Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов (УМК Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.)
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645, 31 декабря 2015 г. № 1578);
- Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 13 декабря 2013 г. N 1342, от 28 мая 2014 г. N 598, от 17 июля 2015 г. N 734);
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з);
- Образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Гимназия №7».
Рабочая программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта «Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. М.: Русское слово, 2016».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку УМК Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. | 66.01 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1645, 31 декабря 2015 г. № 1578);
- Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 13 декабря 2013 г. N 1342, от 28 мая 2014 г. N 598, от 17 июля 2015 г. N 734);
- Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016г. № 2/16-з);
- Образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Гимназия №7».
Рабочая программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта «Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. М.: Русское слово, 2016».
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) в X - XI классах рассчитана на 136 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю, 34 недели в учебном году). Количество часов определяется календарным учебным графиком и учебным планом гимназии на текущий учебный год.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты
в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты
в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты
в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты освоения программы СОО.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
освоения программы учебного предмета «Русский язык»
на уровне среднего общего образования:
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" включают результаты изучения учебных предметов: "Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
11) для слепых, слабовидящих обучающихся: сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;
12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма;
13) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию.
Выпускник на базовом уровне научится:
- использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
- использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
- создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
- выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
- правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
- сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
- использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
- извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
- преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
- выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
- соблюдать культуру публичной речи;
- соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
- использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
- анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
- отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
- использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
- иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
- выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
- проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
- сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
- владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
- создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
- соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
- соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
- осуществлять речевой самоконтроль;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
- использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
- оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
- о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
- о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
- о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
- об истории науки;
- о новейших разработках в области науки и технологий;
- о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
- о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
Обучающийся сможет:
- решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
- использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
- использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
- использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
- использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
- формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
- восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
- отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
- оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
- находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
- вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
- самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
- адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
- адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
- адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 136 часов,
в том числе в 10 классе – 68 часов, в 11 классе – 68 часов
Примерная программа ФГОС СОО составлена на основе модульного принципа построения учебного материала. Количество часов на изучение учебного предмета и классы, в которых предмет может изучаться, относятся к компетенции образовательной организации.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер. Количество часов по разделам в каждом модуле неодинаково. Это определено сложностью изучаемого материала и программными авторскими рекомендациями.
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Русский язык обеспечивает развитие личности обучающегося, участвует в создании единого культурно-образовательного пространства страны и формировании российской идентичности у ее граждан.
В системе общего образования русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, поэтому его освоение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне среднего общего образования. Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литература», включается в учебный план всех профилей и является обязательным для прохождения итоговой аттестации.
Изучение русского языка способствует восприятию и пониманию художественной литературы, освоению иностранных языков, формирует умение общаться и добиваться успеха в процессе коммуникации, что во многом определяет социальную успешность выпускников средней школы и их готовность к получению профессионального образования на русском языке.
Как и на уровне основного общего образования, изучение русского языка на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Но на уровне среднего общего образования при обучении русскому языку основное внимание уделяется совершенствованию коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.
Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по предмету «Русский язык» является освоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
- овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;
- овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;
- овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;
- овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;
- овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.
Программа сохраняет преемственность с примерной основной образовательной программой основного общего образования по русскому языку и построена по модульному принципу. Содержание каждого модуля может быть перегруппировано или интегрировано в другой модуль.
На уровне основного общего образования обучающиеся уже освоили основной объем теоретических сведений о языке, поэтому на уровне среднего общего образования изучение предмета «Русский язык» в большей степени нацелено на работу с текстом, а не с изолированными языковыми явлениями, на систематизацию уже имеющихся знаний о языковой системе и языковых нормах и совершенствование коммуникативных навыков. В то же время учитель при необходимости имеет возможность организовать повторение ранее изученного материала в рамках предметного содержания модуля «Культура речи», посвященного нормам русского языка, или отразить в содержании программы специфику того или иного профиля, реализуемого образовательной организацией.
В целях подготовки обучающихся к будущей профессиональной деятельности при изучении учебного предмета «Русский язык» особое внимание уделяется способности выпускника соблюдать культуру научного и делового общения, причем не только в письменной, но и в устной форме.
При разработке рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» на основе обеспечивается оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков с целью достижения заявленных предметных результатов.
Базовый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты.
Речь. Речевое общение
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
РАЗДЕЛ 4.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
изучения предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования
№ п/п | Раздел | Общее количество часов в рабочей программе | 10 класс (2 часа в неделю) | 11 класс (2 часа в неделю) | Практическая часть (кол-во часов в 10/11 классе) | ||
Тесты | Сочинение | К/р | |||||
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке | 4 | 3 | 1 | - | - | - | |
Речь. Речевое общение | 48 | 36 | 14 | 5/- | 9/6 | 2/- | |
Культура речи | 84 | 29 | 53 | 8/7 | - | -/1 | |
Итого: | 136 ч. | 68 | 68 | 20 | 15 | 3 |
Приоритеты предметного содержания в развитии основных видов
учебной деятельности
образовательная область | коммуникативные УУД | регулятивные УУД | познавательные УУД |
Русский язык и литература | - использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; -соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; -оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; -осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли адресата, ситуации и условий общения; предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения; - понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно – научного, публицистического, официально – делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме; - передавать содержание учебно – научного, публицистического, официально – делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого); - использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; - использовать приемы работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; - соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка, стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета; -создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, аннотация, расписка, доверенность, заявление, объявление); - анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению; - осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), аннотации, рецензии, реферата, тезисов, конспекта, схемы, таблицы; - создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление, объявление как жанры официально – делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характере, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально – смысловые типы речи); -оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; -исправлять речевые недостатки, редактировать текст; -понимать, анализировать, оценивать явную и неявно выраженную, скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности, (в том числе в средствах массовой информации (СМИ)), анализировать и комментировать ее в устной форме; -определять главную мысль, понимать связи между частями текста, определять намерения автора на основании логических и лингвистических связей между частями текста с частично неизвестной информацией; -воспринимать текст как единое смысловое целое; -извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на ее решение) из различных источников (учебно-научных, официально – деловых, художественных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, на сайтах Интернета; -выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; - участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учетом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств. | -осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; -самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров при работе с новым учебным материалом; -планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты; -уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им; -принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; -адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; -осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; -осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий, направленных на решение учебных и познавательных задач; -адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; -адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; - осуществлять саморегуляцию эмоциональных состояний; -прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. | -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -давать определение понятиям; -осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений, ограничение понятия; -обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом; -осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей; -объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; -работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. -осуществлять рефлексивное чтение; -ставить проблему, аргументировать ее актуальность; -самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; -выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; -организовывать исследование в целях проверки гипотез; -делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. |
Тематическое планирование уроков русского языка
для 10 класса
Предмет: | Русский язык |
Класс: | 10 |
Количество часов по программе: | 68 (2 часа в неделю) |
Учебник: | Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. М.: Русское слово, 2016 |
Учитель: | Рюмин Ян Станиславович Проничева Татьяна Геннадьевна Евченко Луиза Маратовна Анисимова Наталья Петровна |
№ п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | |
Раздел 1. Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке (3 часа) | |||
Раздел 1. Общие сведения о языке Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке Язык как система. Основные уровни языка. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. | 1 | ||
Раздел 1 Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). | 1 | ||
Раздел 1 Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка. | 1 | ||
Раздел 2. Речь. Речевое общение (26 ч., из них тест – 5 (в том числе к.р. – 2ч.), Р/Р. – 5 (в том числе соч. – 3ч.) | |||
Раздел 2 Речь. Речевое общение Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо. Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. | 1 | ||
Входной контроль (тест) | 1 | ||
Входной контроль (тест) | 1 | ||
Раздел 2 Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения | 1 | ||
Раздел 2 Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. | 1 | ||
Раздел 2 Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. | 1 | ||
| Раздел 2 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Лингвистический анализ текстов разных функциональных стилей | 1 | |
| Раздел 2 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Обучение написанию сочинений | 1 | |
Раздел 2 Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.) стиля | 1 | ||
Раздел 2 Основные жанры публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.) стиля | 1 | ||
Раздел 2 Основные жанры официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стиля | 1 | ||
Раздел 2 Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор) | 1 | ||
Раздел 2 Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. | 1 | ||
| Раздел 2 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Лингвистический анализ текстов разных функциональных стилей | 1 | |
Раздел 2 Основные изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | ||
Раздел 2 Основные изобразительно-выразительные средства языка. | 1 | ||
Раздел 2 Тест «Основные изобразительно-выразительные средства языка» | 1 | ||
Раздел 2 Текст. Признаки текста. | 1 | ||
Раздел 2 Проверочный тест «Текст. Признаки текста» | 1 | ||
Раздел 2 Проверочный тест «Текст. Признаки текста» | 1 | ||
Раздел 2 Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. | 1 | ||
| Раздел 2 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Обучение написанию сочинений по прочитанному тексту | 1 | |
| Раздел 2 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Сочинение по предложенному прочитанному тексту | 1 | |
Раздел 2 Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. | 1 | ||
Раздел 2 Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации | 1 | ||
Раздел 2 Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. | 1 | ||
Раздел 3. Культура речи (15 ч., из них тест – 4) | |||
Раздел 3 Культура речи Культура речи как раздел лингвистики. Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма. | 1 | ||
Раздел 3 Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. | 1 | ||
Раздел 3 Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. | 1 | ||
Раздел 3 Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи | |||
Раздел 3 Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм русского литературного языка: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические. | 1 | ||
Раздел 3 Проверочный тест «Орфографические нормы» | 1 | ||
Раздел 3 Проверочный тест «Орфографические нормы» | 1 | ||
Раздел 3 Орфографические нормы Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. | 1 | ||
Раздел 3 Орфографические нормы Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. | 1 | ||
Раздел 3 Орфоэпические нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. | 1 | ||
Раздел 3 Орфоэпические нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. | 1 | ||
Раздел 3 Орфографические нормы Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. | 1 | ||
Раздел 3 Проверочный тест «Орфоэпические нормы» | 1 | ||
Раздел 3 Проверочный тест «Орфоэпические нормы» | 1 | ||
Раздел 3 Орфографические нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. | 1 | ||
Раздел 2. Речь. Речевое общение (2 ч., из них Р/Р (соч.) – 2 ч.) | |||
| Раздел 2 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Сочинение по предложенному тексту | 1 | |
| Раздел 2 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Сочинение по предложенному тексту | 1 | |
Раздел 3. Культура речи (7 ч., из них тест – 2ч.) | |||
Раздел 3 Лексические нормы | 1 | ||
Раздел 3 Лексические нормы | 1 | ||
Раздел 3 Орфографические нормы Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. | 1 | ||
Раздел 3 Орфографические нормы Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. | 1 | ||
Раздел 3 Проверочный тест «Лексические и орфографические нормы» | 1 | ||
Раздел 3 Проверочный тест «Лексические и орфографические нормы» | 1 | ||
Раздел 3 Орфографические нормы Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. | 1 | ||
Раздел 2. Речь. Речевое общение (2 ч., из них Р/Р (соч.) – 2 ч.) | |||
| Раздел 2 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Сочинение по предложенному тексту | 1 | |
| Раздел 2 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Сочинение по предложенному тексту | 1 | |
Раздел 3. Культура речи (4 ч., из них тест – 2ч.) | |||
Раздел 3 Грамматические нормы | 1 | ||
Раздел 3 Грамматические нормы | 1 | ||
Раздел 3 Проверочный тест «Языковые нормы» | 1 | ||
Раздел 3 Проверочный тест «Языковые нормы» | 1 | ||
Раздел 2. Речь. Речевое общение (6 ч., из них Р/Р (соч.) – 2 ч., тест – 2ч.) | |||
Раздел 2 Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. | 1 | ||
Раздел 2 Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. | 1 | ||
| Раздел 2 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Сочинение по предложенному тексту | 1 | |
| Раздел 2 Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Сочинение по предложенному тексту | 1 | |
Итоговый тест | 1 | ||
Итоговый тест | 1 | ||
Раздел 3. Культура речи (3 ч.) | |||
Раздел 3 Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. | 1 | ||
Раздел 3 Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. | 1 | ||
Раздел 3 Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование. | 1 | ||
ИТОГО | 68 |
Тематическое планирование уроков русского языка
для 11 класса
Предмет: | Русский язык |
Класс: | 11 |
Количество часов по программе: | 68 (2 часа в неделю) |
Учебник: | Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. М.: Русское слово, 2016 |
Учитель: | Рюмин Ян Станиславович Проничева Татьяна Геннадьевна Евченко Луиза Маратовна Анисимова Наталья Петровна |
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Культура речи (11 часов, из них к.р. (тест) – 2) | ||
Пунктуационные нормы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации | 1 | |
Пунктуационные нормы. Словосочетание. Классификация словосочетаний Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков Синтаксический разбор словосочетания | 1 | |
Пунктуационные нормы. Виды синтаксической связи. Входной контроль | 1 | |
Пунктуационные нормы. Понятие о предложении. Классификация предложений. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков | 1 | |
Пунктуационные нормы. Грамматическая основа предложения. Виды предложений по характеру грамматической основы | 1 | |
Пунктуационные нормы. Виды односоставных предложений | 1 | |
Пунктуационные нормы. Виды односоставных предложений | 1 | |
Пунктуационные нормы. Контрольный тест по теме «Синтаксис простого предложения» | 1 | |
Пунктуационные нормы. Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | |
Пунктуационные нормы. Распространенные и нераспространенные предложения Полные и неполные предложения. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков | 1 | |
Пунктуационные нормы. Соединительное тире. Интонационное тире | 1 | |
Речь. Речевое общение (1 час Р/Р) | ||
Р.Р. Классификация функциональных стилей. Создание текстов разных стилей Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка | 1 | |
Культура речи (11 часов, из них контр.тест – 1ч.) | ||
Пунктуационные нормы. Однородные члены предложения. пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков | 1 | |
Пунктуационные нормы. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях | 1 | |
Пунктуационные нормы. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами | 1 | |
Пунктуационные нормы. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами | 1 | |
Пунктуационные нормы. Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | |
Пунктуационные нормы. Контрольный тест по теме «Простое осложнённое предложение» | 1 | |
Пунктуационные нормы. Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения | 1 | |
Пунктуационные нормы. Обособленные и необособленные определения | 1 | |
Пунктуационные нормы. Обособленные приложения | 1 | |
Пунктуационные нормы. Обособленные обстоятельства, способы их выражения | 1 | |
Пунктуационные нормы. Обособленные дополнения | 1 | |
Речь. Речевое общение (1 час) | ||
Р.Р. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. | 1 | |
Культура речи (7 часов, из них к.р. - 1 час) | ||
Пунктуационные нормы. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | 1 | |
Пунктуационные нормы. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при обращениях | 1 | |
Пунктуационные нормы. Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при обращениях | 1 | |
Пунктуационные нормы. Вводные слова. Основные группы вводных слов по значению | 1 | |
Пунктуационные нормы. Знаки препинания при вводных конструкциях. | 1 | |
Пунктуационные нормы. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании | 1 | |
Пунктуационные нормы. Контрольная работа (Обособленные члены предложения) | 1 | |
Речь. Речевое общение (2 часа, из них соч. – 2 часа) | ||
Р.Р. Типы аргументации: пример, иллюстрация, образец. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту | 1 | |
Р.Р. Аргументация собственной позиции. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту | 1 | |
Культура речи (4 часа) | ||
Пунктуационные нормы. Основные виды сложных предложений. Понятие о сложном предложении. Сложносочиненные предложения Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | |
Пунктуационные нормы. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения | 1 | |
Пунктуационные нормы. Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении | 1 | |
Пунктуационные нормы. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными | 1 | |
Речь. Речевое общение (3 часа, из них соч. – 2 часа) | ||
Р.Р. Текст. Анализ текстов разных стилей и жанров Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ по предложенному тексту | 1 | |
Р.Р. Текст. Анализ текстов разных стилей и жанров. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ по предложенному тексту | 1 | |
Р.Р. Анализ и создание текстов разных стилей и жанров | 1 | |
Культура речи (9 часов, из них к.р.(тест) – 2 часа) | ||
Пунктуационные нормы. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными | 1 | |
Пунктуационные нормы. Тест по теме: «Сложное предложение разных типов» с использованием тестов | 1 | |
Пунктуационные нормы. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | |
Пунктуационные нормы. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 1 | |
Пунктуационные нормы Тире в бессоюзном сложном предложении | 1 | |
Пунктуационные нормы. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения | 1 | |
Пунктуационные нормы. Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения | 1 | |
Пунктуационные нормы. Тест (Бессоюзные сложные предложения) | 1 | |
Пунктуационные нормы. Период. Знаки препинания в периоде | 1 | |
Речь. Речевое общение (4 часа, из них соч. – 2 часа) | ||
Р.Р. Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста. Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации | 1 | |
Р.Р. Анализ и создание текстов разных стилей и жанров | 1 | |
Р.Р. Сочинение – рассуждение на предложенную проблему | 1 | |
Р.Р. Сочинение – рассуждение на предложенную проблему | 1 | |
Культура речи (11 часов, из них к.р. – 2 часа) | ||
Пунктуационные нормы. Сложное синтаксическое целое и абзац | 1 | |
Пунктуационные нормы. Сложное синтаксическое целое и абзац | 1 | |
Пунктуационные нормы. Синонимия разных типов сложного предложения | 1 | |
Пунктуационные нормы. Способы передачи чужой речи | 1 | |
Пунктуационные нормы. Знаки препинания при прямой речи и диалогах | 1 | |
Пунктуационные нормы. Знаки препинания при цитатах | 1 | |
Пунктуационные нормы. Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация | 1 | |
Пунктуационные нормы. ИТОГОВАЯ РАБОТА (ТЕСТ) | 1 | |
Пунктуационные нормы. ИТОГОВАЯ РАБОТА (ТЕСТ) | 1 | |
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование | 1 | |
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Самоанализ и самооценка на основе наблюдений за собственной речью. Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование | 1 | |
Речь. Речевое общение (3 часа) | ||
Функциональная стилистика как учение о функционально-стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический) Основные жанры научного стиля (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.) | 1 | |
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, отзыв и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основные виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров | 1 | |
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи. Информационная переработка текста. Виды преобразования текста. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка | 1 | |
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке (1 час) | ||
Итоговый урок. Из истории русского языкознания. Историческое развитие русского языка. Выдающиеся отечественные лингвисты | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой
Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...