Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка и литератур
опыты и эксперименты по русскому языку
Национально-региональный компонент можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. В условиях Татарстана национально-региональный компонент курса русского языка будут слова, словосочетания, предложения и тексты, тематические ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_nrk.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ ««Средняя общеобразовательная школа №4»
Тема доклада:
«Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы»
Доклад составила:
Растегаева М.Д.
учитель русского языка и литературы 1
квалификационной категории
МАОУ «СОШ №4»
г. Набережные Челны
2021г.
Использование национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы М. Д.
Взаимосвязи между национальными литературами существовали с давних времен. Художественная литература не может плодотворно развиваться, не осваивая все лучшее, что накоплено истории культуры. Национально-региональный компонент можно использовать как на уроках литературы, так и на уроках русского языка. В условиях Татарстана национально-региональный компонент курса русского языка будут слова, словосочетания, предложения и тексты, тематические ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края. К каждой из программных тем по русскому языку можно подобрать дополнительный языковой материал, окружающий лингвистическую специфику Татарстана. В основном это биографии, произведения и отрывки из произведения известных татарских и местных писателей («Мой край родной», сборник текстов для изложений).
На уроках развития речи, а так же при изучении любой программной темы можно использовать репродукции картин известного художника – пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина, чьё творчество развивалось в городе Елабуге. Живопись способствует развитию мыслительной деятельности учащихся, учит наблюдать, сравнивать, пользоваться образными средствами русского языка, расширяет их общий кругозор. Картины можно раздать на каждую парту или вывести на экран к ним обязательно прилагается памятка «Анализ картины-пейзажа», также эти же картины можно использовать при изучении любых тем по русскому языку (В этом вам может помочь книга «Картина как средство развития речи татарских школьников»).
Картины Ивана Ивановича Шишкина можно использовать и на уроках литературы, в частности при изучении рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг».
Задание: Сопоставьте эти картины, обратите внимание на состояние природы, детали описания, настроение, которые создают они. Что сближает литературный и живописный пейзажи? (Репродукция картины с заданием на каждой парте).
НРК можно и нужно использовать и на уроках литературы. Наиболее эффективными являются следующие пути раскрытия взаимосвязи русской и родной литературы: сопоставление жизненного и творческого пути представителей обеих литератур; обращение к высказываниям выдающихся татарских писателей и критиков о русских художниках слова; использование переводов произведений русских писателей; привлечение краеведческого материала о пребывании русских писателей на территории Татарстана. Кроме того, следует приводить факты, свидетельствующие о большом интересе русских писателей к жизни и быту татарского народа, его культуре и литературе. Это помогает организовать работу над образами представителей татарского народа в произведениях русских писателей. Важно также знакомить учащихся с высказываниями русских писателей о деятелях татарской литературы и культуры. Произведения татарской литературы можно привлекать на разных этапах изучения той или иной темы:
- На уроках, посвященных изучению биографии писателя, широко используется краеведческий материал. В частности, приводятся факты о пребывании русского писателя в Татарстане, о творческих связях представителей двух литератур. Так, знакомя учащихся с биографией М. Горького, В. Маяковского учитель обогащает свой рассказ фактами братской помощи русских писателей своим татарским коллегам.
- Материалы о взаимосвязи литератур используется при изучении произведений русских писателей. Обращение к татарской литературе в процессе работ над творчеством А.С. Пушкина. М. Лермонтова, Н. Некрасова, М. Горького, В. Маяковского. Е. Есенина, М. Шолохова позволяет показать, как в результате сходных общественно-исторических ситуаций в двух литературах возникают однотипные явления.
- К родной литературе учитель обращается на следующих этапах работы над произведением:
- Во вступительной беседе при характеристике эпохи, ознакомлении с историей создания произведений;
- При работе над содержанием;
- При анализе произведения, когда можно указать на его идейно-тематическое созвучие с произведением татарской литературы, но близость образов;
- На заключительных уроках по изучению произведения, когда выясняется его значение в развитии татарской литературы и в идейно-эстетическом воспитании читателя.
Так, например, при изучении творчества Н.А. Некрасова можно использовать стихотворения татарского поэта Г. Тукая.
Когда учащиеся знакомятся со стихотворением «Памяти Добролюбова», они вспоминают стихотворение Г.Тукая «Светлой памяти Хусаина» (1912 г.), в котором дан образ идейного вождя народных масс. При сопоставлении этих произведений ставятся следующие вопросы:
- Почему Н.А. Некрасов и Г.Тукай обратились к образам революционных руководителей народных масс?
- Какие качества в героях своих произведений ценят Н.А. Некрасов и Г. Тукай?
Отвечая на эти вопросы, учащиеся говорят, что обращение к образам Н. Добролюбова и Хусаина Ямашева вызвана не только чувством уважения поэтов к своим друзьям. Н.Некрасов глубоко уважал и ценил Н.Добролюбова, восхищался его душевной красотой, талантом критика и публициста. Создавая образ Добролюбова, поэт прежде всего отмечает черты подлинного патриота и гражданина, который «свои труды и помышленья» отдал Родине, «честные сердца ей покорял». Н.А.Некрасов причисляет Н.Добролюбова к лучшим сынам русской земли, без которых «заглохла б нива жизни».
При сопоставлении со стихотворением «Светлой памяти Хусаина» учащиеся указывают, что Г.Тукай первый в татарской литературе создал образ революционера большевика. Хусаин Ямашев обрисован поэтом с большой теплотой и любовью. Для характеристики своего героя Г.Тукай использует сравнения: «светел, как яркая звезда», «сильней морских глубин, прозрачней, чем вода», «острый ум его ценней и чище серебра». В Хусаине Ямашеве поэт видит подлинного борца за народное счастье.
При анализе стихотворений можно поставить и такой вопрос:
- Найдите изобразительно-выразительные средства языка.
Отвечая на данный вопрос, учащиеся одновременно могут пройти небольшую подготовку к ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Также НРК можно использовать на уроках внеклассного чтения, для проведения классных часов, различных мероприятий по предмету. На вводных уроках, уроках-лекциях, классных часах можно познакомить учащихся с русскими писателями и поэтами, которые родились и жили в Татарстане или посещали нашу Республику.
Для этого можно использовать презентацию «Литературный Татарстан» (Казань и Казанская губерния, Чистополь и Елабуга).
В нашей школе стало традицией встречаться с писателями и поэтами Татарстана и города Набережные Челны. Самая первая встреча с Мансуром Сафиным была еще при Хасанове А.Х., затем прошла встреча, посвященная 25-летию Союза писателей Татарстана, затем встреча с писателями и поэтами нашего города. Последняя пока встреча с Мансуром Сафиным прошла как презентация его книги «Владимир Высоцкий», посвященная юбилею поэта, композитора, певца.
Интересной формой работы являются экскурсии. Знакомство с поэтами, писателями, художниками Татарстана и России учащиеся нашей школы продолжают во время различных экскурсий по городам нашей Республики. Вместе с учителями и классными руководителями учащиеся 8 – 11 классов посетили:
- «Музей истории города»
- Музей Марины Цветаевой
- Музей Ивана Ивановича Шишкина, с посещением шишкинских прудов и Чёртова городища
- Дом – музей Горького в Казани
- Музей Бориса Пастернака в Чистополи
- Музей Мусы Джалиля в Мензелинске.
Завершить данное выступление мне хочется словами Николая Алексеевича Некрасова: «Сейте разумное, доброе, вечное!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы
Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...
Из опыта работы учителя русского языка и литературы "Использование педагогических (творческих) мастерских на уроках русского языка и литературы".
Статья для выступления на методическом объединении учителей русского языка и литературы об актуальности образовательной технологии "Творческая мастерская"....
Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому ...
Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".
Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....
Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии
Использование национально - регионального компонента на уроках русского языка и литературы Бурятии...
Методические приемы использования лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы.
В статье представлен опыт работы учителя по использованию лингвокультурологического компонента на уроках русского языка и литературы,дается описание различных методических приемов и способов.Особое вн...