Конспект урока по русскому языку по теме "Мягкий знак после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Некрасова Юлия Владимировна

Комбинированный урок по русскому языку. Второй урок по счету, на котором учащиеся вспоминают правило, систематизируют свои знания и учатся применять правило на письме. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _posle_shipyashchih_2_urok.pptx1.61 МБ
Файл _posle_shpyashchih.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сущ. ж.р . Им.п . ед.ч . Глаголы во всех формах Наречие на Ч и Ш Дочь Камыш Молодежь Зависишь Увлечь Пахуч Сплошь Навзничь Замуж

Слайд 2

Мягкий знак после шипящих Цели: 1. Повторить написание Ь после шипящих; 2. Рассмотреть случаи, когда Ь после шипящих НЕ пишется.

Слайд 3

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов. Ветер, ветер! Ты могуч…, Ты гоняеш … стаи туч… Собиралась замуж… Роза, Как ей было невтерпёж.... К ней с соседнего колхоза Сватов слала молодёж … . В темноте шуршал камыш…. Кошка думала, что мыш …

Слайд 4

Мягкий знак после шипящих Ь пишется Ь НЕ пишется 1. У сущ. ж.р . в им.п . ед.ч . (рожь, дочь) 2. У гл. во всех формах (беречь, стричь, режьте) 3.У нар. на ш и ч (сплошь, навзничь) и в слове настежь. 1. У сущ. м .р . в им.п . ед.ч . (грач, гараж) 2 . У сущ. ж.р . и ср.р . в р .п . мн.ч . (туч, рощ) 3.У кр.прил (хорош, могуч) 4.В словах (уж, замуж, невтерпеж)

Слайд 5

Упражнение 2. Выпишите из всех слов те, в которых Ь не пишется. Объясните свой выбор. Реч …, финиш…, луч…, из-за туч…, роскош …, сыпуч…, жилищ…, манеж…, блестящ…, вещ…, невтерпёж….

Слайд 6

Упражнение 3. Восстановите текст, используя слова для справок. Спишите, расставляя буквы и недостающие знаки препинания. _____________ и загадочен ру …кий лес летом! Под старым пнём скребется шустрая_______ а рядом с ручейком ползет _________. Чувствуеш …, как _______л… сной воздух? Слова для справок: хорош…, мыш …, уж…, свеж…

Слайд 7

Упражнение 4. Найдите четвертое лишнее. 1) Ноч …, луч…, тиш …, вещ…. 2) Кирпич…, колюч…, могуч…, похож…. 3) Без туч…, пять задач…, шустрая мыш …, исчез с крыш….

Слайд 8

Цели: 1. Повторить написание Ь после шипящих; 2. Рассмотреть случаи, когда Ь после шипящих НЕ пишется. Достигли ли мы целей?

Слайд 9

Рефлексия Сегодня на уроке я научился…. На уроке мне было…



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку, проводимого учителем русского языка Некрасовой Юлией Владимировной в 5 классе МБОУ «Гимназия №1».

Тема урока: Мягкий знак после шипящих.

Цели урока:

Специальные:

а) познавательные: повторить и закрепить полученные знания учащихся о фонетике;

б) практические: формировать умение написания Ь знака в словах после шипящих букв.

Общепредметные:

а) воспитательные: воспитать у учащихся любовь и уважение к родному языку;

б) развивающие: развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Тип урока: комбинированный.

Литература:

1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2012

2. Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой. Русский язык. 5-9 классы. Углублённое изучение / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, И.Н. Политова, О.А Сальникова. – 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2014

Структура урока:

1. Организационный момент;

2. Мотивация и актуализация;

3. Целеполагание;

4. Открытие новых знаний;

5. Первичное закрепление;

6. Подведение итогов;

7. Рефлексия;

8. Домашнее задание.

1.Орг.момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку! 

2. Мотивация и актуализация

Существительные ж.р. ед.ч.

Глаголы во всех формах

Наречия на ч, ш и одно наречие ж

Дочь
Камыш
Молодежь

Зависишь
Увлечь
Пахуч

Сплошь
Навзничь
Замуж

Учитель: Посмотрите внимательно на слова, записанные на слайде. Найдите ошибки, попробуйте их исправить.
Ученики: исправляют ошибки.

Учитель: Вспомните, как называется эта орфограмма и сформулируйте тему нашего урока.
Ученики: Мягкий знак после шипящих.

Учитель: Правильно. Еще один урок мы посвятим этой теме. Попробуем сформулировать цели урока.

3.Целеполагание

Ученики (на слайде):        1. Повторить написание Ь после шипящих;                                                        2. Рассмотреть случаи, когда Ь после шипящих не пишется.

4. Открытие новых знаний

Учитель:
Упражнение 1. (устно)
Перед вами стихотворные строки. Устно вставим пропущенные буквы, объясним написание.

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч…

Собиралась замуж… Роза,
Как ей было невтерпёж....
К ней с соседнего колхоза
Сватов слала молодёж….

В темноте шуршал камыш….
Кошка думала, что мыш…

Учитель: Еще раз вспомним, в каких случаях Ь после шипящих не пишется?

Ученики: отвечают (ответы появляются на слайде)

Учитель:
Упражнение 2 (письменно).
А теперь нам предстоит из ряда слов выписать только те, в которых не надо писать Ь и объяснить свой выбор.

Реч…, финиш…, луч…, из-за туч…, роскош…, сыпуч…, жилищ…, манеж…, блестящ…, вещ…, невтерпёж….

5. Первичное закрепление

Учитель: Закрепим полученные знания и поработаем с текстом.

Упражнение 3. Восстановите текст, используя слова для справок. Спишите, расставляя буквы и недостающие знаки препинания.

_____________ и загадочен ру…кий лес летом! Под старым пнём скребется шустрая_______ а рядом с ручейком ползет _________. Чувствуеш…, как _______л…сной воздух?

Слова для справок: хорош…, мыш…, уж…, свеж…

*Устное комментирование
*Самостоятельно записывают
*Проверка

Учитель: Последнее задание выполним устно. Поиграем в игру «Четвертый лишний»

1) Ноч…, луч…, тиш…, вещ….

2) Кирпич…, колюч…, могуч…, похож….

3) Без туч…, пять задач…, шустрая мыш…, исчез с крыш….

6. Подведение итогов

Учитель: Сегодня мы хорошо поработали, вернемся с вами к целям нашего урока.
Как вы думаете, достигли ли мы целей?
Еще раз сформулируем правило.

7. Рефлексия

Замечательно. Теперь я хотела бы попросить вас оценить свою работу на уроке.
Дополните фразы:
- Сегодня я на уроке научился…
- На уроке мне было…

8. Домашнее задание

Учитель: Дома вам необходимо еще раз повторить правило. Вы видите на партах карточки, применяя правило, выполните предложенное задание.  Спасибо всем за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих "

Учащиеся должны не только  формировать представление о способе выбора о-ё после шипящих в корне слов и умение определять, комментировать условия такого написания,но и формировать умение учит...

Конспект урока по русскому языку "Буквы ы, и после приставок"

ТемаБуквы ы, и после приставок.ЦелиОбразовательные: познакомить с условиями  выбора орфограммы, научить применять правило.Предметные уменияФормировать УУД:Планируемый результатнаходить слова с ор...