Урок русского языка в 5 классе по теме "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в пятом классе. Тема "Омонимы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 22.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
(ФГОС, русский язык, 5 класс)
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема урока: Омонимы.
Место урока в системе урока по данной теме: первый
Цель деятельности учителя: создать условия для изучения и применения знаний об омонимах при работе с текстами, учебником и
словарем.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся формулируют определение, опираясь на имеющиеся знания, самостоятельно истолковывают слова, при затруднении пользуясь словарем. Находят омонимы в тексте, умеют отличать омонимы от многозначных слов.
Метапредметные: познавательные – определяют значение слова омоним, выстраивают логические суждения
Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного «знания и незнания»,
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу по теме, вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе
его оценки, адекватно воспринимают оценку участников образовательного процесса.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, работая в паре и группе.
Методы обучения: проблемно-поисковый, словесный, практический.
Приемы развивающего обучения
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: 1. www.uroki.net/docrus.htm/– Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации.
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык.
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу.
3. http://rus.1september.ru/ - Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка
Оборудование, наглядность: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Сценарий урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент | Приветственное слово учителя: Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада встрече с вами. Прошу вас проверить, всё ли у вас готово к уроку? А теперь, давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Здорово! У всех прекрасное настроение, значит, пора за работу! | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Оценивают своё эмоциональное состояние. Включаются в деловой ритм. |
2 |
2. Формулировка проблемы. | Работа со слайдом № 2 «Однозначные м многозначные слова» Учащиеся читают по ролям рассказ Н. Сладкова « Овсянка». Встретились две подруги: Оля и Надя. Надя и говорит: - А у меня дома овсянка. - Подумаешь,- сказала Оля,- у меня дома тоже овсянка. -Люблю я овсянку!- добавила Надя. -И я люблю!- сказала Оля. - Она желтая, красивая такая! - И вкусная, особенно с молоком! - Как это вкусная? Как это с молоком? - Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком - Да ты про что говоришь? - Как это про что? Про овсянку! - Про какую овсянку? - Про обыкновенную овсянку. А ты про какую? - Про ту, что в нашем саду жила и песни пела. - Каша песни пела? - Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка! - Не слыхала про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать! - А потом ко мне мою овсянку кушать! Учитель: - Почему подруги долго не понимали друг друга? (ответы учащихся) - Вы знаете, как называются такие слова? (Учитель) Можно ли эти слова назвать многозначными? Сделайте вывод и сравните с эталоном в учебнике (стр. 160). - Составьте схему отличия многозначных слов от омонимов. | Дети читают рассказ, отвечают на заданные вопросы. Делают вывод и сравнивают с эталоном в учебнике. Учащиеся в группах составляют схему, сравнивают с предложенной схемой на слайде |
3 | Введение в тему Определение темы и целей урока. | Тема урока «ОМОНИМЫ» Цель урока: узнать, что такое омонимы, находить их в тексте, уметь отличать омонимы от многозначных слов. | Формулируют тему и цели урока. |
4. | Открытие нового знания | Прочитайте небольшие стихотворения Найдите омонимы, попробуйте их нарисовать. Смотрит зайка косой,как девчонка с косой за речною косой травы косит косой | Работа в группах. Дети рисуют омонимы, рассказывают об омонимах, используя рисунки. |
5. | Применение нового знания. Самостоятельная работа |
горький лук – лук охотника; подземный ключ – ключ от входной двери; кисть рябины – кисть для рисования: шуба из норки – мышиные норки
Загадка 1 Право, я прическа – чудо! Заплести меня не худо. На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской – Узкой, серенькой и плоской. Загадка Я сборник карт; от ударения Зависит два моих значения; Захочешь – превращусь в название Блестящей, шелковистой ткани я. Загадка 3 Я травянистое растение С цветком различного цвета, Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету. | Самостоятельная работа. Проверка по эталону |
6. | Физкультминутка | Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь – богатыри! Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво; И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И направо, и еще Через левое плечо. Буквой «л» расставим ноги. Точно в танце - руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! | Создание условий для психоэмоциональной разгрузки Зарядку проводит учитель. |
7. | Включение в систему знаний и повторения. | Работа со словарем. Как вы думаете, в каких словарях можно найти значения омонимов? | Обсуждают в группах виды словарей, называют их (толковый, словарь омонимов) определяют значение слов. Обращают внимание на различное строение словарных статей, посвященных омонимам и многозначным словам |
8. | Подведение итогов Отличия омонимов от многозначных слов. Приём «Инсерт». | Чтение текста (раздаточный материал) и его анализ при помощи помет. Работа по вопросам. 1. Какая информация была известна? 2. Что нового узнали? 3. Где появились вопросы? 5. Какие важные мысли отметили? | Учащиеся работают с текстом и делают пометы «V» - уже знал « + » - новое «?» - не понял, есть вопросы. |
9. | Домашнее задание | По выбору: Упр.356; Составить мини-стихи с омонимами; Найти в словаре омонимы, составить с ними предложения. | |
10. | Рефлексия | - Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь? - Что вызвало затруднение? - Понравилось ли вам, как вы работали на уроке? | Сегодня я узнал… Сегодня я научился… Для меня стало новым… Для меня было трудно… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....