Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.
план-конспект урока по русскому языку по теме

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие результаты при написании изложения. Нужно отметить, что текст изложения воспринимался детьми только на слух. Изложить такой  рассказ -нелёгкая задача для слабослышащих детей. Они с этой задачей справились. В разработке урока используется  такой вид работы, как рисование с помощью "опорных знаков" (т. е. ученики конспектируют тект при помощи элементарных рисунков). Это позволяет детям улавливать последовательность событий, а также выделять главное в тексте. Работа над текстом ведётся по частям. На уроке испольуется словесное рисование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_razvitiya_rechi.docx59.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 4 классе 2 вида.

Тема урока: Подготовка к написанию изложения «Победа».

Цели урока: 1. Формировать умение устно излагать  текст в логической последовательности; учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи; развивать орфографическую грамотность.

2. Учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их.

3. Воспитывать у детей любовь к природе; способствовать развитию наблюдательности.

4.Коррекция остаточного слуха и речи.

Оборудование: иллюстрации, карточки со словами

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель знакомит учеников с планом урока (слухо-зрительно) 

Сегодня на уроке:

-Будем слушать сообщение,

-подбирать пословицы,

-слушать текст,

-составлять план,

-отвечать на вопросы,

-пересказывать текст.

— Что вы знаете о птицах? (за экраном)

— Как вы думаете, есть ли у птиц враги? (за экраном)

 — Что вы знаете о хищных птицах? (за экраном)

Доклад о ястребе.(Читает ученик) 

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=5b2367c05f61422f735c259b7912d5c9-95-144&n=21

У: - Ястреб-это хищная птица.

2. Постановка темы урока

-Сегодня мы будем писать изложение по тексту «Победа». (за экраном)

3.Знакомство с текстом изложения.

-Я буду читать текст, а вы внимательно послушайте его и подумайте, почему он называется «Победа».

(Учитель читает текст вслух без экрана)

   Однажды я наблюдал интересный бой. Сражались маленькие птички с большим ястребом.

   Пичужки собрались в огромную стаю и бросились на врага. Они ударялись о грудь и крылья ястреба. Ястреб распушил перья, глаза у него горели. Птички не отступали. Подлетела новая стайка. Она яростно кинулась на хищника. Ястреб стал терять силы. Он медленно взмахнул крыльями и полетел к лесу.

    Так маленькие птички одержали победу над огромным врагом.

 IV. Беседа по содержанию

—  О чем рассказывается в тексте? (за экраном)

— Что говорится о внешнем виде птичек? (без экрана)

— А как описывается ястреб? (без экрана)

— Какова главная мысль текста? (без экрана)

О: Дружеская помощь поможет отбиться от любого врага.

-Прочитайте пословицы (Пословицы на доске) (за экраном)

—  Какие пословицы подошли бы к данному тексту? (без экрана)

 {Отвага мед пьёт. Риск— благородное дело. Бой отвагу любит. Бой — святое дело, иди на врага смело. Враг хотел пировать, а пришлось горевать. Нет обороны  -  заклюют и вороны. Кто драку затевает, тот чаще и битым бывает.)

(Ученики предлагают свои варианты ответов)

-Почему вы выбрали эту пословицу? ) (за экраном)

V. Словарно-лексическая работа с текстом. Составление плана изложения. Орфографическая работа.

1. Чтение первой части учителем и анализ.

(Во время прочтения учителем 1 части рассказа ученики конспектируют текст  с помощью опорных знаков).

-Я буду читать первую часть, а вы в черновиках сделайте зарисовки  при помощи опорных сигналов.

  Однажды я наблюдал интересный бой. Сражались маленькие птички с большим ястребом.

—  От чьего имени идет рассказ в тексте? (без экрана)

—  Что однажды наблюдал автор? (без экрана)

-Каким словом можно заменить слово бой.?

-Можем ли мы в этом тексте слово бой заменить словом драка"?(без экрана)

-Почему автор называет бой интересным? (без экрана)

— Между кем происходило сражение? (без экрана)

— Как относится автор к птичкам? (без экрана)

Однажды, интересный, сражались, маленькие птички, с большим ястребом.

-Как можно озаглавить 1 часть? (за экраном)

О: Автор увидел бой.

(Ученики вместе с учителем заполняют таблицу к первой части)

1. Автор увидел бой.

Наблюдал, сражались, маленькие птички, с большим ястребом.

 VI. Физкультминутка 

Острый коготь, хищный взгляд-

Он охотник на цыплят.

Над добычею завис

И помчался камнем вниз!
2. Анализ второй части

(Во время прочтения учителем 2 части рассказа ученики конспектируют текст  с помощью опорных знаков).

-Я буду читать первую часть, а вы в черновиках сделайте зарисовки  при помощи опорных сигналов.

   Пичужки собрались в огромную стаю и бросились на врага. Они ударялись о грудь и крылья ястреба. Ястреб распушил перья, глаза у него горели. Птички не отступали. Подлетела новая стайка. Она яростно кинулась на хищника. Ястреб стал терять силы. Он медленно взмахнул крыльями и полетел к лесу.

-Какими  словами автор заменяет слово птички в тексте? (без экрана)

—  Каким образом действовали пичужки? (без экрана)

—  Каким словом можно заменить слово огромная?. (без экрана)

—  Как выглядел ястреб? (без экрана)

—  Почему автор пишет, что «глаза у него горели»? (без экрана)

— Кто оказал помощь птичкам? (без экрана)

-Как вы понимаете значение слова яростно ? (без экрана)

—  Почему ястреб стал терять силы? (без экрана)

— Как выглядел его полет к лесу? (без экрана)

-Как можно озаглавить 2 часть? (за экраном)

-Как автор называет еще ястреба? (без экрана)

(Учитель вместе с детьми  проводит орфографическую работу :

пичужки, собрались, огромная, распушил, горели, у него, не отступали, кинулась на хищника, терять, медленно взмахнул).

2.Птички бьют ястреба.

Пичужки, собрались, в огромную стаю, бросились на врага, ударялись о грудь и крылья, распушил перья, глаза горели, не отступали, подлетела, яростно кинулась, стал терять силы, медленно взмахнул крыльями.

  1. Чтение третьей части и анализ.  

(Во время прочтения учителем 3 части рассказа ученики конспектируют текст  с помощью опорных знаков).

     Так маленькие птички одержали победу над огромным врагом.

-Чем же закончился этот бой? (без экрана)

-Какое отношение у вас возникло к маленьким птичкам? (без экрана)

-Как  к ним относится автор? (без экрана)

-Как можно озаглавить 3 часть? (за экраном)

О: Победа.

(Учитель объясняет орфограммы в словах «одержали, над огромным»).

3. Победа.

Одержали победу над врагом.

-На доске появился полный план к тексту.

-Ваня, прочитай план. (за экраном)

(Ученик читает план)

-В нашей таблице не заполнен последний столбик.

-К каким частям подходят картинки?

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8fa02da9e168cfa54db8f1feb2481a36-79-144&n=21          http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=7e6cf7069436614d0eb4f0def325b1c2-12-144&n=21

-А какой картинки не хватает? Опишите её словами, используя опорные сигналы из своих черновиков.

1. Автор увидел бой.

Наблюдал, сражались, маленькие птички, с большим ястребом.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8fa02da9e168cfa54db8f1feb2481a36-79-144&n=21

2.Птички бьют ястреба.

Пичужки, собрались, в огромную стаю, бросились на врага, ударялись о грудь и крылья, распушил перья, глаза горели, не отступали, подлетела, яростно кинулась, стал терять силы, медленно взмахнул крыльями.

3. Победа.

Одержали победу над врагом.

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=7e6cf7069436614d0eb4f0def325b1c2-12-144&n=21

VII Повторное чтение текста учителем

VIII Пересказ  текста.

-Перескажите текст, используя план и опорные картинки

IX.Подведение итогов урока.

-Что мы сегодня делали на уроке?

-Что нового узнали?

X. Домашнее задание.

-Подготовьте устный рассказ , используя план, картинки, опорные слова из таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи "Лицо: загадки, тайны..." в 7 классе

Урок  развития речи  по теме "Описание внешности" создан как урок-диалог  в технологии "Диалог культур" на основе анализа текстов коми культуры, древнегреческого, древнеримского и славя...

Методическая разработка по русскому языку: написание изложения в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Весна",

Методическая разработка по русскому языку: написание изложения в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Весна"....

Конспект урока "Упражнения на закрепление написания окончаний прилагательных " 6 класс

Обобщить и закрепить знания  учащихся об имени прилагательном; развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; закрепить умения определять окончания имени...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...

Конспект урока "Развитие навыков говорения. Чем могу помочь?" 7 класс

Урок нацелен на формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений учащихся....