Дидактический материал "Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"
методическая разработка по литературе на тему

Фоменко Лариса Леонидовна
Дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.
Однако отсутствие методических разработок и указаний по этому вопросу не позволяет учителю в полной мере использовать этот богатейший материал.
В настоящей работе рассказывается о том, как организовать занятие с пословицами, как следует использовать народные изречения пре изучении русского языка в целях усвоения учащимися орфографии и грамматики, в целях развития и обогащения речи учащихся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didacticheskiy_material.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал

«Применение пословиц и поговорок

на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе в средней школе»

Фоменко Лариса Леонидовна,

Учитель ВКК  МБОУ «Красномихайловская

СОШ им. Т.Т. Шерета»

Яшалтинского района Республики Калмыкия

        О дидактическом материале «Применение пословиц и поговорок

 на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе в средней школе».

Актуальность работы. Вашему вниманию предлагается дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках русского языка, литературы и во внеклассной работе.

Однако отсутствие методических разработок и указаний по этому вопросу не позволяет учителю в полной мере использовать этот богатейший материал.

В настоящей работе рассказывается о том, как организовать занятие с пословицами, как следует использовать народные изречения пре изучении русского языка в целях усвоения учащимися орфографии и грамматики, в целях развития и обогащения речи учащихся.

Эта работа актуальна по нескольким причинам:

  1. собирание учащимися народных изречений, классифицирование их по темам, анализ смысла пословиц, понимание их обобщающего характера для обогащения речи, повышение грамотности, воспитание эстетического вкуса;
  2. разнообразная и интересная работа с пословицами не только прививает учащимся любовь к народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают  у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него.

Данная работа состоит из следующих разделов:

1.Организация работы с пословицами и поговорками.

2.Слопороизводство в пословицах и поговорках.

3.Пословицы и поговорки  на уроках русского языка.

4. Пословицы  и поговорки на уроках литературы.

5.Внеклассная работа с пословицами и поговорками.

6.Тематический альбом.

Работу с тематическим альбомом рекомендовано вести с учащимися 5-6 классов. Начинать следует с беседы на тему, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем  названная учителем тема записывается в альбом. Учащимся  дается задание: подобрать несколько пословиц по этой теме. Лучшие пословицы записываются в альбомы.

Подбор иллюстративного материала  заставляет учащихся вдумываться в смысл  пословиц и иногда по – своему, оригинально раскрывать их содержание. Наконец, художественное оформление альбомов: подборка красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки – все  это способствует эстетическому восприятию учащихся.

                               Что за роскошь, что за

                   смысл в каждой поговорке

                   нашей. Что за золото!»

                        А. С. Пушкин.

« Народные пословицы и поговорки…

служат характера, верований,

воззрений на природу, отражением народного ума»,

Н.А. Добролюбов.

«Вот как просто сочиняют наши  мужики!                                                          Всё просто, слов мало, а чувства много!»

Л.Н. Толстой.

ВВЕДЕНИЕ. « Пословица – коротенькая; сама же она говорит, что голая речь не пословица. Это- суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот, под чеканом народности…

При таком понятии о пословице мы должны согласиться, что она не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души; это целые изречения, сбитые в один ком, в одно междометье. Сборник же пословиц - свод народной опытной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыданья, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый…»

                                                             В.И. Даль.

   Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. И если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь богатырская.

     Никто не знает, когда возникли пословицы. Несомненно лишь одно: они идут от далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви и дружбе, в отношениях с другими людьми. Поистине волшебные слова заключены в  мудрых русских пословицах. И это не случайно. Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдая из века в век жизненные различные явления, народ обобщал их, выделял в них самое характерное, самое типичное – свои наблюдения выражал в точной и сжатой словесной формуле пословицы и поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками следующему поколению. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать  правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц.

       « А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А.С. Пушкин.

Действительно, пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю народа. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем ее образной, красочной, выразительной.

           Пословиц очень много. В.И. Даль, современник Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки. Большое значение пословицам придавали наши писатели: И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, А.М. Горький.

            Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках и во внеклассной работе. Пословицы и поговорки знакомы каждому из нас. Как убедительно и красиво звучит речь, если человек подкрепляет свои мысли пословицей или поговоркой! Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится - так очень точно определил народ значение пословицы и живую связь ее с языком.

      Пословицы и поговорки очень близки между собой. Они различаются тем, что первые обычно выражаются самостоятельным законченным предложением.( Шило в мешке не утаишь; Где тонко, там и рвется), а  вторые входят в предложение как отдельные его части ( предложение – Он бьет баклуши – включает поговорку бить баклуши, но само не является ни пословицей, ни поговоркой). Многие пословицы и поговорки употребляются в переносном значении. Любишь кататься, люби и саночки возить – такими словами можно упрекнуть мальчика, который, в самом деле, не хочет возить санки, но с удовольствием катается.

      Часто первоначальный смысл пословицы забывается, т.к. породившее ее явление уходит из жизни, но в иносказательном смысле она употребляется. Такова пословица: Любить тепло – дым терпеть. Она возникла тогда, когда крестьянские избы не имели трубы и отапливались по- черному, т.е. дым из печи шел в помещение и затем медленно выходил в окно. И, конечно, тепла без дыму нельзя было получить.

     Пословицы, которые становятся непонятными, уходят из живой речи. Несколько иное дело с поговорками. Часто мы произносим их, не задумываясь о первоначальном смысле. Говорят, например: « работать спустя рукава», « узнать подлинную правду», « узнать всю подноготную». Каждая из этих поговорок возникла на основе действительных явлений. Выражение « работать спустя рукава» пошло со времен Московской Руси, когда бояре носили одежду с рукавами, доходившими до колен. Безусловно, с такими рукавами невозможно было что-либо делать. Существовала пословица: Не скажешь подлинную, так скажешь подноготную. Здесь речь шла о пытках. « Подлинная, правда» - те показания обвиняемых, которые были получены от них при пытке длинником (специальные палки для истязаний). Если не удавалось добиться нужных ответов, таким образом, человеку загоняли под ногти гвозди, иглы. Отсюда – « подноготная».

      Возникновение пословиц относится к глубокой древности. В них сосредоточен и выражен в краткой и художественной форме свод знаний, наблюдений, примет трудового народа. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский и социальный опыт и передают его последующим поколениям.

     Постепенно менялись взгляды и представления людей. Особенно резкая перемена в сознании народа наступила после Великой Октябрьской социалистической революции. Впервые в истории человечества было создано государство рабочих и крестьян, все трудящиеся получили равные права, женщины освободились от многовекового семейного и социального рабства, народ стал подлинным хозяином собственной судьбы и завоевал условия для свободного творческого труда. Пословицы не могли пройти мимо этих революционных преобразований: Ленина завет облетел весь свет; Прежде счастье на одно счастье, а теперь навек; Была лучина и свеча, а теперь лампа Ильича. Эти и многие другие изречения говорят о коренных изменениях в жизни трудящихся.

     Но, создавая новое, народ не выбрасывает все то лучшее, что накоплено за века нашими предками. Не утратили своего значения пословицы, разящие острым словом хвастовства, лень, эгоизм, лицемерие и другие пороки в поведении людей. Всегда, например, будут справедливы слова: Ленивый могилы не стоит.

     Сознанием новых и сохранением старых пословиц не ограничивается их жизнь. Многие пословицы переосмысляются, переделываются в соответствии с новыми условиями. Жизнь отдельных пословиц можно проследить на протяжении многих столетий.

      В начале XII века летописец включил в « Повесть временных лет» древнюю даже для него пословицу: Погиб Оша, ахи обре (погибли, как обры). Речь шла об обрах, или аварах, которые нападали на славянские племена и покорили некоторых из них, но в конце VIII века были разбиты. Сходные пословицы создавались и о других врагах русского народа. Нам известна пословица: Погиб ( или пропал), как швед под Полтавой , - которая возникла после победы войск Петра I над шведами в 1709 году. Разгром наполеоновской армии в 1812 году дал новый вариант этой пословицы: Пропал, как француз в Москве. После свержения царизма в 1917 году - возникло такое изречение: Погиб без славы, как орел двуглавый.

    Русские писатели широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости. Однако они не только берут из народного языка, но и обогащают его. Многие удачные выражения из произведений художественной литературы становятся пословицами и поговорками. Счастливые часов не наблюдают; Числом поболее, ценою подешевле -                    вот изречения из комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума», бытующих в языке в качестве пословиц: Любви все возрасты покорны; Мы все глядим - в Наполеоны; Что пройдет, то будет мило; А счастье было так возможно - все эти строки из произведений А.С. Пушкина часто можно слышать в устной речи. Много пословиц, поговорок, метких выражений вошло в разговорный язык из произведений других писателей прошлого и нашего времени.

   Собирание пословиц начинается еще в XVII веке, когда некоторые любители стали составлять рукописные сборники. С конца XVIII века пословицы печатаются уже отдельными книгами. В 30-50-е годы  XIX столетия собиранием пословиц занимается русский ученый и писатель Владимир Иванович Даль (1801-1872). В его сборнике « Пословицы русского народа», впервые изданный в 1861-1862 годах ( отдельными выпусками), вошло около 30000 текстов. С тех пор публиковалось много сборников пословиц и поговорок, но и в наше время сборник В.И. Даля является наиболее полным и ценным. Пословицы и поговорки и теперь записывают ученые, студенты, школьники, многие любители родного слова.

2. Организация работы с пословицами и поговорками.

  Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: « Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

  Одной из важнейших задач школы является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.

   Психология, исходя из единства мышления и речи, считает, что прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствует увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность. В самом деле, ведь куда лучше запоминается то, что существенно и интересно и что к тому же воздействует не только на ум, но и на чувства.

    Следовательно, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, необходимо приводить  такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерна меткость, краткость и образность языка. Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, необходимо учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна учащимся.

    Начиная работу с пословицами, можно предложить учащимся завести так называемые тематические альбомы. В них пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются учителем.

      Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой учащиеся  должны найти и записать пословицы. Во                                       время беседы вспоминаются уже известные учениками пословицы.

 Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Учащимся дается задание: подобрать одну- две пословицы по этой теме. Ребята легко справляются с этим заданием и собирают богатый и разнообразный материал. Пословицы зачитываются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.

Работа над альбомом с пословицами очень нравится учащимся. Она не только приучает собирать народные изречения, но и способствует их запоминанию. Подбор иллюстративного материала заставляет учащихся вдумываться в смысл пословиц и иногда по-своему, оригинально раскрывать их содержание.

     Наконец, художественное оформление альбомов: подбор открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки – все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. С альбомами, в которых собраны пословицы и поговорки, может быть организована разнообразная и интересная внеклассная работа.

   3.     Словопроизводство в пословицах и поговорках.

 Известно, что для современного русского словообразования характерны разные способы и разновидности словопроизводства. Наиболее продуктивный из них – морфологический, связанный  с использованием богатейших внутри словных морфем (приставок, суффиксом, интерфиксов, постфиксов, флексий) и морфонологических средств ( мены места ударения, фонетических и исторических чередований звуков).

  Менее продуктивен морфолого-синтактический способ словопроизводства, представляющий собой переход слов одной части речи в другую.

  Лексико-синтетический способ словообразования, лексико-семантический, а также комбинированный ( или смешанный) представляются недостаточно продуктивными.

   Пословичное словопроизводство ограничивается морфологическим и морфолого-синтаксическим способами словообразования.

   Пословичное словопроизводство утилитарно: оно отражает различные проявления народного быта, трудовой деятельности человека, его морали и нравственности, т.е. оно порождается наиболее острыми потребностями самого существенного в житейской повседневности.

   Кроме того, пословичное словопроизводство органически связано с основными требованиями народной эстетики, куда входят:

  1. Выражение объективизации через конкретные и знакомые образы. Не случайно пословица воспринимается как глубокое и обобщенное и в то же время как естественное, эмоциональное и доходчивое афористическое изречение.
  2. Слаженность звучания; ср.: Что не складно, то и не ладно; Хороша пословица в лад да в масть.
  3. Лаконичность и компактность речи. Народная мудрость гласит:

Слова хороши, если они коротки; Хорошее вполне хорошо, когда оно коротко; Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

  1. Доброжелательность и гуманность высказывания:

Добрые слова лучше мягкого пирога; Мягкое слово кости ломает; Жесткое слово строптивит, мягкое смиряет.

  1. Конкретизация и олицетворение отвлеченных понятий.
  2.  Антонимичность высказывания (сопоставление, противопоставление, уступительность и т.п.)

К морфологическому способу слообразования в пословицах и поговорках можно отнести: 1) образования с помощью внутри словных морфем; 2) безаффиксное словообразование; 3)сложносоставные слова и 4) образования посредством аффиксированной частицы – то

  1. Среди морфологических образований с использованием внутри словных морфем выделяются своим массовым характером употребления различные формы субъективной оценки имен существительных.

Эти формы, в зависимости от суффикса, выражают различные эмоции- положительность, уменьшительность, ласковость, любование, мягкость, доброжелательность, сниженность оценок. ( Филатка, Ивашка, окошко, стаканчик, лисичка, бычок, собачка, рюмочка и т.д.)

Например: У всякого Филатки свои ухватки; За ушко, да на солнышко; Детки деткам рознь.

   Нередко формы субъективной оценки употребляются в рифму с другими словами. Это актуализирует их и повышает благозвучие пословиц и поговорок:

Любовь не картошка – не выкинешь в окошко; У всякой пташки свои замашки; Куда ветерок, туда и умок.

    Встречаются слова, образованные от глагольных и именных основ с помощью суффиксов –х-, -их-, -ух-, -б-, -к-; такие образования не имеют значения субъективности и уменьшительности:

Сулиха неряхе родная сестра; Семь перемен, а все одна редька.

Потемщики света не ищут; Завидлив бывает обидлив; Понедельничай, да не бездельничай.

   Не дорога гостьба, дорога дружба; Пульба очищает карманы.

   У всякого жеребенка своя попрыжка; И на доброго коня бывает спотычка; И на большие умы живет промашка.

  Очень выразительны, хотя и немногочисленны, приставочно-постфиксальные образования на базе глагольной словоформы:

Пляши, да не заплясывайся; Раздружится друг – хуже врага.

  1. Пословицы и поговорки могут включать  безаффиксные образования: имена существительные от глагольной и адъективной основ, образованных без внутри словных морфем. Такое словообразование обычно связано со сниженным оттенком употребления; например;

Моту деньги подарить, что в воду пустить; Находчивый маха не даст; Барская хворь - мужицкое здоровье.

3.Выделяются пословицы и поговорки со сложносоставными словами, состоящими из двух частей, соотносительных с целыми словами, каждое из которых может употребляться и отдельно. Например:

Птичьего молока хоть в сказке найдешь, а другого отца- матери и в сказке не найдешь; Словами туды-сюды, а делами никуды.

4.Среди пословиц и поговорок достаточно частотны образования с аффиксированной частицей – то.

Обещать – то легко, да думай исполнить; Жениться- то не напасть, да как бы, женившись, не пропасть.

     Морфолого-синтаксическое словопроизводство в пословицах и поговорках объединяет такие разновидности словообразования:  

  1. субстантивация прилагательные,

                2) партикуляция сочинительного союза и

3) препозиционализация наречий.

4. Внеклассная работа

  Богатый материал для проведения воспитательной работы, особенно для формирования нравственности, я нахожу в пословицах, поговорках, афоризмах, изречениях писателей, философов, ученых, педагогов, в крылатых словах и выражениях.

       Афоризмы

1. « Добро творишь – себя возвышаешь, зло творишь – себя унижаешь». Соломон.

2.« Кто не любит природы, тот не любит и человека». Ф. М. Достоевский.

  1. Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души».
  2. « Труд рождает мудрость и чистоту; леность рождает невежество». Г. Торо

                   Пословицы и поговорки.

1.Ласковыми словами камень растопишь.

2.Истинный друг познается в несчастье.

3.Всяк человек своего счастья кузнец.

4.Человек может стать Человеком только путем воспитания.

5.Для себя жить- тлеть, для семьи – гореть, а для народа –светить.

6.В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.

  1. Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе.

Конкурс знатоков поговорок (для уч-ся 6 класса)

  1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? ( Узнать, почем фунт лиха).
  2. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (положить зубы на полку).
  3. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане?

( За словом в карман не полезет)

  1. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? ( Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).
  2. Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще?

( После дождичка в четверг).

  1. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день?

(Ранняя птичка носик прочищает,  поздняя глаза продирает. Кто рано встает, тому бог дает).

         Конкурс знатоков пословиц (для уч-ся 6кл.)

К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

  1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости». (Поспешишь – людей насмешишь).
  2. Украинская: «И живи до старости, и учись до старости». (Век живи – век учись).
  3. Киргизская: «Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь». (Тише едешь – дальше будешь).
  4. Малайская: «Кончил шить – оборвал нить». (Сделал дело – гулял смело).
  5. Таджикская: «Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удача без труда» (Без труда не вытянешь рыбку из пруда).
  6. Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». (Что посеешь, то и пожнешь. Как аукнется, так и откликнется).
  7. Каракалпакская: «Если кривы дерева, то от них тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает).
  8. Казахская: «Щедрый не хвастает подарком, богатырь не отказывается от сказанного». (Не давши слова, крепись, а, давши – держись. Не будь щедр на слова, будь щедр на дела).
  9. Удмурдская: «Слово не стрела, а сердце пронзает».

( Слово не воробей,  вылетит – не поймаешь. Меткое  слово – что пуля снайпера).

                      Конкурс пословиц и поговорок, посвященных труду.

По двум словосочетаниям вы должны вспомнить пословицу. Например, «До вечера - нечего». Скучен день до вечера, коли делать нечего.

  1. Пряха – рубаха. (Какова пряха – такова рубаха).
  2. Терпение – умение. (Где терпенье, там и уменье).
  3. Портной – крой (Всяк портной свой покрой).
  4. Встала – напряла. (Рано встала, да мало напряла).
  5. Язык – дело. (Не торопись языком, торопись  делом).
  6. Мастер – дело. (Каков мастер, таково и дело)

Игра «По одежке встречают, а провожают все же по уму».

Учащиеся приветствуют игроков. Ведущий дает задание продолжить пословицы, которые говорят о важности труда.

  1. Труд человека кормит… (а лень портит).
  2. Долог день до вечера…(коли делать нечего).
  3. От скуки…(бери дело в руки).
  4. Кто встал пораньше…(ушел подальше)
  5. Пчела мала…(а и та работает)
  6. Кончил дело…(гуляй смело)
  7. Терпенье и труд …(все перетрут)
  8. Первый блин…(комом)

Конкурс «Отгадай пословицу».

Каждая команда показывает заранее приготовленную пантомиму пословицы или поговорки. Соперники должны отгадать ее.

Конкурс «Ошибки наборщика».

Каждая команда получает лист бумаги, на которых написаны пословицы и поговорки, но «по ошибке наборщика» первая половина принадлежит  одной пословице или поговорке, а вторая – другой. Надо вернуть им первоначальный вид.

       1-ый лист.

Баба с возу, а хомут найдется.

Была бы шея – кобыле легче.

Без труда - не накинешь платок.

На всякий роток – не вынешь и рыбку из пруда.

Беды мучат – а руки дело делают.

Глаза страшатся – да уму учат.

Конкурс «Путаница».

Каждая команда получает лист бумаги, на котором написано необычным способом, пять поговорок или пословиц.

Слова в них стоят на своих местах, но буквы внутри каждого слова перепутаны. За определенное время все участники игры должны вернуть буквы на свои места и правильно прочесть поговорку или пословицу.

Яакадж укриац сойв сатенс хлатив. (Каждая курица свой насест хвалит).

Конкурс «Замени пословицами».

Командам предлагаются выражения, смысл которых необходимо заменить пословицей или поговоркой. Команда, ответившая первой, получает очко.

Учись всю жизнь. (Век живи – век учись)

Беречь время. (Делу – время, потехе – час)

Не болтай. (Держи язык за зубами)

Конкурс «Пословицы и поговорки в рисунках».

Команды показывают рисунки, приготовленные к конкурсу.

Соперники отгадывают по иллюстрации пословицу или поговорку.

Конкурс «Магические числа».

Командам нужно вспомнить пословицы или поговорки, где встречаются числа.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

В одном пере и птица не родится.

Где два, там ни один.

Два и на поле воюют, а один и на печи горюет.

Один, да дорог, не надобно и сорок.

Сто голов – сто умов.

Семеро по лавкам.

Один воин тысячи водит.

Один волк гоняет овец полк.

Весна да осень – на дню погод восемь.

  1. Изучение пословиц и поговорок  на уроках.

 Большой интерес представляют конкурсы, связанные с особенностями языка пословиц и поговорок. Работа над пословицами обогатит словарный запас школьников, научит их любить меткое слово и пользоваться им, говорить или писать образно, эмоционально.

Так, например, при изучении темы «Наречие» в 7 классе, можно провести конкурс «Кто больше назовет русских пословиц и поговорок, в состав которых входили бы наречия».

С другом по – братски, а с врагом по-солдатски. Словами туда – сюда, а делом никуда. Береги платье снову, а честь смолоду. Рыбак рыбака видит издалека. Делать вслепую, унести суму пустую. Насильно мил  не будешь. Вместе тесно, а врозь скучно. Мягко стелет, да жестко спать. Дорога помощь вовремя.

При изучении темы «Имя числительное» в 6 классе можно провести конкурс «Назвать пословицы и поговорки»:

  1. с числительным один:  В одно ухо вошло, в другое вышло. Одним махом. Один к одному. Одного поля ягода. Одна ласточка не делает весны. Один в поле не воин;
  2. с числительным два:  Ум хорошо, а два лучше. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Как две капли воды. Как дважды два четыре. В два счета. Два сапога пара. Два вершка от горшка;
  3. с числительным три: В три погибели согнуться. В три шеи гнать. С три короба наговорить. В трех соснах заблудиться. Обещанного три года ждут;
  4. с числительным семь: Семь раз отмерь, один отрежь. Семь пятниц на недели. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один с сошкой, а семеро с ложкой. У семи нянек дитя без глаз. Семеро ворот, да все в огород.

На уроках русского языка в 10 классе  по теме «Экология слова» учащимся предлагается заранее изучить молодежный сленг, и заменить новые  пословицы на старые.

Например,

Будет и на нашей улице переименование. (Будет и на нашей улице праздник).

В копях хорошо, а дома лучше .

В огороде базука, а в Киеве дядька.

Грызи бамбук, пока зеленый.

Выше головы не пикнешь.

Омон не грянет, мужик не перекрестится.

Нет дамы без огня.

Клин Клинтоном вышибают.

Любишь кататься – люби и правильно водить.

Не имей сто рублей,  а имей сто долларов.

Охота лучше неволи.

 

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: Развитие речи. Рассказ по пословице.

Цели и задачи урока: 1) привитие любви к русскому языку;

2) воспитание и привитие чувства патриотизма;

3) обогащение лексического запаса учащихся и развитие их речи.

Эпиграф к уроку:  «Пословица не есть какое – нибудь вперед поданное мнение или предположение о деле, но уже подведенный итог делу… Известно, что если сумеешь замкнуть речь ловко прибранного пословицей, то сим объяснишь ее вдруг народу, как бы сама по себе ни была она свыше его понятия». Н. В Гоголь в статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и чем ее особенность».

План и ход урока.

Составить рассказ по пословице – задача сложная, и поэтому мы не приступим к ней сразу, а осуществим сначала целую систему упражнений. Начнем работу с обычного задания по усвоению смысла пословиц. Перед вами висит таблица, обрамленная русским народным орнаментом:

Пословицы.

Всякому мила своя сторона.

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Делу время, потехе – час.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Своя земля и в горсти мила.

Что посеешь, то и пожнешь.

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Ребята распределите пословицы по темам: родина, труд, дружба.

Пословица всегда говорится в связи, с каким – то определенным  жизненным случаем, фактом, событием. Она советует, учит, высмеивает. Само слово ПОСЛОВИЦА, если разобрать по  его составу, говорит

о том, что пословица заканчивает речь, приводится вслед  за словом,

за делом. Об этом говорится и в одной из пословиц: «Всякая пословица не мимо дела говорится».

Чтение эпиграфа. Вот этому умению «замкнуть речь пословицей» и будем мы сегодня учиться. А для этого, прежде всего, нужно уметь соотносить пословицы с литературными произведениями и жизненными фактами.

2. Ребята, вы хорошо знаете басни Крылова. Подумайте, к каким басням можно отнести пословицы «Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь » («Стрекоза и Муравей»), «На языке мед, а под языком лед» («Ворона и Лисица»).

3. Подберите пословицу к каждой жизненной ситуации, приводимой ниже. Например, Какую пословицу скажут вам старшие, если вы пробовали починить плитку, утюг и т.д., но не сумели, а они справились с этой работой быстро и хорошо? (Дело мастера боится).

  • Если долго не можете решить  задачу или отгадать ребус, а вместе с товарищем сумели сделать это? (Ум хорошо, а два лучше).
  • Что скажет учитель математики тому, кто первым сдаст самостоятельную работу, но выполнит неверно? (Поспешишь – людей насмешишь).
  • Если ребята много говорят, много обещают, но ничего не делают?  (Не спеши языком, торопись делом).
  • Что скажет мама, когда узнает, что вы записались в три – четыре кружка?  (За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь).

4.Учитель называет пословицу, задача  учащихся – разъяснить смысл этих пословиц и привести примеры.

  1. Составление коротких рассказов по пословице мы начинаем учить на примере маленьких рассказиков Ушинского из книги «Малышам» (Детгиз., 1957)

Вместе тесно, а врозь скучно

Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно?

Сила не право.

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры, Тани, куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу: а отец сидел у окна и все видел.

Что сказал Мите отец?

При составлении сочинений необходимо нацелить учащихся на то, чтобы они рассказывали о событиях, которые действительно имели место.

Упражнения в осмысливании пословиц и соотнесении их с определенными жизненными явлениями способствовали развитию логического мышления, а также « быстрой речевой реакции школьников на поведение окружающих».

Составление развернутых рассказов по пословице помогало практически овладевать связной речью и ее отдельными элементами.

Систематическая работа над пословицами значительно расширила фразеологический запас учащихся.

Урок литературы в девятом классе. (Интегрированный урок)

Тема урока: Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Цели и задачи урока:1) выявление основных особенностей языка комедии А.С. Грибоедова, приемов новаторства Грибоедова в области литературного языка;

2)развитие навыков лингвистического анализа текста; 

  1. воспитание любви и уважения к родному языку на примере отношения к нему А.С. Грибоедова.

Оформление:

Эпиграф: Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.К.Г. Паустовский.

Запись на доске:

  1. А.С. Грибоедов широко использовал в своей комедии живую разговорную речь, подвергнув ее глубокой художественной обработке.
  2. 2. Мастерски осуществил метод речевой характеристики персонажей.
  3. Создал множество «крылатых выражений».

Ход урока.

Мы рассмотрим только интересующий нас пункт 3.

  • Нельзя не сказать о « крылатых выражениях», созданных писателем А.С. Пушкиным, познакомившись с комедией, воскликнул: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу».

В.Г. Белинский тоже отмечал эту особенность комедии: «Стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разнеслись между образованными людьми пол всем концам земли русской».  

Работа с крылатыми выражениями.

Задание: установить, какому персонажу комедии принадлежит данное выражение (реплики можно написать на доске, на плакате).

Пословицы.

Кто беден, тот тебе не пара. (Фамусов)

И дым Отечества нам сладок и приятен. (Чацкий)

Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом (Фамусов)

Служить бы рад, прислуживаться тошно (Чацкий)

Ах! тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет. (Чацкий)

Дома на вы, но предрассудки стары. (Чацкий)

Ах! злые языки страшнее пистолета. (Молчалин)

Поговорки.

Герой не моего романа. (Софья)

Послушай, ври, да знай же меру. (Чацкий)

В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов. (Фамусов)

Ведь нынче любят бессловесных. (Чацкий)

Смешенье языков: французского с нижегородским. (Чацкий)

 Она к нему, а  он ко мне.  (Лиза)

Что говорит! и говорит, как пишет! (Фамусов)

Проверка домашнего задания. 

Выражения комедии, превратившиеся в пословицы, охватывают самые разнообразные темы. (служба, образование, общественное мнение, воспитание, любовь, брак и т.д.)

Дома ученики должны были составить список выражений по темам. Чтение пословиц и поговорок.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»

Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...

Презентация на тему "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

Цель – обобщить использованные на практике педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей школьников....

К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка.

К вопросу об изучении пословиц и поговорок на уроках русского языка в 5-9 классах (из опыта работы учителя русского языка)....

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.

Материал содержит подбор пословиц по  изучаемым темам....

"Формирование любви и бережного отношения к родному краю на уроках русского языка, литературы и через внеурочную деятельность"

В своей презентации на тему «Формирование любви и бережного отношения к родному краю на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности» я представляю опыт работы над методи...