Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе на 2012-2013 год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку. Сборник нормативных документов. Русский язык. (составители: Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев,- М.: Дрофа, 2007г.
Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем); сдача ЕГЭ по русскому языку как обязательного.
Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций..
Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление, расширение и совершенствованием знаний по синтаксису и пунктуации, так как вопросы орфоэпии, лексики, морфемики, орфографии и морфологии были изучены в 10 классе. Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь. Повторение материала по синтаксису и пунктуации планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМ-ов по каждой теме, что позволит вести подготовку к ЕГЭ на каждом уроке. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются, проверочные тестовые работы, комплексный анализ текста, сочинения по исходному тексту.
Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 11 классе по данной программе сводятся к следующему:
-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (11 класс).
Формы обучения:
Повторительно-обобщающий урок, урок развития речи, урок контроля знаний.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- выполнение практических заданий из КИМ-ов;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
- информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
определение проблемы текста;
аргументация своей точки зрения;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
По окончании 11-го класса учащиеся должны:
иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной формах;
выявлять подтекст;
владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;
уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;
пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
участвовать в диспуте, дискуссии;
иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.
Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.
Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков — с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).
При словообразовательном разборе и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.
При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).
Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение, узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требует от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. Используемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту — по сути своей ключевую! — операцию. Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».
Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз, частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет главную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:
найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;
назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;
определите разряд (группу) по значению;
выявите синтаксическую (или смысловую) роль;
как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи);
каковы особенности правописания.
Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно, и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой, словообразовательный разбор — с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся в слове суффикс, и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).
Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания» (с определением и способа синтаксической связи между словами, и грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов, осложняющих предложение), «Разбор сложного предложения» (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно — выполнить это действие).
Лексико-фразеологический разбор
Дайте толкование выделенных слов.
Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?
Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.
Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.
Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.
Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?
Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.
Речеведческий разбор текста
Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.
Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.
Выделите микротемы, составьте план.
Укажите средства связи между частями текста.
Определите тип речи, стиль и жанр.
Укажите используемые стилистические средства.
Назовите особенности построения текста (его композиции).
Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.
Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.
При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художественно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка; завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.
План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения.
|
|
Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе «Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)» к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011. В 10-11 классах в школе осуществляется профильное обучение. Количество часов по программе – 34, что соответствует количеству часов по учебному плану школы – 34. В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование введены работы формата ЕГЭ. На уроках проводятся разные виды тестирования, разноаспектная работа с текстом. На уроках планируется использование современных средств наглядности: компьютер, мультимедийный проектор. Составлен дидактический и наглядный материал к урокам. Это компьютерные презентации, зрительные диктанты, тесты, индивидуальные карточки.
Общая характеристика учебного предмета. Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе учитывает компетентностный подход и предполагает развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции. Учебник В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко носит в основном практическую направленность. Особое внимание в нём уделяется формированию и развитию языковой и коммуникативной компетенции учащихся. В особый раздел не выделены материалы, обеспечивающие формирование и развитие культуроведческой компетенции, они включены в задания, представленные в различных композиционных частях учебника, а также не объединены в особый раздел сведения о тексте и его признаках, уже известные учащимся 10-11 классов. Реализация программы предполагает систематическую работу с текстами разных типов и анализ текстообразующих функций различных языковых средств. Задания, связанные с многоаспектным анализом текста, преобразованием информации, в нём содержащейся, и последовательным формированием навыков речевого общения, включены во все разделы учебника.
Цели и задачи обучения. - Воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;
- развитие познавательной активности, коммуникативных способностей, речи и мышления на межпредметной основе, навыков самообразования и самоорганизации, использование языка в различных сферах и ситуациях общения, умения пользоваться всеми видами лингвистических словарей;
- усвоение знаний о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
- закрепление и углубление знаний о языке как системе, разных языковых уровнях, единицах языка и их взаимодействии между собой, языковых нормах, функционально-стилистической системе языка;
- расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста;
- овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами языка, различать варианты и нарушения норм языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и умений на уроках литературы, при анализе литературного произведения, повышение уровня речевой культуры;
- формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуально-речевого стиля учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать/понимать: - основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
- роль русского языка в современном мире о его место среди других языков мира;
- имена выдающихся учёных-лингвистов;
- типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);
- источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);
- лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и её компоненты, культура речи).
Учащиеся должны уметь: говорение и письмо - создавать высказывания на лингвистическую тему;
- передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
- соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
- оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
- выявлять подтекст;
- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
- создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
- писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
- принимать участие в диспуте, дискуссии;
- составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
аудирование и чтение - владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
- извлекать необходимую информацию из различных источников (справочная, учебная, художественная литература, средства массовой информации);
анализ текста и языковых единиц - выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
- анализировать особенности употребления основных единиц языка;
- анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
При изучении русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются общеучебные умения: коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения); интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, оценивание, классификация); информационные (извлечение информации из различных источников); организационные (осуществление контроля и самоконтроля).
Содержание тем учебного курса Текст как единица речи. Содержание и языковое оформление текста. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) Стилевые разновидности текстов. Стилистика как раздел науки о языке. Стиль. Классификация стилей. Научный стиль. Официально деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Понятие о системе языка. Единицы и уровни языка. Взаимосвязь единиц разных уровней языка. Нормы литературного языка. Орфоэпические, лексические, словообразовательные и грамматические нормы. Орфографические и пунктуационные нормы. Синтаксис и пунктуация . Пунктуационные нормы. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные побудительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по структуре (односоставные и двусоставные) Классификация предложений по наличию главных членов.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Соединительное и интонационное тире. Согласование сказуемого и подлежащего.
Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Управление при словах, близких по значению. Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее из числительного и существительного в родительном падеже. Однородные члены предложения и их отличительные признаки. Виды сочинительных союзов ( соединительные, противительные, разделительные). Знаки препинания при однородных членах. Однородные и неоднородные определения и приложения. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.
Понятие об обособлении. Обособленные определения. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными.
Понятие об обособлении. Обособленные приложения. Согласованное и несогласованное приложение. Приложения, присоединяемые союзом как . обособленные дополнения.
Понятие об обособлении. Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами.
Понятие об обособлении. Уточняющие, дополнительные и присоединительные конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.
Понятие о вводных словах. Группы вводных слов. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения (вводные слова и словосочетания, вставные конструкции).
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения. Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.
Сложное предложение Сложносочинённое предложение (ССП). Знаки препинания в ССП. Сочинительные союзы, их виды (соединительные, противительные, разделительные) в ССП в соответствии с пунктуационными нормами.
Сложноподчинённое предложение (СПП). Знаки препинания в СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Знаки препинания в СПП с одним придаточным.
Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Подчинительные союзы и союзные слова. Способы связи между частями СПП с несколькими придаточными (однородное, последовательное, параллельное). Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.
Бессоюзное сложное предложение (БСП). Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания в БСП.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге и цитатах. Не собственно прямая речь.
Повторение и обобщение изученного.
Фонетика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация. Речь. Текст. Языковые нормы. Выразительность русской речи.
Учебно-тематический план
1. Повторение – 6 часов 2. Синтаксис и пунктуация – 26 часов (22+4). - основные принципы русской пунктуации 1 час.
- простое предложение – 15часов (13+2);
- сложное предложение –10 часов(8+2);
3.Повторение и обобщение изученного-3. ИТОГО: 35 часов.
Плановые контрольные уроки: контрольные работы-4(6ч.) контрольные тесты -2 тесты в процессе урока -5 контрольные словарные диктанты-4 контрольные сочинения- 2 (4ч.)
п\п | Дата | Тема урока | Часы | Тип урока | Основные требования к ЗУН учащихся. | Виды контроля | Словарная работа |
|
| План | Факт |
|
|
|
|
|
| Повторение (6 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
| 1. | 2.09-7.09
| Текст. | 1 | Урок развития речи | ЗНАТЬ: основные элементы содержания текста. УМЕТЬ: определять тему текста, особенности смыслового типа , стилистических задач; отбирать языковые средства в зависимости от содержания, смыслового типа, функционального стиля речи. | Комплексный анализ текста. | Список слов (книга «Русский язык 2012 год»). |
| 2. | 09.09 14.09
| Стилистика. Функциональные стили. | 1 | Урок развития речи | ЗНАТЬ: классификацию функциональных стилей речи; отличительные признаки и жанровое своеобразие научного, публицистического, официально-делового и разговорного стилей. УМЕТЬ: аргументированно определять функционально- стилистическую принадлежность текста; создавать текст определённого стиля речи и жанра. | Стилистический анализ текста, тестовые задания, аналогичные заданию А29 ЕГЭ. |
|
| 3-4. | 16.09-21.09 23.09-28.09 | Входной контроль. Тест. | 2 |
|
|
|
|
| 5. | 30.09-5.10
| Основные разделы русского языка | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: основные уровни (разделы) языка; взаимосвязь единиц разных уровней языка. УМЕТЬ: выполнять основные виды разборов. | Комплексный анализ текста. |
|
| 6. | 07.10-12.10
| Нормы русского языка. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: основные нормы литературного языка. УМЕТЬ: соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи. | Тестовые задания, аналогичные заданиям А3,5 ЕГЭ. | Тест №1. |
| Синтаксис и пунктуация (26 часов: 22+4) |
|
|
|
|
|
|
|
| 7. | 14.10-19.10
| Основные принципы русской пунктуации. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | ЗНАТЬ: основные принципы русской пунктуации (смысловой, структурный, интонационный); основные правила постановки знаков препинания; функциональное деление знаков препинания на разделительные и выделительные. УМЕТЬ: различать разделительные и выделительные знаки препинания; анализировать знаки препинания (тип и функция) | Сочинение-рассуждение по фрагменту работы Ф.И. Буслаева (упр.378) | К.словарный диктант №1. |
| ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 часов: 13+2) |
|
|
|
|
|
|
|
| 8. | 21.10-26.10
| Классификация простых предложений | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: основные признаки предложения; классификацию предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, структуре; типы односоставных предложений . УМЕТЬ: выполнять синтаксический разбор простых предложений; определять типы предложений по интонации, эмоциональной окраске, наличию грамматических основ; опознавать основные типы односоставных предложений. | Тестовые задания, аналогичные заданиям А19-А25 ЕГЭ. |
|
| 9. | 5.11-09.11
| Тире между подлежащим и сказуемым и в неполном предложении. Согласование сказуемого и подлежащего. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении; правила согласования сказуемого и подлежащего. УМЕТЬ: отличать соединительное и интонационное тире; употреблять тире между подлежащим и сказуемым и в неполном предложении в соответствии с пунктуационными нормами; правильно согласовывать сказуемое и подлежащее. | Тестовые задания, аналогичные заданиям А20, А22 ЕГЭ. |
|
| 10. | 11.11-16.11
| Особенности употребления второстепенных членов предложения. | 1 | Урок развития речи. | ЗНАТЬ: второстепенные члены предложения и их типы; отличительные особенности употребления второстепенных членов предложения. УМЕТЬ: употреблять второстепенные члены предложения в соответствии с грамматическими (синтаксическими) нормами. | Тестовые задания, аналогичные заданию А22 ЕГЭ, объяснительный диктант. | Тест№2. |
| 11. | 18.10-23.11
| Предложения с однородными членами.
| 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: отличительные признаки однородных членов предложения; виды сочинительных союзов; правила постановки знаков препинания между однородными членами, при обобщающих словах. УМЕТЬ: различать однородные и неоднородные определения; расставлять знаки препинания при однородных членах в соответствии с пунктуационными нормами. | Тестовые задания, аналогичные заданию А20 ЕГЭ, «Проверь себя». | К.словарный диктант№2 |
| 12. | 25.11-30.11
| Предложения с обособленными членами предложения. Обособление определений | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: отличительные признаки обособления; условия обособления определений. УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор простых осложнённых предложений. | Тестовые задания, аналогичные заданию А20 ЕГЭ, «Проверь себя». |
|
| 13. | 2.12-7.12
| Обособленные приложения и дополнения. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: отличительные признаки обособления; условия обособления приложений и дополнений. УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями и дополнениями в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор простых осложнённых предложений. | Схематический диктант. |
|
| 14. | 09.12-14.12
| Обособленные обстоятельства. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: отличительные признаки обособления; условия обособления обстоятельств. УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор простых осложнённых предложений. | Тестовые задания, аналогичные заданию А20 ЕГЭ. | Тест№3. |
| 15. | 16.12-21.12
| Предложения с уточняющими членами предложения. Уточняющие обстоятельства.
| 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: отличительные признаки обособления; условия обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений, уточняющих членов предложения. УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор простых осложнённых предложений. | Диктант с графическим обозначением пунктограмм. |
|
| 16. | 23.12-27.12
| Сравнительные обороты.
| 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: условия постановки знаков препинания при сравнительных оборотах; изобразительно- выразительную функцию сравнительных оборотов. УМЕТЬ: расставлять знаки препинания при сравнительных оборотах в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор простых осложнённых предложений. | «Проверь себя». |
|
| 17-
18. | 10.01-18.01
20. 01-25.01
| Р.Р. Контрольное сочинение №1 на морально-этическую тему (типа ЕГЭ часть С) . | 2 | Повторительно-обобщающий урок | УМЕТЬ: выявлять, формулировать и комментировать проблему текста; определять авторскую позицию; аргументировать собственную позицию. | Сочинение - рассуждение. Задание ,аналогичное заданию С в ЕГЭ. |
|
| 19. | 27.01-1.02
| Вводные слова, предложения и вставные конструкции. | 1 | Повторительно-обобщающий урок. | ЗНАТЬ: основные группы вводных слов; условия постановки знаков препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях. УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения в соответствии с пунктуационными нормами. | Тестовые задания, аналогичные заданию А21 ЕГЭ. |
|
| 20. | 3.02-8.02
| Обращение. Междометие в составе предложения. Слова-предложения ДА, НЕТ. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: условия постановки знаков препинания при обращениях, междометиях, звукоподражательных словах, словах-предложениях да, нет. УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, в соответствии с пунктуационными нормами; употреблять обращения в соответствии с нормами речевого этикета. | Тестовые задания, аналогичные заданиям частей А, В ЕГЭ. | К.словарный диктант№3 |
| 21-22. | 10.02-15.02
17.02-22.02 | Контрольная работа №1 по теме «Синтаксис и пунктуация простого осложнённого предложения».
| 2 | Урок контроля знаний. | ЗНАТЬ: признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка. УМЕТЬ: соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные).
| Тестовые задания, аналогичные заданиям А, В ЕГЭ. |
|
| Сложное предложение (8+2часов) |
|
|
|
|
|
|
|
| 23. | 24.02. -01.03
| Сложносочинённое предложение. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: отличительные признаки ССП; виды сочинительных союзов; правила постановки знаков препинания между частями СПП.. УМЕТЬ: определять вид СПП; выполнять синтаксический разбор ССП; расставлять знаки препинания в СПП в соответствии с пунктуационными нормами. | «Проверь себя». |
|
| 24. | 03.08-08.03
| Сложноподчинённое предложение. СПП с одним придаточным. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: отличительные признаки СПП; средства связи между частями СПП; виды подчинительных союзов; виды придаточных. УМЕТЬ: различать подчинительные союзы и союзные слова; выполнять синтаксический разбор СПП; расставлять знаки препинания в СПП в соответствии с пунктуационными нормами. | Схематический диктант. |
|
| 25. | 10.03-15.03
| Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | УМЕТЬ: заменять СПП синонимичными им предложениями с причастными и деепричастными оборотами; выполнять синтаксический разбор СПП. | Тестовые задания, аналогичные заданию А26 ЕГЭ. | Тест№4. |
| 26 | 17.03-22.03 | Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: способы связи между частями СПП с несколькими придаточными. УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор СПП; устранять ошибки в построении СПП. | «Проверь себя» |
|
| 27. | 1.04-5.04
| Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.
| 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: способы связи между частями СПП с несколькими придаточными. УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор СПП; устранять ошибки в построении СПП. | Тестовые задания, аналогичные заданию А25 ЕГЭ. | Тест №5 |
| 28-29 | 7.04-12.04 14.04-19.04 | РР Контрольное сочинение - рассуждение по прочитанному тексту №2.
| 2 | Урок развития связной письменной речи . | УМЕТЬ: выявлять, формулировать и комментировать проблему текста; определять авторскую позицию; аргументировать собственную позицию. | Сочинение - рассуждение. Задание ,аналогичное заданию С в ЕГЭ. |
|
| 30 | 21.04-26.04
| Бессоюзное сложное предложение. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: отличительные признаки БСП; условия постановки знаков препинания в БСП. УМЕТЬ: выполнять синтаксический разбор БСП; определять смысловые отношения между частями БСП в соответствии с пунктуационными нормами. | Объяснительный диктант; тестовые задания, аналогичные заданию А23 ЕГЭ. |
|
| 31
| 28.04-03.05
| Сложные предложения с разными видами связи. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи. | Объяснительный диктант, схематический диктант. | К.словарный диктант№4. |
| 32. | 5.05-10.05
| Прямая и косвенная речь. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: основные способы передачи чужой речи; условия постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью. УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях с чужой речью в соответствии с пунктуационными нормами; составлять диалог; правильно оформлять цитаты. | Тестовые задания, аналогичные заданию А25 ЕГЭ, пунктуационный диктант. |
|
| Повторение и обобщение изученного -3 часа |
|
|
|
|
|
|
|
| 33. | 12.05-17.05- | Основные разделы лингвистики. | 1 | Повторительно-обобщающий урок | ЗНАТЬ: признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка. УМЕТЬ: соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные). | Тестовые задания, аналогичные заданиям А, В ЕГЭ. |
|
| 34-35 | 19.05-24.05 | Итоговая контрольная работа №2 по темам , изученным в 10-11 классах. | 2 | Урок контроля знаний. | ЗНАТЬ: признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка. УМЕТЬ: соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные). | Тестовые задания, аналогичные заданиям А, В ЕГЭ. |
|
|
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс X I класса: Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются: 1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа; 2) воспитание любви к родному языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка; 3) расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях; 4) способность к продуцированию текстов разных жанров; 5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса. Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой; • способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию; • адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения; говорение и письмо: • умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учётом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения; • умение свёртывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект и т. д.); • владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нём грамматические, стилистические и речевые ошибки; умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем; 2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении. Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются: 1) расширение представлений о роли языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества; 2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны); 3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма; 4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил; 5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств; 6) умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста); 7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.
Учебно-методический комплект учащихся: I. Основной учебник: Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2011 II.Учебно-методический комплект учителя: 1. Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007 2. Добротина И. Г. Уроки русского языка в 10-м классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия Холдинг, 2004 3. Раман Т. В. Тематическое поурочное планирование по русскому языку: 10 класс. – М.: Экзамен, 2004 4. Демидова Н. И. Поурочное планирование по русскому языку: 10 класс. – М.: Экзамен, 2006 5.Рабочие программы по русскому языку к УМК В.Ф.Грекова и др. для 10-11 классов. Автор-составитель Баранова М.М. III. Дополнительная литература: Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005. М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г. Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г. Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г. С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г. Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010
|
|
|
|
|
|
|