Несколько приемов работы с текстом: из опыта работы
статья по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Чечнева Елена Юрьевна

Одним из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, а также реализация всех целей обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная -  является работа с текстом на уроках русского языка.

Текст - это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Работа с текстом  включена в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neskolko_priemov_raboty_s_tekstom_iz_opyta_raboty.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Чечнева Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Школа №47»

Несколько приемов работы с текстом: из опыта работы

        В.А.Сухомлинский считает, что «творческий подход учителя к учебному процессу способен пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты».  В рамках ФГОС ООО, как известно, на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом. Задача педагога научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, в каждый урок включать указание целей и применяемых на уроке универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

 Одним из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, а также реализация всех целей обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная -  является работа с текстом на уроках русского языка.

     Текст - это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Работа с текстом  включена в ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

      Существуют различные приемы работы с текстом, которые  используют учителя на уроках.   В данной статье предлагаю примеры  пяти приемов работы с текстом, которые  активно использую  на уроках: «Аппликация-реставрация», «Ох, уж эти речевые ошибки»,  «Редактор-это звучит гордо», «Сам себе режиссер», «Моя точка зрения».

1.«Аппликация - реставрация».

Соберите текст. У текста нет заключительной части придумайте концовку. Текст разрезан на полоски. Полоски с восстановленным текстом приклейте на чистый лист бумаги. 

  • Задумывались ли вы над тем, в чём проявляется богатство нашего языка?
  • Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть ещё и мягкие, которые для слуха очень приятны.
  • Однако, не забудем и о звуковой стороне речи.
  • Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.
  • Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.
  • Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.

2. «Ох, уж эти речевые ошибки»

Давайте определим, в каких предложениях допущены речевые ошибки? Свой ответ запишите в тетрадь. 

1) Наиболее умнейший в классе ученик не смог справиться с заданием

2) Заглавную роль в фильме “Гамлет” исполняет Иннокентий Смоктуновский.

3) Очень прекрасный пейзаж был изображен художником

4) Пришлось, скрипя сердце, садиться за уроки.

5) Проходя под железнодорожным мостом, над моей головой промчался поезд.

6) Глядя в небо, меня всегда удивляют звезды.

7) Вторая серия оказалась интереснее первой.

8) Космонавты пробыли на орбите около двести суток.

9)В читальный зал в одежде не входить!

3. «Редактор-это звучит гордо»

Устраните неоправданные повторения выделенного слова.

  • Придумайте концовку текста

Недалеко от нашей деревни находится речка. Речка широкая. Летом мы часто ходим на речку. В речке мы купаемся. На берегу речки много цветов, а в речке очень много рыбы.

4. «Сам себе режиссер»

Прочитайте внимательно текст и ответьте на следующие вопросы:

  • Где, по–вашему, начинается завязка?
  • Проследите, как в тексте развивается действие?
  • Где его кульминация?
  • Где развязка?
  • От какого лица ведется повествование?

Ласточка

Однажды днём в лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, кричала жалобно и настойчиво, будто я у неё отнял птенца, и она просила отдать его обратно.

Она летела за мной, не отставая, два часа, и, в конце концов, мне стало не по себе. Я не мог догадаться, что ей нужно. Я рассказал об этом знакомому деду Митрию, и он посмеялся надо мною.

- Эх ты, безглазый! - сказал он. - Да ты глядел или нет, чего она делала, эта ласточка? Видать, что нет. А еще очки в кармане носишь. Дай покурить, тогда я тебе все объясню.

Я дал ему покурить, и он открыл мне простую истину: когда человек идет по некошеному лугу, он спугивает сотни кузнечиков и жуков, и ласточке незачем выискивать их в густой траве - она летает около человека, ловит их на лету и кормится без всякой заботы.           (К. Паустовский)

 5. «Моя точка зрения»

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. К. Паустовский.

  • Согласны ли вы с утверждением К. Паустовского?
  • Если да, то почему, ответ запишите.
  • Если нет, то почему, ответ запишите.

    Ребёнок в своём развитии индивидуален, и чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не остались пустым звуком, учитель учитывает особенности каждого ученика. Научить  учиться - значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы работы с текстом в технологии РКМЧП

Данная презентация содержит информацию об основных приемах работы с текстом в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся.

Методическая разработка на тему: Эффективные приемы работы с текстом как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка

В статье представлены приемы работы с текстом на уроках русского языка....

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста (обобщение опыта работы).

Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи ...