Учебный материал для подготовки к написанию изложения в 9 классе (анализ текста)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Учебный материал для подготовки к написанию изложения в 9 классе (анализ текста)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozheniya-trenazhyory_rabota_s_tekstom.docx | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Вариант №1
Внимательно прочитайте текст и выполните здания к нему
1.Определите и запишите тему и идею текста
2.Найдите и обозначьте границы трёх микротем
3.Составьте план, озаглавив каждую микротему
4.В таблицу впишите ключевые слова, которые помогут вам в написании изложения
5.Зачеркните второстепенную информацию, которая не понадобится вам при написании изложения
6.Ещё раз прочитайте текст и, используя результаты своей работы, напишите сжатое изложение.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, не забывая о критериях оценивания изложения.
Текст 1
С каждым годом уходит всё дальше в глубь истории памятный май сорок пятого. Всё меньше остаётся на земле нашей тех, кто вынес на своих плечах тяготы войны — как на фронте, так и в тылу, тех, кто видел войну в оккупации, в блокаде, в концлагерях. Миллионы наших соотечественников ясно сознавали, принимая жестокие удары врага, что судьбы Родины и человечества несравненно дороже собственной жизни. Все — от мала до велика — воевали и работали на пределе человеческих сил, показывая примеры благородства и подлинного патриотизма. Вот почему Великая Отечественная война навсегда останется героической вехой в истории нашей страны. И для нас, потомков наших отцов и дедов, День Победы — самый священный праздник «со слезами на глазах». «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю», — писал Фёдор Абрамов. Именно народность была самой яркой чертой минувшей войны. Величие победы нашего народа состоит в том, что он освободил от нацистов не только свою Родину, но и Европу. И сейчас, спустя десятилетия, когда зыбким становится мир, история вновь взывает к нашему разуму и нашей бдительности. Мы не должны забывать уроков, преподанных народам войной.
Тема текста-
Идея текста-
План:
1.
2.
3.
1 | |
2 | |
3 |
Вариант №2
Внимательно прочитайте текст и выполните здания к нему
1.Определите и запишите тему и идею текста
2.Найдите и обозначьте границы трёх микротем
3.Составьте план, озаглавив каждую микротему
4.В таблицу впишите ключевые слова, которые помогут вам в написании изложения
5.Зачеркните второстепенную информацию, которая не понадобится вам при написании изложения
6.Ещё раз прочитайте текст и, используя результаты своей работы, напишите сжатое изложение.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, не забывая о критериях оценивания изложения.
Текст 2
Многие любят, чтобы в книжках или в кино были всякие увлекательные приключения, волшебные превращения, драконы и маги, принцессы и чудеса… А в нашей обыкновенной жизни нет никаких чудес и приключений. У родителей — работа, у детей — школа, вот и все события. Хорошо это или не очень? Сами подумайте. Если приключение, значит, надо кого-то спасать. Значит, страдает кто-то: плохо ему, больно или обидно. А если никто в спасении не нуждается — значит, всё в порядке. Это с одной стороны. А с другой — иногда нам очень, очень нужны чудеса. Потому что часто с человеком происходят разные неприятности: то он заболеет, то с другом поссорится, то в девчонку влюбится. А ребята дразнятся, и родители туда же: говорят, что рано ещё. И ничего не поделаешь: приходится решать свои проблемы без магического оружия, без колдовства и без волшебного эликсира. Из-за этого слабый человек не любит обыкновенную жизнь и даже боится её. Случится что-нибудь — он опускает руки и страдает: ах, какой я несчастный! И ему тоскливо, и другим тоже. А бывает ли по-другому?
Тема текста-
Идея текста-
План:
1.
2.
3.
1 | |
2 | |
3 |
Вариант №3
Внимательно прочитайте текст и выполните здания к нему
1.Определите и запишите тему и идею текста
2.Найдите и обозначьте границы трёх микротем
3.Составьте план, озаглавив каждую микротему
4.В таблицу впишите ключевые слова, которые помогут вам в написании изложения
5.Зачеркните второстепенную информацию, которая не понадобится вам при написании изложения
6.Ещё раз прочитайте текст и, используя результаты своей работы, напишите сжатое изложение.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, не забывая о критериях оценивания изложения.
Текст 3
Человек радуется, когда он взрослеет. Счастлив, что расстаётся с детством. Он самостоятельный, большой, мужественный! И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной, но потом становится грустно: ведь он отплывает всё дальше от берега своего единственного детства. А ведь детские впечатления очень важны для человека: они сохраняют радостное восприятие мира, образ родных мест. Но вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. А потом ты узнал: умерла твоя первая учительница. В сердце всё больше пустот, и как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно небо в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды! Без детства холодно на душе. Мне кажется, в моём детстве всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь чтобы сравнить два начала? Нет таких. Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. Но жаль прогонять заблуждение. Оно мне нравится и кажется важным. Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. Как бы сделать так, чтобы, несмотря ни на что, мир оставался по-детски ненаглядным?
Тема текста-
Идея текста-
План:
1.
2.
3.
1 | |
2 | |
3 |
Вариант №4
Внимательно прочитайте текст и выполните здания к нему
1.Определите и запишите тему и идею текста
2.Найдите и обозначьте границы трёх микротем
3.Составьте план, озаглавив каждую микротему
4.В таблицу впишите ключевые слова, которые помогут вам в написании изложения
5.Зачеркните второстепенную информацию, которая не понадобится вам при написании изложения
6.Ещё раз прочитайте текст и, используя результаты своей работы, напишите сжатое изложение.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, не забывая о критериях оценивания изложения.
Текст 4
Ты, конечно, уважаешь смелых, сам хочешь быть смелым. Но тогда очень важно разобраться в том, что же это такое. Вот твой товарищ перебежал улицу под самым носом у машины. Это смелость? А если бы он погиб или покалечился, была бы кому-нибудь от этого польза? Нет, только навредил бы себе, подвёл водителя. А сколько горя пережили бы родители! Значит, и смелости тут нет, одна бессмыслица! Смелость — это сила духа, которая помогает человеку преодолеть страх при совершении опасного, но необходимого дела. Такая смелость свойственна героям, на которых ты хочешь походить. В истории каждого народа есть примеры замечательного героизма. Много героев было и в истории нашего народа. Возможно, ты слышал об Иване Сусанине. Этот крестьянин завёл в дремучий лес отряд польских захватчиков, которые вторглись на нашу землю 350 лет назад. Он знал, что враги обязательно убьют его, лишь только обнаружат обман. И всё-таки он шёл, чтобы спасти русских людей. Есть много героев и в истории науки. Вспомни смелых исследователей, вроде Нансена или наших полярников: они же понимали, что могут погибнуть в бескрайних льдах! Известны людям и герои-врачи, искусственно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться бороться с ними.
Тема текста-
Идея текста-
План:
1.
2.
3.
1 | |
2 | |
3 |
Вариант №5
Внимательно прочитайте текст и выполните здания к нему
1.Определите и запишите тему и идею текста
2.Найдите и обозначьте границы трёх микротем
3.Составьте план, озаглавив каждую микротему
4.В таблицу впишите ключевые слова, которые помогут вам в написании изложения
5.Зачеркните второстепенную информацию, которая не понадобится вам при написании изложения
6.Ещё раз прочитайте текст и, используя результаты своей работы, напишите сжатое изложение.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, не забывая о критериях оценивания изложения.
Текст 5
Каждый сам определяет свой круг чтения, как и круг друзей, подбирает собственную «золотую полку». Но для этого необходима изрядная подготовка. «Попробуйте мысленно окинуть нынешнее книжное море — тревожно за молодых пловцов. Ах, как нужна помощь старшего, умного!» — воскликнул однажды страстный книгочей Василий Шукшин. Книги выстраивают целые судьбы или не выстраивают. По имени европейского первопечатника всю совокупность изготовленных типографским способом книг называют иногда «галактикой Гутенберга». Ориентироваться в этой галактике несведущему наблюдателю совсем не просто: здесь есть бесчисленные созвездия, состоящие из звёзд разной величины, и давно погасшие светила, сияние которых ещё доходит до нас — трудно выбрать объекты, достойные стать постоянными спутниками. Поэтому Оскар Уайльд делил книги на три категории: те, что следует читать; те, что следует перечитывать, и те, что вовсе читать не надо. В плавании по безбрежному морю книг доверяться надлежит надёжным маякам. Немало исследований посвящено писательскому искусству. Однако существует также читательское искусство, которое тоже предполагает врождённый талант и истовое трудолюбие, вознаграждаемое сторицею. Особых навыков требует восприятие поэзии: далеко не каждый поймёт наставленье, сокрытое под странными стихами. Но насколько богаче делается кругозор того, кто овладел тонким искусством беседы с великими мастерами слова! Их творения учат достижению той книги, которая испокон веку именуется книгой жизни.
Тема текста-
Идея текста-
План:
1.
2.
3.
1 | |
2 | |
3 |
Вариант №6
Внимательно прочитайте текст и выполните здания к нему
1.Определите и запишите тему и идею текста
2.Найдите и обозначьте границы трёх микротем
3.Составьте план, озаглавив каждую микротему
4.В таблицу впишите ключевые слова, которые помогут вам в написании изложения
5.Зачеркните второстепенную информацию, которая не понадобится вам при написании изложения
6.Ещё раз прочитайте текст и, используя результаты своей работы, напишите сжатое изложение.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, не забывая о критериях оценивания изложения.
Текст 6
«Кому можно верить? Как жить дальше?» — часто спрашивают те, кого предал лучший друг, любимый ученик, муж. «Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга». Это высказывание Гюго я оценил только тогда, когда и меня предали. Кто предаёт? «Преданные» люди и все те, в кого вы вложили и душу, и материальные средства. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяние, тем сильнее предательство. Распространено предательство повсеместно. Так что же такое предательство? Предательство — это преднамеренное причинение вреда (материального, морального или физического) доверившемуся тебе человеку или группе людей. Роднит предателей то, что у них нет своего дела, они живут за счёт творческих личностей. Предательство партнёра по общению обычно начинается с сомнений. «Сомнение предательству равно»,— гласит восточная мудрость. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе и так до бесконечности. Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает своё поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается всё забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчёмной и бессмысленной.
Тема текста-
Идея текста-
План:
1.
2.
3.
1 | |
2 | |
3 |
Вариант №7
Внимательно прочитайте текст и выполните здания к нему
1.Определите и запишите тему и идею текста
2.Найдите и обозначьте границы трёх микротем
3.Составьте план, озаглавив каждую микротему
4.В таблицу впишите ключевые слова, которые помогут вам в написании изложения
5.Зачеркните второстепенную информацию, которая не понадобится вам при написании изложения
6.Ещё раз прочитайте текст и, используя результаты своей работы, напишите сжатое изложение.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, не забывая о критериях оценивания изложения.
Текст 7
Жестокость стала обыденным делом. Её проявления не шокируют ни взрослых, ни детей. Довольно часто жестокое поведение даёт существенные результаты: человеку удаётся с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведёт в тупик. Наблюдая или чувствуя на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее
мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окружённым страхом и недоверием. Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребёнок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку ещё не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены. История человечества свидетельствует, что во все времена причинение боли меньшему, слабому считалось низким, недостойным поступком, однако распространялась практика физического наказания детей. Воспитатели исходили из того, что ребёнок ещё должен стать человеком. Современная наука и общественность придерживаются иного мнения: ребёнок — полноценный человек, достойный человеческого отношения к себе. Родители собственным примером должны довести до сознания сына или дочери: зрелость и сила — не в способности разрушать, издеваться, унижать физически и морально, а в умении творить, утешать, любить
Тема текста-
Идея текста-
План:
1.
2.
3.
1 | |
2 | |
3 |
Вариант №8
Внимательно прочитайте текст и выполните здания к нему
1.Определите и запишите тему и идею текста
2.Найдите и обозначьте границы трёх микротем
3.Составьте план, озаглавив каждую микротему
4.В таблицу впишите ключевые слова, которые помогут вам в написании изложения
5.Зачеркните второстепенную информацию, которая не понадобится вам при написании изложения
6.Ещё раз прочитайте текст и, используя результаты своей работы, напишите сжатое изложение.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, не забывая о критериях оценивания изложения.
Текст 8
Настоящий, хороший композитор, сочиняя музыку, отдаёт ей все свои душевные силы, всё своё сердце, весь свой ум. Всего себя отдаёт искусству и настоящий, хороший исполнитель. И слушатель, если он хочет по-настоящему услышать музыку, услышать её так, как она сочинена и как она исполнена, тоже должен отдать ей все силы своей души, сердца и ума. Подлинно талантливый музыкант, исполняющий бетховенскую музыку, как бы перевоплощается в этот момент в Бетховена. Если он не сживётся с этой музыкой так, словно сам создавал её, ему трудно будет увлечь ею своих слушателей. Но и каждый хороший слушатель тоже сможет ощутить в себе частичку Бетховена, если будет вместе с исполнителем жить одной жизнью с этой великой музыкой. Одно из самых чудесных свойств музыки, как и всякого искусства, состоит в следующем: чем больше душевных сил мы ей отдаём, тем больше новых сил в ней черпаем. А невнимательное, незаинтересованное слушание музыки, точно так же как незаинтересованное чтение книг или рассматривание картин, только утомляет нас, отбирает наши силы, а взамен ничего не даёт, но может вызвать пагубное заблуждение, будто бы скучно всё это, непонятно и неинтересно... Чтобы быть хорошим слушателем,
нужно учиться. Главное, что тут требуется, — это желание, интерес, стремление узнать что-то новое, неизведанное.
Тема текста-
Идея текста-
План:
1.
2.
3.
1 | |
2 | |
3 |
Вариант №9
Внимательно прочитайте текст и выполните здания к нему
1.Определите и запишите тему и идею текста
2.Найдите и обозначьте границы трёх микротем
3.Составьте план, озаглавив каждую микротему
4.В таблицу впишите ключевые слова, которые помогут вам в написании изложения
5.Зачеркните второстепенную информацию, которая не понадобится вам при написании изложения
6.Ещё раз прочитайте текст и, используя результаты своей работы, напишите сжатое изложение.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, не забывая о критериях оценивания изложения.
Текст 9
Какими качествами должен обладать человек, который выбрал для себя профессию врача? Прежде всего врач должен любить людей. Можно иметь прекрасные знания, быть готовыми к самым трудным ситуациям, но без любви и сострадания нет хорошего врача. Потому что дело врача — облегчать страдания и спасать от смерти больных. Врач призван служить здоровью каждого человека и всего народа. Призвание врача требует, чтобы он выполнял свои обязанности, следуя голосу совести и руководствуясь принципами врачебной этики. Врачу нужно быть смелым. Ведь ему первому приходится идти туда, где свирепствует губительная эпидемия. Он должен не бояться ухаживать за такими больными, от которых сам может заразиться смертельной болезнью. Врач должен уметь быстро принимать решение и не бояться брать ответственность за это решение на себя. Врач должен быть самоотверженным, быть всегда на посту. Его могут вызвать к больному в любое время дня и ночи или даже тогда, когда он сам или его родственники больны. Также врач должен быть любознательным и трудолюбивым. И, главное, врач должен одинаково душевно и трепетно относиться ко всем больным, независимо от настроения больного, его социального статуса, от тяжести его заболевания.
Тема текста-
Идея текста-
План:
1.
2.
3.
1 | |
2 | |
3 |
Вариант №10
Внимательно прочитайте текст и выполните здания к нему
1.Определите и запишите тему и идею текста
2.Найдите и обозначьте границы трёх микротем
3.Составьте план, озаглавив каждую микротему
4.В таблицу впишите ключевые слова, которые помогут вам в написании изложения
5.Зачеркните второстепенную информацию, которая не понадобится вам при написании изложения
6.Ещё раз прочитайте текст и, используя результаты своей работы, напишите сжатое изложение.
Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите аккуратно, разборчивым почерком, не забывая о критериях оценивания изложения.
Текст 10
Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? — Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, — невозможна душевная красота. Я задумывался также над тем, почему у мальчишек меньше доброты, чем у девочек? Может быть, это лишь кажется? Нет. Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней живёт инстинкт материнства. Чувство заботы о жизни утверждается в её сердце задолго до того, как она становится творцом новой жизни. Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добр чувств.
Тема текста-
Идея текста-
План:
1.
2.
3.
1 | |
2 | |
3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 9 классе "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения".
Конспект урока русского языка в 9 классепо теме «Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения».Цели урока:- формировать умения правильного чтения текста;- определять тему и проблем...
Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.
Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме"Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения".
Как совершенствовать речевые умения учащихся в написании изложения с элементами сочинения....
Учебный материал для подготовки учащихся 11 класса к написанию итогового сочинения в 2019-2020 учебном году
Учебный материал для подготовки учащихся 11 класса к написанию итогового сочиненияв 2019-2020 учебном году...
Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)
Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)...
Подготовка к написанию изложения по тексту В.М. Пескова "Бескорыстие"
Технологическая карта урока составлена для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Материал разработан в соответствии с технологией развития критиеческого мышления. Данная технологическая карта будет полез...
Подготовка к написанию изложения по тексту В. Катаева "Старый пень"
Подготовка к написанию изложения по тексту В. Катаева "Старый пень"...