технологическая карта урока
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Рамазанова Любовь Николаевна

Технологическая карта урока русского языка для 6 класса на тему " Правописание гласных о-е после шипящих в суффиксах существительных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Тема:  «Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: изучение орфограммы «Правописание букв о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных».

Задачи:

1. образовательные: повторить правописание букв о, ё после шипящих в корне слова; познакомиться с правилом написания букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных; отработать навыки опознавания и применения изученной орфограммы; отработать умение разграничивать орфограмму-букву о, е после шипящих и ц в суффиксе и окончании существительных и орфограмму-букву о, ё после шипящих в корне слова;

2. развивающие: развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы; обогащать словарный запас учащихся

3. воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка.

Планируемые результаты:

1. Предметные: видеть в словах орфограмму-букву о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных; писать слова с этой орфограммой; устно и графически объяснять условия выбора написания;

2. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности;

3. Метапредметные:

Регулятивные: формировать тему, проблему урока, искать пути её решения; соотносить цели и результаты своей деятельности; высказывать предположения на основе наблюдений;

познавательные: анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;

коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Структура и ход урока

Этап урока

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1. Оргмомент.

Цель этапа: мотивация к учебной деятельности      (1 мин.)

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Желает успеха, создаёт эмоциональный настрой.

Слушают учителя, включаются в деловой ритм.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

2.Орфографическая разминка.

Цель этапа: актуализация знаний учащихся о правописании о, ё после шипящих

(5 мин.)

Вопросы для орфографической разминки.

1. Как называется плод дуба? (жёлудь)

2. Цвет одуванчика? (жёлтый)

3. Сильное потрясение? (шок)

4. Водитель автомобиля? (шофёр)

5. Тонкая верёвка?

 (бечёвка)

6. Предмет для чистки зубов? (щётка)

7. Место соединения сшитых кусков ткани? (шов)

8. Тихая, почти беззвучная речь? (шёпот)

9. Короткие брюки, не доходящие до колен? (шорты)

10. Подстриженная и зачесанная на лоб прядь волос? (чёлка)

Диктует вопросы

Записывают слова, выделяют орфограмму (два ученика работают у доски).

Осуществляют взаимопроверку.

Познавательные:

Узнавать слово по ЛЗ.

Регулятивные: находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: осуществлять взаимопроверку.

Личностные: интерес к изучению русского языка.

3. Введение в тему с формулировкой целей урока.

Цель этапа: создание проблемной ситуации.           (5 мин.)

Анализ материала для наблюдений и формулировки проблемного вопроса.

На доске (слайде) представлены слова:

шёлк, кружок, грачом, товарищем

Ведет подводящий диалог, задавая вопросы:

1. Что общего у этих слов?

2. А какие различия вы заметили?

3. Можно ли применить известное вам правило написания букв о, е после шипящих? Почему?

4. Сформулируйте проблемный вопрос урока.

5. Определите тему урока и его цель.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей.

Сравнивают слова, высказывают предположения.

1.Существительные, орфограмма –буква о, ё, е  после шипящих. 2. Разные буквы под ударением – о, ё.

3. нет, т.к. орфограмма во 2-4 словах находится не в корне

4. Формулируют проблемный вопрос: «Когда в суффиксе и и окончании существительных после шипящих нужно писать о, а когда е?

5. Определяют и записывают в тетрадь тему урока, формулируют познавательные цели

Познавательные: сравнивать, анализировать, делать выводы, ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: высказывать предположения на основе наблюдений.

Регулятивные: формулировать вопрос (проблему) урока, формулировать познавательную цель.

4.Поиск решения. Открытие новых знаний.

 Цель этапа: построение плана достижения новой цели, фиксация нового знания.               (10 мин.)

Анализ материала для наблюдений и формулировки правила.

На доске (слайде) представлены три группы слов:

1. кружок, собачонка, горошек, доченька

2. грачом, свечой, товарищем, ландышем

3. Мудрецом, кольцом, колодцем, старцем.

Организует парную работу по анализу материала для наблюдений и побуждает к высказыванию своего мнения, задавая вопросы:

1. Укажите опознавательный признак орфограмм.

2. Назовите орфограмму букву гласного в этих словах.

3. Предположите, какое условие выбора букв о или е после шипящих и ц в словах каждого столбика будет главным?

 4. Сформулируйте правило и сравните его с авторским.

После наблюдений в парах высказывают свои гипотезы, формулируют правило и сравнивают его с учебником.

 

Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Регулятивные: искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: высказывать своё мнение, аргументировать, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

5. Закрепление нового.

Цель этапа: развитие учебно-языковых и орфографических умений.

(15мин.)

1. Упр. 302 (неосложненное списывание).

2. Образовать от данных существительных новые с помощью суффиксов -ок-/-ек-, -онок-/-енок-. Определить значение суффиксов в каждой группе слов. На слайде представлены слова (либо диктует учитель):

1. башмак (башмачок)

   утюг (утюжок)

   флаг (флажок)

   замок (замочек)

(суффикс придаёт уменьшительное значение);

2.  медведь     (медвежонок)

    галка (галчонок)

    кукушка (кукушонок)

   заяц (зайчонок)

(суффикс обозначает детёнышей животных);

3. бумага (бумажонка)

    кепка (кепчонка)

    одежда (одежонка)

    шапка (шапчонка)

(суффикс придает пренебрежительное значение).

3. Разработать алгоритм применения правила написания букв о, ё, е после шипящих и ц.

Уточняет понимание заданий, осуществляет индивидуальный контроль, проверку выполнения заданий.

Направляет работу по составлению алгоритма и записывает его на доске.

1. Выполняют упражнение в соответствии с заданием.

2. Образуют слова с помощью суффиксов, определяют значение суффиксов.

3. Коллективно разрабатывают алгоритм и записывают его в тетрадь (отдельную тетрадь для схем и алгоритмов)

Коммуникативные: свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться, приходить к общему решению.

Познавательные: преобразовывать информацию (составлять агоритм на основе правила и действовать по нему), владеть приёмами отбора и систематизации материала, анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия.

Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

6. Рефлексия

(7  мин.)

Буквенный диктант «Проверяю себя» (на слайде)

1. Длинный языч…к

2. Душистый горош…к

3. Красивая прич…ска

4. Укрыться плащ…м

5. Справиться с задач…й

6. золотой петуш…к

7. Тихий ш…рох

8. Красный колпач…к

9. Жареная печ…нка

10. Серый волч…нок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

о

е

ё

о

е

о

о

о

ё

о

Организует выполнения буквенного диктанта  и рефлексию через подводящий диалог:

- Чему научились на уроке?

- С какими трудностями столкнулись?

- Назовите ключевые слова темы. (Буквы шипящих и ц, орфограммы-буквы о-е, суффикс, окончание существительных, ударение).

- Оцените свою работу на уроке. (По желанию, т.к. изучался новый материал)

- По каким критериям будете себя оценивать?

Выполняют задание, проводят взаимопроверку, оценивают свою  работу в соответствии с критериями.

Коммуникативные: понимать учебные задачи.

Регулятивные:

Соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

7. Домашнее задание (2 мин.)

1. Составить схему (модель) правила      2. Упр. 304

Даёт комментарий к д/з

Записывают д/з

Список литературы:

1. Гузеев, В.В. Пректирование и анализ урока/ В.В. Гузеев// Директор школы.- 2005. - №7

2. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. - 2016

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...