Методическая разработка по русскому языку "Современный алфавит и древние славянские азбуки"
презентация к уроку по русскому языку (6 класс)
Данную презентацию можно использовать на уроках русского языка при изучении раздела "Лексика" в 6 классе. При изучении исконно русских и заимствованных слов, устаревшей лексики детям будет интересно узнать о древних славянских азбуках, о исчезнувших буквах древнеславянского алфавита. Также данный материал можно использовать на уроках родного русского языка и элективах по истории русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_alfavit_i_drevnie_slavyanskie_azbuki.ppt | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность моего исследования определяется тем, что древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественных отношений, материальной и духовной культуры древнерусского народа .
Цель – . выявить, где в современном русском языке встречаются исчезнувшие буквы древнеславянского алфавита.
Задачи: изучить научную литературу по теме исследования; сопоставить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить исчезнувшие буквы русского алфавита; отобрать и рассмотреть пословицы и поговорки, где используются исчезнувшие буквы русского алфавита.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языка на уроках, на факультативе по истории русского языка.
« Аз-бука » старославянского происхождения составное слово; старославянского – потому, что в древнерусском языке личное местоимение первого лица – «я» звучало не как «аз» , а как «яз». Даже великие князья и цари в самых торжественных грамотах писались по-русски: «Яз, великий князь Московский…» слово «букы» означало «буква»
Развитые древние славянские алфавиты носят названия глаголицы и кириллицы.
Кириллица была составлена в конце IX в. для перевода греческих богослужебных книг на славянский язык. На основе кириллицы развилось болгарское, древнерусское и сербское письмо.
Кириллица состоит из 43 букв. Кириллица состоит только из заглавных букв единого шрифта (впервые две разновидности букв – прописные и строчные – ввел Петр I в образце азбуки 1710 г.).
утеряно 16 букв
Утерянные буквы (юс малый), (юс большой), (юс малый йотированный), (юс большой йотированный).
кириллических букв ъ (ер) и ь (ерь).
Пословицы и поговорки, в которых употреблены 23 буквы древнерусской азбуки . Аз, да всему горазд. Писать азы (т.е. буквы). Аз не без глаз, про себя вижу. Аз пью квас. Прописным азом ноги растопырил. Аз да увяз, да не выдрахся. Сидеть на азах (начинать какую-нибудь науку).
Ер Егорка упал в озёрко: сам не потонул и воды не всколебал. Сделать на ять. У нея ротик фитою. От фиты подвело животы. Фита – школьный грамотей, дошлый писака. Фита не славна, а вещь она славна. Фита, ижица к розге ближится. Кси, пси с фитою пахнули сытою. Не суйся, ижица поперёк аза.
Аз упоминается в 16 пословицах. Это самое частое употребление. Буки – 9 раз. Веди – 4. Глаголь – 6. Живете, иже – по 1 разу. Мыслете – 2. Он – 2. Ижица – 5.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира.
Методические разработки повторительно-обобщающих уроков по Истории Древнего мира содержат три урока по темам: "Первобытно-общинный мир", " Древняя Греция" и Древний Рим".Уроки предполагают испол...
Методическая разработка (история 5 класс) по теме: "Древняя Спарта" ( по ФГОС второго поколения).
Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока "Древняя Спарта". Урок представлен в виде технолог...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"
Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит». Разработка данного урока носит практическую направленность в использовании полученных знаний учащим...
Методическая разработка проблемно- диалогического урока по истории Древнего мира по теме «Великая греческая колонизация»
Цели и задачи урока:1. Учить объяснять процессы греческой колонизации и взаимодействия мира эллинов и мира варваров, объединяя различные факты и понятия в целостную картину мира.2. Учит...
Методическая разработка урока по истории на тему: "Древнейший Рим"
Сформировать преставление о Древнем Риме, как об одном из госудасртв Древнего мира...
Методическая разработка урока - квеста "Английский алфавит"
В последнее время прохождение необычных квестов стало очень популярным развлечением среди школьников. Почему бы не превратить стандартный урок английского языка в увлекательное приключение? Учащимся н...
Методическая разработка родительского собрания по предупреждению дорожно-транспортного травматизма «Азбука дорог -родителям»
Тема родительского собрания «Азбука дорог-родителям» очень актуальна в современном мире, дает возможность по-новому взглянуть на проблему по обеспечению безопасности детей, сделать выводы ...