Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения. Модуль "Имя существительное".
учебно-методическое пособие по русскому языку (6 класс) по теме
В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным (казахским) языком обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_dlya_organizacii_kollektivnyh_uchebnyh_zanyatiy.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль «Имя существительное»
Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным языком обучения.
Павлодар, 2013
Рекомендовано экспертным советом областного института повышения квалификации педагогических кадров
Автор:
Аринова Д.Х., учитель русского языка и литературы Кенжекольской СОШ г. Павлодара
Научный руководитель и рецензент:
Серёменко Н.П., член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (Россия), Главный специалист отдела инновационного развития Павлодарского ИПК ПР
В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным языком обучения.
Введение
Переход образования от знаниецентрического обучения к компетентностному подходу требует формирования у учащихся не только ЗУНов по предмету, но и ключевых компетенций. Ключевые компетенции не передаются информативно, их возможно развивать только в деятельности. Поскольку язык является основным средством общения для людей, то базовой компетенцией является коммуникативная компетенция. Для того, чтобы её сформировать, учителю необходимо включать учащихся в различные виды взаимодействия. Дидактический материал в системе методик КСО решает эту проблему, так как каждая методика предполагает включение каждого учащегося в диалоговое или групповое общение.
Мы обнаружили также противоречие между требованиями ГОСО и материалами учебника, т.е. учебник не в полном объеме содержит материал, позволяющий сформировать у учащихся ЗУНы, требуемые ГОСО. Решением этой проблемы стало составление данного дидактического материала в системе методик КСО
Пособие содержит стандарт модуля «Имя существительное» календарно-тематическое планирование с контролирующими заданиями по каждой теме, дидактический материал для организации учебной деятельности по методикам ВОЗ, Ривина-Баженова, взаимотренажа по специальным алгоритмам (описание этих методик см. в книге М.А. Мкртчяна «Общие методики КУЗ», Красноярск, 2002), а также разработку урока по теме «Правописание имен существительных».
Модуль «Имя существительное как часть речи и член предложения»
Стандарт модуля.
1. Языковой материал.
№ п/п | Обязательный уровень | Базовый уровень |
1 | Имеет понятие о 3-х типах склонения имен существительных. | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. Синтаксическая роль имени существительного. Типы склонения имен существительных. |
2 | Определяет тип склонения имен существительных и склоняет их (в форме единственного числа). | |
3 | Различает существительные, имеющие форму только единственного числа, существительные, имеющие форму только множественного числа. | |
4 | Производит морфологический разбор имени существительного. | |
5 | Имеет понятие о грамматической основе предложения. | |
6 | Знает и использует при написании орфографические правила: - употребление Ь на конце существительных 3 скл.; - неупотребление Ь после шипящих у сущ-х в род.п. множ.ч.; - неупотребление Ь после шипящих у сущ. м.р. 2 скл.; - буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных; - буквы щ и ч в суффиксе –чик- (-щик-); - гласные в суффиксах существительных –ек- и –ик-; - гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. |
2. Речевая деятельность.
Аудирование.
- Понимать речь учителя, одноклассников в процессе урока, по теме, по учебному тексту.
Чтение.
- Использовать виды изучающего и поискового чтения для выявления и передачи лингвистической информации об имени существительном.
Говорение.
Устная монологическая речь.
- Составлять ответы на специальные и общие вопросы (с вопросительным и без вопросительного слова) по разделу «Имя существительное».
Диалогическая речь.
- Составлять развернутый диалог по теме «Имя существительное» (7-8 реплик).
Письменная речь.
- Составлять письменные ответы на вопросы.
- Письменно переводить текст.
Структура блока
Календарно-тематическое планирование
Задания для работы по методике "Взаимообмен заданиями" (ВОЗ)
Алгоритм для работы по методике "Взаимообмен заданиями" (ВОЗ)
1) получи карточку;
а) постарайся усвоить содержание своей карточки, выполнив первое и второе задание; после проверки учителем карточка считается введенной в работу;
3) приступай к работе с первым партнером;
4) сядьте рядом, решите, кто первым начнет объяснять;
5) объясни партнеру первое задание карточки и сделай необходимые записи в его тетрадь;
6) выслушай объяснение товарища по заданию первой части его карточки, проверь, как он сделал записи в твою тетрадь;
7) после того, как вы объяснили друг другу содержание первого задания карточки, и ответили на вопросы друг друга, обменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой для себя карточки;
8) сверьте вторые задания и обсудите свои ответы на них, оцените работу друг друга, выставьте оценки в листок учета;
9) поблагодарите друг друга за совместную работу;
10) при наличии свободного времени прочитай по учебнику или конспекту материал, которому ты будешь обучать нового партнера;
11) найди нового партнера в своей группе и работай с ним так, как указано в алгоритме, начиная с п.4.
ВОЗ – 1. Суффиксы имен существительных мужского рода.
- Образуй от данных слов имена существительные мужского рода при помощи суффиксов
–тель, -ник, -ист, -чик, -щик.
Алгоритм.
Выдели основу слова (основа – это часть слова без окончания). Например: писать – писа- основа слова, счет – основа счет-
К основе добавь подходящий по смыслу суффикс мужского рода.
Например: писа + тель = писатель, счет- + чик.
.
Писать, выключать воспитать, искать, водить, танк, двор, охрана, водопровод, учет.
- Образуй от данных слов имена существительные мужского рода при помощи суффиксов
–тель, -ник, -ист, -чик. Составь 2 предложения.
Обогревать, связь, грабить, скот, помощь, пулемет, газета, вагон, зависть, ключ, целина.
ВОЗ – 2. Суффиксы имен существительных женского рода.
- Образуй от данных слов имена существительные женского рода при помощи суффиксов
–ниц, -к-, -ость.
Алгоритм.
Выдели основу слова (основа – это часть слова без окончания). Например: артист – артист- основа слова.
К основе добавь подходящий по смыслу суффикс женского рода.
Например: артист + к = артистка.
.
Писатель, циркач, грузин, учитель, бодрый, гибкий, грубый, соломина, горошина, черкес, виноградина.
- Образуй от данных слов имена существительные женского рода при помощи суффиксов
–ниц, -к-, -ость. Составь 2-3 словосочетания.
Изысканный, изнеженный, объемный, читатель, искатель, киргиз, комсомол, смородина, нежный, малина.
ВОЗ – 3. Типы склонения имен существительных.
- Определи тип склонения имен существительных.
Алгоритм.
Поставь существительное в начальную форму (им.п., ед.ч.)
- Обозначь окончание существительного.
- Определи род существительного.
- если существительное ж. р или. м.р. с окончанием –а(-я), -ия значит, слово 1 склонения
- если слово м.р. или сред.р. с окончанием –о, -е, ий, -ие, нулевым окончанием или с мягким знаком на конце, значит, слово 2 склонения.
- Если слово жен.р. с мягким знаком на конце, значит, слово относится к 3 склонению.
Игрок (2 скл.), друг, рыбка, старик, голова, ассигнация, прибыль, лес, пристань, песня, лето, осень, озер.
- Определи тип склонения имен существительных. Составь с данными словами 3 предложения.
Пятно, туча, терем, земля, кот, арба, опасность, образование, пословица, табун, трусость, алмаз, дождь.
ВОЗ – 4. Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных.
1. Допиши окончания имен существительных. Укажи склонение и падеж.
Алгоритм.
1. Поставь имя существительное в Именительный падеж, ед. число: (что?) палатка.
2. Определи род путем подбора местоимений: палатка - (она) моя – женский род.
3. Определи склонение слова палатка. Рассуждай так: существительное палатка женского рода, имеет окончание –а, следовательно относится к 1-му склонению
4. Определи падеж, задав вопрос. Стоять (у чего?) у палатки – родительный падеж.
Итак, стоять у палатки (1 скл., Р.п.)
Стоять у палатки (1 скл., Р.п.), стоять у пристан…, стоять на вокзал.., ждать на станции…, узнать о приезд.., узнать о жизн…, зайти к матер.., разобраться в музык.., предостеречь об опасност.., прибегнуть к помощ…
2. Допиши окончания. Укажи склонение и падеж существительных.
Книга в счасть… украшает, а в несчасть… утешает. Делу время, потех… - час. Поздно щук… на сковород… вспоминать о вод… . Один с сошк…, а семеро с ложк… .
ВОЗ – 5. Типы склонения имен существительных.
1. Просклоняй имена существительные.
Алгоритм.
1. Определи тип склонения имени существительного.
2. Если это существительное женского или мужского рода с окончанием –а, -я, то оно относится к 1типу склонения. Например, кофта, папа.
3. Если это существительное мужского или среднего рода с нулевым окончанием или мягким знаком на конце, то оно относится ко 2 типу склонения. Например, конь, поле.
4. Если это существительное женского рода и оканчивается на мягкий знак, то оно относится к 3 склонению. Например, гордость.
Милость, след, поле, гора, дядя, крепость.
2. Просклоняй имена существительные. Составь с ними 3 словосочетания.
Море, игра, известность..
ВОЗ-6. Буквы Ч и Щ в суффиксе – ЧИК-ЩИК.
1. Ч или Щ? Вставь пропущенную букву:
Алгоритм.
Выдели суффикс.
А) если перед суффиксом стоят буквы Д-Т, З-С, пиши –ЧИК-
Б) если перед суффиксом нет Д-Т, З-С, пиши –ЩИК.
Упаков…ик, развед…ик, вклад…ик, обид…ик, ракет...ик, постанов…ик, перевод…ик, застрой…ик, извоз…ик, бомбардиров…ик.
2. Ч или Щ? Вставь пропущенную букву:
Контор..ик, автомат…ик, свар…ик, мебель…ик, обман…ик, заговор…ик, дрессиров…ик, газет…ик, рассказ…ик, ответ…ик.
ВОЗ-7. Гласные Е и И в суффиксах–ЕК, -ИК существительных.
- Е или И? Вставь нужную букву.
Алгоритм.
Поставь существительное в родительный падеж (кого? чего?) и посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе:
А) если гласный выпадает, то пиши в суффиксе Е. Например, замочек – замочка.
Б) если не выпадает, то пиши в суффиксе И. Например, ключик – ключика.
Сыноч..к, мяч..к, замоч..к, нос..к, карандаш..к, ореш..к, пузыреч..к, василеч..к, ларч..к, мальч..к, пальч..к, подароч..к, ключ..к.
- Е или И ? Вставь нужную букву.
Стол..к, зайч..к, чайнич..к, самоварч..к, ореш..к, кирпич..к, огонеч..к, дружоч..к, колобоч..к, кружоч..к, стульч..к.
ВОЗ-8. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
- Вставь пропущенные буквы:
Алгоритм.
- Выдели суффикс. Поставь ударение.
А) если ударение падает на суффикс, то пиши после шипящей О.
Б) если нет, пиши после шипящей Е.
Петуш..к, сюртуч..к, старич…к, пиджач…к, душ..нка, рубаш..чка, подуш..чка, собач..нка, кусоч..к, бельч..нок, книж..нка.
- Вставь пропущенные буквы:
Гребеш…к, горош..к, луж..к, руч..нка, зайч..нок, крош..чка, кош..чка, доч..нька, сыноч..к, внуч..к, пирож..к
ВОЗ-9. Гласные О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Алгоритм:
- Выдели окончание. Поставь ударение.
- Если ударение падает на окончание, пиши О. Например, в слове ключом окончание – ом является ударным, значит пиши о.
- Если ударение падает не на окончание, пиши Е. Например, в слове пальцем окончание – ем является безударным, значит пиши е.
Врач.м, товарищ.м, малыш.м, задач.й, гараж.м, границ.й, кирпич.м, улиц.й, молодц.м, пальц.м
- Спиши, вставляя нужное окончание. Составь 2 вопросительных предложения из данных слов.
Камыш.м, полотенц.м, удальц.м, столиц.й, свеч.й, сердц.м, этаж.м, с поклаж.й, марш.м, зайц.м.
ВОЗ-10 . Употребление и неупотребление мягкого знака после шипящих на конце существительных.
1. Спиши, вставляя, где нужно мягкий знак.
Алгоритм.
Определи род, падеж и склонение существительного.
А) если существительное женского рода и относится к 3 склонению, пиши после шипящей Ь на конце. Например, мышь.
Б) если существительное мужского рода и относится ко 2 склонению, то Ь не пишется. Например, нож.
В) если существительное стоит в родительном падеже множественного числа, то Ь не пишется. Например, туч.
Врач…, доч…, ноч…, нож…, куч…, луж…, смерч…, пейзаж…, рубеж…, тиш… .
2. Спиши, вставляя, где нужно мягкий знак.
Грач…, силач…, помощ…, ветош…, стуж…, груш…, малыш…, крыш…, брош…,рож...
Задания для работы по методике ВПЗ по теме «Имя существительное»
Алгоритм работы по методике ВПЗ
- Выполни самостоятельно все задания карточки. Можно пользоваться справочными материалами.
- Найди напарника. Сверь с ним выполнение своего первого задания, выслушай мнение напарника, выскажи свою версию. Придите к общему мнению по данному вопросу. Точно так же поработайте над первым заданием напарника.
- Смени пару. Задай новому напарнику вопрос, который ты хочешь прояснить. Это может быть тот же самый вопрос, или следующий. Обговорите ответ на него. Выслушай вопрос напарника и скажи свое мнение.
- Проверь таким образом с разными напарниками свое понимание темы, отвечая на все вопросы (задания) своей карточки, отметь плюсом в табло учета или скажи командиру сводного отряда об окончании работы над ней, возьми следующую карточку.
№ 1
- Спиши, распределяя данные слова в две группы. Выдели суффикс. По какому признаку ты их разделил?
Писатель, читательница, обязанность, верность, чистильщик, танкист, радист, украинка, напарник, помощник, радость, разведчик.
- Выпиши существительные 1 склонения: страна, стол, деревня, мать, отец, дочь.
- Классифицируй следующие слова: печенье, лампа, сказка, брюки, молоко, нефть, цемент, деньги, грабли, золото, окно, тетрадь, именины, звезды.
Существительные, имеющие форму только единственного числа. | |
Существительные, имеющие форму только множественного числа. | |
Существительные, имеющие форму и единственного и множественного числа. |
№ 2
1. Просклоняй существительные ткань, осень.
2. Составь предложения со словом дом, где данное слово будет играть роль подлежащего и дополнения.
3. Распредели каждое слово в соответствующий столбик таблицы.
Ь пишется | Ь не пишется | |
если существительное женского рода и относится к 3 склонению (мышь) | если существительное мужского рода и относится ко 2 склонению (нож) | если существительное стоит в родительном падеже множественного числа (туч) |
Ночь, товарищ, багаж, рожь, дрожь, вещь, речь, тишь, куч, крыш, стуж, брошь, малыш, груш, ветошь, луж, смерч, грош.
№ 3
1. Выпиши из предложений существительные 1 склонения. С одним из слов составь свое предложение.
Малышка не смогла запереть дом ключом и просто прикрыла входную дверь. Лодка скрылась за камышом, которым заросла река. За дачей виднелся березовый лес.
2. Запиши существительные в творительном падеже, используя предлоги над, под, перед, с.
Свеча, ключ, роща, туча, матч, клатч, граница, полотенце, конец.
3. Спиши, вставляя пропущенную букву. На какое правило данные слова?
Копиров…ик, перепис…ик, самолет…ик, маркиров…ик, леп…ик, лет…ик, опрессов…ик, пулемет…ик, налад…ик, убор…ик, леп…ик.
№ 4
1. Выпиши существительные 2 склонения: справка, опасность, метод, сравнение, дань, крышка.
2. Прочитай слова. Выбери лишнее слово. Просклоняй. Обозначь окончание.
Парта, школа, ручка, аптека. Платье, кофта, тапочки, футболка.
3. Образуй от данных слов имена существительные со значением лица с помощью суффиксов –чик-/-щик-.
Баня, камень, обида, счет, прокат, рассказать, сварить, газета, ответ, чеканка, контора, заговор.
№ 5
1. Употреби данные существительные в форме творительного падежа единственного числа. Поставь ударение.
Крыша, молодец, манеж, уж, кожа, отец, рубеж, трубач, ноша, лапша, бахча, персонаж, лестница, борщ.
2. Выпиши существительные 3 склонения и просклоняй.
Излучение, глупость, победа, холм, радость, забота.
3. Распредели существительные в два столбика.
Существительные, имеющие форму только единственного числа | Существительные, имеющие форму только множественного числа |
Сахар, молоко, грабли, нефть, цемент, радость, опилки, очистки, нападки, масло, сметана, деньги, листва, детвора, ножницы, каникулы.
№ 6
1. Образуй от данных существительных формы родительного падежа множественного числа. Обозначь окончания.
Пастбище, роща, ниша, встреча, галоша, круча, груша, притча, чудовище, задача, жилище, туча, плечо, дача, чаща, невежа.
2. Перепиши, раскрывая скобки и ставя существительные в нужном падеже, в единственном числе. Обозначь окончания существительных.
Быть на (побережье), находиться в (размышление), быть во (всеоружие), ехать в (пустыня), разбудить на (заря), идти по (дорога), услышать о (поражение), чувствовать на (расстояние), приплыть к (гавань), сидеть возле (дорога), свернуть к (тропинка), приехать ближе к (осень).
3. Выпиши предложение с именем существительным 1 склонения в именительном падеже единственного числа. Выполни синтаксический разбор предложения.
Дождь был проливной, летний, веселый. Зима прошла в трудах и работах над книгой. Неприятели ждали на улицах города.
№ 7
1. Спиши, раскрывая скобки.
1. Замолкли звуки чудных (песня)(М.Лермонтов).2. На месте старых ( пожарища) высятся новые дома (К.Шустал). 3. Сорок (башня) танковых молчат (С.Орлов). 4. На небесном синем блюде желтых (туча) медовый дым (С.Есенин).5. Море ловит стрелы (молния) и в своей пучине гасит (М.Горький).
2. Образуйте от данных слов существительные женского рода при помощи суффиксов –ниц-, -к-, -ость-.
Писатель - … радист - … корреспондент - …
Преподаватель - … аспирант - … родитель - …
Учитель - … грабитель - … киргиз -…
3. Определи тип склонения существительных и приведи еще примеры на каждый тип склонения.
Река, поле, условие, отец, конь, мышь, папа, ценность, дядя, радость.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Задания для работы по методике тренажа
Алгоритм работы по методике тренажа
1. Получи свою карточку.
2. Отметь в табло точкой номер своей карточки.
3. Найди напарника.
4. Задай напарнику свой первый вопрос.
5. Выслушай его. Проверь по карточке, правильно ли он ответил.
6. Если нужно поправь его или сам ответь на вопрос, чтобы напарник запомнил.
7. Задай все вопросы своей карточки.
8. Теперь приступайте к работе над карточкой напарника.
9. Обменяйтесь карточками.
10. Отметь в табло плюсом карточку, по которой тренировал и точкой карточку, по которой тренировался.
11. Найди нового напарника и работай с ним по этому же алгоритму.
Карточки по теме «БуквыО и Ё после шипящих в окончаниях существительных»
ОЁО1 Крышей Молодцем Кожей Ужом Манежем Отцом | ОЁО2 Рубежом Трубачом Тёщей Купцом Ношей Лапшой | ОЁО3 Товарищем Зайцем Баржей Персонажем Лестницей Межой |
ОЁО4 Солнцем Сушей Мечом Певцом Красавцем Тягачом | ОЁО5 Плащом Удачей Багажом Тиражом Лицом Душем | ОЁО6 Ткачом Ковшом Финишем Свинцом Блиндажом Экипажем |
Карточки по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных»
ОС1 Нет собаки В клетке На ватке Без бумажки Дам пичуге Для роскоши | ОС2 Нет загадки Дам кукушке О рукописи Для защиты Без кисти На площадке | ОС3 В газете Ветка сирени О россыпи Для воли В столице Дам кошке |
ОС4 Без дичи На площади Для юноши На карусели В шкатулке Без вилки | ОС5 Без печали На печке В каше О ночи На вокзале О проводнике | ОС6 По тропинке Без зелени На облаке По аллее В берете К Ниночке |
Гласные О и Ё после шипящих в суффиксах существительных
ОЁШС-1 Бочонок Сверчок Барашек Снежок Веночек Песочек | ОЁШС-2 Барсучонок Дружок Бельчонок Платочек Списочек Пастушок | ОЁШС-3 Волчок Девчонка Годочек Ручонка Одежонка Крючок |
ОЁШС-4 Речонка Грачонок Петушок Собачонка Узелочек Дубочек | ОЁШС-5 Сундучок Пирожок Барашек Порожек Козлёночек Морячок | ОЁШС-6 Стишок Осколочек Пушок Лужок Овражек С товарищем |
Гласные в суффиксах существительных –ек-, -ик-
ГЕК-1 Горошек Арбузик Барашек Бегемотик Сыночек Билетик | ГЕК-2 Внучек Самолётик Звоночек Бутербродик Винтик Василёчек | ГЕК-3 Галстучек Буфетик Пирожочек Вопросик Бублик Ёжик |
ГЕК-4 Глазик Носик Желудочек Подарочек Нолик Мячик | ГЕК-5 Ротик Заводик Карандашик Лепесточек Мешочек Лоточек | ГЕК-6 Котёночек Коврик Ключик Щеночек Компотик Кустик |
Щ, Ч в суффиксе –ЧИК(_ЩИК)
ЧЩИК-1 Упаковщик Разведчик Банщик Атомщик Вкладчик Тюремщик | ЧЩИК-2 Каменщик Обидчик Прогульщик Добытчик Наладчик Докладчик | ЧЩИК-3 Ракетчик Постановщик Переводчик Рассказчик Водопроводчик Обходчик |
ЧЩИК-4 Возчик Застройщик Заказчик Смазчик Грузчик Буфетчик | ЧЩИК-5 Копировщик Сборщик Счетчик Стекольщик Захватчик Точильщик | ЧЩИК-6 Передатчик Советчик Сварщик Резчик Съемщик Мебельщик |
Карточки для выработки навыков
морфологического анализа по методике тренажа.
Т-1 На чужой стороне и весна не красна. I. Сторона – сущ. (что?). II. Н.Ф. – сторона; неодуш., ж.р., 1 скл.., в предл.п., в ед.ч. III. Не красна (где?) на стороне. - . - . - . - . | Т-2 В болоте можно увязнуть. I. Болото – сущ. (что?). II. Н.Ф. – болото; неодуш., ср.р., 2 скл.., в предл.п., в ед.ч. III. Увязнуть (где?) в болоте. - . - . - . - . |
Т-3 Много грибов по осени уродилось. I. Осень – сущ. (что?). II. Н.Ф. – осень; неодуш., ж.р., 3 скл.., в дат.п., в ед.ч. III. Уродилась (когда?) по осени. - . - . - . - . | Т-4 Воздух чист, прозрачен и свеж. I. Воздух – сущ. (что?). II. Н.Ф. – воздух; неодуш., м.р., 2 скл.., в им.п., в ед.ч. III. (Что?) воздух.
|
Т-5 В лесу было весело. I. Лес – сущ. (что?). II. Н.Ф. – лес; неодуш., м.р., 2 скл.., в предл.п., в ед.ч. III. Было весело (где?) в лесу. - . - . - . - | Т-6 Жалобно листья шумели кругом. I. Листья – сущ. (что?). II. Н.Ф. – лист; неодуш., в им.п., во мн.ч. III. (Что?) листья.
|
Т-7 Мальчик пришел к отцу. I. Отец – сущ. (кто?). II. Н.Ф. – отец; одуш., м.р., 2 скл.., в дат.п., в ед.ч. III. Пришел (к кому?) к отцу. - - - - - - | Т-8 Мать уложила дочь в постель. I. Дочь – сущ. (кто?). II. Н.Ф. – дочь; одуш., ж.р., 3 скл.., в вин.п., в ед.ч. III. Уложила (кого?) дочь. - - - - - |
Т-9 Петя отправился в библиотеку. I. Библиотека – сущ. (что?). II. Н.Ф. – библиотека; неодуш., ж.р., 1 скл.., в вин.п., в ед.ч. III. Отправился (куда?) в библиотеку. - . - . - . - .-
| Т-10 Князь тихо на череп коня наступил. I. Князь – сущ. (кто?). II. Н.Ф. – кто; одуш., м.р., 2 скл.., в им.п., в ед.ч. III. (Кто?) князь. |
Контрольная работа к разделу «Имя существительное»
1.Перепиши, дописывая окончания существительных. Укажи склонение существительных и их падеж.
1. Он рисовал то, что больше всего любит в жизн… (В.Весенский). 2. Леса в жемчужном инее… (И.Бунин). 3. Вечером Тургенев был на чаепитии.. у Шлецера (А.Виноградов). 4. Николай быстро одевался без посторонней помощ… (А.Виноградов). 5. Слетались хлопья со двора к оконной рам… (Б.Пастернак).
2.Выпиши существительные, имеющие формы одного числа (только единственного или только множественного). Распредели их в два столбика.
Сад, школа, радость, добро, листва, сапоги, носки, печенье, опилки, охота, именины, нефть, цемент, деньги, детвора, грабли.
3. Установи соответствия.
1 склонение | Все сущ-ые женского рода с мягким знаком на конце. | Например: конь, герой, гений, гараж, делец, домишко, окно, сукно, различие и др. |
2 склонение | Все имена сущ-ые женского, мужского рода на –а, -я | Например: дань, мякоть, рожь, ночь и др. |
3 склонение | Имена сущ-ые мужского рода, имена существительные среднего рода. | Например: вода, сакля, струя, юноша, Боря, ассигнация. |
4. Выпиши существительные с суффиксом –чик-.
Комьютер…ик, версталь…ик, обход…ик, рез…ик, формов…ик, погруз…ик, вертолет…ик, клад…ик, арматур…ик, стеколь…ик, кровель…ик.
5. Напиши данные имена существительные в именительном падеже, обозначая суффикс.
Огурчика, сыночка, голубочка, дождичка, цветочка, воробышка, сыночка, звоночка, ларчика, ключика, замочка.
6. Спиши, распределяя в две колонки. Обозначь суффиксы после шипящих.
Снеж…к, луж…к, мыш…нок, кусоч…к, котёноч…к, пастуш…к, рож…к, галч…нок, крош…чка, медвеж…нок, волч…нок, круж…к, пирож…к.
О | Е |
7. Выпиши существительные с О в окончании. Составь с данными словами 2 предложения.
Врач…м, ключ…м, конц…м, полотенц..м, кольц…м, солнц…м, суш...й,
меч…м, певц…м, красавц…м, молодц…м, кож…й.
8. Распредели слова в нужную колонку.
Грач…, мыш…, товарищ…, врач…, дрож…, доч…, рож…, ковш…, груш…, карандаш…, стуж…, краж…, тиш…,реч… .
с Ь | без Ь |
9. Выполните морфологический разбор имени существительного.
Дремлет над морем полярная ночь.
Разработка урока русского языка.
Правописание имен существительных. 6 класс.
- изучение и закрепление орфограмм по данной теме;
- развивать общие умения коммуникации, навыки коллективного труда, нормы социальной жизни;
- воспитывать чувство уважения к чужому мнению, доброжелательность и уважение друг к другу, самостоятельность, ответственность за результат.
Технологии: КСО
Оборудование: презентация с темой занятия, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», карточки ВОЗ, тренажа, контрольные вопросы, тест, карточки с домашним заданием.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид работы | Время |
1.Ориентация. Организационный момент. Приветствие учителя. Ребята, мы продолжаем тренироваться в умении правильно применять полученные знания на практике. Каждый из вас уже знает несколько орфограмм. Но на наших уроках мы учимся не только орфографическим правилам, но и умению говорить так, чтобы тебя поняли, объяснять, слушать с пониманием, задать вежливо вопрос, если что-то непонятно. | Приветствие учащихся. | 2 мин. | |
Актуализация знаний. Вопросы. 1. Над каким модулем мы работаем? 2. Какие орфограммы изучаем? 3. Какую цель поставим перед собой на урок? | «Имя существительное». Перечисляют орфограммы. Цель: изучить правила правописания имен существительных и научиться применять знания на практике. | 2 мин. | |
Знакомит с планом работы | Командиры получают табло учета. Учащиеся получают маршрутный лист. | 1 мин. | |
2. Получение новых знаний и закрепление. Работа по методике «Взаимообмен заданиями». Продолжим работать по методике ВОЗ. Кто напомнит, как нужно работать по данной методике? | Каждый ученик выполняет задания своей карточки. Затем происходит взаимообмен. | Пары сменного состава. | 15 мин. |
Возврат в группу | Если учащийся закончил, то он возвращается в сводный отряд. Если в группе есть еще один свободный учащийся, то они работают по методике «Взаимотренаж». Если в отряде никого нет, то он изучает теорет. материал. | ||
Физкультминутка. | Учащиеся под музыку выполняют зарядку. | 2 мин. | |
Методика взаимотренажа | Командиры раздают Карточки ВТ, табло учёта заполняют в процессе выполнения карточек. | Пары сменного состава. | 5 мин. |
Рефлексия | Учащиеся записывают в тетрадь слова, в которых были допущены ошибки. | Индивидуально | 2 мин. |
Просмотр фрагмента мультфильма. Ребята, чтобы легче усвоить правописание –ек, -ик посмотрим отрывок мультфильма. | Просматривают фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков». | 2 мин. | |
Организация работы в малых группах. Ответы на контрольные вопросы. | Командир опрашивает учащихся по контрольным вопросам, затем группа отвечает учителю. | В малой группе. | 5 мин. |
Выполнение теста. Взаимопроверка. | Выполняют самостоятельно. Обмениваются тетрадями и проверяют. Выставляют оценки в табло учета. | В паре постоянного состава. | 5 мин. |
3. Завершение. Рефлексия Какую цель вы сформулировали в начале урока? Удалось ли приблизиться к ней? Что было для вас наиболее трудным, непонятным сегодня? С каким типом заданий не справились? Почему? | Учащиеся анализируют, что получилось и что не получилось. Пишут ответы на листочках. | Индивидуально. | 3 мин. |
Домашнее задание. | Учащиеся, получившие отметку «5» и «4», берут на дом карточку №1, остальные берут карточку под номером 2. | Индивидуально. | 1 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Маршрутный лист.
1. Работа по методике ВОЗ (работа в паре, обмен заданиями).
2. Взаимотренаж
3. Контрольные вопросы (ответить в группе, сдать учителю).
4. Выполнение теста (взаимопроверка).
5. Домашнее задание
Табло учёта.
ФИО | ВОЗ - 1 | ВОЗ-2 | ВОЗ-3 | ВОЗ-4 | ВОЗ-5 | ВОЗ-6 | Взаимотренаж | Контрольные вопросы | Тест |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 |
Карточки ВОЗ.
ВОЗ -1. Буквы Ч и Щ в суффиксе – ЧИК-ЩИК.
1. Ч или Щ? Вставь пропущенную букву:
Алгоритм.
Выдели суффикс.
А) если перед суффиксом стоят буквы Д-Т, З-С, пиши –ЧИК-
Б) если перед суффиксом нет Д-Т, З-С, пиши –ЩИК.
Упаков…ик, развед…ик, вклад…ик, обид…ик, ракет...ик, постанов…ик, перевод…ик, застрой…ик, извоз…ик, бомбардиров…ик.
2. Ч или Щ? Вставь пропущенную букву:
Контор..ик, автомат…ик, свар…ик, мебель…ик, обман…ик, заговор…ик, дрессиров…ик, газет…ик, рассказ…ик, ответ…ик.
ВОЗ-2. Гласные Е и И в суффиксах–ЕК, -ИК существительных.
1. Е или И? Вставь нужную букву.
Алгоритм.
- Поставь существительное в родительный падеж (кого? чего?) и посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе:
А) если гласный выпадает, то пиши в суффиксе Е. Например, замочек – замочка.
Б) если не выпадает, то пиши в суффиксе И. Например, ключик – ключика.
Сыноч..к, мяч..к, замоч..к, нос..к, карандаш..к, ореш..к, пузыреч..к, василеч..к, ларч..к, мальч..к, пальч..к, подароч..к, ключ..к.
- Е или И ? Вставь нужную букву.
Стол..к, зайч..к, чайнич..к, самоварч..к, ореш..к, кирпич..к, огонеч..к, дружоч..к, колобоч..к, кружоч..к, стульч..к.
ВОЗ-3. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.
1. Вставь пропущенные буквы:
Алгоритм.
- Выдели суффикс. Поставь ударение.
А) если ударение падает на суффикс, то пиши после шипящей О.
Б) если нет, пиши после шипящей Е.
Петуш..к, сюртуч..к, старич…к, пиджач…к, душ..нка, рубаш..чка, подуш..чка, собач..нка, кусоч..к, бельч..нок, книж..нка.
- Вставь пропущенные буквы:
Гребеш…к, горош..к, луж..к, руч..нка, зайч..нок, крош..чка, кош..чка, доч..нька, сыноч..к, внуч..к, пирож..к
ВОЗ-4. Гласные О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
1.Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Алгоритм:
1.Выдели окончание. Поставь ударение.
2.Если ударение падает на окончание, пиши О. Например, в слове ключом окончание – ом является ударным, значит пиши о.
3.Если ударение падает не на окончание, пиши Е. Например, в слове пальцем окончание – ем является безударным, значит пиши е.
Врач.м, товарищ.м, малыш.м, задач.й, гараж.м, границ.й, кирпич.м, улиц.й, молодц.м, пальц.м
2. Спиши, вставляя нужное окончание. Составь 2 вопросительных предложения из данных слов.
Камыш.м, полотенц.м, удальц.м, столиц.й, свеч.й, сердц.м, этаж.м, с поклаж.й, марш.м, зайц.м.
ВОЗ – 5. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.
- Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Алгоритм.
Определи, к какому склонению относится слово.
- если слово относится к 1 склонению, проверь его по окончанию слов стена, земля
- если слово относится ко второму склонению, проверь его по окончанию слов слон, конь
- если слово относится к 3 склонению, проверь его по окончанию слова степь
К свобод., на лошад., в дом., о мам., для передач., по правд., о честност., по совест., о дружб., о любв.
2. Спиши, вставляя нужную букву.
На стол., в тетрад., о молодёж., на окн., по земл., на рук., у подруг., в передач., на урок., в жизн.
ВОЗ – 6. Суффиксы имен существительных мужского рода.
- Образуй от данных слов имена существительные мужского рода при помощи суффиксов
–тель, -ник, -ист, -чик, -щик.
Алгоритм.
Выдели основу слова (основа – это часть слова без окончания). Например: писать – писа- основа слова, счет – основа счет-
К основе добавь подходящий по смыслу суффикс мужского рода.
Например: писа + тель = писатель, счет- + чик.
Писать, выключать воспитать, искать, водить, танк, двор, охрана, водопровод, учет.
- Образуй от данных слов имена существительные мужского рода при помощи суффиксов
–тель, -ник, -ист, -чик. Составь 2 предложения.
Обогревать, связь, грабить, скот, помощь, пулемет, газета, вагон, зависть, ключ, целина.
Тренаж
Карточка 1 Врачом Перцем Малышом Оконцем Тучей | Карточка 2 Нет собаки В клетке На ватке Без бумажки Дам пичуге |
Карточка 3 Объездчик Прокатчик Сортировщик Рассказчик Экскаваторщик | Карточка 4 Сыночек Мячик Замочек Носик Карандашик |
Карточка 5 Снежок горошек лужок ручонка зайчонок | Карточка 6 Обогреватель Связист Грабитель Скотник Помощник |
Контрольные вопросы.
- Какие существительные относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонениям?
- Объясните правописание суффикса – чик (-щик)?
- Как определить когда писать Е , а когда И в падежных окончаниях существительных?
- В каком случае с суффиксе –ЕК, -ИК мы пишем Е и И?
- Что нужно сделать, если затрудняешься в выборе гласной при написании суффиксов после шипящих?
- Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки при написании окончаний существительных после шипящих и Ц?
Тест.
1. В каких существительных пишется суффикс –чик?
а) развед… б) налад… в) обман… г) разнос… д) точиль…
2. Отметьте слово, в котором пишется Е:
а) на собран… б) у речки… в) на опушк… г) к площад… д) на работ…
3. Выберите слово с буквой Е в суффиксе:
а) сыноч… к б) мяч…к в) замоч…к г) нос…к д) карандаш…к
4. Укажите варианты, где пишется О после шипящих в суффиксах существительных.
а) снеж…к б) горош… к в) зайч…нок г) кош…чка д) пирож…к
5. Выберите слова, в которых пишется гласная О после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
а) врач…м б) товарищ…м в) малыш…м г) задач…й д) гараж…м
6. Выберите правильный вариант
а) Обогреватель, связник, пулемётник, скотник, помощник
б) Обогреватель, связист, пулемётчик, скотник, помощник
в) Обогреватель, связник, пулемётист, скотник, помощник
Домашнее задание.
Карточка № 1
1. Выпиши словосочетания, в которых существительное имеет окончание –е. Составь 3-4 словосочетания из слов, которые имеют окончание –и в данных падежах.
Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, гулять по площад…, лежать в кроватк…, искать на сайт… .
2. Запиши существительное в именительном и творительном падежах единственного числа. Используй предлоги над, под, перед, с.
Свечи, ключи, рощи, тучи, матчи, клатчи, граница, полотенце, конец.
Карточка № 2
1. Распредели в два столбика.
ч | щ |
Буфет…ица, копиров…к, перепис…к, лет…к, свар…к, автомат…ик, опрессов…ик, леп…ик, пулемет…ик..
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Сыноч…к, мяч…к, самолет…к,звоноч…к, кусоч…к.
3. Спиши, распредели в два столбика:
о | е |
Друж…к, жуч…к, ореш…к, волчон…к, собач…нка, реч…нька, горош…к.
Список литературы.
1. Мкртчян М.А. Общие методики коллективных учебных занятий. - Красноярск, 2002.
2. Мкртчян М.А Коллективный способ обучения. Практический курс. - Саяногорск, 1990.
3. Серёменко Н.П. Особенности планирования учебных достижений учащихся. - Педагогикалык альманах. Павлодар, 2007.
4. Руколеева Л.В. Методические рекомендации к организации работы по методике ВОЗ (КСО). – Павлодар, 2009.
5. Руколеева Л.В. Методические рекомендации к организации работы по методике тренажа. – Павлодар, 2006.
6. Руколеева Л.В. Методические рекомендации к организации работы по методике Ривина-Баженова. – Павлодар, 2009.
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ ПО ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Имя существительное
Синтаксическая роль
Морфологические признаки
Число
Буквы е и и в падежных окончаниях сущ-х
Орфограммы
Склонение
II
I
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях сущ-х
Неупотребление Ь после шипящих у сущ. м.р. 2 скл.
единственное
Существительные только единственного
III
Буквы ч и щ в суффиксе
–чик (-щик)
Неупотребление Ь после шипящих у сущ. В род.п. множ.ч.
Существительные только множественного
множественное
-тель,
-ник,
-чик, ,-ист
Суффиксы жен.р.
-ниц-, -к-,-ость
Род
Гласные в суффиксах сущ-х –ек и -ик
Суффиксы муж.р.
Ь после шипящих у сущ.3 скл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к урокам Технологии (технический труд) для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ
Использование данного дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся. Может быть использован как при объяснении нового материала, так и при закреплении полу...
Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по теме «Food»
Пособие содержит учебно-дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по модулю «Food» стандарт,календарно- тематическое планирование, эврестическая карточка, измерители ст...
Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по теме «Степени сравнения имён прилагательных»
Пособие содержит учебно-дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по модулю «Имя прилагательное»: структуру модуля, стандарт, измерители стандарта, дидактический материал, по...
казахский язык в классе русской школы
разработка урока по казахскому языку в 9 классе...
Дидактический материал по подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку 9 класс
Дидактический материал можно использовать при продготовке учащихся к экзамену по русскому языку как на уроках , так и на факультативных занятиях....
Дидактический материал по теме Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Нормы употребления форм имени существительного.
Данный дидактический материал предлагается для повышения грамотности выпускников и, в частности, для подготовки к выполнению задания № 6 в ЕГЭ по русскому языку....
«Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку в 5 классе». «Организация учебной деятельности по формированию УУД»
Методическая разработка «Формы и методы организации обучения на современном учебном занятии по русскому языку» ставит своей целью дать описание видов организации учебной деятельности, форм...