Урок в 8 классе «Комплексная работа с текстом на обобщающем уроке повторения по теме «Односоставные предложения»
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Урок обобщения материала по теме "Односоставные предложения" в 8 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 8 классе «Комплексная работа с текстом на обобщающем уроке повторения по теме «Односоставные предложения»
Для комплексной работы взята миниатюра В.П.Астафьева «Долбят гору» из цикла «Затеси»
Цель: Показать роль односоставных предложений в художественном тексте.
Задачи урока:
Образовательная - обобщить и систематизировать знания учащихся об односоставных предложениях.
Развивающая - развивать у учащихся навык исследовательского труда, аналитическое и синтезирующее мышление учебного труда.
Воспитательная - воспитывать коммуникативные качества личности.
Сверхзадача - вызвать потребность в чтении художественных произведений.
Планируемые результаты:
Предметные - формирование умения использовать данные конструкции в собственной речи.
Метапредметные:
познавательные - 1) формирование умений находить нужную информацию, 2) формирование умения преобразовывать информацию, 3) формирование умения строить логические рассуждения;
коммуникативные - 1) выражение своих мыслей полно и точно, 2) формирование и аргументация собственного мнения;
регулятивные - выполнение учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения, формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат;
личностные - выстраивать собственное мировоззрение.
Технологическая карта урока
I. Слово учителя.
Цель сегодняшнего урока – повторить виды односоставных предложений, определить их роль в тексте.
Сегодня наш собеседник – известный русский писатель второй половины XX – начала XXI века В.П. Астафьев.
Сообщение учащегося о писателе (портрет и краткие биографические сведения).
Мы познакомимся с одной из его миниатюр из книги «Затеси» «Долбят гору».
Долбят гору
Долбят гору. Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.
В юности, еще в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье. Нам хотелось жить, любить, надеясь на лучшее.
Целые районы с готовой землей заброшены, порастают дурьем. Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту? Так ведь незаметно и себя под корень снесем.
II. Списывание с грамматическим заданием.
1) Спишите заглавие и первый фрагмент.
2) Подчеркните грамматические основы предложений. Определите виды предложений, обосновав свою точку зрения.
(Все предложения неопределенно-личные, сказуемые выражены глаголами прошедшего времени множественного числа)
III. Списывание с грамматическим и стилистическим заданием.
1) Спишите второй фрагмент текста.
2) Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид односоставного предложения. (Безличное)
3)Объясните постановку знаков препинания в 1-м предложении (повторение постановки знаков препинания при обособлении).
4) Какие слова в этом фрагменте имеют стилистическую окраску? (Фэзэушники, житуха). Как вы объясните их значение? Зачем автор употребил их в тексте?
IV. Списывание с грамматическим и стилистическим заданием.
1) Спишите последний фрагмент текста.
2) ) Подчеркните грамматические основы предложений. Определите виды односоставных предложений.
3) Чем отличаются от всех предыдущих два предпоследних односоставных предложения? (Риторические вопросы – безличные предложения)
V. Выразительное чтение текста.
Чтение миниатюры учителем или выразительное чтение наизусть учеником.
VI. Беседа по тексту и выполнение заданий.
1) Определите тему текста. (Люди разрушают гору.)
2) Какую информацию в тексте несет заглавие?
3) Назовите микротему 1 части. (Описание Базайской горы как результат потребительского отношения человека к природе.)
4) В чем особенность упоминания горы в этой части? (Базайская гора - имя собственное, как бы персонифицированное наименование.)
5) Какие языковые особенности этой части можно отметить? (Все предложения неопределенно-личные. 3-6 предложения построены одинаково (синтаксический параллелизм): дополнение + сказуемое.)
6) Какую смысловую нагрузку несут глаголы в этой части? (Создается ощущение, что надругались над живым существом.)
7) Какую смысловую нагрузку несут дополнения в этой части? (Они создают пейзаж, в котором обыденные детали - огороды, дачи, электропровода - воспринимаются как орудия пытки живой природы.)
8) Какую роль играют неопределенно-личные личные предложения в данном фрагменте? (Автор не воспринимает себя частью тех людей, кто это сотворил. Есть Я и есть ОНИ.)
9) Определите микротему 2 части.
10) В каком времени происходит её действие по сравнению со временем действия 1 и 3 частей? (В 1 и 3 частях время настоящее, во 2 части - прошедшее.)
11) Кто является главным действующим лицом этой части? ( Подростки.) Кто такие фэзэушники? (Учащиеся фабрично-заводского училища.) Что вы узнали о жизни этих подростков из 2-х предложений 2 части? Какую роль в жизни полуголодных мальчишек в военное время играла Базайская гора?
12) Какое словосочетание употреблено со словом гора в этой части? (Крутая гора.)
13) Сопоставьте приведенный ниже фрагмент биографии В.П.Астафьева с содержанием 2 части миниатюры. Какие факты биографии писателя отражены в произведении?
Родители Виктора Петровича Астафьева были раскулачены. Астафьев попал в детский дом. После окончания Железнодорожной школы ФЗО в 1942 г. проработал 4 месяца составителем поездов на станции Базаиха. Ушел на фронт, воевал простым солдатом, получил тяжелое ранение.
14) Предложения какого типа составляют 2-ю часть текста? Какую смысловую нагрузку несут эти предложения? (Первое - двусоставное. Второе - безличное - концентрирует внимание на чувствах подростков, их ушевных порывах к лучшему.)
15) Определите микротему 3 части. В каком предложении сформулирована мысль о привычности происходящего вокруг разрушения? (В 1-м предложении.)
16) Что включает в себя слово гора в этом фрагменте? (Леса, горы, вся святая красота.) Почему автор называет леса, горы «святой красотой»?
17) Найдите в 3 части контекстуальные антонимы. (Дурье - святая красота.)
18) Какого типа односоставные предложения встречаются в этом фрагменте? Какова их роль? (Безличные - риторические вопросы, придающие тексту особую экспрессию, эмоциональность.
19) С какой целью автор использует определенно-личное предложение в конце текста? (В начале текста используются неопределенно-личные предложения, и авторская позиция заключается в осуждении тех, кто это сделал. Последнее предложение - определенно-личное. И это не случайно: всем произведением автор привел к мысли об ответственности каждого, в том числе и себя, за то, что происходит вокруг.)
20) Как вы объясните название текста, исходя из проведенного анализа? (Долбят гору - значит, уничтожают святое, то, что наши предки чтили на протяжении веков.)
21) Какие проблемы поднимает автор?
- Проблема губительного воздействия человека на природу. Авторская позиция выражается в осуждении. Писатель негодует, призывает опомниться.
- Проблема влияния природы на душевное состояние человека. Авторская позиция: нахождение «в теплом поднебесье», в «святом» месте облагораживает, возвышает.
- Проблема ответственности каждого за разрушение природной красоты. Авторская позиция: равнодушие приведет к самоуничтожению.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Рефлексия. - Трудно ли было на уроке? Почему?
- Что открыли, узнали на уроке?
- Оправдались ли ваши ожидания от урока? - Над чем заставил задуматься урок?
IX. Домашнее задание.
На основе проведенного анализа текста напишите сочинение на одну из предложенных тем: 1) «Почему без «святой красоты» наши души порастают «дурьем»?» 2) «" Святая красота" и сиюминутная выгода в миниатюре В. Астафьева "Долбят гору"». Выразите в сочинении свое отношение к главной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8 классе по теме "Обобщающее повторение темы "односоставные предложения"
Урок русского языка в 8 классе.Тема: Обобщающее повторение по теме «Односоставные предложения».Представленный урок является комбинированным. Можно выделить следующие этапы: организационный момент; орф...
Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
Тема урока: «Осень». Цель урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-43186-1389346160.jpg)
Урок русского языка в 9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА»
Урок русского языка в 9 классе «Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к ГИА» Тип: урок – систематизация и демонстрация знаний Тема: Комплексная работа с текстом в рамках подго...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-428987-1396261918.jpg)
Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."
Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/09/picture-664783-1441827616.jpg)
Конспект урока по русскому языку с применением ИКТ по теме "Обобщение и повторение по теме "Односоставные предложения" (8 класс) с презентацией
Обобщающий урок по теме "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ". Конспект содержит описание целей учителя и обучающихся на каждом этапе урока, весь набор анализируемого языкового материала с вложенной презентацие...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/27/picture-716578-1448622132.jpg)
Комплексный анализ текста по теме "Односоставные предложения" 8 класс
Комплексный анализ текста для учащихся 8 класса проводится после изучения темы "Односоставные предложения"...
Мастер- класс "Комплексная работа над текстом как средство подготовки к ОГЭ"
Задачи мастер-класса:*создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;* распространение педагогического опыта....