Методы и приемы лингвистического анализа текста
методическая разработка (5 класс) по теме
Материал по теме "Многоаспектный анализ текста", план многоаспектного анализа текста, методы и приёмы лингвистического анализа текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marafon.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приёмы лингвистического анализа текста
Тема моего доклада «Методы и приёмы лингвистического анализа текста»
А тема, над которой я работаю на протяжении нескольких лет, «Совершенствование лингвистической подготовки учащихся на основе анализа текста». Многоаспектный подход к тексту позволяет решать практические задачи обучения русскому языку в школе: расширять и систематизировать знания о языке и речи, отрабатывать навык грамотного письма, выполнять фонетический, морфемный, морфологический, лексический, синтаксический разборы, формировать коммуникативную компетентность школьников. Работа с текстом даёт возможность подготовить учащихся старших классов к итоговой аттестации. За годы работы по данной теме собран дидактический материал:
Памятки (стили, типы текстов, изобразительно-выразительные средства языка, схемы и образцы разборов), стилистические задания и упражнения, отпечатанные тексты, тесты по комплексному анализу текста;
Разработаны:
Контрольные и измерительные материалы;
Выработаны методы и приёмы анализа текста;
Проведен Мастер – класс по теме «Речетворческое осмысление слова»
Разработана программа для профильного класса на основе типовой и профильной, реализующая расширение знаний по темам и повторение всех тем на основе анализа текста «Комплексный (многоаспектный) анализ текста. Русское правописание». Первая часть программы (10 класс) включает в себя все темы и разделы, которые необходимы для проведения многоаспектного анализа текста. Текстоведение для проведения комплексного анализа текста, стилистика – для проведения стилистического, типологического анализа текста, фонетика, словообразование, лексика, орфоэпия, морфология, синтаксис, пунктуация – для проведения языкового анализа отдельных элементов текста. Весь год учащиеся 10 класса обучались многоаспектному анализу текста. В конце года писали двухчасовую работу «Многоаспектный анализ текста» по плану. В 11 классе реализовывалась вторая часть программы «Русское правописание». Повторяли материал по орфографии, морфологии выполняли тесты, продолжали учиться писать сочинение, готовились к ЕГЭ. 10 класс – анализ текста; 11 класс – подготовка к ЕГЭ.
Выполнение контрольной работы «Многоаспектный анализ текста»
На диаграмме представлены результаты выполнения контрольной работы «Многоаспектный анализ текста» и уровень развития коммуникативных умений и навыков у учащихся 10 класса.
95% справились с данной работой, на «4» и «5» - 39%
Развитие коммуникативных умений и навыков на конец 11 класса
Обучение по данной программе осуществлялось 3 часа в неделю по учебно – методическому комплексу:
учебник А.И.Власенкова Л.М.Рыбченковой «Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11»М; «Просвещение»;2007 год;
учебник В.Ф.Грекова С.Е.Крючкова Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»М; Оникс-Альянс-В; 2007 год;
рабочая тетрадь А.Б.Малюшкина «Комплексный анализ текста 10 класс»
«Комплексный анализ текста 11 класс»; памятки (стили, типы текстов, изобразительно-выразительные средства языка, схемы и образцы разборов), стилистические задания и упражнения, отпечатанные тексты, тесты по комплексному анализу текста;
Все учащиеся 100% выполнили ЕГЭ, (5 учащихся с низкими возможностями и с низкой мотивацией), средний балл 58, высокий балл 77(отличников не было).
Все учащиеся продолжили обучение после школы, большая часть в ВУЗе, остальные в колледжах.
Данная программа реализовывалась на классе, в котором в основной школе велось мною углублённое изучение литературы с 7 класса, а в 10 классе был открыт филологический профиль. В 7, 8, 9 классе обучались по русскому языку по учебно – методическому комплексу М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.В.Львов, литература - А.Г.Кутузов, В.В.Леденёва.
Необходимо охарактеризовать класс, который работал по данной программе. Обычный класс из 25 учащихся, в котором большинство детей со средним уровнем возможностей– 11 чел., 44%. Следующая группа учеников с высоким уровнем возможностей– 9 чел., 36% и 5 учеников с низким уровнем возможностей и невысокой мотивацией к учению -25%. Из 5 человек не справился с работой «Многоаспектный анализ текста» только один учащийся.
Подробнее остановлюсь на видах, приёмах и методах работы с текстом.
Виды работы с текстом, которые я использую, а также используют многие учителя на уроках русского языка с 5 по 11 класс. Озаглавливание, нахождение границ предложений в тексте, деление текстов на абзацы, собирание текстов из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, составление плана, сравнение разных планов к одному тексту, определение темы текста, определение идеи текста, выделение структурных частей текста (зачина, основной части, концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинения по опорным словам. Составление текстов разных типов речи, разных жанров (очерк, статья, автобиография, репортаж, эссе, письмо), сочинение разных стилей по одной теме. Учащиеся считают интересной работу по членению текста на предложения, а также монтаж текста из данных отдельных предложений. Для этого предлагаются тексты без точек и заглавных букв и тексты, в которых предложения располагалагаются в неопределённой последовательности.
Данная работа формирует знания учащихся о категориальных признаках текста, видах, единицах текста, способах членения и развёртывания тематических предложений.
Методы лингвистического анализа текста
Эти методы и приёмы можно использовать как на уроках русского языка , так и на уроках литературы.
Лингвистическое комментирование
Текстуальный комментарий художественного текста
Изучая тему «Изобразительные средства художественной речи» в 10 классе, использую метод лингвистического комментирования. Анализируем эпизоды из романа Н.С.Лескова «Очарованный странник» (В.А.Чалмаев, С.А.Зинин), наблюдаем за пребыванием Ивана Флягина в плену, следим за обычаями и традициями народа, выписываем языковые средства, выделяем лексические особенности языка (просторечия, диалектизмы, игра слов, крылатые выражения, метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты). Этот метод можно использовать и в 7 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» «Традиции и обычаи Запорожской Сечи». Анализируем эпизоды, повествующие о быте и нравах Запорожской Сечи, из произведений Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и А.АБестужева – Марлинского «Мореход Никитин». Наблюдаем за бытом запоржцев, традициями и обычаями Запорожской Сечи, ищем историзмы, архаизмы, просторечные слова, объясняем стилистическую игру автора
Стилистический метод – это анализ используемых автором ярких, образных языковых средств. Используя данный метод, можно легко разобраться с текстами, в которых преобладает описание окружающей среды, человека, животного.
На уроке русского языка по теме «Особенности художественного стиля речи» , а также при изучении произведения И.С.Тургенева «Бежин луг» на уроке литературы в 7 классе можно использовать данный метод. Изучая рассказ Тургенева «Бежин луг», учащиеся сопоставляют описание июльского утра и вечера, находят яркие образные языковые средства, наблюдают за тем, как соотносится природа с состоянием человека.
Можно дополнить заданием - убрать из данного отрывка все прилагательные и посмотреть, что станет с текстом. Текст лишён яркости, образности, выразительности. Этот метод называется лингвостилистический эксперимент – устранение какого-либо языкового явления из текста. Это тоже один из приёмов анализа текста.
Метод сопоставления авторских вариантов применяли на уроке в 10 классе по теме «Художественный стиль. Особенности анализа поэтического текста». Явление ветра наблюдали в текстах И.А.Бунина, Н.М.Рубцова, А.П.Чехова .У Рубцова ветер – «человек», изливающий душу. У Бунина «демон», яростный, беспокойный. У Чехова «волк», воющий, плачущий.
В 5 классе по теме «Английская баллада» сопоставляли две баллады «Старуха, дверь закрой!» в переводе С.Маршака и Н.Голя (по Кутузову). Учащиеся прочитали, сопоставили и отметили, что обе баллады комические. Перевод Маршака им понравился больше, так как в нём преобладает диалог, который помогает движению стиха и развитию занимательного и динамичного сюжета. Главные герои в данной балладе изображены правдиво, выпукло, рельефно. Метод сопоставления авторских вариантов я использую часто на уроках литературы. Данные методы и приёмы можно встретить в работах Бабайцевой, Гореликовой, Зарубиной, Кузнецовой.
Вышеперечисленные приёмы способствуют более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивают лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
Становится очевидным, что внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию сформирует коммуникативную и лингвистическую компетентность учащихся, они будут свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания.
Работа с текстом даёт возможность проводить интегрированные уроки. Более подробный материал о моих наработках по лингвистическому анализу текста можно посмотреть на всероссийском портале учителей nsportal.ru на личной странице, адрес есть на слайде
На слайде представлены печатные источники
Используемая литература
В.В.Бабайцева Л.Д.Беднарская «Комплексный анализ текста на уроках русского языка»
Л.И.Величко «Работа над текстом на уроках русского языка» М.,1983
Н.А.Ипполитова «Текст в системе изучения русского языка в школе»
А.М.Якунина «Комплексный анализ текста в 9 классе» Методика. Дидактические материалы.Айрис – пресс, 2005
Т.В.Кузнецова «Программа по лингвистическому анализу текста» НГПУ Новосибирск 1997
А.Б.Малюшкин «Комплексный анализ текста 5 -11 класс». «Методические рекомендации для учителя» «ТЦ Сфера» 2007
Многоаспектный анализ текста включает в себя:
-комплексный анализ текста (определение темы, главной мысли текста, количество микротем т.п.);
-стилистический анализ текста (обоснование принадлежности текста к определённому стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приёмов);
-типологический анализ текста (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);
-языковой анализ отдельных элементов текста (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор слов; синтаксический анализ словосочетаний и предложений);
-анализ правописания отдельных слов и пунктуация предложений (орфографический и пунктуационный разбор);
БОУ г. Омска «Гимназия № 159»
Учитель русского языка и литературы первой категории Савина Оксана Васильевна
Общий стаж 19 лет
Тема самообразования «Совершенствование лингвистической подготовки учащихся на основе лингвистического анализа текста»
Тема выступления на педагогическом марафоне «Методы и приёмы лингвистического анализа текста»
Тезисы к выступлению
1 Тема самообразования «Совершенствование лингвистической подготовки учащихся на основе лингвистического анализа текста».
2 С целью совершенствования лингвистической подготовки учащихся и более глубокой подготовки к ЕГЭ мною была разработана программа на основе профильной и типовой (Т.В.Кузнецова, А.Б.Малюшкин, А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова), реализующая расширение знаний по темам и повторение всех тем на основе анализа текста « Многоаспектный анализ текста. Русское правописание». Результаты.
3 Основные приёмы работы с текстом.
Использую следующие приёмы работы с текстом: озаглавливание, нахождение границ предложений в тексте, деление текстов на абзацы, собирание текстов из фрагментов, выделение в тексте опорных слов, составление плана, сравнение разных планов к одному тексту, определение темы текста, определение идеи текста, выделение структурных частей текста (зачина, основной части, концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, сочинения по опорным словам.
Изучая тему «Изобразительные средства художественной речи» в 10 классе, использую метод лингвистического комментирования.
Стилистический метод – это анализ используемых автором ярких, образных языковых средств. Данный метод помогает разобраться с текстами, в которых преобладает описание окружающей среды, человека, животного.
Следующее задание - убрать из данного отрывка все прилагательные и посмотреть, что станет с текстом. Текст лишён яркости, образности, выразительности. Этот метод называется лингвостилистический эксперимент – устранение какого-либо языкового явления из текста.
7 Метод сопоставления авторских вариантов применяли на уроке в 10 классе по теме «Художественный стиль. Особенности анализа поэтического текста». Явление ветра наблюдали в поэтических текстах И.А.Бунина, Н.М.Рубцова. У Рубцова ветер – «человек», изливающий душу. У Бунина «демон», яростный, беспокойный.
Вышеперечисленные методы способствуют более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивают лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ текста. Конспект урока русского языка и литературы в 6 классе
Обучение правилам строения красивого, правильного текста; приобретение навыков лингвистического анализа прозаического текста...
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Лингвистический анализ текста в 10 классе
Разработка урока русского языка в 10 классе. Урок развития речи. Лингвистический анализ текста....
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.
Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка и литературы при дальнейшем создании своего текста....
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Курсовая работа.Основные виды лингвистического анализа текста. Использование каждого из видов анализа на различных этапах изучения русского языка
Лингвистический анализ текста способствует не только повторению, обобщению и систематизации изученного, но и более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает языковое чутье, способ...