Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Комбинированный урок по русскому языку. Второй урок по счету, на котором учащиеся вспоминают правило, систематизируют свои знания и учатся применять правило на письме. Урок сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_posle_shipyashchih_2_urok.pptx | 1.61 МБ |
_posle_shpyashchih.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мягкий знак после шипящих Цели: 1. Повторить написание Ь после шипящих; 2. Рассмотреть случаи, когда Ь после шипящих НЕ пишется.
Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов. Ветер, ветер! Ты могуч…, Ты гоняеш … стаи туч… Собиралась замуж… Роза, Как ей было невтерпёж.... К ней с соседнего колхоза Сватов слала молодёж … . В темноте шуршал камыш…. Кошка думала, что мыш …
Мягкий знак после шипящих Ь пишется Ь НЕ пишется 1. У сущ. ж.р . в им.п . ед.ч . (рожь, дочь) 2. У гл. во всех формах (беречь, стричь, режьте) 3.У нар. на ш и ч (сплошь, навзничь) и в слове настежь. 1. У сущ. м .р . в им.п . ед.ч . (грач, гараж) 2 . У сущ. ж.р . и ср.р . в р .п . мн.ч . (туч, рощ) 3.У кр.прил (хорош, могуч) 4.В словах (уж, замуж, невтерпеж)
Упражнение 2. Выпишите из всех слов те, в которых Ь не пишется. Объясните свой выбор. Реч …, финиш…, луч…, из-за туч…, роскош …, сыпуч…, жилищ…, манеж…, блестящ…, вещ…, невтерпёж….
Упражнение 3. Восстановите текст, используя слова для справок. Спишите, расставляя буквы и недостающие знаки препинания. _____________ и загадочен ру …кий лес летом! Под старым пнём скребется шустрая_______ а рядом с ручейком ползет _________. Чувствуеш …, как _______л… сной воздух? Слова для справок: хорош…, мыш …, уж…, свеж…
Упражнение 4. Найдите четвертое лишнее. 1) Ноч …, луч…, тиш …, вещ…. 2) Кирпич…, колюч…, могуч…, похож…. 3) Без туч…, пять задач…, шустрая мыш …, исчез с крыш….
Цели: 1. Повторить написание Ь после шипящих; 2. Рассмотреть случаи, когда Ь после шипящих НЕ пишется. Достигли ли мы целей?
Рефлексия Сегодня на уроке я научился…. На уроке мне было…
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку, проводимого учителем русского языка Некрасовой Юлией Владимировной в 5 классе МБОУ «Гимназия №1».
Тема урока: Мягкий знак после шипящих.
Цели урока:
Специальные:
а) познавательные: повторить и закрепить полученные знания учащихся о фонетике;
б) практические: формировать умение написания Ь знака в словах после шипящих букв.
Общепредметные:
а) воспитательные: воспитать у учащихся любовь и уважение к родному языку;
б) развивающие: развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Тип урока: комбинированный.
Литература:
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012
2. Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой. Русский язык. 5-9 классы. Углублённое изучение / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, И.Н. Политова, О.А Сальникова. – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014
Структура урока:
1. Организационный момент;
2. Мотивация и актуализация;
3. Целеполагание;
4. Открытие новых знаний;
5. Первичное закрепление;
6. Подведение итогов;
7. Рефлексия;
8. Домашнее задание.
1.Орг.момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку!
2. Мотивация и актуализация
Существительные ж.р. ед.ч. | Глаголы во всех формах | Наречия на ч, ш и одно наречие ж |
Дочь | Зависишь | Сплошь |
Учитель: Посмотрите внимательно на слова, записанные на слайде. Найдите ошибки, попробуйте их исправить.
Ученики: исправляют ошибки.
Учитель: Вспомните, как называется эта орфограмма и сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Мягкий знак после шипящих.
Учитель: Правильно. Еще один урок мы посвятим этой теме. Попробуем сформулировать цели урока.
3.Целеполагание
Ученики (на слайде): 1. Повторить написание Ь после шипящих; 2. Рассмотреть случаи, когда Ь после шипящих не пишется.
4. Открытие новых знаний
Учитель:
Упражнение 1. (устно) Перед вами стихотворные строки. Устно вставим пропущенные буквы, объясним написание.
Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч…
Собиралась замуж… Роза,
Как ей было невтерпёж....
К ней с соседнего колхоза
Сватов слала молодёж….
В темноте шуршал камыш….
Кошка думала, что мыш…
Учитель: Еще раз вспомним, в каких случаях Ь после шипящих не пишется?
Ученики: отвечают (ответы появляются на слайде)
Учитель:
Упражнение 2 (письменно). А теперь нам предстоит из ряда слов выписать только те, в которых не надо писать Ь и объяснить свой выбор.
Реч…, финиш…, луч…, из-за туч…, роскош…, сыпуч…, жилищ…, манеж…, блестящ…, вещ…, невтерпёж….
5. Первичное закрепление
Учитель: Закрепим полученные знания и поработаем с текстом.
Упражнение 3. Восстановите текст, используя слова для справок. Спишите, расставляя буквы и недостающие знаки препинания.
_____________ и загадочен ру…кий лес летом! Под старым пнём скребется шустрая_______ а рядом с ручейком ползет _________. Чувствуеш…, как _______л…сной воздух?
Слова для справок: хорош…, мыш…, уж…, свеж…
*Устное комментирование
*Самостоятельно записывают
*Проверка
Учитель: Последнее задание выполним устно. Поиграем в игру «Четвертый лишний»
1) Ноч…, луч…, тиш…, вещ….
2) Кирпич…, колюч…, могуч…, похож….
3) Без туч…, пять задач…, шустрая мыш…, исчез с крыш….
6. Подведение итогов
Учитель: Сегодня мы хорошо поработали, вернемся с вами к целям нашего урока.
Как вы думаете, достигли ли мы целей?
Еще раз сформулируем правило.
7. Рефлексия
Замечательно. Теперь я хотела бы попросить вас оценить свою работу на уроке.
Дополните фразы:
- Сегодня я на уроке научился…
- На уроке мне было…
8. Домашнее задание
Учитель: Дома вам необходимо еще раз повторить правило. Вы видите на партах карточки, применяя правило, выполните предложенное задание. Спасибо всем за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку "Правописание О-Е после шипящих" 10 класс.
Систематизация знаний по данной теме....
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс
Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...
конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"
Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....
Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих "
Учащиеся должны не только формировать представление о способе выбора о-ё после шипящих в корне слов и умение определять, комментировать условия такого написания,но и формировать умение учит...
Конспект урока по русскому языку "Буквы ы, и после приставок"
ТемаБуквы ы, и после приставок.ЦелиОбразовательные: познакомить с условиями выбора орфограммы, научить применять правило.Предметные уменияФормировать УУД:Планируемый результатнаходить слова с ор...