Методы и приемы работы с ключевыми словами текста на уроках русского языка и литературы
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klyuchevye_slova.docx | 27.7 КБ |
klyuchevye_slova.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21 с.Семёновки г.Йошкар-Олы»
Методы и приемы работы с ключевыми словами текста
на уроках русского языка и литературы
Выполнила: учитель русского языка и
Литературы
Пектубаева А.А.
г.Йошкар-Ола
2023 год
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навыков орфографической зоркости.
Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. В работе с текстом учитываются его специфические категории: смысловая завершенность, структурная целостность и коммуникативная направленность, стилистическая и жанровая особенность, разные типы связи между элементами текста, композиционная оформленность.
Наиболее результативными являются такие формы и методы организации работы с текстом, как комплексная работа с текстом, сочинение-рассуждение, изложение, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами.
Важным этапом при работе над текстом является поиск путей обучения смысловому чтению текста, результатом которого должно стать полное и адекватное его понимание. Решение этой задачи неразрывно связано с проблемой определения ключевых слов, которые позволяют лучше воспринять прочитанное, а затем его воспроизвести.
Возможности использования ключевых слов в обучении связаны с тем, что через ключевые слова можно определить тему урока; попросить составить предложения по определенной теме, «ключ» выступает в качестве опорного конспекта; можно предложить детям прочитать в «ключе» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока; составить предложения или рассказ, используя как можно больше ключевых слов; создать словарное ключевое слово на основе небольших, недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова.
Процесс определения ключевых слов позволяют учащимся лучше понять информацию и воспроизвести ее в сжатой форме, т.е. написать конспект, тезисы, аннотацию, составить план. При чтении происходит сжатие исходного текста, его мысленное конспектирование. В результате этого процесса не возникает передачи информации «слово в слово»: она изменяется и излагается другими словами (более общими).
Ключевые слова, обладая способностью кодировать исходную информацию, передавать ее в обобщенной форме, способны послужить опорой для дальнейшего устного или письменного воспроизведения. Конспекты, тезисы и аннотации создаются в результате сжатия исходного текста. Компрессия связана с умением видеть последовательную структуру в содержании текста: понимать тему, идею, извлекать второстепенную информацию. Если текст излагается своими словами, то это главный показатель того, что произошло понимание текста и его переработка.
Актуальность данной темы состоит в том, что чтение текста является одним из основных видов речевой деятельности, который предусматривает развитие следующих умений:
∙ Выделять основные факты;
∙ Отделять главную информацию от второстепенной;
∙ Предвосхищать возможные события, факты;
∙ Раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
∙ Понимать аргументацию;
∙ Извлекать необходимую информацию;
∙ Определять свое отношение к прочитанному.
Сущность термина «ключевое слово», его признаки
Что такое ключевые слова? Это слова, по которым можно определить общий смысл, настрой и направление текста. Это основа, опора любого текстового материала. Ключевые сло- ва в любом тексте позволяют читателю:
- точно понять содержание произведения;
- имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли;
- используются при составлении плана и определения микротем;
- определяют смысловой и эмоциональный контекст.
Ключевые слова бывают:
• Основные (Самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится «ткань» текста).
- Второстепенные (Информация либо детализирует, разъясняет главную
информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования)
тех или иных отрывков из произведений художественной литературы).
• Информационные (Каждый язык можно рассматривать как некий «код», в котором «сигналы» (фонемы, морфемы, лексемы, синтаксемы и стилистические приемы) организуются в целях передачи соответствующей информации.
Одна из самых сложных проблем при анализе художественного текста – выбор ключевых слов или концептов.
На этапе формирования коммуникативных умений учащихся, т.е. для реализации практических целей обучения школьников культуре речи, в качестве дидактического материала, конечно же, используется текст. При этом основной прием работы с текстом ‒ его анализ. Содержанием такой работы является озаглавливание текста, определение темы, выделение основной мысли, составление плана, сопоставление плана и текста, составление вопросов к тексту, определение способов соединения предложений в тексте, определение стиля, жанра, типа речи, определение роли языковых средств в передаче текста, выделение ключевых слов и словосочетаний.
С этой целью упражнения на понимание текста сопровождаются заданиями аналитического характера.
1. Конструирование текста. Из предложений собрать текст:
«Она высоко над землей подвесила к ветке березы легкую корзиночку, сплетенную из пеньки, стебельков, волосков и шерстинок. В воздухе – дом у иволги. В корзиночке лежат иволгины яйца. Прямо удивительно, как они не бьются, когда ветер раскачивает ветку».
2. В тексте перепутаны абзацы, соберите текст.
ИМЯ – ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
В автобусе было тесно, но радушия этого человека хватило на всех. Мы краткими вопросами выяснили, кому и где выходить. Оказалось, что собрав кусочки еды, косточки, он едет до первых дач на объездной дороге, чтобы накормить собаку, у которой недавно появились щенки. Нежелание ехать на машине он объяснил просто: только морока одна, да и в автобусе среди людей веселей будет.
Октябрь. Дождевая морось. Люди ждут дачный или пригородный автобус. Лица ожидающих обращены в даль улицы. Но часто снуют только городские, испытывая лю-дей на терпение. Его хватает всем. Никто ни разу не чертыхнулся, не помянул всуе ни власть, ни апостолов. Потом стало понятно, почему.
Но, скорее всего, не в машинной мороке было дело, а просто хотелось ему потолкаться среди людей, одарить их ненавязчиво своим приятием, тем самым возвеличить народную поговорку: «В тесноте – да не в обиде». Мы не представились друг другу. Но это было не важно, ведь имя его знает каждый – Добрый Человек.
В самом центре толпы возвышался могучий усатый мужчина с хозяйственной сумкой, он, неунывающим взглядом озирая людей, загадочно чему-то улыбался. Глядя на него, тоже хотелось улыбнуться. Подошёл наш автобус. Когда все сгрудились у двери «обилетиться», мужчина пропустил в автобус всех женщин и только потом втиснулся
сам.
3. Найти в тексте лишнее по смыслу предложение.
…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Это Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть времен – на разубранной своей и разукрашенной тройке. Видите ли вы ее звездные очи – с мольбой, обращенною к нам: Полюби меня, полюби красоту мою! Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?
Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…
(Н.В. Гоголь. Мертвые души)
Методы и приемы работы с ключевыми словами текста
На уроках русского языка и литературы всегда проводится работа с текстом, поэтому текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы.
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным методам работы с материалами текста.
Метод выбора ключевых слов
Метод выбора ключевых слов связан с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты.
Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно-два ключевых слова, припомнив которые, немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца – это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац. Фраза и абзац – здесь понятия условные, соответствующие не реальным фразам и абзацам текста, а примерно соответствующим по объему подразделам и единицам информации, которые вы хотели бы из него усвоить. То есть это как бы абзацы и фразы текста, который вы сами мысленно хотели бы создать и усвоить по материалам настоящего.
Рассмотрим приемы работы с запоминаемым материалом.
• Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и др.).
• Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, цифровые данные, сравнения).
• План – совокупность опорных пунктов.
• Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
Этапы работы по данному методу:
• Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.
• Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
• Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.
• После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
• К каждому ключевому слову поставь вопрос, который свяжет его с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
• Соедини два ключевых слова с помощью вопроса. Таким образом образуется цепочка.
• Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
Метод «Исключение слов»
Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности учащихся, их умения обобщать. Данная методика выявляет логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений.
Практикум
1) дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий
2) смелый, храбрый, отважный, злой, решительный
3) Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий
4) молоко, сливки, сыр, сало, сметана
5) скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо
6) глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий
7) лист, почка, кора, дерево, сук
8) дом, сарай, изба, хижина, здание
9) береза, сосна, дерево, дуб, ель
10) ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать
11) темный, светлый, голубой, ясный, тусклый
12) гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога
13) неудача, крах, провал, поражение, волнение
14) молоток, гвоздь, клещи, топор, долото
15) минута, секунда, час, вечер, сутки
Ключ
1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево,
8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер
Задание 11 из ВПР по русскому языку 7 класс
Почему бабушка чувствует вину перед детьми? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
(1)Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии.
— (2)Мама, мы нашли странный цветок!
— (3)Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
— (4)Мы не знаем его названия. (5)Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой. (6)Он похож, наверное, на маленькое солнце с белыми лучами. (7)Ты не знаешь, что это за цветок?
(8)Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. (9)Одни говорили, что в природе появился новый вид. (10)Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. (11)Третьи глубокомысленно молчали. (12)Но никого цветок не оставил равнодушным.
(13)И тогда вспомнили о бабушке. (14)Бабушке было сто лет. (15)Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам. (16)Бабушка долго смотрела на цветок, не веря своим глазам, и молчала. (17)Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.
— (18)Это ромашка, — тихо сказала бабушка, ставшая совсем грустной.
— (19)Ро-маш-ка, — по слогам повторили дети. — (20)Мы никогда не слыхали про ромашку. (21)Она из Африки или Австралии?
— (22)Она из моего детства. (23)Когда-то давно ромашек было очень много. (24)Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. (25)Людям казалось, что выпал тёплый летний снег. (26)Из ромашек плели венки. (27)Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. (28)От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. (29)А потом ромашек становилось всё меньше. (30)Эти цветы безжалостно срывали. (31)Это делал каждый, кто проходил мимо.
— (32)Зачем? — четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не зная, что ответить.
— (33)Срывали, наверное, просто так.
(34)Бабушка опустилась на траву и наклонилась к ромашке. (35)Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:
— Мы виноваты перед вами, дети!
Ключ:
1. Люди уничтожили ромашки, беспечно срывая их, и теперь люди не знают о них, этот цветок незнаком им.
2. Безжалостно срывали, становилось всё меньше, никогда не слышали про ромашку, странный цветок, новый вид.
Прием «Напиши письмо литературному герою»
Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например:
после изучения повести В.Короленко «Дети подземелья» пяти классники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, высказывают свое мнение о том, как в дальнейшем сложится его судьба.
Таким образом, Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21 с.Семёновки г.Йошкар-Олы»
Методы и приемы работы с ключевыми словами текста
на уроках русского языка и литературы
Выполнила: учитель русского языка и
Литературы
Пектубаева А.А.
г.Йошкар-Ола
2023 год
Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навыков орфографической зоркости.
Именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная. В работе с текстом учитываются его специфические категории: смысловая завершенность, структурная целостность и коммуникативная направленность, стилистическая и жанровая особенность, разные типы связи между элементами текста, композиционная оформленность.
Наиболее результативными являются такие формы и методы организации работы с текстом, как комплексная работа с текстом, сочинение-рассуждение, изложение, различные виды диктантов, интеллектуально-лингвистические упражнения, работа с текстами-миниатюрами.
Важным этапом при работе над текстом является поиск путей обучения смысловому чтению текста, результатом которого должно стать полное и адекватное его понимание. Решение этой задачи неразрывно связано с проблемой определения ключевых слов, которые позволяют лучше воспринять прочитанное, а затем его воспроизвести.
Возможности использования ключевых слов в обучении связаны с тем, что через ключевые слова можно определить тему урока; попросить составить предложения по определенной теме, «ключ» выступает в качестве опорного конспекта; можно предложить детям прочитать в «ключе» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока; составить предложения или рассказ, используя как можно больше ключевых слов; создать словарное ключевое слово на основе небольших, недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова.
Процесс определения ключевых слов позволяют учащимся лучше понять информацию и воспроизвести ее в сжатой форме, т.е. написать конспект, тезисы, аннотацию, составить план. При чтении происходит сжатие исходного текста, его мысленное конспектирование. В результате этого процесса не возникает передачи информации «слово в слово»: она изменяется и излагается другими словами (более общими).
Ключевые слова, обладая способностью кодировать исходную информацию, передавать ее в обобщенной форме, способны послужить опорой для дальнейшего устного или письменного воспроизведения. Конспекты, тезисы и аннотации создаются в результате сжатия исходного текста. Компрессия связана с умением видеть последовательную структуру в содержании текста: понимать тему, идею, извлекать второстепенную информацию. Если текст излагается своими словами, то это главный показатель того, что произошло понимание текста и его переработка.
Актуальность данной темы состоит в том, что чтение текста является одним из основных видов речевой деятельности, который предусматривает развитие следующих умений:
∙ Выделять основные факты;
∙ Отделять главную информацию от второстепенной;
∙ Предвосхищать возможные события, факты;
∙ Раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
∙ Понимать аргументацию;
∙ Извлекать необходимую информацию;
∙ Определять свое отношение к прочитанному.
Сущность термина «ключевое слово», его признаки
Что такое ключевые слова? Это слова, по которым можно определить общий смысл, настрой и направление текста. Это основа, опора любого текстового материала. Ключевые сло- ва в любом тексте позволяют читателю:
- точно понять содержание произведения;
- имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли;
- используются при составлении плана и определения микротем;
- определяют смысловой и эмоциональный контекст.
Ключевые слова бывают:
• Основные (Самые важные, опорные, смыслообразующие, те, на которых держится «ткань» текста).
- Второстепенные (Информация либо детализирует, разъясняет главную
информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования)
тех или иных отрывков из произведений художественной литературы).
• Информационные (Каждый язык можно рассматривать как некий «код», в котором «сигналы» (фонемы, морфемы, лексемы, синтаксемы и стилистические приемы) организуются в целях передачи соответствующей информации.
Одна из самых сложных проблем при анализе художественного текста – выбор ключевых слов или концептов.
На этапе формирования коммуникативных умений учащихся, т.е. для реализации практических целей обучения школьников культуре речи, в качестве дидактического материала, конечно же, используется текст. При этом основной прием работы с текстом ‒ его анализ. Содержанием такой работы является озаглавливание текста, определение темы, выделение основной мысли, составление плана, сопоставление плана и текста, составление вопросов к тексту, определение способов соединения предложений в тексте, определение стиля, жанра, типа речи, определение роли языковых средств в передаче текста, выделение ключевых слов и словосочетаний.
С этой целью упражнения на понимание текста сопровождаются заданиями аналитического характера.
1. Конструирование текста. Из предложений собрать текст:
«Она высоко над землей подвесила к ветке березы легкую корзиночку, сплетенную из пеньки, стебельков, волосков и шерстинок. В воздухе – дом у иволги. В корзиночке лежат иволгины яйца. Прямо удивительно, как они не бьются, когда ветер раскачивает ветку».
2. В тексте перепутаны абзацы, соберите текст.
ИМЯ – ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
В автобусе было тесно, но радушия этого человека хватило на всех. Мы краткими вопросами выяснили, кому и где выходить. Оказалось, что собрав кусочки еды, косточки, он едет до первых дач на объездной дороге, чтобы накормить собаку, у которой недавно появились щенки. Нежелание ехать на машине он объяснил просто: только морока одна, да и в автобусе среди людей веселей будет.
Октябрь. Дождевая морось. Люди ждут дачный или пригородный автобус. Лица ожидающих обращены в даль улицы. Но часто снуют только городские, испытывая лю-дей на терпение. Его хватает всем. Никто ни разу не чертыхнулся, не помянул всуе ни власть, ни апостолов. Потом стало понятно, почему.
Но, скорее всего, не в машинной мороке было дело, а просто хотелось ему потолкаться среди людей, одарить их ненавязчиво своим приятием, тем самым возвеличить народную поговорку: «В тесноте – да не в обиде». Мы не представились друг другу. Но это было не важно, ведь имя его знает каждый – Добрый Человек.
В самом центре толпы возвышался могучий усатый мужчина с хозяйственной сумкой, он, неунывающим взглядом озирая людей, загадочно чему-то улыбался. Глядя на него, тоже хотелось улыбнуться. Подошёл наш автобус. Когда все сгрудились у двери «обилетиться», мужчина пропустил в автобус всех женщин и только потом втиснулся
сам.
3. Найти в тексте лишнее по смыслу предложение.
…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Это Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть времен – на разубранной своей и разукрашенной тройке. Видите ли вы ее звездные очи – с мольбой, обращенною к нам: Полюби меня, полюби красоту мою! Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?
Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…
(Н.В. Гоголь. Мертвые души)
Методы и приемы работы с ключевыми словами текста
На уроках русского языка и литературы всегда проводится работа с текстом, поэтому текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы.
Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить учащихся различным методам работы с материалами текста.
Метод выбора ключевых слов
Метод выбора ключевых слов связан с приемами, нацеленными на запоминание информации вне зависимости от ее смысла, как если бы это были вещи или зрительные объекты.
Метод основан на том, что в каждой фразе может быть выделено одно-два ключевых слова, припомнив которые, немедленно вспоминаешь целиком и всю фразу, а для каждого абзаца – это ключевая фраза, по которой можно легко вспомнить раз прочитанный абзац. Фраза и абзац – здесь понятия условные, соответствующие не реальным фразам и абзацам текста, а примерно соответствующим по объему подразделам и единицам информации, которые вы хотели бы из него усвоить. То есть это как бы абзацы и фразы текста, который вы сами мысленно хотели бы создать и усвоить по материалам настоящего.
Рассмотрим приемы работы с запоминаемым материалом.
• Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и др.).
• Выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы к тексту, примеры, цифровые данные, сравнения).
• План – совокупность опорных пунктов.
• Классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.
Этапы работы по данному методу:
• Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце.
• Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
• Читая абзац, выбери для него одно-два ключевых слова.
• После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
• К каждому ключевому слову поставь вопрос, который свяжет его с соответствующим разделом текста. Обдумай и постарайся понять эту взаимосвязь.
• Соедини два ключевых слова с помощью вопроса. Таким образом образуется цепочка.
• Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
Метод «Исключение слов»
Методика «Исключение слов» направлена на исследование аналитико-синтетической деятельности учащихся, их умения обобщать. Данная методика выявляет логичность рассуждений, правильность и обоснованность обобщений.
Практикум
1) дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий
2) смелый, храбрый, отважный, злой, решительный
3) Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий
4) молоко, сливки, сыр, сало, сметана
5) скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо
6) глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий
7) лист, почка, кора, дерево, сук
8) дом, сарай, изба, хижина, здание
9) береза, сосна, дерево, дуб, ель
10) ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать
11) темный, светлый, голубой, ясный, тусклый
12) гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога
13) неудача, крах, провал, поражение, волнение
14) молоток, гвоздь, клещи, топор, долото
15) минута, секунда, час, вечер, сутки
Ключ
1) маленький, 2) злой, 3) Иванов, 4) сало, 5) постепенно, 6) светлый, 7) дерево,
8) здание, 9) дерево, 10) наказывать. 11) голубой, 12) курятник, 13) волнение, 14) гвоздь, 15) вечер
Задание 11 из ВПР по русскому языку 7 класс
Почему бабушка чувствует вину перед детьми? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
(1)Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём открытии.
— (2)Мама, мы нашли странный цветок!
— (3)Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.
— (4)Мы не знаем его названия. (5)Белое колёсико с жёлтой сердцевинкой. (6)Он похож, наверное, на маленькое солнце с белыми лучами. (7)Ты не знаешь, что это за цветок?
(8)Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. (9)Одни говорили, что в природе появился новый вид. (10)Другие не исключали, что цветок — инопланетянин, семечко занесло на Землю потоком космических частиц. (11)Третьи глубокомысленно молчали. (12)Но никого цветок не оставил равнодушным.
(13)И тогда вспомнили о бабушке. (14)Бабушке было сто лет. (15)Она жила в том далёком времени, о котором люди знают только по книгам. (16)Бабушка долго смотрела на цветок, не веря своим глазам, и молчала. (17)Потом сняла очки, словно они мешали ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы.
— (18)Это ромашка, — тихо сказала бабушка, ставшая совсем грустной.
— (19)Ро-маш-ка, — по слогам повторили дети. — (20)Мы никогда не слыхали про ромашку. (21)Она из Африки или Австралии?
— (22)Она из моего детства. (23)Когда-то давно ромашек было очень много. (24)Они покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. (25)Людям казалось, что выпал тёплый летний снег. (26)Из ромашек плели венки. (27)Когда я провожала дедушку на войну, то подарила ему ромашки. (28)От детства до старости человеку светило маленькое солнце с белыми лучами. (29)А потом ромашек становилось всё меньше. (30)Эти цветы безжалостно срывали. (31)Это делал каждый, кто проходил мимо.
— (32)Зачем? — четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не зная, что ответить.
— (33)Срывали, наверное, просто так.
(34)Бабушка опустилась на траву и наклонилась к ромашке. (35)Потом посмотрела на детей внимательно, и глаза её стали сухими:
— Мы виноваты перед вами, дети!
Ключ:
1. Люди уничтожили ромашки, беспечно срывая их, и теперь люди не знают о них, этот цветок незнаком им.
2. Безжалостно срывали, становилось всё меньше, никогда не слышали про ромашку, странный цветок, новый вид.
Прием «Напиши письмо литературному герою»
Учащиеся пишут письмо литературному персонажу, соблюдая все требования к эпистолярному жанру. В работе должны выразить свое отношение к поступкам героя, подсказать ему что-то, поддержать или осудить его поведение. Например:
после изучения повести В.Короленко «Дети подземелья» пяти классники пишут письма со словами поддержки Валеку, герою произведения, высказывают свое мнение о том, как в дальнейшем сложится его судьба.
Таким образом, Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы и приемы как средство повышения качества образования на уроках русского языка и литературы.
Об использовании интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы....
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Новые ФГОС декларируют как основной приоритет образования формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...
Приемы работы с тексом и ИКТ на уроках русского языка и литературы
Использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой в современном школьном образовании. Необходимо помнить, что на уроке анализа текста главным всегда остается текст, а ИКТ лишь разнооб...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения
Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме. Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения
Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме. Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы
Данный мастер-класс содержит приемы работы учителя по формированию навыков обучающихся работы с текстом...
Мастер-класс "Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы"
Мстер-класс демонстрирует организацию системы работы с текстом на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ....