненные предложения (11 ч + 5 ч)

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения (32 ч + 8 ч)

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения (17 ч + 6 ч)

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи (9 ч + 4 ч)

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке (6 ч +2 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи (39 ч + 8 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Международное значение русского языка.

1

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

2

Фонетика. Графика. Орфография.

1

3

Лексика и фразеология.

1

4

Морфемика и словообразование.

1

5-6

Морфология. Орфография.

2

7-8Р

Сочинение по картине В.Васнецова «Баян».

2

9-10

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

2

11Р

Текст.

1

12К

Контрольная работа №1

Входная контрольная работа по теме «Повторение в 5-8 классах».

1

13

Анализ ошибок контрольной работы.

1

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

14-15

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

2

16-17Р

Способы сжатого изложения содержания текста. Тезисы. Конспект.

2

18-19Р

Сжатое изложение.

2

20-21

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.

2

22Р

Рецензия.

1

23К

Контрольная работа №2.  

Контрольная работа по теме «Сложносочинённое предложение».

1

24

Анализ ошибок контрольной работы.

1

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

25

Строение сложноподчинённого предложения. Средства связи частей СПП.

1

26

Указательные слова в сложноподчинённом предложении.

1

27

Место придаточных предложений в СПП.

1

28-29

Основные группы СПП по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

2

30-31Р

РР Изложение  (по упр. 126).

2

32-33

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

2

34

Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными  определительными и изъяснительными».

1

35

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

1

36-37

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.

2

38

Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

1

39

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

1

40-41Р

Сжатое изложение. (Упр. 180).

2

42Р

 Сочинение-рассуждение о природе родного края (Упр. 181).

1

43

Сложноподчинённые предложения с придаточными условными.

1

44

Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.

1

45

Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.

1

46-47Р

Р/р. Подготовка к сжатому изложению (по материалам ГИА). Написание сжатого изложения (с сайта ФИПИ).

2

48

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.

1

49

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными.

1

50Р

Сочинение-рассуждение «Почему необходимо много и внимательно читать?» (упр. 216)

1

51

Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия.

1

52-53

Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.

2

54

Повторение по теме «СПП с придаточными обстоятельственными».

1

55К

Контрольная работа №3.  

Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений».

1

56

Анализ ошибок контрольной работы.

1

СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

57-59

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными и пунктуация при них.

3

60-61Р

Сочинение о жизни современной молодёжи (упр. 244)..

2

62Р

Деловые бумаги.

1

63

Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение».

1

64К

Контрольная работа №4.  

Контрольная работа по теме: «Сложноподчинённое предложение».

1

65

Анализ ошибок контрольной работы.

1

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

66-67

Бессоюзные сложные предложения.

2

68-69

Сжатое изложение (по материалам ОГЭ).

2

70

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

1

71-72

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

2

73-74Р

Обучающее сочинение на лингвистическую тему (9.1).

2

75-76

Тире  в бессоюзном сложном предложении.

2

77Р

 Проект  «Синтаксические синонимы ССП, СПП, бессоюзных сложных предложений».

1

78

Обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении и пунктуации в них.

1

79К

Контрольная работа №5.  

Контрольная работа по теме: «Бессоюзные сложные  предложения».

1

80

Анализ ошибок контрольной работы.

1

81-82

Реферат.

Сообщение на лингвистическую тему.

2

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

83-85

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

3

86-87Р

Сочинение-рассуждение «Как я понимаю храбрость?» 

2

88-89Р

Сжатое изложение (Упр. 301)

2

90

Авторские знаки препинания.

1

91К

Диагностическая работа в формате ОГЭ (часть 2)

1

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

92-93

Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление.

2

94-95

Русский литературный язык и его стили.

2

96-97Р

Обучающее сочинение-рассуждение 9.2. Сочинение в формате ОГЭ.

2

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В  9 КЛАССЕ

98

Фонетика. Графика. Орфография.

1

99-100

Лексикология. Фразеология. Орфография.

2

101-102Р

РР Сжатое изложение. (Упр. 360)

2

103-104

Морфемика. Словообразование. Орфография.

2

105-106

Морфология. Именные части речи.

2

107-108Р

Сочинение-рассуждение 9.1. Сочинение в формате ОГЭ.

2

109

Анализ ошибок сочинений.

1

110-111

 Морфология. Глагол, причастие, деепричастие.

2

112

Наречие. Слова категории состояния.

1

113-114

Предлог. Союз. Частица.

2

115-119

Синтаксис. Пунктуация.

5

120-121

Сочинение-рассуждение 9.2. Сочинение в формате ОГЭ.

2

122

Анализ ошибок сочинений.

1

123

Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.

1

124-125

Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

2

126-127

Сочинение-рассуждение 9.3. Сочинение в формате ОГЭ.

2

128

Анализ ошибок сочинений.

1

129

Скобки, кавычки.

1

130-133

Диагностическая работа в формате ОГЭ.

4

134

Анализ ошибок диагностической работы.

1

135

Предупреждение речевых и грамматических ошибок. Редактирование текстов.

1

136

Готовимся к ОГЭ. Тайны русского языка.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. "Русский язык 6 класс"

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, Л.Т. Григорян «Русский язык 6 класс», Москва, «Просвещение», 2012 г....

Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику Бархударова

Пояснительная записка.Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и ...

Рабочая программа по русскому языку 11 класс к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе "Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)" к учебнику Грекова В.Ф., КрючковаС.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку.8 класс по учебнику С. Г.Бархударова

Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, ссылки на интернет-ресурсы...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику С.Г.Бархударова,С.Е.Крючков,Л.Ю.Максимов,Л.А.Чешко и др. М.: «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по предмету "Русский язык» для 9 класса основной общеобразовательной школы составлена к учебнику С.Г.Бархударова,С.Е.Крючкова,Л.Ю.Максимова,Л.А.Чешко идр. 9 кла...