"Устное обучающее сжатое изложение" конспект урока в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
«Устное обучающее сжатое изложение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_podgotovki_k_izlozheniyu.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Устное обучающее сжатое изложение. Комплексный анализ текста на основе упражнения № 94».
Задачи:
- Образовательная:
- закрепить полученные знания учащихся по теме «Сложноподчиненные предложения»;
- учить определять тему, идею текста, нахождению ключевых слов в нем, объяснять орфограммы, составлять план, выполнять задания к упражнению;
- отработать выразительное чтение текста;
- Воспитательная:
- воспитывать культуру речи;
- поддерживать интерес к урокам русского языка.
- Развивающая:
- развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц, плана;
- развивать умения сжатого пересказа текста.
Оборудование:
Для учителя | Для учащихся |
Учебник 9кл. Тростенцова Л.А. | Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь. |
План урока:
- Организационный момент
- Сообщение темы урока.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление новой темы.
- Итог урока.
Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент 2. Сообщение темы урока. 3. Объяснение нового материала. 4. Закрепление новой темы. 5. Итог урока. | - Сегодня мы с вами на этом уроке будем готовиться к написанию изложения. Мы выполним похожие задания, будем отрабатывать навыки работы с текстом, определять его тему, идею, составлять план, отвечать на поставленные вопросы. - Будьте внимательны, активно работайте на уроке, и в зависимости от того, как вы будете работать на этом уроке будет зависеть качество написания изложения на следующем. - Откройте свои учебники на стр. 59, упражнение № 94. - Кто прочитает тексты? - Какой темой объединены эти два текста? - Открываем свои тетради, записываем число, классная работа. - Сейчас мы запишем сложноподчиненные предложения из текста, выпишем непонятные (незнакомые слова). I. 1. Обычно слово «этимология» (греч. etymologia от etymon – истина, logos – слово, учение) употребляется в трёх значениях, которые нельзя смешивать между собой. Этимология в первом значении – раздел языкознания, который изучает происхождение слова. Во втором – совокупность приемов, направленных на раскрытие происхождения слова, а в третьем – результат этого раскрытия. 2. С самого раннего детства человек начинает интересоваться происхождением слов. Но вопрос о том, почему соха называется сохой, скалка – скалкой, галка – галкой и т. п. интересует не только детей «от двух до пяти», но и убеленных сединами ученых. (По Ю. Откупщикову) -Какие слова вам не понятны? - В каждом тексте о чем-то говорится. Это тема текста. Тема может быть отражена в названии текста. - Подумайте, как можно озаглавить тексты. На доске появляются записи: Тема текста Название текста - Что самое главное в тексте? - В чем смысл данного текста?
- Понять текст – значит понять его основную мысль. - Основная мысль выражена во всем тексте, но иногда ее может подсказать одно из предложений текста. Чаще всего оно находится в начале или в конце текста. - Давайте найдем предложения, в которых выражена основная мысль. - Опорные слова помогают передать в тексте самое основное. По опорным словам можно вспомнить (восстановить в памяти) содержание текста. Опорные слова еще называют ключевыми. На доске запись – Опорные (ключевые слова) - Выделим опорные (ключевые) слова. (7-8 слов) - В пересказе не должно изменяться содержание исходного текста. Чтобы верно пересказать текст, надо его понять. - Теперь попробуем составить план по данному тексту. - План кратно передает основное содержание текста. Его можно назвать самым кратким пересказом. - План можно записать в виде различных предложений: больших, развернутых и небольших. План. 1. Происхождение слова «этимология». 2. Значение слова «этимология». 3. Происхождение слов. - Текст можно пересказать не только подробно, но и кратко. В кратком пересказе передается самое главное из исходного текста. - Для того, чтобы кратко пересказать надо:
- Сейчас вы запишите пересказ текста, который мы разобрали. - Закрыли учебники, работу вы будете выполнять в рабочих тетрадях, можете пользоваться планом, опорными словами и выписанными непонятными словами. Во время работы учитель ведет индивидуальную работу на местах, проверяет выполнение работы. Затем учитель может попросить нескольких учеников прочитать, что у них получилось. -Хорошо, теперь начнем работу со вторыми текстами. - Кто прочитает тексты? II. 1. Этимологические неожиданности могут подстерегать нас где угодно. Существительное самбо выглядит как заправское иноязычное слово. Не сомневаюсь, что многие из вас считают это название одного из видов спортивной борьбы таким же заимствованным как, например, дзюдо. Между тем слово самбо – самое что ни есть наше слово, которое родилось в русском языке в 30-е годы XX века. Это одно из сложносокращенных слов. Оно возникло на базе словосочетания самозащита без оружия, путем сложения кусочка первого слова (сам-) и начальных звуков двух остальных (б, о). Слово самбо находится в известном родстве с таким как будто далеким по структуре и значению существительным, каким является слово универсам. Как и самбо, универсам – сложносокращенное слово и содержит в своем составе то же корень сам. 2. Общественный и частотный фразеологизмы И смех и грех употребляется тогда, когда мы говорим о чем-нибудь, что одновременно и смешно, и печально. По своей структуре оборот принадлежит к довольно большой группе устойчивых сочетаний, в которых его компоненты скреплены в единое целое по стихотворному характеру – ритмом и рифмой. Рядом с ним существует почти на равных правах и нерифмованный вариант, построенный на анатомии, где вторым компонентом выступает слово горе: И смех и горе. Несомненно, этот оборот был исходным. Думается, что проявление существительного грех на месте существительного горе не случайно. Ведь одно в говорах имеет не только религиозное значение, но также и значение «несчастье, беда, горе». (Н. Шанский) - Какой темой объединены эти два текста? -Какие слова вам не понятны? - Подумайте, как можно озаглавить тексты. -Что самое главное в тексте? - В чем смысл данного текста? - Давайте найдем предложения, в которых выражена основная мысль. - Выделим опорные (ключевые) слова. (7-8 слов) - Теперь попробуем составить план по данному тексту. План. 1. Этимологические неожиданности. 2. Известное родство. 3. Оборот «И смех и грех». - Кто попробует пересказать текст устно? - С каким способом пересказа текста мы сегодня познакомились? - В чем его особенность? - О чем мы не должны забывать при пересказе данным способом? - Что помогает нам передать смысл текста? | Учащиеся приветствуют учителя стоя возле парт. Учащиеся настраиваются на предстоящую работу. Один отвечающий читает вслух, остальные слушают и следят по учебнику. - Этимологией Учитель вызывает одного отвечающего к доске. Все остальные работают у себя в тетрадях. Если учащимся не понятны какие-то слова, то они выписывают их. Учащиеся поднимают руки, отвечают. Этимология слов (происхождение слов). Почему слово так называется? - Этимология, раздел языкознания, происхождение, ученые. Один учащийся читает тексты, остальные слушают и следят по учебнику. - Этимологией Если учащимся не понятны какие-то слова, то они выписывают их. - Этимологические неожиданности. - Сложносокращенные слова, заправское, иноязычное, устойчивые сочетания, значение, родство. Учащиеся поднимают руки, пробует пересказать данные текст, используя план и опорные слова. - Со сжатым способом пересказа текста. - В пересказе не должно изменяться содержание исходного текста. - Опорные (ключевые) слова. |
ОПОРНЫЕ (КЛЮЧЕВЫЕ) СЛОВА
ТЕМА ТЕКСТА
НАЗВАНИЕ ТЕКСТА
ПЛАН ТЕКСТА
1. Прочитайте (прослушайте) текст.
2. Определите тему и основную мысль, ведущий тип речи.
3. Выделите в тексте существенные (т.е. важные) мысли .
4. Разбейте текст на части, выделив главную информацию всех микротем.
5. Озаглавьте каждую, составьте план.
6. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей можно отказаться.
7. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить.
8. Продумайте синонимичные синтаксические конструкции.
9 .Продумайте средства связи между частями.
10. Напишите изложение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающее сжатое изложение по рассказу М.Пришвина «Кладовая несгораемых слов»
Рассказ М.Пришвина "Кладовая несгораемых слов" мне нравится и самой. Как показала практика, работа с этим текстом очень интересна. Главное, что детям есть, над чем поразмышлять......
Обучающее сжатое изложение.
Урок развития речи по русскому языку в 6 классе. 2 часа. Тема урока: «Сжатое (по объему исходного текста) и выборочное (по содержанию) с дополнительным заданием обучающее изложение». Цель:...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Обучающее сжатое изложение"
Технологическая карта содержит пееречень этапов урока, деятельность учителя и ученика, планируемые результаты (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) деятельности обучающихся...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...
"Обучающее сжатое изложение" 8 класс
Технологическая карта урока...
Урок русского языка "Обучающее сжатое изложение" 9 класс
Разработка урока...