"Обучающее сжатое изложение" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_uroka_obuchayushchee_szhatoe_izlozhenie.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О.: Шолохова Ольга Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 8
Умк: Русский язык.8 класс.: учеб. для общеобразовател.организаций/Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская.-М.: Просвещение, 2018.
Раздел, тема урока: "Обучающее сжатое изложение" в 8 классе
Цель урока: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами, способствующее развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение, умение выделять главное и второстепенное) и читательской культуры.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ)
- уметь применять основные приемы сжатия при создании текста;
- выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения
Метапредметные результаты:
Познавательные:
- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над сжатым изложением;
- овладевать разными видами чтения (поисковым, просмотровым, изучающим);
- уметь извлекать информацию из текста;
Регулятивные:
- уметь определять цель своего обучения;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- осознавать себя как движущую силу своего научения, проектируя направление преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности формы сотрудничества
Коммуникативные:
- определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- использовать адекватные языковые средства для эффективного результата совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и самооценку на основе наблюдения
Личностные результаты:
- формировать интерес к закреплению нового;
- формировать устойчивую мотивацию к самостоятельному и коллективному исследованию текста;
- формировать навыки аналитической и диагностической деятельности;
- увеличивать объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная
Оборудование: тексты для изложения, компьютер, проектор, презентация «Приемы сжатия текста»
Приемы работы: вступительная беседа, чтение текста, анализ содержания исходного текста, беседа по содержанию текста, составление плана, подбор рабочего материала
Ход урока
№ | Этап урока | Содержание индивидуальной работы с учащимися, выбор и корректировка заданий УМК по русскому языку | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Вводный | Актуализация прежних знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Цель: обсудить затруднения (почему возникли затруднения? чему еще надо научиться?) | 1. Проводит теоретическую разминку. На прошлом уроке познакомились с приемами сжатия текста, алгоритмом работы по сжатию текста. ? Что значит сжато пересказать текст? (изложить его кратко, сжато, самое главное) Слово сжато от глагола сжать (= сократить, уменьшить в объеме). Каким образом можно сжать текст? (за счет того, что исключим из текста детали (подробности), или обобщим отдельные факты, действия, или упростим предложения, фрагменты) 1.Создает проблемную ситуацию: что показалось самым трудным в ходе выполнения работы? (передать содержание текста сжато, при этом разными способами, легче подробно рассказать о красоте осеннего леса) 2.Побуждает учащихся к учебной деятельности (формулировке темы, цели и задач урока) и обобщает высказанные их предположения: а зачем нужно умение сжимать текст? а как, по-вашему, можно научиться сжимать текст? Какова тема урока? Попытайтесь сформулировать цель и задачи нашего урока. 1.
| 1.Отвечают на вопросы учителя. Предлагают способы решения проблемы. 2.Совместно с учителем определяют тему, цель, задачи урока (в самых разных жизненных ситуациях может потребоваться умение излагать свои мысли кратко, выбирая главное: например, на занятиях по всем предметам нужно уметь кратко передавать содержание статьи учебника, да и экзамен по русскому языку в следующем году потребует умения пересказывать текст сжато; тема урока; цель и задачи урока (учиться кратко пересказывать текст, применяя различные приемы сжатия (а значит, начать подготовку к участию в ГИА); применять разные приемы сжатия; анализировать текст, обобщать, выделять главное и второстепенное) 3.Записывают цель в листы самооценки. | |
Основной | Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в измененной ситуации(конструктивные) Цель: проговорить полученное знание (в виде алгоритма), создать микротекст (фронтальная работа У↔у) по образцу | 1. Знакомит с текстом (чтение). (Приложение 1) Текст, с которым будем работать, очерк В. Пескова – известного публициста, автора очерков и миниатюр о проблемах экологии. 2.Проводит беседу по содержанию исходного текста. ? Какова тема текста? Определите основную мысль текста. 3.Корректирует ответы учащихся. 4. Организует дифференцированную работу с учащимися высокого уровня обучаемости (О) – творческую работу. (Приложение 2) 5.Осуществляет подготовку учащихся к составлению плана текста. ? Какие микротемы вы выделили в этом очерке? Почему две микротемы объединены в один абзац? Что хотел подчеркнуть автор? (дело не в том, что сердце автора зачерствело, нет; он просто с горечью ощущает обыденность этого факта) ! Оставьте 2-3 строчки. 6. Корректирует ответы учащихся, помогая в решении учебной задачи. ! Оставьте 2 строчки. 7. Показывает алгоритм работы создания сжатого текста. Работа с текстом (1 микротема). !? Назовите приемы сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) Что такое исключение? Способы исключения? (показ презентации). | 1. Анализируют текст (совместно с учителем): определяют тему текста (взаимоотношения человека и природы) и основную мысль (конфликт человека с дикой природой растет у нас на глазах (примеры видны всюду), автор призывает о них задуматься). 2. О – Выполняют творческую работу: используя памятку «Как работать над сжатым изложением», самостоятельно пишут изложение, применяя различные приемы сжатия текста. 3.Выделяют части текста, определяют микротемы ( 1) Молчание в лесу – это не мертвое безмолвие, это тишина покоя, гармонии; 2) Войдя в лесной терем, автор старается не нарушить неосторожным движением царящего здесь покоя: спрятавшись, любуется спорой работой дятла. Вдруг выстрел – и рассказчик испытал мучительную боль от невозможности спасти храм природы от нашествия варваров.) 3) Кто же убил? Кто этот злодей? И главное – зачем? 4)… ) 4.Составляют план. 1. Осенью лес молчит. 2. Я любовался работой единственного в безмолвном лесу музыканта. Грянул выстрел… 3. Из синего дыма вышел лет семнадцати парень. 4. … 5. Отвечают на вопросы. 6. Осуществляют совместно с учителем поэтапно действия по сжатию 1 части текста (1 микротема), используя прием исключения предложений, содержащих второстепенные факты: - выделяем главное и детали; - детали убираем; - объединяем существенное; - находим ключевые слова; (лес молчит; такая тишина; ни звука; особую радость; рабочая музыка дятла) - пишем текст; - проверяем | |
Заключительный | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации Цель: включение полученного знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | 1.Организует работу в группах. Работа с текстом (2 микротема) с последующей самопроверкой. ?! Что такое обобщение? Назовите способы обобщения (показ презентации).
2.Осуществляет коррекционную деятельность. Работа с текстом (3 микротема). !? Назовите способы упрощения (показ презентации).
| 1.Отвечают на вопросы. 2.Читают текст, вычленяют единичные факты (- на сосне виднелся узор его «долота»; длинным языком доставал личинок; - дробью сорвало кору, вместе с ней упала на траву птица) 3.Определяют ключевые слова. (единственного в безмолвном лесу музыканта; работал без устали; спрятался, любуясь работой; к сожалению, нередкая; грянул выстрел; упала птица) 4.Выполняют задания, предложенные учителем (работа в группах с учеником- консультантом): 1 группа – задание: обобщите информацию заменой двух смежных предложений сложным предложением; сжато передайте текст. 2 группа – задание: передайте сжато содержание, обобщив фрагменты текста. 5.Проверяют получившийся текст (показ презентации). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающее сжатое изложение по рассказу М.Пришвина «Кладовая несгораемых слов»
Рассказ М.Пришвина "Кладовая несгораемых слов" мне нравится и самой. Как показала практика, работа с этим текстом очень интересна. Главное, что детям есть, над чем поразмышлять......
"Устное обучающее сжатое изложение" конспект урока в 9 классе
«Устное обучающее сжатое изложение"....
Обучающее сжатое изложение.
Урок развития речи по русскому языку в 6 классе. 2 часа. Тема урока: «Сжатое (по объему исходного текста) и выборочное (по содержанию) с дополнительным заданием обучающее изложение». Цель:...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Обучающее сжатое изложение"
Технологическая карта содержит пееречень этапов урока, деятельность учителя и ученика, планируемые результаты (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) деятельности обучающихся...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...
Урок русского языка "Обучающее сжатое изложение" 9 класс
Разработка урока...