Конспект урока по русскому языку на тему "Научный стиль речи, его особенности и разновидности"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Цель: актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, познакомить с разновидностями (подстилями) научного стиля, продолжить подготовку учеников к выполнению заданий единого государственного экзамена
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnyy_stil_rechi_ego_osobennosti_i_raznovidnosti.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Научный стиль речи, его особенности и разновидности
Цель: актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, познакомить с разновидностями (подстилями) научного стиля, продолжить подготовку учеников к выполнению заданий единого государственного экзамена
Задачи:
- закрепить знания об особенностях научного стиля речи и его разновидностях;
- развивать умения в определении изобразительно-выразительных средств языка;
- развивать интерес к исследовательской деятельности;
- подготовить учащихся к самостоятельному написанию творческой работы в научном стиле;
- совершенствовать культуру учебно-научного общения в устной и письменной форме.
Методы и приёмы работы: анализ и синтез изученного материала, наблюдение, творческая работа, работа со справочной литературой, исследовательская работа, самостоятельная работа, тестирование
- Вступление
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке, распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной терминологии привело к отделению научного стиля от художественного (александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам (вторая полов. XVIII века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу XIX века.
- Повторение основных признаков текста научного стиля
(1)Метафора не нуждается в доказательстве ее семантической производности. (2)Как бы ни были разнообразны взгляды ученых на сущность этого явления, данное свойство никем не отрицается. (3)Однако неоднозначно решается вопрос о статусе самой семантической единицы и способах ее описания. (4)Эти два момента оказываются тесно связанными между собой, поскольку признание в качестве носителя метафоры той или иной единицы влияет на характер объяснительной модели. (5)В какой-то мере выбор угла зрения на метафору определяется самой неоднородностью материала, которая обусловлена различной степенью образности. (6)Так, в зависимости от яркости образа выделяются языковые (генетические), общепоэтические и индивидуально-авторские метафоры.
(Т. Симашко)
- К какому стилю речи относится текст?
- к публицистическому
- к научному
- к художественному
- к официально-деловому
- Каков тип речи текста?
- описание с элементами рассуждения
- рассуждение
- повествование
- описание
- С помощью каких языковых средств связаны 1 и 2 предложения?
- указательное местоимение
- лексический повтор
- контекстный синоним
- указательное местоимение и контекстный синоним
- Какое слово должно быть на месте пропуска в 6 предложении текста?
- несмотря на это
- так
- и еще
- впрочем
- Какая из перечисленных особенностей не является специфической для данного текста?
- логичность
- точность
- отвлеченность и обобщенность
- субъективность
- Основные признаки научного стиля и их выражение в языке
Работа с учебником, составление таблицы
Логичность |
|
Точность |
|
Отвлеченность и обобщенность |
|
Объективность |
|
- Проверка домашнего задания
Какие синтаксические особенности научного стиля можно отметить в этом тексте?
Где может быть опубликован этот текст?
- Разновидности (подстили) научного стиля
Проанализируйте тексты, определите, что их объединяет эти тексты и в чем их различие.
Выявляя особенности текстов, придерживайтесь следующего плана:
- кому адресован текст?
- какова цель создания текста?
- Каковы его особенности?
- К какому жанру относится данный текст?
Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает лексические средства языка, давая оценку использования слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.
Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2007.
В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.
Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Считается, что существуют две ступени владения языком: первая – это знание грамматики, определенного количества слов, умение построить предложение, высказывание, общаться на языке с другими его носителями; вторая ступень владения языком подразумевает умение дифференцировать речь с точки зрения стиля, строить текст, подбирая языковые средства с учетом цели высказывания, ситуации, собеседника, формы общения (устной, письменной). Овладение первой ступенью родного языка происходит естественно, иностранного - после изучения грамматики, запоминания определенного количества слов (по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч) и приобретения навыков и умений построения текстов из этих слов.
Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для 9 – 11 классов общеобразовательных школ. – Ростов н/Д: МарТ, 2001.
(1)Основная функция научного стиля – информировать читателей о новом научном результате, полученном автором работы. (2)Однако текст при этом обычно строится не как голая передача информации, а как приглашение читателя к совместному рассуждению. (3)Поэтому в научных текстах часто встречаются формы 1-го лица множественного числа: рассмотрим, перейдем, обратим внимание.
(4)Часто говорят об отстраненности или даже сухости научного изложения. (5)Это ощущение возникает из-за того, что в научных текстах почти не бывает эмоционально окрашенных выражений, в них отсутствуют намеки, нет (или почти нет) восклицательных предложений, прямой речи, диалогов.
(6)Яркая черта научного стиля – большое количество специальных терминов. (7)Это также связано с его информативностью: значение научного термина всегда определено более строго и узко, чем значение обычного слова, что обеспечивает точность понимания. (8)Например, разговорному слову простуда в медицинской терминологии соответствует целый букет названий: острое респираторное заболевание, катар верхних дыхательных путей, аденовирусная инфекция и т.п.
Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М: Аванта, 204.
Собственно научный | Учебно-научный | Научно-популярный | |
Кому адресован | Ученый, специалист | Учащиеся | Все интересующиеся |
Цель | Описание новых фактов | Обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом | Ознакомление с интересными фактами |
Особенности | Большое количество специальных терминов, не имеющих пояснения. Сложные предложения | описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов, их пояснение | Употребление специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами. |
Жанр | Научная статья | Учебник | Детские энциклопедии |
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:
- Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
- Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
- Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).
- Домашнее задание
Написать текст научного стиля (4 – 5 предложений) об одной из разновидностей научного стиля.
- Итог. Проанализируйте текст научно-популярного стиля.
1. К какой разновидности научного стиля относится данный текст?
2. Выберите из перечня черты, присущие стилю данного текста (запишите номера)
- обязательность, фиксированность формы
- однозначность выражения при сохранении насыщенности содержания
- отбор языковых средств с установкой на их общедоступность
- отсутствие авторского «я»
- наличие канцелярской фразеологии
- преобладание простых предложений
- подчинение синтаксической организации текста изобразительным целям
- преобладание абстрактной лексики
____________________________________________________________________________
3.Укажите, к какому типу речи относится текст
____________________________________________________________________________
4.Определите, какое предложение текста связано с предыдущим при помощи противительного союза.
____________________________________________________________________________
5.Из первого абзаца выпишите слово со значением «роль, значение чего-либо».
___________________________________________________________________________
6.На примере второго абзаца проиллюстрируйте мысль: «Для данного стиля характерно частое использование отглагольных существительных».
_____________________________________________________________________________
7.Выпишите метафору из 3 абзаца.
_____________________________________________________________________________
8.Есть ли в 1 предложении однокоренные слова.
____________________________________________________________________________
9.Выпишите словосочетание, объясняющее большое употребление большого количества терминов в текстах данного стиля.
____________________________________________________________________________
10.Выпишите слово со значением «совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях языковой практики, слог.
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль прилагательных в речи" 6 класс
Урок русского языка с использованием ИКТ...
Конспект урока по русскому языку "Союз как часть речи"
Цель урока: 1. Дать понятие о союзе как о служебной части речи;2. Показать основные функции союзов в предложении и тексте.3. Формировать умение ставить знаки препинания в сложных союзных п...
Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"
Тема урока: «Употребление деепричастий в речи» Вид урока: беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс
Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Части речи"
Конспект урока...
Конспект урока по русскому языку «Местоимение как часть речи»
Тема: Местоимение как часть речи. Метапредметная тема: определение и понятие.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений....
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс
Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи" 5 класс...