Рабочая программа по русскому языку 11 класс к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы.
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе "Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)" к учебнику Грекова В.Ф., КрючковаС.Е., Чешко Л.А. Русский язык 10-11 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе на 2012-2013 год.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку. Сборник нормативных документов. Русский язык. (составители: Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев,- М.: Дрофа, 2007г.

   Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков,   а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного    р а з в и т и я   школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

По сравнению с   обязательным минимумом  содержания среднего (полного) общего образования  1999 года данная рабочая программа содержит ряд новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем); сдача ЕГЭ по русскому языку как обязательного.

Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование общеучебных знаний, умений и навыков, коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций..

        Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление, расширение и совершенствованием знаний   по синтаксису и пунктуации, так как вопросы орфоэпии, лексики, морфемики, орфографии и морфологии были изучены в 10 классе. Особое внимание в программе уделяется  публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь. Повторение материала по синтаксису и пунктуации планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМ-ов по каждой теме, что позволит  вести подготовку к ЕГЭ на каждом уроке. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются, проверочные тестовые работы, комплексный анализ текста, сочинения по исходному тексту.

        

Курс русского языка в XI классе направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 11 классе по данной программе сводятся к следующему:

-закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по орфоэпии, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (11 класс).

Формы обучения:

Повторительно-обобщающий урок, урок развития речи, урок контроля знаний.

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста  на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;

 - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-  взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-  выполнение практических заданий из КИМ-ов;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

- информационная переработка устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста с использованием цитат;

   определение проблемы текста;

   аргументация своей точки зрения;

   переложение текста;

   продолжение текста;

   составление тезисов;

    редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

      По окончании 11-го класса учащиеся должны:

      иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

      владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

      уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной формах;

      выявлять подтекст;

      владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

      производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

      уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;

      пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

      пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

      писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;

      писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;

      составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

      участвовать в диспуте, дискуссии;

      иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

      Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

     - учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

     - учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

     -  учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

      Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

      Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.

      Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков — с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).

      При словообразовательном разборе и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.

      При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).

      Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение, узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требует от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. Используемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту — по сути своей ключевую! — операцию. Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».

      Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз, частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет главную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:

      найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;

      назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;

      определите разряд (группу) по значению;

      выявите синтаксическую (или смысловую) роль;

      как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи);

      каковы особенности правописания.

      Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно, и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой, словообразовательный разбор — с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся в слове суффикс, и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).

      Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания» (с определением и способа синтаксической связи между словами, и грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов, осложняющих предложение), «Разбор сложного предложения» (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно — выполнить это действие).

Лексико-фразеологический разбор

      Дайте толкование выделенных слов.

      Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?

      Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.

      Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.

      Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.

      Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?

      Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

Речеведческий разбор текста

      Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

      Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

      Выделите микротемы, составьте план.

      Укажите средства связи между частями текста.

      Определите тип речи, стиль и жанр.

      Укажите используемые стилистические средства.

      Назовите особенности построения текста (его композиции).

      Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.

      Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.

      При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художественно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка; завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.

      План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения.

http://www.profistart.ru/images/dot.gif

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе «Программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень)» к учебнику Грекова В. Ф., Крючкова С. Е., Чешко Л. А. Русский язык. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2011.

В 10-11 классах в школе осуществляется профильное обучение. Количество часов по программе – 34, что соответствует количеству часов по учебному плану школы – 34.

В связи с подготовкой к ЕГЭ в тематическое планирование введены работы формата ЕГЭ. На уроках проводятся разные виды тестирования, разноаспектная работа с текстом.

На уроках планируется использование современных средств наглядности: компьютер, мультимедийный проектор. Составлен дидактический и наглядный материал к урокам. Это компьютерные презентации, зрительные диктанты, тесты, индивидуальные карточки.

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание курса русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе учитывает компетентностный подход и предполагает развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Учебник В. Ф. Грекова, С. Е. Крючкова, Л. А. Чешко носит в основном практическую направленность. Особое внимание в нём уделяется формированию и развитию языковой и коммуникативной компетенции учащихся.

В особый раздел не выделены материалы, обеспечивающие формирование и развитие культуроведческой компетенции, они включены в задания, представленные в различных композиционных частях учебника, а также не объединены в особый раздел сведения о тексте и его признаках, уже известные учащимся 10-11 классов. Реализация программы предполагает систематическую работу с текстами разных типов и анализ текстообразующих функций различных языковых средств. Задания, связанные с многоаспектным анализом текста, преобразованием информации, в нём содержащейся, и последовательным формированием навыков речевого общения, включены во все разделы учебника.

Цели и задачи обучения.

  • Воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование отношения к русскому языку как к духовной, нравственной ценности;
  • развитие познавательной активности, коммуникативных способностей, речи и мышления на межпредметной основе, навыков самообразования и самоорганизации, использование языка в различных сферах и ситуациях общения, умения пользоваться всеми видами лингвистических словарей;
  • усвоение знаний о языке в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования;
  • закрепление и углубление знаний о языке как системе, разных языковых уровнях, единицах языка и их взаимодействии между собой, языковых нормах, функционально-стилистической системе языка;
  • расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста;
  • овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами языка, различать варианты и нарушения норм языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и умений на уроках литературы, при анализе литературного произведения, повышение уровня речевой культуры;
  • формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуально-речевого стиля учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
  • взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
  • роль русского языка в современном мире о его место среди других языков мира;
  • имена выдающихся учёных-лингвистов;
  • типы языковых норм (орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные);
  • источники  богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);
  • лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и её компоненты, культура речи).

Учащиеся должны уметь:

говорение и письмо

  • создавать высказывания на лингвистическую тему;
  • передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
  • соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
  • оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
  • выявлять подтекст;
  • владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
  • создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
  • писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
  • принимать участие в диспуте, дискуссии;
  • составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;

аудирование и чтение

  • владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников (справочная, учебная, художественная литература, средства массовой информации);

анализ текста и языковых единиц

  • выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
  • анализировать особенности употребления основных единиц языка;
  • анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.

При изучении русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются общеучебные умения:

коммуникативные (базовые умения использования языка во всех сферах общения);

интеллектуальные (синтез, обобщение, сравнение и сопоставление, противопоставление, оценивание, классификация);

информационные (извлечение информации из различных источников);

организационные (осуществление контроля и самоконтроля).

Содержание тем учебного курса

Текст как единица речи.  Содержание  и языковое оформление текста. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение) Стилевые разновидности текстов.

Стилистика как раздел науки о языке.

 Стиль. Классификация стилей. Научный стиль. Официально деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

Понятие о системе языка.

 Единицы и уровни языка. Взаимосвязь единиц разных уровней языка.

Нормы литературного языка.

Орфоэпические, лексические, словообразовательные и грамматические нормы. Орфографические и пунктуационные нормы.

Синтаксис и пунктуация .

Пунктуационные нормы. Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения.

Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в связном тексте.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные побудительные), по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные), по структуре (односоставные и двусоставные) Классификация предложений по наличию главных членов.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Соединительное и интонационное тире. Согласование сказуемого и подлежащего.

Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Управление при словах, близких по значению. Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее из числительного и существительного в родительном падеже.

Однородные члены предложения и их отличительные признаки. Виды сочинительных союзов ( соединительные, противительные, разделительные). Знаки препинания при однородных членах. Однородные и неоднородные определения и  приложения. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Понятие об обособлении. Обособленные определения. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными.

Понятие об обособлении. Обособленные приложения.  Согласованное и несогласованное приложение. Приложения, присоединяемые союзом как . обособленные дополнения.

Понятие об обособлении. Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.  Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами.

Понятие об обособлении. Уточняющие, дополнительные и присоединительные конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Понятие о вводных словах. Группы вводных слов. Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения (вводные слова и словосочетания, вставные конструкции).

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения. Знаки препинания при обращениях, междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Сложное предложение

Сложносочинённое предложение (ССП).  Знаки препинания в ССП. Сочинительные союзы, их виды (соединительные, противительные, разделительные) в ССП в соответствии с пунктуационными нормами.

Сложноподчинённое предложение (СПП).  Знаки препинания в СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами.

Подчинительные союзы и союзные слова. Способы связи между частями СПП с несколькими придаточными (однородное, последовательное, параллельное). Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Бессоюзное сложное предложение (БСП). Смысловые отношения между частями БСП. Знаки препинания в БСП.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге и цитатах. Не собственно прямая речь.

Повторение и обобщение изученного.

Фонетика. Лексика и фразеология.  Морфемика и словообразование. Морфология.  Синтаксис. Орфография.  Пунктуация. Речь. Текст. Языковые нормы. Выразительность русской речи.

Учебно-тематический план

1. Повторение – 6 часов

2. Синтаксис и пунктуация – 26 часов (22+4).

  • основные принципы русской пунктуации 1 час.
  • простое предложение – 15часов (13+2);
  • сложное предложение –10 часов(8+2);

3.Повторение и обобщение изученного-3.

ИТОГО: 35 часов.

Плановые контрольные уроки: контрольные работы-4(6ч.)

    контрольные тесты    -2

                                                                        тесты в процессе урока -5

                                                                        контрольные словарные диктанты-4

                                                                        контрольные сочинения- 2 (4ч.)

п\п

Дата

Тема урока

Часы

Тип урока

Основные требования к ЗУН учащихся.

Виды контроля

Словарная работа

План

Факт

Повторение (6 ч.)

1.

2.09-7.09

Текст.

1

Урок развития речи

ЗНАТЬ: основные элементы содержания текста.

УМЕТЬ: определять тему текста, особенности смыслового типа , стилистических задач; отбирать языковые средства в зависимости от содержания, смыслового типа, функционального стиля речи.

Комплексный анализ текста.

 Список  слов

(книга «Русский язык 2012 год»).

2.

09.09

14.09

Стилистика. Функциональные стили.

1

Урок развития речи

ЗНАТЬ: классификацию функциональных стилей речи; отличительные признаки и жанровое своеобразие научного, публицистического, официально-делового и разговорного стилей.

УМЕТЬ: аргументированно определять функционально- стилистическую принадлежность текста; создавать текст определённого стиля речи и жанра.

Стилистический анализ текста, тестовые задания, аналогичные заданию А29 ЕГЭ.

3-4.

16.09-21.09

23.09-28.09

                 

Входной контроль. Тест.

2

5.

30.09-5.10

Основные разделы русского языка

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: основные уровни (разделы) языка; взаимосвязь единиц разных уровней языка.

УМЕТЬ: выполнять основные виды разборов.

Комплексный анализ текста.

6.

07.10-12.10

Нормы русского языка.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: основные нормы литературного языка.

УМЕТЬ: соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи.

Тестовые задания, аналогичные заданиям А3,5 ЕГЭ.

Тест №1.

Синтаксис и пунктуация (26 часов: 22+4)

7.

14.10-19.10

Основные принципы русской пунктуации.

1

Урок усвоения новых знаний.

ЗНАТЬ: основные принципы русской пунктуации (смысловой, структурный, интонационный); основные правила постановки знаков препинания; функциональное деление знаков препинания на разделительные и выделительные.

УМЕТЬ: различать разделительные и выделительные знаки препинания; анализировать знаки препинания (тип и функция)

Сочинение-рассуждение по фрагменту работы Ф.И. Буслаева (упр.378)

К.словарный диктант №1.

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (15 часов: 13+2)

8.

21.10-26.10

Классификация простых  предложений

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: основные признаки предложения; классификацию предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, структуре; типы односоставных предложений .

УМЕТЬ: выполнять синтаксический разбор простых предложений; определять типы предложений по интонации, эмоциональной окраске, наличию грамматических основ; опознавать основные типы односоставных предложений.

Тестовые задания, аналогичные заданиям  А19-А25 ЕГЭ.

9.

5.11-09.11

Тире между подлежащим и сказуемым и в неполном предложении. Согласование сказуемого и подлежащего.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, в неполном предложении; правила согласования сказуемого и подлежащего.

УМЕТЬ: отличать соединительное и интонационное тире; употреблять тире между подлежащим  и сказуемым и в неполном предложении в соответствии с пунктуационными нормами; правильно согласовывать сказуемое и подлежащее.

Тестовые задания, аналогичные заданиям  А20, А22 ЕГЭ.

10.

11.11-16.11

Особенности употребления второстепенных членов предложения.

1

Урок развития речи.

ЗНАТЬ: второстепенные члены предложения и их типы; отличительные особенности употребления второстепенных членов предложения.

УМЕТЬ: употреблять второстепенные члены предложения в соответствии с грамматическими (синтаксическими) нормами.

Тестовые задания, аналогичные заданию А22 ЕГЭ, объяснительный диктант.

Тест№2.

11.

18.10-23.11

Предложения с однородными членами.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: отличительные признаки однородных членов предложения; виды сочинительных союзов; правила постановки знаков препинания между однородными членами, при обобщающих словах.

УМЕТЬ: различать однородные  и неоднородные определения; расставлять знаки препинания при однородных членах в  соответствии с пунктуационными нормами.

Тестовые задания, аналогичные заданию А20 ЕГЭ, «Проверь себя».

К.словарный

диктант№2

12.

25.11-30.11

Предложения с обособленными членами предложения. Обособление определений

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: отличительные признаки обособления;  условия  обособления определений.

УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями в  соответствии с пунктуационными нормами;  выполнять синтаксический разбор простых осложнённых  предложений.

Тестовые задания, аналогичные заданию А20 ЕГЭ, «Проверь себя».

13.

2.12-7.12

Обособленные приложения и дополнения.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: отличительные признаки обособления; условия обособления приложений и дополнений.

УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями и дополнениями в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор простых осложнённых предложений.

Схематический диктант.

14.

09.12-14.12

Обособленные обстоятельства.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: отличительные признаки обособления; условия обособления обстоятельств.

УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор простых осложнённых предложений.

Тестовые задания, аналогичные заданию А20 ЕГЭ.

Тест№3.

15.

16.12-21.12

Предложения с уточняющими членами предложения. Уточняющие обстоятельства.

        

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: отличительные признаки обособления; условия обособления  определений, приложений, обстоятельств, дополнений, уточняющих членов предложения.

УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор простых осложнённых предложений.

Диктант с графическим обозначением пунктограмм.

16.

23.12-27.12

Сравнительные обороты.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: условия постановки знаков препинания при сравнительных оборотах; изобразительно- выразительную функцию сравнительных оборотов.

УМЕТЬ: расставлять знаки препинания при сравнительных оборотах в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор простых осложнённых предложений.

«Проверь себя».

17-

18.

10.01-18.01

20. 01-25.01

Р.Р. Контрольное сочинение №1 на морально-этическую тему (типа ЕГЭ часть С) .

2

Повторительно-обобщающий урок

УМЕТЬ: выявлять, формулировать и комментировать проблему текста;  определять авторскую позицию; аргументировать собственную позицию.

Сочинение - рассуждение. Задание ,аналогичное заданию С в ЕГЭ.

19.

27.01-1.02

Вводные слова, предложения и вставные конструкции.

1

Повторительно-обобщающий урок.

ЗНАТЬ: основные группы вводных слов; условия постановки знаков препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях.

УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения в соответствии с пунктуационными нормами.

Тестовые задания, аналогичные заданию А21 ЕГЭ.

20.

3.02-8.02

Обращение. Междометие в составе предложения. Слова-предложения ДА, НЕТ.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: условия постановки знаков препинания при обращениях, междометиях, звукоподражательных словах, словах-предложениях да, нет.

УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, в соответствии с пунктуационными нормами; употреблять обращения в соответствии с нормами речевого этикета.

Тестовые задания, аналогичные заданиям частей А, В ЕГЭ.

К.словарный

диктант№3

21-22.

10.02-15.02

17.02-22.02

Контрольная работа №1 по теме «Синтаксис и пунктуация простого осложнённого предложения».

        

2

Урок контроля знаний.

ЗНАТЬ: признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

УМЕТЬ: соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

Тестовые задания, аналогичные заданиям А, В ЕГЭ.

Сложное предложение (8+2часов)

23.

24.02. -01.03

Сложносочинённое предложение.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: отличительные признаки ССП; виды сочинительных союзов; правила постановки знаков препинания между частями СПП..

УМЕТЬ: определять вид СПП; выполнять синтаксический разбор ССП; расставлять знаки препинания в СПП в соответствии с пунктуационными нормами.

«Проверь себя».

24.

03.08-08.03

Сложноподчинённое предложение. СПП с одним придаточным.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: отличительные признаки СПП; средства связи между частями СПП; виды подчинительных союзов; виды придаточных.

УМЕТЬ: различать подчинительные союзы и союзные слова; выполнять синтаксический разбор СПП; расставлять знаки препинания в СПП в соответствии с пунктуационными нормами.

Схематический диктант.

25.

10.03-15.03

Синонимия СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами.

1

Повторительно-обобщающий урок

УМЕТЬ: заменять СПП синонимичными им предложениями с причастными и деепричастными оборотами; выполнять синтаксический разбор СПП.

Тестовые задания, аналогичные заданию А26 ЕГЭ.

Тест№4.

26

17.03-22.03

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: способы связи между частями СПП с несколькими придаточными.

 УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор СПП; устранять ошибки в построении СПП.

«Проверь себя»

27.

1.04-5.04

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: способы связи между частями СПП с несколькими придаточными.

 УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в СПП с несколькими придаточными в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор СПП; устранять ошибки в построении СПП.

Тестовые задания, аналогичные заданию А25 ЕГЭ.

Тест №5

28-29

7.04-12.04

14.04-19.04

РР Контрольное сочинение - рассуждение по прочитанному тексту №2.

2

Урок развития связной письменной речи .

УМЕТЬ: выявлять, формулировать и комментировать проблему текста;  определять авторскую позицию; аргументировать собственную позицию.

Сочинение - рассуждение. Задание ,аналогичное заданию С в ЕГЭ.

30

21.04-26.04

Бессоюзное сложное предложение.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ:  отличительные признаки БСП; условия постановки знаков препинания в БСП.

 УМЕТЬ: выполнять синтаксический разбор БСП; определять смысловые отношения между частями БСП в соответствии с пунктуационными нормами.

Объяснительный диктант; тестовые задания, аналогичные заданию А23 ЕГЭ.

31

28.04-03.05

Сложные предложения с разными видами связи.

1

Повторительно-обобщающий урок

УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи в соответствии с пунктуационными нормами; выполнять синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи.

Объяснительный диктант, схематический диктант.

К.словарный

диктант№4.

32.

5.05-10.05

Прямая и косвенная речь.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ:  основные способы передачи чужой речи; условия постановки знаков препинания в предложениях с чужой речью.

 УМЕТЬ: расставлять знаки препинания в предложениях с чужой речью в соответствии с пунктуационными нормами; составлять диалог; правильно оформлять цитаты.

Тестовые задания, аналогичные заданию А25 ЕГЭ, пунктуационный диктант.

Повторение и обобщение изученного -3 часа

33.

12.05-17.05-

Основные разделы лингвистики.

1

Повторительно-обобщающий урок

ЗНАТЬ: признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

УМЕТЬ: соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

Тестовые задания, аналогичные заданиям А, В ЕГЭ.

34-35

19.05-24.05

Итоговая контрольная работа №2 по темам , изученным в 10-11 классах.

2

Урок контроля знаний.

ЗНАТЬ: признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

УМЕТЬ: соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

Тестовые задания, аналогичные заданиям А, В ЕГЭ.

   

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс X I класса:

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из величайших духовных и национально-культурных ценностей народа;

2) воспитание любви к родному языку, гордости за него; осознание потребности сохранять чистоту и поддерживать нормы литературного языка;

3) расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией для успешного и эффективного речевого общения в разных коммуникативных ситуациях;

4) способность к продуцированию текстов разных жанров;

5) стремление к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

• умение извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями разных типов, справочной литературой;

• способность преобразовать полученную в процессе чтения информацию;

• адекватное понимание темы текста, соотношения текста и подтекста, определение коммуникативной установки и основной мысли прочитанного речевого произведения;

говорение и письмо:

• умение создавать тексты (устные и письменные) разных жанров с учётом их целевой установки, предполагаемого адресата и характера общения;

• умение свёртывать и преобразовывать прослушанный или прочитанный текст (план, аннотация, конспект и т. д.);

• владение нормами правильной письменной речи; умение оценивать как свою, так и чужую речь, редактировать текст и исправлять в нём грамматические, стилистические и речевые ошибки;

умение выступать с докладами и рефератами, участвовать в дискуссиях и обсуждениях различных тем;

2) использование полученных знаний, умений и навыков на занятиях по другим предметам (истории, литературе, обществоведению и др.), а также в повседневном общении.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому языку являются:

1) расширение представлений о роли языка в современном мире, его основных функциях, взаимосвязи языка и культуры, языка и общества;

2) углубление знаний об основных уровнях и единицах языка, о социальной стратификации языка (литературный язык, диалекты, просторечие, жаргоны);

3) закрепление базовых понятий современной лингвистики: язык и речь, функциональный стиль, функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение), текст и его признаки, основные единицы языка, языковая норма;

4) овладение орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, грамматическими, орфографическими и пунктуационными нормами русского литературного языка и использование их в речевой практике; систематизация орфографических и пунктуационных правил;

5) овладение основными стилистическими ресурсами русского языка и углубление представлений о выразительных возможностях фонетических, лексических и грамматических средств;

6) умение проводить различные виды языкового анализа (фонетический, лексический, морфемный и словообразовательный анализ слова, морфологический анализ частей речи, синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложений, анализ текста);

7) осознание эстетической функции языка; понимание роли языковых средств разных уровней в создании образной системы художественного текста.

Учебно-методический комплект учащихся:

I. Основной учебник:

Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2011

II.Учебно-методический комплект учителя:

1. Золотарёва И. В., Дмитриева Л. П. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2007

2. Добротина И. Г. Уроки русского языка в 10-м классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия Холдинг, 2004

3. Раман Т. В. Тематическое поурочное планирование по русскому языку: 10 класс. – М.: Экзамен, 2004

4. Демидова Н. И. Поурочное планирование по русскому языку: 10 класс. – М.: Экзамен, 2006

5.Рабочие программы по русскому языку к УМК В.Ф.Грекова и др. для 10-11 классов. Автор-составитель Баранова М.М.

III. Дополнительная литература:

Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2006.

Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.

Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.

И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.

Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г.

Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.

Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.

С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г.

Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010

http://www.profistart.ru/images/dot.gif

http://www.profistart.ru/images/dot.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко

Рабочая программа составлена на основе ФК ГОС (2004г.) с использованием примерной программы. программы Н.А.Николиной к учебнику Грекова В.Ф. , Крючкова С.Е.Чешко Л.А....

русский язык 10 класс учебник В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по русскому языку (2004 г.), Примерной программы основного общ...

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса по учебнику Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., Барановой К.М. Английский язык

Рабочая программа сщставлена с учетом ФГОС, четвертый год обучения. Данная программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса по учебнику Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., Барановой К.М. Английский язык

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование с учетом УУД...

Рабочая программа по английскому языку для 5 класса по учебнику Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., Барановой К.М. Английский язык

рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование с УУД к кадому  уроку...

Рабочая программа «Русский язык. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и друхих 5-9 классы».

Рабочая программа по русскому языку для 5—9 классов со­ставлена с использованием материалов Федерального государ­ственного образовательного стандарта основного общего об­разования и  Примерной пр...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко "Русский язык. 10-11 класс"

Муниципальное общеобразовательное учреждениеМногопрофильный лицей р.п. Исса   Рассмотрено на заседании     МО от ________ 200__г...