1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности, проверка домашнего задания
| - Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. (Создается комфортная ситуация для начала урока. Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку, проверка дз – устный опрос) | Слушают учителя, настраиваются на урок, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. |
|
2.Актуализация знаний |
Вступительное слово. Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама чем-то шуршит на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!” Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи). -Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию). -В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике). -На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные) - Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные) - Какими бывают согласные звуки? (звонкие/глухие, твердые/мягкие) - Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я) - В чем разница между буквой и звуком? (звуки слышим и произносим, а буквы пишем и читаем) - Сколько парных согласных по глухости – звонкости?(6) - Сколько гласных звуков? (6) - Сколько согласных звуков? (36) - Сколько всего звуков? (42) - Молодцы, ребята! - Что мы сейчас сделали? Повторили все изученное по разделу «Фонетика». - Для какого вида работы, для какого разбора нам понадобятся эти знания? (Для фонетического разбора слова.) -Сформулируйте тему урока.( Запись темы на доске) -С фонетикой и фонетическим разбором слова вы познакомились еще в начальной школе. -Подумайте, какой может быть цель нашего урока? ( ) | Отвечают на вопросы, повторяют ранее изученный материал. Формулируют тему и цель урока. Планируют способы достижения намеченной цели. | Фронтальный опрос
| Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; структурирование материала, умение давать определение изучаемых понятий
Регулятивные: коррекция знаний, оценка и самооценка усвоения знаний прошлого урока Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: Формирование понятийного мышления, формирование логического мышления | Устные ответы |
3.Обобщение и систематизация знаний. Работа по теме урока.
4. Физкультминутка
5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Работа по учебнику
| Прежде чем перейти к теме урока, давайте проверим полученные вами ранее знания. Орфоэпическая разминка 1 группа. Прочитайте слова в транскрипции и запишите орфографически правильно: [баица] [ваз'м'ом] [л'охк'ий'] [сй'эст] [сонцэ] [вышыфка] [скаска] (боится, возьмем, легкий, съесть, солнце, вышивка, сказка) 2 группа. Разделите слова на слоги и поставьте ударение в словах ки-ло-метр, ма-га-зин, пред-мет, му-зей, до-суг, сан-ти-метр, порт-фель
-Для чего нужно изучать фонетику? (Для правильного произношения в устной речи, для грамотного письма, так как многие орфографические правила основаны на знании фонетики) -Что мы называем словом транскрипция? (Запись слова, как мы его слышим) -Какие действия вы производили со словами в заданиях? (ставили ударение, делили на слоги, по транскрипции писали слова). - Где такие действия нам нужно делать? В каком разборе? Давайте вспомним как делаем фонетический разбор слова. - Что необходимо для выполнения любого разбора? (план, алгоритм) - Открываем учебники, чтобы добыть нужные нам знания и посмотреть порядок, план фонетического разбора слова. - Написать слово
- Поставить знак ударения.
- Определить, сколько в слове слогов.
- Записать слово в транскрипции.
- Последовательно охарактеризовать все звуки:
гласные – ударный, безударный;
согласные – звонкий, глухой; твёрдый, мягкий; сонорный. 6.Определить количество букв и звуков.
- Изучите, пожалуйста, схему устного и письменного фонетического разбора. - С красной строки, с большой буквы записываем предложение: На лесной поляне стоял старый пень1. - Давайте выполним фонетический разбор слова ПЕНЬ, самопроверка Один работает у доски. Пень – [п, э н,] - 1 слог. п [п᾽] – согл., глух., парн., мягк., парн.. е [э] – гл., ударн.. н [н᾽] – согл., сонор., непарн., мягк., парн.. ь [-] 4 б., 3 зв.. |
Ветер Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
Видят глазки всё вокруг Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.
- Отгадайте загадку, вспомните еще раз порядок фонетического разбора и потренируемся в фонетическом разборе слова (на доске и в тетрадях) Загадка. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. Ёжик ё-жик, 2 слога [й'ожык] Ё [й'] – согл., звонк., непарн., мягк., сонорн.. [о] – гласн., ударн.. Ж [ж] – согл., звонк., парн., твёрд., непарн.. И [ы] – гласн., безударн..
К [к] – согл., глух., парн., твёрд., парн.. ___________ 4 б., 5 зв..
- Упр.320. Сделайте фонетический разбор слов люблю (письменно), грозу(устно)
|
| Работа в группах. У доски запись коллективной работы (от группы по одному человеку). Систематизация знаний.
Делают упражнения для отдыха и снятия напряжения
Выполняют предложенные задания.
Применяют знания и умения на практике
| Групповая, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию изученного ранее материала, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
| Вопросы для уточнения информации |
6.Применение знаний и умений в новой ситуации. Творческая и практическая деятельность по теме урока | - Разгадайте ребусы и выполните фонетический разбор двух слов
Игрушка —и-гру-шка, 3слога [игрушка] и — [и] — гласн., безударн.. г — [г] — согл., звонк. парн., твёрд., парн.. р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный) у — [у] — гласный, ударный ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо) к — [к] — согласный, глухой парный, твердый (парный) а — [а] — гласный, безударный ______________ 7 б., 7 зв..
Рыба — ры-ба – 2 слога [рыба] р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный) ы — [ы] — гласный, ударный б — [б] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный) а — [а] — гласный, безударный ______________ 4 буквы, 4 звука.
- Игра «Рассели жильцов»
Слова вьюга [в’й’уга], ёж [й’ош], баян [бай’ан], морковь [маркоф’], сшить [ш:ыт’], семья [с’им’й’а], любовь [л’убоф’], тепло [т’ипл`о], игрушка [игрушка], рыбка [рыпка], гость [гост’], сказка [скаска], пень [п, э н,], солнце [сонцэ] рассели в домики. - В первый домик – слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
- Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
- В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.
| Выполняют задания. Осуществляют самопроверку, взаимопроверку
| Фронтальная, индивидуальная, игровая, групповая
| Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, и находят её в материалах урока, строят рассуждения и выводы. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
| Устные ответы, письменные ответы в тетрадях |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | - Чтобы подвести итоги, выполните тестовые задания Тест по теме "Фонетика" - Отметьте слово, в котором ударение падает на второй слог.
- торты;
- досуг;
- магазин;
- километр.
- В каком слове ударение падает на первый слог?
- свекла;
- квартал;
- начать;
- столяр.
- Отметьте слово, в котором выделен согласный мягкий звук.
- кашНе;
- парТер;
- библиоТека;
- каФе.
- В каком слове произносится звук [д]?
- деталь;
- модель;
- падеж;
- академия.
- Укажите слово, в котором нет мягких согласных звуков.
- свитер;
- яма;
- антенна;
- плащ.
| Выполняют задания в паре. Взаимопроверка. Формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно.
| Парная | Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Оценивание работы учащихся на уроке. |