Подготовка к написанию изложения по тексту В.М. Пескова "Бескорыстие"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Малахова Олеся Владимировна

Технологическая карта урока составлена для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал разработан в соответствии с технологией развития критиеческого мышления. Данная технологическая карта будет полезна учителям русского языка общеобразовательных школ и учителям, работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_8_klasse.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 8 КЛАСС

Тема урока: «Подготовка к написанию изложения по тексту В.М. Пескова «Бескорыстие»

Тип урока: Изучение нового материала

Форма урока: Урок открытия новых знаний

Форма организации учебной деятельности: комбинированная.

Формируемые на уроке компетенции:

Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета, орфоэпические нормы.

Формирование языковой и лингвистической компетентностей: формирование способности к анализу и оценке текста на нравственную тематику, языковых явлений и фактов; освоение основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетентности: осознание высокой нравственной категории – бескорыстие, осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, умение задавать проблемные вопросы и отвечать на них;

Планируемые результаты

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать самостоятельно, в паре и индивидуально; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: знать о стиле и типе текста; уметь анализировать текст, выявлять главное и второстепенное в тексте, отвечать на проблемные вопросы.

Развитие УУД:

Личностные УУД: стремиться к благородным бескорыстным поступкам, к речевому самосовершенствованию,

Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

Познавательные УУД: анализ текста, уместное решение коммуникативных проблем  адекватно ситуации речевого общения.

Регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и

одноклассников.

 Необходимые ресурсы и оборудование:  ноутбук, проектор, экран, ромашка Блума, текст.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Промежуточный контроль

Организа ционное начало урока

На экране вид леса, озаренного солнцем.

- Ребята, что вы видите на слайде?  

-Запишите, пожалуйста, 3-4 прилагательных или причастия на листочек, характеризующих описание этой иллюстрации.

- Зачитайте эти слова. Какое из этих слов характеризует сейчас ваше настроение?

- Чтобы найти прилагательное, которое характеризует ваше настроение, что вам нужно было сделать (сравнить, проанализировать)

- То есть подойти к решению вопроса как? Критически.

- Как понимаете – мыслить критически (анализировать, обобщать информацию, выявлять проблемы, подбирать аргументы, сравнивать, рассуждать, ставить вопросы)

План

- Какой сейчас урок? Спросите, что будем делать на уроке.

- Будем говорить хорошо, слитно, с ударением. Будем слушать текст изложения и анализировать его, отвечать на вопросы.

Записывают прилагательные, отвечают на вопросы

Фронтальная беседа

Фонети ческая зарядка

- Будем говорить хорошо, слитно, с ударением.

Добро, бескорыстие, милосердие, корысть. Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Что мы делали? Как вы говорили? Следим за звуком [р].

Произносят с учителем и самостоятельно

Контроль произношения

Первич ное зна комство с текстом

- Будем слушать текст и анализировать его.

-Предлагаю прослушать текст писателя, журналиста, путешественника Василия Михайловича Пескова «Бескорыстие» (Приложение)

Метод «Чтение с остановками»

1ч. От чьего имени ведётся текст?

Кто главный герой?

Что он хотел получить?

Почему отец стразу не купил ему книгу?

Как вы думаете, что будет дальше?

2ч. Как мальчик отнёсся к покупке книги? Какие чувства им овладели? Как вели себя пассажиры в вагоне? Что произошло? Почему это  событие сопровождается словами мальчика «О, ужас!»? Как вы думаете, что будет дальше?

3ч. Почему у мальчика оказалось семь книг? Что самое главное осталось у писателя на всю жизнь?

Учащиеся после каждой прочитанной части отвечают на поставленные учителем вопросы и предполагают, что будет дальше

Фронтальная беседа

Поста новка целей урока

О чём, по вашему мнению, мы будем говорить сегодня на уроке и что будем делать?

Мы будем говорить о бескорыстии и готовиться к изложению

Устная беседа

Анализ текста

- Докажите, что данный отрывок является текстом.

- Какова тема текста?

- Что такое бескорыстие? Посмотрите, как определяю слово бескорыстие В.И. Даль и С.И. Ожегов.

- Если человек совершает бескорыстные поступки, он как это делает?

- Почему автор выбрал именно это заглавие?

- В каких словах заключена главная мысль?

- Каким примером из жизни она подтверждается?

- Почему автор так подробно описывает случай из детства?

- К какому стилю речи относится текст?

- Почему вы так решили?

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос

Физми нутка

- Будем отдыхать. Физминутка-релакс

Выполняют физминутку

Контроль выполнения

Первич

ное за

крепле

ние

- Будем отвечать на вопросы

Ответим с вами на вопросы по тексту методом «Ромашка Блума».

  1. Назови все чувства и эмоции, которые испытал мальчик в течение всего повествования.
  2. Объясни, какие отношения у отца с сыном.
  3. Почему у автора осталась уверенность, что бескорыстных людей больше.
  4. Придумай, что бы было с мальчиком, если бы книга не вернулась к нему.
  5. Предложи свой вопрос по тексту.
  6. Поделись, какое впечатление на тебя произвела информация о том, что у мальчика оказалось 7 книг.

Один из учащихся вытягивает лепесток ромашки и передает вопрос другому.

Отвечают на полученные вопросы.

Ответы на вопросы

Метод «Ромашка Блума»

Включе

ние в сис

тему зна

ний

- А сейчас мы с вами напишем письмо по заданному началу. Письмо будет состоять из 4-6 частей. Начало «Я считаю, что в современном мире такое понятие, как бескорыстие… »

Пишут письмо по одному предложению от пары

Чтение письма

Итог урока

- О каком понятии мы сегодня с вами говорили?

- Что такое бескорыстие?

- Как вы считаете, каких людей в современном мире больше, корыстных или бескорыстных?

- Заполним кластер. Назовите синонимы/антонимы бескорыстия. Приведите примеры бескорыстия в современном мире.

- Послушайте стихотворение Марка Лисянского «Бескорыстие». Именно им мне хочется закончить наш сегодняшний урок.

Какое это счастье поделиться 
Сокровищами собственной души, 
Кто жизнью обделен,— воздать сторицей, 
Друзьям отдать последние гроши.

Преподносить любимой незабудки, 
Слать песни, словно вести в города,
И, не теряя ни одной минутки, 
Спешить туда, где горе и беда.

Дороже бескорыстие на свете, 
Чем золото, и сталь, и серебро...
Не жди добра, чтоб на добро ответить, 
А сам неси во все концы добро.

Дарить и отдавать—какое счастье, 
Жить, ничего от мира не тая,
Не думая о том, что соучастье
В чужой судьбе - обязанность твоя.

Отвечают на вопросы, подводят итог своей работы

Слушают стихотворение

Фронтальный опрос

Рефлек сия

Закончите предложения…

- Сегодня я …..

- Мне понравилось…

-Сегодня я расскажу родителям…

- Мне захотелось …

Заканчивают предложения о том, что взяли для себя с урока

Самоконтроль

Д/з

Написать черновик изложения/подготовить 1-2 примера бескорыстных поступков людей, известных вам.

Записывают дз в дневник

Проверка записи д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема саморазвития на уроках подготовки к написанию изложения.

ПАПКА СОДЕРЖИТ ДВА РАЗДЕЛА. ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.Тема проектов - "Личностно-ориетированное обучение на уроках русского языка". и ...

Преемственность в работе по подготовке и написанию изложения

Преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет настоящее время актуальное значение. Слово «преемственность» часто звучит на современном этапе образования. Одни учителя, р...

"Подготовка к написанию изложения"

Разработка урока,презентация...

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Опыт написания изложения: сжатие текста

Урок русского языка в 9 классе с применением сингапурских структур обучения...

Учебный материал для подготовки к написанию изложения в 9 классе (анализ текста)

Учебный материал для подготовки к написанию изложения в 9 классе (анализ текста)...

Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)

Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)...