"Подготовка к написанию изложения"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) по теме

Гафарова Оксана Андреевна

Разработка урока,презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока74.5 КБ
Office presentation icon презентация351.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в      экзаменационной работе ГИА»

Автор: Гафарова Оксана Андреевна

Цель: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

Образовательные: повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающие: Развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты; способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитательные :воспитывать любовь к родному русскому языку; формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, карточки для практической работы.

Конспект урока:

  1. Организационный момент.

      2.  Сообщение цели и задач предстоящей работы.

Слово учителя:

ГИА по русскому языку состоит из трех частей. 1 часть – написание сжатого изложения к тексту. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.

        3.     Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

Фронтальный опрос учащихся.

Беседа по вопросам:

-Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации)(Сжатое изложение - краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности).

-Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)

-Что такое микротема? (Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.)

-Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них?(Основных приемов сжатия информации – два:  обобщение частной информации и   исключение второстепенной. Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме.)

-Каков алгоритм работы сжатия текста на экзамене? (слайд презентации)

( - Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

- Запись плана  или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними  большие промежутки).

- Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

- Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.

- Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.

Давайте вспомним этапы работы с текстом.

(Слайд )

Определение темы текста

Определение идеи текста

Определение структуры текста

Определение микротем текста как частей общей темы

Моделирование сжатого изложения 

4.     Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений.

Закрепление материала с помощью лингвистических упражнений.

Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

Задание 1

Прочитайте текст. О чем этот текст? Определите стиль и тип речи.

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку. Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы. Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

                                                                                              (По Д.С. Лихачёву) 172 слова

     ( Этот текст о настоящей цели в жизни, которая заключается в служении людям. Автор считает, что личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела. Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека.

Стиль речи - публицистический, тип-рассуждение.)

   Задание 2

Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

(Автор рассуждает о настоящей цели в жизни. Д. С. Лихачев считает, что личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько приносят добрые дела).

    Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова.(Каждый ученик работает самостоятельно)5.  

   Проверка выполненных работ.

  Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

     Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

     Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

                                                                                              (По Д.С. Лихачёву) 172 слова

Микротемы:

                      1Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

                      2Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

                      3Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

   

   Учитель: Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст.

Коллективная практическая работа (слайд презентации)

Упражнения на исключение второстепенной информации

1) В каждом абзаце синим карандашом подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.

    Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

     Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шлот умного сердца, а не только от головы.

     Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

   2) Подчеркните красным карандашом предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста:

 Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

     Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

     Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

Самостоятельная практическая работа в группах с последующей проверкой

Упражнения на обобщение частной информации.

1) Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили

Ответы учащихся:

    Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям. ( Объединение простого и сложноподчиненного предложений в одно сложноподчиненное с придаточным определительным)

    Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца. Объединение простых неполных предложений в одно сложноподчиненное).

   Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям. ( Объединение простого и сложного предложений в одно сложное)

2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием:

Ответы учащихся:

приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость (служить людям);

(элементарные материальные блага): машина, дача, мебельный гарнитур;

карьеру или приобретательство (личная выгода);

(личностная задача): замкнута только на собственных удачах и неудачах;

Индивидуальная самостоятельная работа (дифференцированные задания):

 5 человек: 3 сильных ученика, 2 – слабых, поэтому сильным ученикам нужно записать сокращенный вариант всего текста, слабым ученикам – сокращение 1,2,3 абзацев

В результате работы над сжатием получился текст:

      Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он допускает роковую ошибку.

     Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

      Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.  (66 слов)

6.     Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли ключевые слова в сокращенном тексте мы употребили? (слайд презентации)

                 Точно ли передано содержание всех микротем? (слайд презентации)

                 Из скольких слов состоит исходный текст? (172 слов)

                 Сколько слов получилось в сжатом нами тексте? (66слов, текст сокращен почти вдвое, сжатию подвергся каждый абзац)

   Давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями. (слайд презентации)   

  ИК-1  экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)

  ИК-2   Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)

  ИК-3  работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушения абзацного членения (2)

Итак, мы успешно справились с заданием. Наша работа может быть оценена максимальными баллами и за содержание (ИК1), и за сжатие (ИК2), и за логику и связность (ИК3): 2+3+2=7.   

  7. Рефлексия 

Фамилия, имя

Рефлексия “+”  “–”  “?”  

 В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно. 

    На следующем занятии мы обязательно обратимся к результатам рефлексии и разберем то, что для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее.

                  «+»

                     «-«

                   «?»

 8.      Домашнее задание:

Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.

Задания по типу ГИА

    (1)Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель. (2)Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека. (3)Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага: машину, дачу, мебельный гарнитур, – он допускает роковую ошибку.

    (4) Ставя себе целью карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё. (5)Не повысили в должности – огорчение.(6) Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. (7)У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и ещё какое! (8)А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? (9)Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы.

     (10)Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. (11)Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

А5 –А7- задания по орфографии

А5

Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

      1)огорчение

      2)болезнях

      3)радостей

      4)коллекция

А6

В каком слове правописание гласной в приставке определяется ее значением.

  1. Приносить
  2. Испытывает
  3. Прожить
  4. Облегчать

А7

      В каком слове правописание суффикса определяется правилом : «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН»?

      1)внутренней

      2)жизненной

      3)вселенной

      4)собственных

В2- В7 – задания по синтаксису и пунктуации

В2

Замените словосочетание «прожить с достоинством», построенное на основе подчинительной связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

В3

Выпишите грамматическую основу предложения 4.

Ответ:___________________________________

В4

Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________

В5

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы),обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах.

Она должна диктоваться добротой к людям,(1) любовью к семье,(2) к своему городу,(3) к своему народу, (4)стране, (5) ко всей вселенной.

В6

Укажите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ запишите цифрой.

Ответ:________________________

В7

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Если человек живёт,(1) чтобы приносить людям добро, (2)облегчать их страдания при болезнях, (3)давать людям радость, (4)то он ставит себе цель, (5)достойную человека.

Ответы:

А5-4

А6-1

А7-2

В2 – прожить достойно

В3 – человек испытывает и рискует потерять

В4 – 4

В5- 1,2,3,4,5

В6-3

В7- 1,4

Используемая литература:

1. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010;

2. Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова.Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема саморазвития на уроках подготовки к написанию изложения.

ПАПКА СОДЕРЖИТ ДВА РАЗДЕЛА. ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ВТОРОЙ РАЗДЕЛ - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ.Тема проектов - "Личностно-ориетированное обучение на уроках русского языка". и ...

Преемственность в работе по подготовке и написанию изложения

Преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет настоящее время актуальное значение. Слово «преемственность» часто звучит на современном этапе образования. Одни учителя, р...

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Урок развития речи. Подготовка к написанию изложения

Интегрированный урок в 9 классе -  подготовка к  написанию изложения с элементами сочинения   по тексту рассказа  В.П.Астафьева «Музыка»...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения".

Как совершенствовать речевые умения учащихся в написании изложения с элементами сочинения....

Конспект урока: Подготовка к написанию изложения "Хорошо, когда у тебя есть друг"

Конспект урока: Подготовка к написанию изложения "Хорошо, когда у тебя есть друг" для специальных (коррекционных) школ...

Учебный материал для подготовки к написанию изложения в 9 классе (анализ текста)

Учебный материал для подготовки к написанию изложения в 9 классе (анализ текста)...