Обучающее сжатое изложение.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Урок развития речи по русскому языку в 6 классе. 2 часа. Тема урока: «Сжатое (по объему исходного текста) и выборочное (по содержанию) с дополнительным заданием обучающее изложение». Цель: формирование коммуникативно-речевых умений школьника. Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 6 «Б»
Учитель: Маслова С.Б.
Тема урока: «Сжатое (по объему исходного текста) и выборочное (по содержанию) с дополнительным заданием обучающее изложение».
Количество часов: 2
Цель урока: формирование коммуникативно-речевых умений школьника.
Задачи урока: отработка умений
- уяснять содержание и смысл исходного текста;
- выделять главное и второстепенное, доказательства и выводы;
- устанавливать смысл между смысловыми отрезками текста;
- предсказывать ход событий, аргументируя свою точку зрения.
Педагогическая технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)
Стратегия: Направление чтение (способ работы с текстом, основанный на прогнозировании, системе вопросов, предполагающих ориентацию в содержании и идеях текста)
Шаги стратегии:
- Подготовительная работа учителя: текст делится на части, к каждой из них придумываются вопросы.
- На стадии осмысливания содержания текст читается по частям, учитель следит за темпом чтения.
- После прочтения каждой части учитель задает вопросы, направленные на восприятие, понимание текста, анализ, синтез, оценку событий, характер ситуаций. Обязателен вопрос на прогнозирование того, что произойдет дальше. Это повышает интерес к чтению. При чтении происходит встреча с новой информацией.
- На стадии размышления идет обобщение.
Формы работы: фронтальная, групповая (по 2 человека)
Текст: Рассказ Салтыковой З. «Руслан» [Текст] / П.Ф. Ивченковой Обучающие изложения 5-9 классах. — М.: Просвещение, 2003.
Ход урока
- Стадия вызова
Фронтальная беседа:
- Посмотрим на доску. Перед вами два слова: «Листатель» и «Читатель». Чем они похожи?
- На что указывает суффикс – ТЕЛЬ?
- Чем же занимается читатель, а чем листатель? Кто хочет подойти к доске и помочь нам разобраться в этом? Задание: выбрать портрет и карточки с действиями, который совершает каждый.
- Похожи ли слова «листатель» и «читатель» по лексическому значению?
- Кого же, на ваш взгляд, можно назвать читателем?
- А кого листателем?
Учащиеся у доски комментируют свой выбор (читатель извлекает для себя урок, пытается понять мысли автора, погружается в мир переживаний героев, встает на место героев; листатель рассматривает иллюстрации и только убивает время, вопросы не задает, ответ на них не ищет, не думает над прочитанным).
- Кто из вас хотел бы на сегодняшнем уроке быть листателем? А читателем? Все? Я очень рада! Читать мы будем рассказ З. Салтыковой «Руслан». Он произвел на меня сильное впечатление. Я очень хочу прочитать его еще раз. Но уже вместе с вами. Надеюсь, рассказ вам понравится и о многом заставит задуматься.
Как настоящие читатели постараемся встать на место героев, понять мысли автора, извлечь для себя урок (обращаем внимание на доску, где прикреплены карточки с действиями читателя). Сегодня мы будем не только читателями, но и соавторами, так как, читая с остановками, станем предугадывать события.
- Готовы читать? Тогда начнем! Рассказ З.Салтыковой называется «Руслан». Можем ли мы по названию предположить, кто будет его главным героем и о чем пойдет речь? (СТАДИЯ ВЫЗОВА).
ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.
- Руслан – это имя мальчика, какая-то история произошла с ним, может быть, он совершил подвиг, об этом и пойдет речь в тексте.
- А, может быть, текст написал человек, который хорошо знает или изучает Пушкина. Может быть, Руслан – это пушкинский герой из его поэмы «Руслан и Людмила»?
- В нашей авиации есть самолет «Руслан», по-моему, транспортный, грузоподъемный. Может, речь пойдет о создании этого самолета и /или/ его использовании.
- Стадия осмысления (на этой стадии текст читается с остановками. Учащиеся воспринимают его на слух и, отвечая на вопросы учителя, уясняют содержание и смысл текста, выделяя и запоминая главное, предсказывая события).
Чтение текста до первой остановки.
Учитель: Так кто же такой Руслан? Что мы узнали о нем?
Учащиеся:
- Это сенбернар, подарок капитана Сибирина своей жене Людмиле Васильевне.
- Умный пес: ходил на рынок за углем, носил записки к знакомым, да и разговаривать с ним можно было как с человеком.
- Руслан – преданный друг. Он не разлучен с бабушкой Люсей. Питается в голодном 1921 году почти одной водой, но никуда не убегает, рядом с хозяйкой.
Учитель: Да, Руслан всегда был рядом с Людмилой Васильевной и вдруг исчез. Что с ним могло случиться, ведь он «не из тех псов, которые могут забежать в чужую подворотню или просто шататься по улицам»?
Учащиеся:
- Руслан мог где-нибудь умереть от голода.
- А, может быть, он пытался что-нибудь съедобное украсть, а его избили, и теперь он лежит где-нибудь больной и несчастный.
- Рыщет по городу в поисках пропитания.
- Голодающие люди могли его поймать и съесть.
Текст с 1 до 3 остановки будет предложен учащимся для выборочного, сжатого изложения, поэтому задаются вопросы на воспроизведение и уточнение (в ответах – пересказ текста).
Чтение текста до второй остановки.
Учитель: Руслан оказался в порту. Зачем наблюдал он?
Учащиеся: Пес следит за работой моряков, которые сортируют мешки, связывая их, а грузчики носят вязанки мешков в трюм баржи.
Учитель: Зачем, по вашему мнению, Руслан хватает вязанку? Что он будет с ней делать?
Учащиеся:
- Он подумает, что в мешках что-нибудь съедобное и утащит их, а потом разорвет.
- Если в мешках продукты, он отнесет их хозяйке. Руслан – умный и преданный пес.
- Утащит к себе домой, отдаст Людмиле Васильевне. А она обменяет мешки на хлеб на базаре.
Чтение до третьей остановки.
Учитель: И снова наши предположения не оправдались. Для чего же понадобилась вязанка мешков Руслану?
Учащиеся:
- Руслан стал работать вместе с моряками: носит мешки в трюм.
- Носил он неторопливо, поднимался по трапу и только у трюма размыкал пасть. Ни на кого не обращал внимания.
Учитель: Как к этому относились моряки?
Учащиеся:
- Были удивлены. Даже бросили работать, чтобы посмотреть, что будет дальше, когда собака понесла первую вязанку.
- Те моряки, что были в трюме, вылезли посмотреть на диковинное явление.
Учитель: Думаю, вы согласитесь с тем, что Руслан честно заработал ужин, Что будет делать он, получив порцию борща с двумя сахарными косточками?
Учащиеся:
- С жадностью набросится на еду, потому что питался одной водой и был очень голоден.
- За одну минуту съест все, ведь он работал и проголодался еще больше.
- А может, отнесет борщ хозяйке. Это ведь умный пес и понимает все, как человек.
Чтение до четвертой остановки.
Учитель: Одно из предположений подтвердилось: Руслан понес борщ Людмиле Васильевне. Как это его характеризует?
Учащиеся:
- Этот поступок еще раз подтверждает ум и преданность Руслана. Он был голоден, может быть, больше, чем его хозяйка (она маленькая, сухонькая старушка, а он огромный молодой пес, да к тому же уставший). Но он не съел ужин.
- Ум Руслана проявляется еще и в том, что он не выскакивает из комнаты, а стоит, съежившись, поджав хвост, и чувствует себя виноватым. Только очень умная собака будет так себя вести.
Учитель: Как же Людмила Васильевна поймет, что борщ не украден?
Учащиеся: Ей об этом расскажут моряки, которые пошли за Русланом, им ведь захочется узнать, кому пес понес еду.
Учитель: Чем же закончится рассказ об этой удивительной собаке?
Учащиеся:
- Руслан спасет свою хозяйку. Моряки узнают, что она вдова погибшего капитана корабля и будут выделять ей паек. А Людмила Васильевна будет делиться им с Русланом.
- Руслан будет работать грузчиком, зарабатывать еду себе и хозяйке. А моряки примут его в свою команду, потому что он очень сильный и умный пес.
Чтение текста до конца.
- Стадия рефлексии (на данной стадии проводится работа над текстом с использованием традиционных приемов).
- Фронтальная беседа по вопросам на уяснение содержания всего текста.
Учитель: К какому стилю и типу речи, жанру относится данный текст?
Учащиеся: Стиль художественный, тип речи повествование, жанр рассказ.
Учитель: Понравился ли вам этот рассказ? Что нового узнали для себя?
Учащиеся:
- Рассказ очень понравился своей необычностью. Собака-грузчик – это здорово!
- Собаки – самые преданные домашние животные, поэтому не вижу ничего удивительного в том, что Руслан так предан своей хозяйке. А новым для меня было то, что он работал грузчиком. Есть собаки спасатели, проводники, а вот собаки-грузчики – это для меня ново.
Учитель: В чем особенность содержания, построения рассказа?
Учащиеся:
- Рассказ очень заинтересовывает. Так построен, что хочется узнать, что же будет дальше.
- Автор дает ответы на все вопросы, которые возникают при слушании текста.
- А мне понравилось предполагать, что будет дальше. Из наших предположений можно сочинить другой рассказ.
- Вторичное чтение текста и самостоятельное составление плана рассказа. Чтение нескольких вариантов. Редактирование.
- Работа над изложением:
- Чтение 1-ой и 2-ой частей, выбор учащимися основного материала, устное сжатое изложение;
- 3 часть (для подробного изложения). Пересказ «по-самарски»:
- Чтение учителем (при чтении заостряется внимание на фактической стороне и эмоционально-изобразительных средствах);
- Запись ключевых слов (во время чтения) на доске сильным учеником и в тетрадях всеми учащимися.
суровая задумчивость тара трюм сортировщик вязанка мешков «собачья морда» диковинное явление краснофлотская кухня личный котелок сахарные косточки изумление |
Ключевые слова:
- Подробный пересказ 3 части по опорным словам сильным учащимся;
- пересказ в парах;
- пересказ слабым учащимся;
- работа над подробным изложением 3 части в черновиках.
- Чтение 4-ой и 5-ой частей. Самостоятельная работа учащихся над сжатым изложением.
Домашнее задание:
- придумать свое название рассказа, передав в нем основную мысль;
- элемент сочинения написать в виде синквейна, выразив отношение к главному герою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучающее сжатое изложение по рассказу М.Пришвина «Кладовая несгораемых слов»
Рассказ М.Пришвина "Кладовая несгораемых слов" мне нравится и самой. Как показала практика, работа с этим текстом очень интересна. Главное, что детям есть, над чем поразмышлять......
"Устное обучающее сжатое изложение" конспект урока в 9 классе
«Устное обучающее сжатое изложение"....
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Обучающее сжатое изложение"
Технологическая карта содержит пееречень этапов урока, деятельность учителя и ученика, планируемые результаты (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) деятельности обучающихся...
Обучающее сжатое изложение по рассказу М.Пришвина «Кладовая несгораемых слов»
Обучающее сжатое изложениепо рассказу М.Пришвина«Кладовая несгораемых слов»Цель:· Обучить написанию сжатого изложения·...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели: развитие умений определять реч...
Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...
"Обучающее сжатое изложение" 8 класс
Технологическая карта урока...
Комментарии
Как Вы думаете:
Как Вы думаете: коммуникативно-речевые умения, которые Вы, Светлана Борисовна, формируете на этом уроке, - это то же самое, что и коммуникативные УУД?
Всё новое - это хорошо
Всё новое - это хорошо забытое старое. Думаю, умения, о которых Вы пишите, и универсальные учебные действия - одно и то же.