урок русского языка в 5 классе по теме "Предложение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: Предложение.
Тип урока: урок осмысления новых теоретических сведений и способов действия с ними.
Ход урока.
На прошлом уроке мы говорили о словосочетаниях. Давайте выполним их разбор.
(Убрать урожай, лучи солнца, капли дождя, осиновые листья)
На доске написаны слова и словосочетания. Вороне где-то бог послал кусочек сыру, На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась…
Учитель. – Ребята, Обратите внимание на доску. Что вы видите?
(Ответы: мы видим слова и словосочетания; смысл не понятен.)
Учитель: - А есть ли смысл в этих словах и словосочетаниях? Что нужно сделать, чтобы появился смысл?
(Ответы: - нужно соединить слова и словосочетания, чтоб появился смысл.)
Учитель: Давайте попробуем соединить слова и словосочетания так, чтобы получился смысл.
Итоги 2 этапа. Получились строчки из басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и Лисица»
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась…
Учитель: - Какой мы делаем вывод из проделанной работы.
Делают вывод: Из слов и словосочетаний можно создать предложение.
Учитель. 1.Что такое предложение? (Ответы: предложение – слова или словосочетания, связанные по смыслу (грамматически – никто не сказал); в предложении есть грамматическая основа).
Учитель: - скажите, в чем отличие словосочетания от предложения? (Ответы: в словосочетании нет смысла, в предложении – есть; в словосочетании 2 слова – главное и зависимое – связь только подчинительная, в предложении – больше слов и есть еще и сочинительная связь ).
- Назовите признаки предложения. (Ответы: есть смысл; знаки в конце предложения; наличие грамматической основы).
Учитель. Вернемся к созданным строкам. Докажите, что это предложения. (ответы: есть знаки, есть грамматические основы ( выделяем подлежащее и сказуемое, в последнем предложении помогаю выделять), есть общий смысл).
Учитель: - Перед вами предложения. Что в них необычного? Посмотрите на наличие главных членов предложения.
В дупле старой груши притаился светлячок. Тишина. Рано вечереет.
Учитель. - Докажите, что это предложения. (Ответы: есть знаки, есть грамматические основы – выделяют).
Учитель. - К чему мы пришли в нашем исследовании? (Ответы: оказывается, есть предложения, в которых имеются оба главных члена, или только подлежащее, или только сказуемое).
Учитель. Какой должна быть тема нашего урока? (Предложения).
Учитель. Как вы думаете, какова цель нашего урока? Слайд. Что вы должны знать и уметь? (Ответы: разговор о предложении, в котором может быть подлежащее и сказуемое, или подлежащее, или сказуемое).
Запись в тетрадь.
Учитель. – Запишем сегодняшнее число, классная работа, тему урока
предложение – основная синтаксическая единица языка, которая служит средством общения. Предложением называется слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или подтверждение (совет, просьба, приказ). Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или одно из них.
Откройте учебник на стр. 68, упр. 141 (выполняем упражнение)
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....