Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Диалектные слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_kl_dialektnye_slova.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Диалектные слова».
Цели урока:
Обучающие: повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группе слов в лексике;
Развивающие: продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работы со словарями;
Воспитательные: прививать уважительное отношение к словарному богатству русского языка.
Задачи урока: (слайд 2)
1) Изучить основные понятия по теме;
2) Научить обучающихся определять значение диалектных слов с помощью словаря.
3) Сформировать у обучающихся целостное представление о богатстве русской лексики;
4) На примере художественных произведений развивать речь обучающихся;
5) Определить значение употребления диалектных слов.
Оборудование: конверты с текстами, словарь и портрет В.И.Даля, проектор.
Ход урока.
I) Организационный момент. (1 мин)
II)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Учитель:
-Вчера мы хорошо поработали,изучая лексику русского языка. Надеюсь,что и сегодня наша с вами работа будет плодотворной.
Работа по вопросам.
-Что мы изучали на прошлом уроке?
- Ребята, вспомните на какие две группы делятся все слова русского языка.
( Общеупотребительные и необщеупотребительные ).
-Какую подгруппу необщеупотребительных слов мы уже изучили?
( Профессианолизмы ).
- Что это за слова?
2) Перед вами диалог. Из данного текста выписать профессиональные слова и расставить в них ударения.
-Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Моё намерение – сделать вам прививку.
-У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью.
-Я не уйду, - уперлась женщина.
Натиску пришлось уступить. Представительница диспансера, в блекло-голубом медицинском халате мастерски откупорила на столе флаконы с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство.
Слова вывести на экран, провести взаимопроверку.
Диспансера, коклюша, прививку, к аллергии, флюорографию, откупорила, пациента, лекарство.
Анализ сделанной работы.
Вопросы для самоконтроля.
«Лист успеха». (приложение 1).(Обучающимся предлагается отметить те положения, которые ими хорошо усвоены)
Профессиональные и общеупотребительные слова.
Я знаю. | + или - |
- Какие слова называются профессиональными? | |
-Какие слова называются общеупотребительными? | |
-Сфера использования профессиональных слов. | |
-Какие слова называются диалектными? | |
Сфера употребления диалектных слов. | |
Я умею. | |
-Составлять предложения с профессиональными словами. | |
-Разграничивать профессиональные и общеупотребительные слова друг от друга. | |
-Определять значение диалектных слов. |
Учитель:
- Прошу назвать те вопросы, на которые вы не смогли дать ответ.
Исходя из них, сформулируйте тему и цель урока.
Запись темы урока в тетрадь.
II)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Работа с текстом (текст распечатан).
Литовка. (слайд 3)
Тёма жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню. Рано утром дедушка пригласил Тёму на сенокос и сказал:
-Внучек, возьми там в сарае литовку. Я её сейчас наточу.
Тёма долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:
-Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть…Мужчина – литовец, а женщина – литовка.
-Вон оно что! – рассмеялся дедушка. –Это у нас так называют,
(косу)
которой траву .
(косят)
-Вот чудеса! – удивился Тема.
Задания к тексту.
-Выразительно прочитайте текст.
-Почему внук не понял дедушку? (Он не знал, что так в сибирской деревне называют косу).В чём причина?
-Выскажите свои предположения, что обозначает это слово?
-Найдите и выпишите незнакомое слово,а рядом – объяснение.
Проверка написанного и выявление индивидуальных затруднений. Правильно написали те обучающие, которые как-то знакомы с бытом старой русской деревни. Некоторые поняли из контекста, что литовка- это коса.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель:
-Что помешало некоторым ребятам дать правильные ответы?
( -Мы никогда не употребляли и не употребляем это слово в своей речи, нигде не слышали его).
-Так говорят не везде в России.
-Это слово необщеупотребительное, его знают не все люди, а лишь живущие в Сибири.)
Учитель:
-Правильно.Это слово диалектное.
-Прочитаем и запомним определение в учебнике с.
Учитель:
-В русском языке различают три основных группы диалектов: севернорусские диалекты, южнорусские диалекты, среднерусские диалекты. Давайте понаблюдаем, как звучит одно и то же слово в разных областях России.
Работа с таблицей. (Сравните как произносится одно и то же слово в разных областях России. Сделайте вывод.)
Общеупотребительные слова | Диалектные слова. | |
Северные | южные | |
свекла | свекла | бурак |
говорить | баить | гутарить |
дом | изба | хата |
красивый | баской | личманистый |
Учитель:
-Мы живём на юге и не знаем диалектные слова северян, но это можно исправить, если будем читать художественные произведения. Читать не поверхностно, а вникая в детали и подробности. Ведь крестьянскую жизнь мы можем увидеть в музее, кино или прочитать в книге русского писателя. В художественной литературе мы можем встретить диалектизмы, и надо понимать их.
-Итак, как вы считаете, каковы наши задачи дальнейшей работы на уроке?
-Научиться находить диалектные слова и понимать их значение.
-Правильно. А что для этого нужно делать?
1)-Больше читать художественные произведения о деревне, о жизни людей в разных регионах.
2)-Внимательно читать примечания самих писателей, объясняющих диалектные слова (сноски).
3)- Уметь пользоваться толковыми словарями.
4)-Читая, пытаться понять из контекста, что обозначает то или иное слово.
IV.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-работа по нахождению диалектизмов в толковом словаре.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:
1. Знакомство с Толковым словарём В.И.Даля. Показать портрет В.И.Даля. (слайд 4)
Учитель: Наиболее употребительные в художественных произведениях диалектные слова включаются в толковые словари русского литературного языка, при них даётся отметка обл. (т.е. областное). Существуют специальные диалектные словари русских народных говоров. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России.
2.Упражнение 119 (прочитать и ответить на вопрос).
- Чему посвятил всю свою жизнь В.И.Даль?
3.Найдите в толковом словаре 3 диалектных слова. Какие общеупотребительные слова им соответствуют? Выпишите их в паре. Составьте с одним из них предложение.
4. Самостоятельная работа в парах с текстами. (тексты распечатаны).
Учитель: Диалектные слова встречаются в художественной литературе и служат определенным художественным целям. Перед вами тексты с отрывками из известных вам произведений.
5.Найти в произведениях русских писателей диалектизмы. Выписать их и объяснить цель их использования писателем.
В.Г.Распутин «Уроки французского».
-мальчишка…в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.
И.С.Тургенев «Бежин луг».
-кругом всё такие буераки, овраги, и в оврагах всё казюли водятся.
М.Пришвин «Кладовая солнца».
-Настя шмыгнула к загнетке и опрокинула в корзину весь чугунок.
В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».
-Дедушка был на заимке, километрах в пяти от села.
-…ребятишки собираются на увал по землянику.
- Наберёшь ты ягод целый туесок.
Обучающиеся самостоятельно выполняют данную работу, осуществляют самопроверку. Им даются на листах ключи к ответам.
Заимка – земельный участок вдали от села, вспаханный его владельцем.
Туесок – берестяная корзина с тугой крышкой.
Увал – пологий холм, имеющий значительную протяжность.
Загнетка – углубление в русской печи, куда сгребаются горячие угли.
Казюли – по-орловскому: змеи.
Чирки – в Сибири самодельная обувь.
Буерак – небольшой овраг, а также провал между сугробами.
6. Игра «Найди пару» - кто быстрее.
- Найти соответствие между диалектизмами и общеупотребительными словами:
Кочет Овраг
Вечерять Волк
Зенки Петух
Слухать Рано
Утирка Глаза
Балка Ужинать
Бирюк Слушать
Спозаранку Полотенце
Учитель:
-Мы узнали сегодня ещё об одной группе слов, их употреблении в обычной речи и в художественной литературе. Как называются такие слова? Скажите, может быть, они не нужны, ведь есть же общеупотребительные слова с тем же значением?
Ответы обучающихся.
Учитель:
-А вот как считают ученые. (вывести на экран слова).
«…Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранять эти неоценимые сокровища живой народной речи…». (По Г.Мельниченко).
Учитель:
-Ребята, сделайте вывод. Как вы понимаете слова Мельниченко? (ответы обучающихся)
-И вы сегодня показали, что не чужды живой народной речи. Вы молодцы!
7.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-С какими трудностями мы столкнулись на уроке?
-Смогли ли мы их преодолеть?
-Что нам в этом помогло?
-Какое диалектное слово вам понравилось больше всего? Почему?
8. Д/з: Учебник п.24
Дифференцированное:
-упр. №118 (слабые обучающиеся)
-составить «Толковый словарь моего села». (сильные обучающиеся)
Приложение.
1 слайд. Тема урока: Диалектные слова.
2 слайд. Задачи урока:
3 слайд. Текст «Литовка».
4 слайд: Портрет В.И.Даля, «Толковый словарь».
5 слайд. Слова Г.Мельниченко.
6 слайд. Вопросы для рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....