Урок русского языка "Обучающее сжатое изложение" 9 класс
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_9_kl_obuchayushchee_szhatoe_izlozhenie.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ Дивеев-Усадской СШ – Маресевская ОШ
Конспект урока русского языка в 9 классе
Тема: «Обучающее сжатое изложение»
Учитель Бегаутова Мария Владимировна
Цель урока: подготовка учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста.
Задачи урока:
1.Образовательные
а) научить верно определять тему и основную мысль исходного текста;
б) формировать умение выделять микротемы;
В) учить овладевать навыками компрессии текста.
2.Развивающие:
а) развивать умение логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя разные способы компрессии;
б ) работать над развитием речи учащихся, развивая умение выдерживать стилевое и синтаксическое единство в работе;
в) развивать навыки построения высказывания с учетом отношения автора к проблеме;
г) развивать творческие и познавательные способности учащихся.
3.Воспитательные:
а) воспитывать уважение и любовь к русскому слову;
б) воспитывать нравственные представления учащихся;
в) способствовать развитию коммуникативных УУД.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы.
Метапредметные:
-формирование ценностного отношения к русскому слову;
-воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания.
Личностные:
-формирование нравственных ценностей;
-умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, устный опрос.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- рабочие листы
Ход урока:
1. Организационный момент. (Слайд 1)
2. Активизация познавательной деятельности.
«Краткость – сестра таланта». А.П. Чехов. (Слайд 2)
- Как вы понимаете фразу А.П. Чехова? (Нужно уметь свои мысли передавать кратко, сохраняя главное).
- Для какого вида работы можно использовать эту фразу эпиграфом? (Написание сжатого изложения).
- Сформулируйте цель урока. (Цель: научиться приемам сжатия текста, уметь выделять микротемы). (Слайд 3)
3. Подготовка к практической работе.
3.1.Работа с понятием и определением.
- Вспомните понятия, которые необходимы для работы над сжатым изложением. (Тема текста, микротема, основная мысль, ключевые слова, приемы сжатия). (Слайд 4)
- Соотнесите понятие и определение. (Слайд 5)
понятие | определение |
тема текста | кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова. |
основная мысль | слова, передающие основную информацию в тексте. |
микротема | это то, о чем говорится в тексте; круг событий, явлений, проблем, понятий). |
ключевые слова | это главное, что хотел сказать автор |
тезис | содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью. |
3.2. Основные требования к сжатому изложению.
- Вспомните основные требования к сжатому изложению. (Сохраняется тип (рассуждение, повествование, описание), стиль (художественный, научный, публицистический), количество абзацев, микротема каждого абзаца). (Слайд 6)
- Вспомните особенности сжатия текстов разных типов речи. (При сжатии:
повествования – отбираются те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключаются все детали и подробности;
рассуждения – изымается иллюстративный материал, но не аргументы;
описания – исключаются незначительные, несущественные детали). (Слайд 7)
3.3. Приемы сжатия текста.
- Что ещё важно учитывать при написании сжатого изложения? Обратите внимание на слайд. Он поможет вам вспомнить основные приемы сжатия текста.
Практическая работа. Отработка навыков сжатия. (Слайд 8 – 17)
- Прочитайте формулировку задания 1 ОГЭ. (Слайд 18)
- Познакомимся с критериями оценивания сжатого изложения. (Слайд 19-21)
- Ход проведения изложения (Слайд 22)
- Работа по написанию изложения вам знакома. Систематизируйте свои знания и составьте алгоритм написания изложения.
Алгоритм работы над сжатым изложением. (Слайд 23)
1. При первом чтении внимательно прослушать текст, определить тему и основную мысль.
2. Выделить микротемы.
3. Определить ключевые слова.
4. Записать тезисы каждой микротемы.
5. При втором чтении уточнить тезисы.
6. Записать сжатый текст по микротемам, применяя приемы сжатия текста.
7. Редактировать текст.
4. Практическая работа.
4.1. Работа с текстом.
- Прочитайте текст. (Читайте выразительно, соблюдая интонацию и орфоэпические нормы.)
Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.
Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (Из Интернета) 163 слова
- Подчеркните ключевые слова. (Ценности, дружба, взаимоотношения, постоянство).
- Какова тема текста? (Тема дружбы).
- Определите основную мысль текста. (Дружба для человека – это жизненная ценность)
- Определите микротему каждого абзаца. (Слайд 24)
1. Одной из вечных ценностей, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур, является дружба.
2. Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности прийти друг другу на помощь.
3. У друзей одинаковые жизненные ценности, духовные ориентиры. Постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.
- Сформулируйте тезисы каждого из абзацев. (Слайд 25)
1. Дружба – вечная ценность.
2. Открытость, доверие, готовность прийти на помощь – основа дружбы.
3. Главное в дружбе одинаковые жизненные ценности, духовные ориентиры
4.2. Отработка навыка применения приёмов сжатия.
- Найдите и назовите элементы предложения, которые подлежат тому или иному способу сжатия. Назовите способ, отредактируйте предложения.
Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают (Однородные члены - исключаем), становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур (Придаточное определительное – замена на причастный оборот). Одной из таких вечных ценностей, безусловно, (вводное слово - исключение)является дружба.
Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. (Сложноподчиненное предложение - заменить на простое (упрощение) ) Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. (Слияние нескольких предложений в одно) Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет,(исключить пояснение) но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- В конце рабочего листа изображена "Рефлексивная мишень", расставьте баллы от 1 до 5 в каждой из областей мишени.
6. Домашнее задание. (Слайд 27)
1. Выучить алгоритм работы над сжатым изложением.
2. Закончить работу над сжатым изложением, применяя разные способы компрессии текста.
7. Оценивание.
Приложение.
Рабочий лист
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
понятие | определение |
тема текста | кратко сформулированное основное положение, утверждение, содержащее ключевые (главные) слова. |
основная мысль | слова, передающие основную информацию в тексте. |
микротема | это то, о чем говорится в тексте; круг событий, явлений, проблем, понятий). |
ключевые слова | это главное, что хотел сказать автор |
тезис | содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью. |
Прочитайте текст.
Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба.
Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.
Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (Из Интернета) 163 слова
- Выделите ключевые слова. _____________________________________________
- Какова тема текста?_____________________________
- Определите основную мысль текста?
________________________________________________________________
- Определите микротему каждого абзаца.
1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте тезисы каждого из абзацев.
1. ___________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Способы сжатия текста. Урок русского языка в 9 классе
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Способы сжатия текста"...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения"
Урок ставит целью подготовить учащихся к написанию сжатого изложения в рамках ГИА.Повторение алгоритма работы с текстом,способы сжатия текста....
Урок русского языка в 9 классе по теме: "Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». ...
Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка в 6 классе «Обучение сжатию текста» (на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)
Духовно-нравственное воспитаниена уроке русского языка в 6 классе«Обучение сжатию текста»(на материале сказки «Равнодушие» Н.Агафонова)Подготовила: учитель русского языка и литературы Санаторно-...
Конспект урока русского языка в 9 классе. Тема урока. Обучение сжатому изложению.
Конспект урока русского языка в 9 классе.Тема урока. Обучение сжатому изложению....