Методы и приемы работы с текстом
презентация к уроку по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Презентация "Методы и приемы работы с текстом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metody_i_priemy_raboty_s_tekstom.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы Марашова И.В.

Слайд 2

«Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления» М.М. Бахтин

Слайд 3

Комплексный анализ текста Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло. В август., в природ., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц. Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры. Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.

Слайд 4

Задания: 1. Озаглавьте текст 2. Определите тему текста 3. Определите основную мысль текста 4. Определите стиль текста 5. Определите тип текста 6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 7. Произведите фонетический разбор слова ещё 8. Найдите и выпишите из текста эпитеты 9. Разберите по составу следующие слова: прохлада, душистые, припекает 10. Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица. 11. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения. 12. Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.

Слайд 5

Комплексный анализ текста Ещё вчера, на со..нце млея Последним лес др..жал листом, И оз..мь пышно зеленея Л..жала бархатн..м к..вром. Глядя надменно, как бывало, На жертвы холода и снега, Себе н.. (в) чем (не) изменяла (Не) поб..димая сосна. Сегодня вдруг и..чезло лето; Бело, безжизненно кругом, Земля и небо — все одето Каким (то) тускл..м сер..бром. (А. Фет.)

Слайд 6

Задания: 1. Озаглавьте текст 2. Определите стиль текста 3. Определите тип текста 4. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. 5. Произведите фонетический разбор слова млея: 6. Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения. 7. Определите лексическое значение слов: млеть, надменно 8. Выпишите из текста деепричастия, разберите их по составу. 9. Произведите морфологический разбор одного деепричастия. 10. Графически обозначьте в тексте деепричастные обороты

Слайд 7

Прием «Чтение с остановками». По названию предположите, о чем будет рассказ? Какие события могут произойти в описанной обстановке? Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? Что будет с героем после событий рассказа?

Слайд 8

Прием «Двойной дневник». Фразы из текста , которые произвели наибольшее впечатление (согласие, протест или непонимание) Комментарий : что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? Текст Текст

Слайд 9

Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы: Кто? Что? Когда? Может …? Будет…? Мог ли …? Было ли..? Согласны ли вы…? Верно ли…? Ответы на «тонкие» вопросы – опора на текст. «Толстые» вопросы: Объясните, почему…? Почему вы так считаете? В чём различие …? Предположите, что будет, если...? Ответы на «толстые» вопросы – постижение тайн текста.

Слайд 18

Учитель

Слайд 19

Учитель Психолог Бухгалтер Писатель Врач Воспитатель Актёр Художник Режиссёр

Слайд 20

Дивергентная карта — это имеющее узловую структуру графическое отображение знаний, их логических и ассоциативных связей, актуализирующихся в процессе многомерного, нелинейного мышления

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы лингвистического анализа текста

Материал по теме "Многоаспектный анализ текста", план многоаспектного анализа текста, методы и приёмы лингвистического анализа текста...

Приемы работы с текстом в технологии РКМЧП

Данная презентация содержит информацию об основных приемах работы с текстом в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Методы и приемы работы с текстом

Методическа разработка...

Несколько приемов работы с текстом: из опыта работы

Одним из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, а также реализация всех целей обучения в их комплексе: коммуникативная, образовател...

Методы и приемы работы с ключевыми словами текста на уроках русского языка и литературы

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навы...

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...