Методы и приемы работы с текстом
методическая разработка по литературе

Методическа разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

      М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления». Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании,  статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление  о приеме на работу, школьное сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.

     Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание литературного текста, умения анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

●     осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;

●     пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

●     ответы на вопросы;

●     анализ и интерпретация произведения;

●     составление  планов;

●     характеристика литературного героя;

●     написание отзыва о произведении;

●     написание сочинения.

   Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

●     нахождение границ  предложений в тексте;

●     деление текста на абзацы;

●     восстановление деформированного текста;

●     собирание текста из фрагментов;

●     определение темы, главной мысли, идеи;

●     озаглавливание;

●     дописывание концовки текста;

●     создание текстов разных стилей, разных типов речи.

1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».  Этот прием подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении  нового материала.

3. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например,  в 4 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.

4. Приём  «Толстые и тонкие вопросы»

     Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
    Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

5. Следующий приём называется «Верные или неверные утверждения». Я задам вам несколько вопросов по теме, а вы мне ответите «верно или неверно»

1.Верно ли, что графский титул род Толстых получил ещё при Петре 1?

2.Верите ли вы, что Толстой со страстью предавался светским увлечениям и кутежам, играл в карты?

3.Верно ли, что Толстой готовился стать офицером?

4.Верно ли, что Толстой открыл более 20 школ для детей крестьян в окрестностях Ясной Поляны?

5.Верите ли вы, что после переписи населения в 1882 году, в которой участвовал Толстой, он написал: «Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!»

6.Верите ли вы, что духовный кризис 1870-1880 годов Толстой выразил в произведении «Исповедь» (1879 г)?

7.Верите ли вы, что роман «Война и мир» первоначально назывался «1812 год»?

1.Верно

2.Верно

3.Верно, в 1851 году уехал из Ясной Поляны на Кавказ, где служил его брат Николай, участвовал в боевых действиях против чеченцев, сдал экзамен на юнкера, потом передумал, сказав: «Армия не для меня»

4.Верно

5.Верно

6.Верно. Это был разрыв с идеологией дворянского класса, переход на сторону простого трудового народа, произошёл перелом в его мировоззрении: он отрицал государство, казённую церковь,собственность,он создаёт теорию «толстовства», в основе которой лежит теория непротивления злу насилием, любовь к людям. Это была душевная драма. Он решал вопросы смысла жизни и веры, отрицал науку, искусство, суд, брак, достижения цивилизации

7.Не верно, он назывался «1805 год», «Декабристы»

6. Достаточно популярна в мире современного образования «Ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Как звали главного героя?);

  уточняющие выводят на уровень понимания текста (Правда ли, что..?);

  интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему..?);

  творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли..?);

  оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Правильно ли поступил..?);

  практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Как бы я поступил на месте героя..?).

   7. Приём технологии критического мышления «КЛАСТЕР», который я использую в своей практике для развития и формирования новых мыслительных форм, которые способствуют более полному усвоению учебного материала, позволяют учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создают базу для новых типов человеческой деятельности. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

    Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Это способ систематизации информации, который используется на разных этапах работы. (После прослушивания лекции, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения, доклада и т.д.)

Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать  эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы лингвистического анализа текста

Материал по теме "Многоаспектный анализ текста", план многоаспектного анализа текста, методы и приёмы лингвистического анализа текста...

Приемы работы с текстом в технологии РКМЧП

Данная презентация содержит информацию об основных приемах работы с текстом в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Методы и приемы работы с текстом

Презентация "Методы и приемы работы с текстом"...

Несколько приемов работы с текстом: из опыта работы

Одним из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, а также реализация всех целей обучения в их комплексе: коммуникативная, образовател...

Методы и приемы работы с ключевыми словами текста на уроках русского языка и литературы

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навы...

Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)

Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше вн...