Опыт написания изложения: сжатие текста
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Сабаева Ольга Николаевна

Урок русского языка в 9 классе с применением сингапурских структур обучения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе на тему

«Опыт написания изложения: сжатие текста»

             Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  1. Образовательная: овладение разными способами информационной переработки текста; создать условия для развития у школьников критического мышления.
  2. Развивающая:  способствовать развитию монологической речи учащихся (устной и письменной), умению самостоятельно мыслить; приобретение опыта анализа текста с точки зрения основной и второстепенной информации.
  3. Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку,               развитие творческих способностей и кругозора учащихся.

Задачи урока:

  1. Повторить приемы сжатия текста.
  2. Научиться  применять приемы сжатия текста на практике.
  3. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свою  работу.

Оборудование: 1) мультимедийная презентация к уроку; 2) текст изложения.

Формы работы:

  • фронтальная,
  • групповая,
  • индивидуальная,
  • парная

Методы обучения: 

  • частично-поисковый,
  • развивающее повторение,
  • практический,
  • самостоятельная работа,
  •  стимулирование учащихся

Применяются структуры сингапурской системы обучения:  МЭНЭДЖ МЭТ, ТАЙМД РАУНД РОБИН, КОНТИНИУС РАУНД РОБИН, ДЖОТ ТОТС, КЛОК  БАДДИС.

                                                    ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Постановка цели урока

Учитель. Здравствуйте, ребята, у нас сегодня много гостей, поздоровайтесь с ними и начинаем работу.  Сегодня наш урок посвящен подготовке к предстоящему экзамену по русскому языку в формате ОГЭ. И тема урока звучит так: сжатие как вид информационной переработки текста.  Слайд № 1

         Исходя из названия темы, попробуйте определить задачи урока. (Учащиеся высказывают предположения)  Слайд №2.

К тем задачам, которые вы определили, что еще целесообразно добавить, прочитайте на слайде.

II Актуализация прежних знаний.

1 введение в тему урока.

Учитель. Я не буду объяснять вам, что такое сжатое изложение. Разочарованы?

Давайте лучше сделаем апельсиновый сок! Куда более приятное занятие!

        Итак, начнём! Берём самый большой и спелый апельсин.

 Чтобы получить из него свежий натуральный сок, избавляемся от толстой корки, которая на сок совсем не годится, мякоти, косточек и получаем свежевыжатый вкусный сок! Слайд. №…

Наверное, вам хочется сейчас спросить  меня: "  Какое отношение имеет сок к изложению?"

Сейчас поймёте сами.

Изложение у нас какое? Сжатое!
А сок получили - свежевыжатый!
Видите сходство?

       Этот наглядный пример с соком и объясняет вам, что такое сжатое изложение.

     Итак, чтобы СЖАТЬ изложение, т.е. получить СОК, нужно ОБРАБОТАТЬ прослушанный текст, а именно: убрать всё лишнее, подробности, детали, т.е. корку, косточки, мякоть, и оставить только САМОЕ ГЛАВНОЕ, ВАЖНОЕ, СУТЬ, т.е. СОК, ведь именно из него и состоит апельсин!

    Обратимся к осмыслению научного определения, что такое сжатое изложение.
Слайд № …

- Что значит «сжать текст»?

 Это преобразование, информационная переработка,  при которой  текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений

2. Повторение теоретического материала

Учитель. Теперь предлагаю выяснить, какими способами можно сжать текст.

Помните разговор про апельсиновый сок?
Какими способами можно выжать сок?
Рукой, соковыжималкой механической или электрической.
В любом случае, независимо от способа, мы получим один и тот же результат - свежевыжатый сок.

Получить СЖАТЫЙ текст мы тоже можем различными способами.

   Какие приемы сжатия текста вам знакомы? Обсудите это в группах. У каждого участника будет по 10 секунд. Начинает участник № 1, 2, 3,4

    Итак, каждую команду представляет участник № 2. Какие способы сжатия вам знаком?  Расскажите про исключение, обобщение, упрощение.

   Обратите внимание на слайд, все ли способы сжатия правильно были названы? (Слайды…).

     Предлагаю проверить свои знания на практике. (Слайды…)

   На слайде мультимедийной презентации появляются приемы сжатия текста. Обращается внимание на   пункты, о которых обучающиеся не вспомнили.

  1. Практическое применение знаний.

1)За счет чего мы сжали текст?

(Исключили отдельные слова и фрагмент предложения)

2) За счет чего мы сжали текст?

(Упростили предложение с прямой речью.)

3) За счет чего мы сжали текст?

(Несколько предложений обобщили в одно)

Слайд «Запомните»  Как вы понимаете это выражение?

(В тексте необходимо оставлять средства художественной выразительности в разумных пределах)

III Комплекс работы с текстом.

Учитель. Итак, обращаемся к конкретному нашему тексту.  Прослушайте текст первый раз. Запишите ключевые слова каждой микротемы.

Ребята работают на черновиках

Учитель.  Подумайте, что нам поможет определить тему текста?

Обсудите это с партнером по плечу. У вас будет по 10 секунд. Начинает партнер А… дополняет партнер Б.

Итак, ребята, озвучим, что нам поможет определить тему текста?

( По началу текста, по ключевым словам, по поступкам героев, по размышлению автора.)

Учитель. Сформулируйте основную мысль текста. Подумайте, что нам поможет определить основную мысль текста?

Обсудите это с партнером по плечу. У вас будет по 10 секунд. Начинает партнер А… дополняет партнер Б.

Кто напомнит, как определяем тему текста?

(По настроению, которое вызывает прочтение текста, по отношению автора к событиям или героям, иногда автор прямо выражает свою точку зрения)

Учитель. Определите стиль текста (публицистический), тип речи (рассуждение). Как вы определили. Что это рассуждение? (В рассуждении - общее положение, аргументы, доказательства, вывод)

Согласно алгоритму  подготовки к изложению, каков следующий пункт ваших действий? (Составить план)

 Учитель. Составьте ПЛАН текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Предлагаю эту работу провести в группах, используя структуру ДЖОТ ТОТС. У вас на выполнение будет  3 минуты.
(Дети работают в группах)

Учитель. Предлагаю заслушать ваши варианты планов данного текста.

Каждую команду представляет участник № 3.

(Дети отвечают)

Учитель. Ваше отношение, ребята, все согласны? Нет ли фактических  ошибок? Логических ошибок?

(Дети отвечают)

Физкультминутка.

Учитель. Загляните в свой КЛОК БАДДИС и встретьтесь со своим другом на 12 часов. Вспомните алгоритм действия после второго порчтения текста. Подумайте 5 секунд, что вы должны делать после того, как прослушаете текст второй раз? А сейчас обсудите это в паре. Начнет тот, кто выше ростом. У вас 10 секунд. Второй участник продолжает.

Итак, кто желает высказаться…

ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста)

1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.

2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).
3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Учитель.  

Что обозначает слово текст в переводе с латинского языка? (Ткань, соединение)

 Значит, что важно помнить при написании готового изложения? ( Все части текста должны быть соединены)

Как это сделать?

( Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

  • лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;
  • лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы)

Учитель.  Возвращаемся на свои места и слушаем текст второй раз.

(Дети дополняют записи)

Учитель. Приступайте к своей творческой работе и

помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

  • необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом;
  • не объединять микротемы в один абзац;
  • каждый абзац начинать с красной строки;
  • объём изложения - 90-100 слов;
  • пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 (Идет фронтальный опрос готовых работ)

Учитель. Какие способы сжатия использовали в первом абзаце, во втором, в третьем. Все согласны?

(Дети отвечают)

IVДомашнее задание

Учитель. Дома вы отредактируете свой текст, проверите по словарю и перепишите в чистовик.

V Итоги урока подводят учащиеся самостоятельно.

Учитель. Мне бы хотелось выяснить, что полезного вы узнали сегодня на уроке?

Чтобы наилучшим образом сохранить в памяти смысл и строй текста, полезно постараться ответить на такие вопросы. В чем основная мысль текста? На какие части его можно разделить? Как эти части связаны между собой?

Задачи поставленные нами были решены? (Да)

VI Рефлексия

Учитель. Говорить коротко, лаконично – очень важное умение. Где это может понадобиться в жизни? (Ответы учащихся)

Возьмите листы самооценки и оцените свою работу на уроке по 10 балльной шкале. И ответьте на два вопроса: было ли трудно и что еще нужно повторить.

                                                Анализ текста

Компьютер и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что даётся человеку только в детстве.

          В виртуальной действительности ребёнок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребёнок получает удовольствие от удара, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

          Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитного излучения при работе ребёнка с компьютером, следствием которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушение памяти и внимания, рост аллергических реакций организма и даже изменение в костно-мышечной системе. (По Филипповой О.В.) 135 слов

1 микротема. Просиживая у компьютера или телевизора долгое время, дети лишают себя возможности развития.

2 микротема. Виртуальная действительность не позволяет ребенку пережить обычных человеческих эмоций.

3 микротема. Электромагнитное излучение компьютеров негативно влияет на психическое и физическое здоровье ребенка.

Способы сжатия

  • в 1- м. Исключение однородных членов предложения.
  • 2 -м. Обобщение. Исключение.
  • 3- м. Обобщение. Исключение

Словарная работа.

Виртуальный - значит возможный, но в реальности не существующий.

Моральные нормы - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ОПЫТ НАПИСАНИЯ ИЗЛОЖЕНИЯ: СЖАТИЕ ТЕКСТА Нижнекамск 2015г.

Слайд 2

Задачи урока: Повторить приемы сжатия текста. Научиться применять приемы сжатия текста на практике. Развивать умения самостоятельно оценивать свою работу.

Слайд 3

Приготовление сока

Слайд 4

Приготовление сока

Слайд 5

Приготовление сока

Слайд 6

Сжатие текста Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений .

Слайд 7

Способы сжатия текста Исключение несущественной, второстепенной информации. Упрощение: замена синтаксических конструкций; слияние нескольких предложений в одно.. Обобщение: свёртывание исходной информации.

Слайд 8

Пример исключения Фрагмент текста Бетховен ничего не сказал, сел за рояль и заиграл. Никогда и ни перед кем не играл Бетховен так, как играл в жилище бедного сапожника и его слепой сестры. (28 слов) Сжатый вариант Бетховен сел за рояль и заиграл так, как никогда и ни перед кем не играл прежде. (16 слов)

Слайд 9

Пример упрощения Фрагмент текста - Извините, - сказал Бетховен, - я слышал здесь музыку, и мы вошли; я тоже музыкант. Я слышал, что вы говорили. Вам хочется музыки? Я поиграю вам… (24 слова) Сжатый вариант Бетховен извинился за то, что мы вошли, и предложил послушать музыку в его исполнении. (14 слов)

Слайд 10

Пример обобщения Фрагмент текста Это было в Бонне. Однажды в лунный весенний вечер я зашёл к Бетховену. Я хотел прогуляться с ним. Вскоре мы шли по тёмной и узкой улице. (26 слов) Сжатый вариант Однажды в лунный весенний вечер мы гуляли с Бетховеном по одной из улиц Бонна. (14 слов)

Слайд 11

Запомните ! Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ БЕДНЫМ по содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Проблемные вопросы обучения изложению. Сжатие текста.

Проблемные вопросы обучения изложению. Этапы работы над сжатым изложением. Методика работы с текстом при написании сжатого изложения в 7-8 классах. Методические рекомендации по использованию приемов с...

Открытый урок по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенност...

Подготовка к написанию изложения по тексту В.М. Пескова "Бескорыстие"

Технологическая карта урока составлена для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал разработан в соответствии с технологией развития критиеческого мышления. Данная технологическая карта будет полез...

Подготовка к написанию изложения по тексту В. Катаева "Старый пень"

Подготовка к написанию изложения по тексту В. Катаева "Старый пень"...

Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева"

Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева". Эта разработка поможет подготовить обучающихся с ОВЗ к ГИА....