Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы (из опыта работы)
статья по литературе
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше внимания образной стороне речи учащихся, а также формированию сознательного отношения к тексту как основному инструменту познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Активные методы и приемы работы с текстом | 22.42 КБ |
Активные методы и приемы работы с текстом | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы и приемы работы с текстом на уроке литературы
(из опыта работы)
О.Ю. Ившичева
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с людьми в самых разных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта и уверенности в себе. В развитии этих умений помогут активные методы обучения на уроках словесности.
Текст – это своеобразный сборник загадок и тайн, которые надо разгадать. Научиться творчески мыслить могут практически все учащиеся, но далеко не все самостоятельно могут это сделать. Критическому мышлению нужно учить. Как ни странно, на первый взгляд, но публичная работа с текстом на уроках достаточно часто вызывает волнение и тревогу у детей. А вдруг я что-то скажу неправильно? Растеряюсь? Мои предположения или ответы будут смешны? Мои высказывания будут неинтересны одноклассникам и преподавателю? Как преодолеть страх? Имея в запасе ограниченное количество слов для раскрытия своего внутреннего состояния, обучающийся зачастую пользуется словами «хорошо», «плохо» или вовсе замыкается в себе. И не потому, что он бесчувственен, нет. А потому, что в его памяти нет слов, которыми можно назвать то, что он увидел, услышал, прочувствовал.
Активные методы обучения — методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. На уроках русского языка и литературы я стараюсь уделять больше внимания образной стороне речи учащихся, а также формированию сознательного отношения к тексту как основному инструменту познания.
«Живые рисунки»
Этот приём эффективнее всего создаёт ситуацию заинтересованности, побуждает работать на уроке «молчаливых» детей. Ученики, прослушав или прочитав определённый текст, по заданию учителя воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней, рисуют иллюстрации или выполняют коллаж.
Я хочу рассказать о своем опыте работы с данным приемом. В процессе изучения стихотворения я прошу нарисовать то, что больше всего запомнилось после прочтения. И вот здесь могут ждать сюрпризы.
На уроке литературы в 6 классе, изучая лирику А. Фета, кадеты получили задание: представьте себе, что вы художник. Нарисуйте первую строфу стихотворения «Учись у них - у дуба, у березы…»
Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
На своем рисунке один из кадет изобразил зеленеющий дуб и березу. Это свидетельство того, что у детей зачастую отсутствует вдумчивое чтение, а как результат - непонимание текста. И здесь важно перейти от иллюстрации к слову. Я задаю вопросы:
- Какое время года изобразил А. Фет в своем стихотворении?
- Почему зима представляется поэту жестокой?
- С помощью каких цветов возможно передать настроение 1 строфы?
- Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы?
- Нарисуйте словесную картину стихотворения.
Ребята находят в тексте средства выразительности. Пытаются нарисовать словесную картину. В результате для обучающегося происходит открытие. Ребенок просто не вникал в содержание стихотворения. Отсюда и проблемы. Сопоставляя свой рисунок и текст, кадет вчитывается и вдумывается в стихотворение. Подбирает необходимую лексику к своей иллюстрации. Понятно, что само рисование не научит ребенка анализировать художественный текст. Но как дополнительный метод связующий и мотивирующий к пониманию текста – отлично подходит. Особенно хорошо этот метод работает с пятиклассниками - легко, красиво, непринужденно. И удовольствие от процесса получают, и осознание художественного текста происходит.
Иногда при изучении художественного произведения задаю домашнее задание: нарисовать иллюстрацию любого понравившегося эпизода. Во-первых, это сразу вызывает интерес, так как задание рассчитано на творчество, поэтому нет строгих рамок оценивания. Во-вторых, чтобы нарисовать иллюстрацию к эпизоду, учащемуся необходимо не только прочитать текст, но и подумать над произведением, выделить эпизод, определить его место в произведении. Непосредственно при рисовании учащийся будет работать с деталью текста. На уроке создается речевая ситуация при обсуждении эпизодов:
- Расскажи, какой эпизод изображен на иллюстрации?
- Какую роль играет данный эпизод в произведении?
- Опиши, что именно изображено на иллюстрации: какие герои, их позы, фон.
- Почему выбрана эта цветовая гамма. Как она передает настроение героев, твое отношение к ним.
- Почему ты выбрал именно этот эпизод? Чем он тебе понравился?
- Можно ли по данной иллюстрации узнать литературное произведение? Какие детали использовал художник, чтобы добиться этого?
Таким образом, когда учащийся работает над иллюстрацией, у него развивается мышление. Он не просто констатирует факт, он думает, размышляет. Самое интересное, что в большинстве своем заведомо верных ответов нет. Ответ каждого будет индивидуален. Здесь наряду с образным мышлением развивается и словесное.
Рисунок положительно влияет на долговременную память – один из ведущих речевых механизмов. Она предполагает обогащение словаря учащихся, систематическое накопление и формирование способности производить отбор слов, адекватных теме и замыслу. Также, опираясь на уже увиденное, учащийся уделит больше внимания деталям в художественном тексте, для того чтобы использовать их в своей иллюстрации.
Этот прием возможно использовать на уроках литературы и в старших классах. Например, при изучении рассказа Л.Н. Толстого «После бала» в 8 классе. Если этот прием используется в системе, то обучающиеся хорошо отзываются на подобную работу. Очень важно, что можно задействовать весь класс, и, конечно, возможность получить обратную связь с обучающимися.
«Личные ассоциаций»
Прием относится к активным методам обучения. Он позволяет систематизировать полученные знания путем сравнения нового с уже имеющимся опытом. Прием задействует подсознание, чувственную сферу восприятия, а потому способствует более прочному усвоению нового знания, оживляет познавательную деятельность и, в итоге, работает на развитие мотивации к обучению.
Это попытка перевоплощения и преображения литературного героя, его внутреннего мира. Например, задание: найти три ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин»:
- Ольга – сухая икебана, пустой сосуд, красивая кукла;
- Татьяна – русская берёзка, полная чаша, книга.
Используя этот приём, можно прибегнуть к межпредметным связям: изобразить ассоциацию (ИЗО), сопоставить с музыкальным произведением (музыка). Ученики объясняют, чем вызваны эти ассоциации, рассказывают о своих чувствах, но должны хорошо понимать литературно героя.
Этот прием может использоваться на разных этапах урока. Например, в начале урока «Бег ассоциаций» может помочь в постановке проблемы. Можно использовать на других этапах урока: осмысления нового материала, закрепления. Особенно действенен прием для уроков развития речи, или при использовании для закрепления какой-то языковой формы. Данный прием можно использовать на уроке геометрии при изучении геометрических фигур, иностранного языка.
"Дерево предсказаний"
Прием «Дерево предсказаний» был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. В примерах рассмотрим, на какой стадии урока может быть использовано «Дерево предсказаний».
На доске рисуется силуэт дерева:
- Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
- Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: «Возможно…», «Вероятно…». Количество ветвей не ограничено.
- Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
На уроках, построенных по методу РКМ, прием «Дерево предсказаний» применяется на стадии вызова и анализируется на стадии размышления или рефлексии.
Примеры работы с приемом «Дерево предсказаний». При изучении текста на уроках литературы (географии, истории). Текст произведения читается не до конца. Строится дерево предположений, у которого ветви будут содержать варианты возможных концовок. В качестве аргументов важно предоставить факты, взятые из самого текста произведения
- Какие ситуации предполагают такое развитие события?
- Какие качества героя могут повлиять на ситуацию?
При изучении новой темы прием «Дерево предсказаний» может помочь актуализировать знания и составить прогнозы по поводу новой темы. Например, на уроке математике вы собираетесь изучать теорему Пифагора. На дереве предсказаний в качестве ветвей появятся предположения учеников о том, какие аксиомы, возможно, будут использованы. На этапе закрепления материала и контроля знаний. Для этого этапа урока прием «Дерево предсказаний» используется как способ проверить, насколько ученики освоили тему и умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом предсказания могут быть самыми фантастическими, важно — умение доказать, привести правильные аргументы и предпосылки такого развития событий.
Например, на уроке обществознания вы закончили тему о политическом режиме в Российской Федерации. Теперь строите вместе с учениками «Дерево предсказаний», у которого в качестве «ствола» (темы) будет предложен вопрос: Политическая ситуация в РФ через 20/50 лет. Для «ветвей» ученики приводят свои прогнозы: «усиление/ослабление демократических основ», «усиление централизации власти», «возврат к однопартийной структуре» и т.д. Важно, чтобы заполнялись «листья» дерева, где будут указаны аргументы и предпосылки такой вероятности.
В облегченном варианте прием «Дерево предсказаний» используют для рефлексии. В начале урока учащиеся высказывают ожидания от урока (оформляются в виде «листочков»). Ожидания могут касаться темы урока, эмоций, намерений учеников. В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.
Это лишь несколько вариантов использования приема «Дерево предсказаний». Наверняка, каждый учитель сможет адаптировать его для своих целей.
Список литературы:
1. Даутова, Ольга Борисовна. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС / О.Б. Даутова. –
Санкт - Петербург: КАРО, 2016. – 184с. - С.57-58.
2. Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2016.
3. Интерактивный каталог дидактических приемов обучения [Электронный ресурс]. – http://ped-kopilka.ru
4. Интерактивный каталог дидактических приемов обучения [Электронный ресурс]. – http://pedsovet.su
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. П обуждает работать на уроке «молчаливых» детей 2. Мотивирует к пониманию текста 3. Обращает внимание на художественную деталь в тексте 4. Вызывает интерес, так как задание рассчитано на творчество 5. Развивает мышление «Живые рисунки»
Представьте себе, что вы художник. Нарисуйте первую строфу стихотворения Учись у них - у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся , кора.
Какое время года изобразил А. Фет в своем стихотворении? Почему зима представляется поэту жестокой? С помощью каких цветов возможно передать настроение 1 строфы? Какие эпитеты, олицетворения помогают представить жестокость зимы ? Нарисуйте словесную картину стихотворения . От рисунка к слову
Представьте себе, что вы художник. Нарисуйте первую строфу стихотворения Учись у них - у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся , кора.
домашнее задание: нарисовать иллюстрацию любого понравившегося эпизода
создается речевая ситуация при обсуждении эпизода - Расскажи, какой эпизод изображен на иллюстрации? - Какую роль играет данный эпизод в произведении? - Опиши, что именно изображено на иллюстрации: какие герои, их позы, фон. - Почему выбрана эта цветовая гамма. Как она передает настроение героев, твое отношение к ним. - Почему ты выбрал именно этот эпизод? Чем он тебе понравился. - Можно ли по данной иллюстрации узнать литературное произведение? Какие детали использовал художник, чтобы добиться этого?
1. Позволяет систематизировать полученные знания путем сравнения нового с уже имеющимся опытом 2. Прием задействует подсознание, чувственную сферу восприятия, а потому способствует более прочному усвоению нового знания 3. Оживляет познавательную деятельность 4. Работает на развитие мотивации к обучению «Личные ассоциации»
найти три ассоциации к образам Ольги и Татьяны Лариных из романа «Евгений Онегин» Ольга Татьяна
Прием «дерево предсказаний» был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. «Дерево предсказаний»
Ствол дерева — тема, ключевой вопрос, смоделированная или реальная ситуация. Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов : «Возможно…», «Вероятно…». Количество ветвей не ограничено Листья дерева — обоснование , аргументы, которые доказывают правоту высказанного предложения «Дерево предсказаний»
«Дерево предсказаний» предположение тема аргумент аргумент предположение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ лирического текста на уроках литературы. Из опыта работы.
Материал представляет собой статью, в которой изложена технология (система работы) с лирическим текстом (стихотворением), сложившаяся за годы работы в школе. Это не вновь открытая система работы, а об...
«Приемы работы с текстом на уроках литературы»
Многие коллеги согласятся со мной в том, как трудно в мире компьютерных технологий привлечь внимание школьников к чтению художественной литературы. Поэтому учитель часто задумывается над тем, как сдел...
Статья "Приемы работы с текстом на уроках литературы
Данный материал полезен каждому учителю русского языка и литературы,который нацелен на результат...
Приемы работы с текстом на уроках литературы
Чтение с остановками как эффективный прием обучения учащихся восприятию и пониманию текста...
Приемы работы с текстом на уроке литературы
Краткое описание приемов работы с литературным текстом + презентация с примерами...