Урок русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Иванова Елена Геннадьевна

Урок русского языка в 9 классе по теме "Подготовка к ОГЭ. Сочинение 9.3. "Что такое человечность?" проводится с использованием текста рассказа Бориса Екимова "Ночь исцеления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_klasse.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе.

Подготовка к ОГЭ.

 Сочинение 9.3.«Что такое человечность?»

Цель: совершенствовать навыки комплексного анализа текста, подготовка к ОГЭ – написание сочинения-рассуждения 9.3.

Оборудование: рабочие листы.

Опережающее задание: прочитать текст рассказа Б.Екимова «Ночь исцеления»

Ход урока.

Ребята! Дома вы прочитали рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

   О человечности размышляет в своём рассказе «Ночь исцеления» современный писатель Борис Екимов.

Беседа по рассказу:

-  Какое впечатление произвёл на вас рассказ?        

- Какие чувства вы испытывали во время чтения? После прочтения рассказа?

- Какие проблемы затронуты в рассказе Екимова? Что волнует писателя?        

- Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?        

- Обратимся к тексту. Что чувствовала баба Дуня в дни приезда внука?

- Можно ли предположить, что до приезда внука она испытывала одиночество? Почему?

- Мы знаем, что у бабы Дуни есть семья, в городе живут её дети. Поддерживают ли они бабу Дуню?

- Почему же сама баба Дуня нечасто гостит у них?        

- Как относились близкие к болезни бабы Дуни?        

- Как вы понимаете смысл заглавия? О чьём исцелении рассказывает автор?

- О чём заставляет задуматься своих читателей автор рассказа?

У вас на партах – рабочие листы, ознакомьтесь с ними. Есть ли у кого-то вопросы?

Рабочий лист.

Часть 1.

1)За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило.2) Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. 3)И пришла ночь. 4)Потушили свет. 5)Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа. 5)За окном светила луна. 6) Баба Дуня скоро заснула, похрапывая. 7)Гриша ждал. 8)И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. 9)Свет в кухне зажег, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.
10)– Потеряла… Нет… Нету карточек… – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – И слезы, слезы подкатывали.
11)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. 12)Чтобы уж наверняка.
13)– Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.
14)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. 15)Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:
15)– Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…
16)Баба Дуня смолкла. 17)Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. 18)Не сразу пришли слова. 19)Но пришли:
20)– Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…
21)По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.
22)– Не надо плакать,– громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать,– говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите.
23)Баба Дуня смолкла.
24)Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. 25)Его бил озноб. 26)Какой-то холод пронизывал до костей. 27)И нельзя было согреться. 28)Печка была еще тепла. 29)Он сидел у печки и плакал. 30)Слезы катились и катились. 31)Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… 32)Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. 33)И он плакал, вытирая слезы кулаком.34) Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. 35)Ясной стала голова, и ушла из тела дрожь. 36)К бабе Дуне он подошел вовремя.
37)– Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.
38)Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.
39)– Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.
40)– Документ есть! – выкрикнула баба Дуня.
41) Гриша понял, что надо брать документ.
42)– Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.
43)– Правильный… – облегченно вздохнула баба Дуня.
44)– Все сходится. Проходите.
45)– Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.
46)– Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите.
47)Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. 48)Теперь уже до утра.49) Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет. 50) Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно.51) Белел снег, посверкивая живыми искрами. 52)Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… 53)Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить.54) Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. 55)Это должно остаться и умереть в нем. 56)Нужно делать и молчать. 57)Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. 58)Нужно делать и молчать. 59)И придет исцеление
.

Прочитайте текст и выполните задания:

  1. Укажите цифры тех ответов, где правильно указаны грамматические основы предложений:
  1. Будет за ней (57пр.)
  2. Он понял (пр.54)
  3. Гриша посидел, поднялся, потушил (пр.49)
  4. Увидел и распахнул (пр.38)
  5. Баба Дуня заговорила (пр.34)
  6. Он сидел (пр.29)
  7. Он опустился и стал убеждать (пр.15)
  8. Донеслось невнятное бормотание (пр.8)
  9. Повернулась на бок (пр.47)
  10. Не сморило (пр.1)
  1. Выпишите из предложений 47-55 слова с чередующимися гласными в корне.
  2. Выписать из текста 5 слов, которые подходят к правилу «Правописание неизменяемых приставок).
  3. Выписать из предложений 1-5 слово (слова), в котором (-ых) правописание приставки определяется правилом «В приставке на конце пишется –с-, т.к. корень начинается с глухого согласного».
  4. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.
  5. Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами.
  6. Укажите номера предложений с вводными словами.
  7. Выпишите слова, в которых написание –ь- определяется правилом «У существительных ж.р. 3 скл. на конце после шипящих пишется –ь- «
  8. Подберите из текста синонимы к следующим словам и сочетаниям: бил озноб, баба Дуня,  катились.
  9. Словарная работа:

- толкование лексического значения слов эгоизм, милосердие, сострадание;

- подобрать однокоренные слова к слову исцеление;

- подобрать синонимы к слову исцеление;

- подобрать ассоциации к слову исцеление.

Часть 2.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком.

Приступаем к выполнению заданий. (1 часть).

Ребята! Задания 2 части «Рабочего листа» выполним сообща. Это будет подготовка к домашнему заданию.

- Рассказ Б.Екимова заставляет нас задуматься о том, что «самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости» (В.Сухомлинский), что только это делает человека по-настоящему человеком.

Ребята! Прочитайте домашнее задание:

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое человечность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один — из прочитанного текста, второй — из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком.

-Вспомним план сочинения-рассуждения.

( Тезис, аргументы (доказательства), вывод)

-Что такое тезис, аргументы, вывод?

( Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения).

- Вспомним  структуру  сочинения-рассуждения?

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста 

4. Второй пример -  аргумент из вашего жизненного опыта 

5. Заключение−вывод

Ребята! Для того, чтобы вам легче было справиться с сочинением, давайте составим кластер к слову «человечность».

- Есть ли вопросы по домашнему заданию?

А закончить нашу встречу я хотела бы строчками  А. Дементьева:

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Что б от волненья сердце дрогнуло!

Ведь все порушить может смерть.

Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.

Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.

И запоздалая вина

Потом терзает наши души.

Всего-то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.

Я очень надеюсь, что после сегодняшнего урока вы тоже стали человечнее. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...