Рабочая программа по русскому языку 9 класс к учебнику Бархударова
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Борзёнкова Наталья Анатольевна

Пояснительная записка.

Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и на основе программы по русскому языку 5-9 классов к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2009)

Цели обучения:

-  воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

-   развитие речи и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

-   освоении знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

-обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

-  применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

-   приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

-  овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

-  формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

-  освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

 

 

 

Технологии, используемые в образовательном процессе.

-     Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования, технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

-      Технология реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

-       Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.

-       технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое. интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

-      Личностно - ориентированные технологии обучения, обеспечивающие в организации процесса обучения учет возможностей и способностей обучаемых и создания необходимых условий для развития их индивидуальных способностей.

-      Технология индивидуализации обучения.

-     Информационно-коммуникативные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебники

Учебные пособия

Учебно-методические

пособия

Бархударов С.Г., Крючкова С.Е., Максимов Л.Ю.

Русский язык .9класс.М., «Просвещение»

А.Б.Малюшкин Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 9 класс. М. 2006. ТЦ «Сфера». Василенко М.В., Денисова М.А., Лагутина Е.В. Русский язык в таблицах и схемах. 5- 9 класс. - М. «Школа 21 век».

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» М. «Экзамен» 2006. Якунина А.М. Русский язык. Комплексный анализ текста в 9 классе. М. 2005. АЙРИС ПРЕСС ГИА -9 Под редакцией Н.А.Сениной. Русский язык. 9 класс. 2011 ТекучеваИ.В.Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова и др. 9 класс.

 «Дрофа» 2003

 

 

Учебно-тематический план

Содержание

Количество

часов

Количество

контрольных

работ

Развитие

речи

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

3

 

2

Повторение пройденного в 5-8 классах

8

1

2

Сложные предложения

2

 

 

Союзные сложные предложения

4

1

 

Сложносочиненные предложения

7

1

3

Сложноподчиненные предложения

17

2(3ч)

7

Бессоюзные сложные предложения

9

1

4

Сложные предложения с различными видами связи

8

2 (4ч)

4

Общие сведения о языке.

2

 

 

Систематизация изученного по фонетике, лексике культуре речи.

12

1

8

Итого

72

 

30

 

     
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы учебного курса.

(102 ч: 72 ч + 30 ч на развитие речи)

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. (3 ч +2)

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, образовании и развитии. Развивать умения читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы.

Повторение пройденного в 5-8 классах (8ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложные предложения ( 2 ч)

Сложное предложение и его признаки, сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений. Сформировать понятие сложного предложения. Дать учащимся общее представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания. Знать классификацию сложных предложений. Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов.

Союзные сложные предложения (4 ч)

Сложносочиненные предложения (7 ч + 3 ч)

1.                   Сложносочиненные предложения и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными и разделительные). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

 

2.                   Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

3.                   Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Сформировать понятие сложносочиненного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Знать, какие знаки препинания употребляются в составе сложносочиненного предложения, и владеть навыками расстановки этих знаков на письме. Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений: соединительные, противительные, разделительные. Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи этих предложений.

Сложноподчиненные предложения (17 ч + 7ч )

1.       Сложноподчиненные предложения и его особенности. Главные и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

2.       Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

3.       Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые бумаги (автобиография, заявление).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Повторить сведения о видах сложного предложения. Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные схемы; уметь составлять их. Знать классификацию сложноподчиненных предложений. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса, определение союза или союзного слова, а также указательных слое. Конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам. Владеть навыками синтаксического разбора сложноподчиненного предложения. Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами ( сложноподчиненное предложение с придаточным определительным - простое предложение с обособленным определением). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным - предложение с прямой речью, бессоюзное сложное предложение). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным в художественных текстах (использовать в жанре эссе), уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным временно. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным времени, находить в художественных текстах, использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Повторить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения; уметь пользоваться приемом синонимической замены, конструировать предложения с придаточным сравнения; находить предложения с придаточными сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции ( в практической сфере использовать жанры рецензии, интервью, резюме, доверенности). Знать грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени, условия, цели, причины и следствия, уступительными. Конструировать сложноподчиненные предложения с указанными придаточными; уметь находить данные предложения в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи различные синтаксические конструкции. Повторить и обобщить сведения о сложноподчиненных предложениях.

Бессоюзные сложные предложения ( 9 ч + 4 ч )

1.       Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

2.       Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

3.       Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Сформировать понятие бессоюзного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью). Знать важнейшие значения. Присущие бессоюзным предложениям: перечисления, причины, пояснения, дополнения; противопоставления, времени или условия, следствия. Сформировать навыки употребления знаков препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Сформировать способность употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений.

Сложные предложения с различными видами связи (8 ч +4ч )

1.      Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

2.      Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

3.      Конспект статьи (фрагмента статьи ) на лингвистическую тему.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, совершенствовать умение составлять схемы таких предложений и конструировать предложения по заданным схемам. Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами синтаксической связи, уметь находить такие предложения в художественных текстах, уместно использовать в речи подобные синтаксические конструкции. Проверить подготовку учащихся по русскому языку за курс 5-9 классов.

Общие сведения о языке (2 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Систематизация изученного о языке, речи и правописании в 5 - 9 классах

(12 ч + 8 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему.

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения русского языка ученик должен

Знать/ понимать

•          роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

•          смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;

•          основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;

•          особенности основных жанров научного, публицистического, официально делового стилей и разговорной речи;

•          признаки текста и его функционально-смысловых типов(повествования, описания, рассуждения);

•          основные единицы языка, их признаки;

•          основные нормы русского литературного языка(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

•          различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

•          определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста.

•          Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

•          -объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

•          адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

•          читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения4

•          извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

•          воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

•          создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление)

•          осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

•          владеть различными видами монолога и диалога;

•          свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактами явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

•          соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

•          соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

•          соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические средства общения;

•          осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь сточки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые недочеты, ошибки, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в

повседневной жизни для:

•          осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества

•          развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

•          удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально­культурных ситуациях общения;

•          увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

•          использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

Знать отличие языка и речи, использование языка как инструмента в речи.

Знать лексические и фразеологические новации последних лет.

Знать основные лингвистические словари, уметь извлекать необходимую информацию из словарей.

Знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический; составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста; определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка;

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5 - 9 классах пунктуационными правилами. Находить и исправлять пунктуационные ошибки, производить пунктуационный разбор предложения;

Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять пунктуационные ошибки, производить пунктуационный разбор предложения.

Правильно писать изученные в 5 - 9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_9_klass.docx33.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и на основе программы по русскому языку 5-9 классов к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л.И.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2009)

Цели обучения:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • развитие речи и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  • освоении знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;

-обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи обучения:

  • приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  • овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  • формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  • освоение компетенций - коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Технологии, используемые в образовательном процессе.

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования, технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе - информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
  • Технология реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
  • технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое. интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
  • Личностно - ориентированные технологии обучения, обеспечивающие в организации процесса обучения учет возможностей и способностей обучаемых и создания необходимых условий для развития их индивидуальных способностей.
  • Технология индивидуализации обучения.
  • Информационно-коммуникативные технологии.

Учебники

Учебные пособия

Учебно-методические

пособия

Бархударов С.Г., Крючкова С.Е., Максимов Л.Ю.

Русский язык .9класс.М., «Просвещение»

А.Б.Малюшкин Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 9 класс. М. 2006. ТЦ «Сфера». Василенко М.В., Денисова М.А., Лагутина Е.В. Русский язык в таблицах и схемах. 5- 9 класс. - М. «Школа 21 век».

Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику С.Г. Бархударова и др. «Русский язык. 9 класс» М. «Экзамен» 2006. Якунина А.М. Русский язык. Комплексный анализ текста в 9 классе. М. 2005. АЙРИС ПРЕСС ГИА -9 Под редакцией Н.А.Сениной. Русский язык. 9 класс. 2011 ТекучеваИ.В.Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику С.Г.Бархударова и др. 9 класс.

 «Дрофа» 2003

Учебно-тематический план

Содержание

Количество

часов

Количество

контрольных

работ

Развитие

речи

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

3

2

Повторение пройденного в 5-8 классах

8

1

2

Сложные предложения

2

Союзные сложные предложения

4

1

Сложносочиненные предложения

7

1

3

Сложноподчиненные предложения

17

2(3ч)

7

Бессоюзные сложные предложения

9

1

4

Сложные предложения с различными видами связи

8

2 (4ч)

4

Общие сведения о языке.

2

Систематизация изученного по фонетике, лексике культуре речи.

12

1

8

Итого

72

30

Содержание программы учебного курса.

(102 ч: 72 ч + 30 ч на развитие речи)

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. (3 ч +2)

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, образовании и развитии. Развивать умения читать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы.

Повторение пройденного в 5-8 классах (8ч + 2 ч)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложные предложения ( 2 ч)

Сложное предложение и его признаки, сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Закрепить навыки разграничения простых и сложных предложений. Сформировать понятие сложного предложения. Дать учащимся общее представление о средствах связи частей сложного предложения и соответствующих знаках препинания. Знать классификацию сложных предложений. Сформировать первичные навыки разграничения сложных предложений разных типов.

Союзные сложные предложения (4 ч)

Сложносочиненные предложения (7 ч + 3 ч)

  1. Сложносочиненные предложения и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными и разделительные). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.
  2. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
  3. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Сформировать понятие сложносочиненного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. Знать, какие знаки препинания употребляются в составе сложносочиненного предложения, и владеть навыками расстановки этих знаков на письме. Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочиненных предложений: соединительные, противительные, разделительные. Владеть навыками синтаксического разбора сложносочиненных предложений; навыками употребления в речи этих предложений.

Сложноподчиненные предложения (17 ч + 7ч )

  1. Сложноподчиненные предложения и его особенности. Главные и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

  1. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
  2. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые бумаги (автобиография, заявление).

Требования к уровню подготовки обучающихся

Повторить сведения о видах сложного предложения. Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные схемы; уметь составлять их. Знать классификацию сложноподчиненных предложений. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса, определение союза или союзного слова, а также указательных слое. Конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам. Владеть навыками синтаксического разбора сложноподчиненного предложения. Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами ( сложноподчиненное предложение с придаточным определительным - простое предложение с обособленным определением). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным - предложение с прямой речью, бессоюзное сложное предложение). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным в художественных текстах (использовать в жанре эссе), уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным временно. Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным времени, находить в художественных текстах, использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. Повторить сведения о разных способах выражения в языке значения сравнения; уметь пользоваться приемом синонимической замены, конструировать предложения с придаточным сравнения; находить предложения с придаточными сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах, уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции ( в практической сфере использовать жанры рецензии, интервью, резюме, доверенности). Знать грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени, условия, цели, причины и следствия, уступительными. Конструировать сложноподчиненные предложения с указанными придаточными; уметь находить данные предложения в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи различные синтаксические конструкции. Повторить и обобщить сведения о сложноподчиненных предложениях.

Бессоюзные сложные предложения ( 9 ч + 4 ч )

  1. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
  2. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
  3. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Сформировать понятие бессоюзного предложения как такого единства его предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Добиться понимания учащимися особенностей бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью). Знать важнейшие значения. Присущие бессоюзным предложениям: перечисления, причины, пояснения, дополнения; противопоставления, времени или условия, следствия. Сформировать навыки употребления знаков препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. Сформировать способность употреблять в собственной речи бессоюзные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений.

Сложные предложения с различными видами связи (8 ч +4ч )

  1. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
  2. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
  3. Конспект статьи (фрагмента статьи ) на лингвистическую тему.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Научиться опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи, совершенствовать умение составлять схемы таких предложений и конструировать предложения по заданным схемам. Уметь проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами синтаксической связи, уметь находить такие предложения в художественных текстах, уместно использовать в речи подобные синтаксические конструкции. Проверить подготовку учащихся по русскому языку за курс 5-9 классов.

Общие сведения о языке (2 ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык. Лексические и фразеологические новации последних лет.

Систематизация изученного о языке, речи и правописании в 5 - 9 классах

(12 ч + 8 ч)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему.

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения русского языка ученик должен

Знать/ понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов(повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста.
  • Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • -объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения4
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление)
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога и диалога;
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактами явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь сточки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые недочеты, ошибки, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в

повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества
  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социальнокультурных ситуациях общения;
  • увеличение словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Знать отличие языка и речи, использование языка как инструмента в речи.

Знать лексические и фразеологические новации последних лет.

Знать основные лингвистические словари, уметь извлекать необходимую информацию из словарей.

Знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический; составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста; определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка;

Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5 - 9 классах пунктуационными правилами. Находить и исправлять пунктуационные ошибки, производить пунктуационный разбор предложения;

Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять пунктуационные ошибки, производить пунктуационный разбор предложения.

Правильно писать изученные в 5 - 9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику С.Г.Бархударова

Рабочая программа включает : пояснительную записку, виды деятельности, формы и методы обучения, Тематическое планирование, критерии оценивания, список учебно-методического обеспечивания, требования к ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238  часов....

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

5 класс рабочая программа по русскому языку ФГОС к учебнику Ладыженской...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, расписаны предметный, метапредметные и личностные цели - результаты. Автор рабочей программы Дубовик Н.В. ...