Конспект урока по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях –лаг-//-лож-"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока по теме "Чередующиеся гласные О-А в корнях –лаг-//-лож-"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Чередующиеся гласные О-А в корнях –лаг-//-лож- |
Тип урока | Урок новых знаний |
Планируемые результаты (УУД) |
Предметные: Повторить чередование гласных и согласных; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях –лаг-,- лож- . Понимать, что корни с чередованием вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова. Метапредметные:
1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.
3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы. Личностные: формировать адекватную самооценку; устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес к познавательной деятельности. |
Основные понятия | Чередование, корень |
Решаемые проблемы | Как отличать слова с чередованием от слов с безударной проверяемой гласной? |
Деятельностный компонент урока | Уметь: - находить орфограмму ; - научиться пользоваться орфограммой при выборе гласной - пользоваться толковым словарем. |
Формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, групповая. |
Методы обучения | По источнику передачи знаний: словесный, наглядный. По степени активности познавательной деятельности учащихся: проблемный. |
Приемы обучения | Фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальные задания. |
Эмоционально-ценностный компонент урока | Знакомство с речевыми нормами. |
Оборудование | Презентация, компьютер, проектор. Бумажные: смайлики, карточки с заданиями, карточки для этапа рефлексии, учебник. |
№ п/п | Этап урока. Основное содержание этапа. | Основные виды деятельности учащихся |
1. | Организационный момент - Прозвенел звонок. Урок начинается. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Я желаю вам хорошего настроения! Начнём урок! Запишите дату, «Классная работа» (тема будет записана позже)
| Эмоциональное включение в урок. Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.
|
2. | Мотивация (создание проблемной ситуации) На доске записаны слова: кормить, кормление, корм, покормленный. – Среди записанных слов найдите то, которое является проверочным для остальных (Корм) – Какое правило вы использовали? (Правописание безударных гласных в корне) – Графически обозначьте названную орфограмму. Эти слова являются однокоренными, но у этого корня есть одна особенность. Какая? (Корень с чередованием согласного) – Запишите несколько слов с чередующимися корнями. (Спать – сплю, водитель – вождение). – Выделите корень в записанных словах.
| Анализ языкового материала, построение умозаключения на основе анализа языкового материала
Умение вести диалог с учителем
Актуализация знаний |
3. | Целеполагание – Мы вспомнили корни с чередованием согласного, а в русском языке бывают корни с чередованием гласного. Изучение их очень важно, так как правописание корней с чередованием гласного нельзя проверять ударением. Сегодня мы познакомимся с корнем лаг – лож. Запись темы урока на доске. Как бы вы сформулировали цели нашего урока, исходя из темы? (Учащиеся говорят о том, что они узнают на уроке о чередовании букв А-О в корне ЛАГ-ЛОЖ, научатся их правильно писать, узнают о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ-ЛОЖ)
| Формулирование целей урока
|
4. | Объяснение нового материала – У вас на столах лежит листок, на котором написана сказка о корнях –лаг- -лож-. Прочитайте сказку. За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож-, того награжу по-царски”. Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица Ж – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-. За тридевять земель, в Царстве русского языка жила-была гордая и красивая царица Грамматика. Прислуживали ей два брата -лаг- -лож-. В те далекие времена братья выглядели иначе, и царица никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга, особенно в окружении других слуг: гласных и согласных. Много ли, мало ли прошло времени, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но не выдержала царица, кликнула клич по всему Царству русского языка: “Кто научит меня различать моих верных слуг – братьев -лаг- -лож-, того награжу по-царски”. Со всех земель невиданного царства-государства съехались Гласные, Согласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло, но не допрыгнуло до братьев. Гласные вовсе не стали пробовать, слишком сложной показалась им эта задача. А вот две сестрицы согласные Г и Ж оказались самыми шустрыми, слишком уж им понравились братья -лаг- -лож-. Согласная Г быстро подскочила к брату -лаг-, а ее сестрица Ж – к брату -лож-. Да так и остались навсегда с ними. С тех пор, как увидит царица Грамматика согласную Г, то уже знает, что где-то рядом обязательно будет братец -лаг-, а если сестрицу Ж – то братец -лож-. – Какое орфографическое правило зашифровано в этой сказке? Сформулируйте его. (Формулируют правило) – Приведите свои примеры. (Слагаемое, приложить, возлагать, сложение и т.п.) Запишите их, выделите корень. – Как вы думаете, почему царица Грамматика путала братьев? Чем похожи эти корни? (Одинаковое лексическое значение) – Какой закономерности подчиняется правописание корней -лаг- -лож-? (Формулируют закономерность: написание буквы в корне зависит от следующей согласной буквы) – В сказке говорится об одной закономерности, благодаря которой различаются написания корней. Но есть и другая закономерность. Какая? Что стоит после корня –лаг- ?(Формулируют закономерность: за корнем –лаг- всегда стоит суффикс -а-, после корня -лож– этого суффикса нет) – Сформулируйте правило, основываясь на эту закономерность. (Формулируют правило). – Сравните сформулированное правило с правилом в вашем учебнике. – Прочитайте правило. Правильно ли мы сформулировали правило?Знакомство с материалом учебника с.177. работа над орфограммой №12. -Прочитаем правило на стр.177, познакомимся с орфограммой №12
– А теперь повторите правило, не заглядывая в учебник, своему соседу по парте. (Несколько учащихся повторяют правило) Попробуйте составить алгоритм правила и схематично изобразить условия выбора орфограммы №12. Кто желает показать схему на доске? Составление алгоритма по теме «Чередующиеся гласные А//О в корнях ЛАГ//ЛОЖ» 1.Выделить корень. 2.Найти признак, определяющий выбор орфограммы. 3.Выбрать орфограмму: А или О. - Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ. (Полог, -а, м Занавеска, закрывающая, загораживающая кровать, колыбель, а также (устар.) вообще занавеска. Ситцевый полог, марлевый полог. Откинуть полог. Полог тумана (перен)). | «Открытие нового знания» Чтение и адекватное понимание текста (смысловое чтение), анализ текста с точки зрения основной мысли и средств её выражения
Грамматический анализ. Выведение способов проверки гласных А-О в корне ЛАГ-ЛОЖ Формулирование вывода о полноте и правильности изученного
Сравнение вывода с изложенным в учебнике правилом.
Формулирование правила, его запоминание.
Самопроверка, самоконтроль, самооценка полученных результатов в парах.
Составление алгоритма правила и его применение.
Работа с толковым словарём («Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов 4-е издание дополненное Москва 2000г. Стр.555
|
5. | Первичное закрепление материала А) Вставьте пропущенные буквы, подчеркните “лишнее” слово: Предл..гать, предл..жить, пол..жение, разл..жил; (Учащиеся вставляют пропущенные буквы, выделяют корни, поясняют, по какому принципу они подчеркнули “лишнее” слово) Б) Игра “Составь слово” – У слова предутренний возьмите приставку, у слова поговорить возьмите приставку, у слова слагаемое – корень, у глагола решать – суффикс, а у глагола собирала позаимствуйте окончание. Получилось слово… (Предполагала) В) Придумайте словосочетание и предложение с составленным словом. Запишите их. (Учащиеся читают словосочетания и предложения.) В) Математический диктант Записать вместо слов цифры: в корне О – 1, в корне А – 2.
Ключ – 2,1,1,2,2,1,1,2 Самоконтроль по эталону Физкультминутка (а, я, о, е) - Я читаю слова, а вы выполняете действия, соответствующие выбору буквы: А - хлопаем в ладоши Я - встаём О - присядем Е - подскок К.рмушка (корм), маслёнок(масло), кр.льчиха(кролик), см.льчак (смелый), б.глец ( бег), старичок (старый), ц.почка ( цепь), д.чурка ( дочь), с.сновый (сосны), д.тишки ( дети).
(Из "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189) Учимся правильно говорить! Положить или класть? Прочтите предложения и вместо точек поставьте глагол класть или положу. 1.Закончив уроки, я собираю книги, тетради и …….их в портфель. 2.Я прочитаю книгу и ……. её на место. 3.Для сохранения здоровья не …….. в еду много соли. Вывод: Нет глаголов без приставок с корнем лаг-лож, поэтому нельзя сказать ложу, ложит. А слово класть нельзя употреблять с приставкой. Правильно говорить: кладу и положу. | Формирование умения определять написание А-О в корне с чередованием и комментировать условия написания, совершенствование операции анализа и классификации. Морфемный анализ.
Построение умозаключения на основе наблюдений.
Закрепление и тренировка орфографического навыка.
Самоконтроль, самооценка и коррекция.
Здоровьесбережение, активизация внимания
Культура речи. Речевые нормы.
Построение умозаключения на основе наблюдений.
Предложение своего обобщения и варианты ответов по учебной проблеме.
|
6. | Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой по образцу. Давайте, ребята, еще раз вспомним алгоритм по теме «Чередующиеся гласные А//О в корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ-» (Еще раз проговаривают правило и приводят свои примеры по цепочке)
– Я буду читать слова, а вы записывать их, распределяя в две колонки. В левой колонке будут слова с корнем – лаг-, а в правой – с корнем – лож-. Излагать, полагаться, предлагать, прилагать, предложение, положение, расположиться, возлагать, изложите. – Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. (Взаимопроверка по эталону, записанному на доске.) Промежуточная рефлексия. - Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то поставьте ему «5», если сделал 1-2 ошибки, то поставьте оценку «4», но, а если сделал 3 -4 ошибки, то не ставьте в этот раз ничего, у него потом всё получится.
| Тренировка навыков использования нового материала.
Орфографический анализ. Осуществление парной формы учебного сотрудничества.
Взаимопроверка.
Самоконтроль, самооценка и коррекция.
|
7. | Подведение итогов урока (рефлексия) Вспомните, какие цели мы ставили? Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности на уроке? С чем они были связаны? Над чем ещё нужно поработать? Посмотрите на запись сегодняшнего урока в ваших тетрадях и поставьте на полях знак вопроса рядом с теми упражнениями, которые вызвали у вас затруднения. Оцените свой уровень. Уровни оценивания своих знаний и умений 1.Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий. 2.В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий. 3.Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. В конце урока учащиеся называют наиболее активно работавших на уроке. Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл). | Анализ собственной учебной деятельности и самооценки. |
8. | Задание на дом. Прочитайте задание к домашней работе (упр. 433). Все ли вам понятно? | Создание собственного текста |
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШЕЛОКШАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
607672 Нижегородская область Кстовский район с.Шелокша тел.(факс) (83145) 56-2-55
e-mail: korotinnp@mail.ru
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Чередующиеся гласные О-А в корнях –лаг-//-лож-»
Разработала: Яшунина Наталья Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Чередование гласных а-о в корнях -лаг- - -лож-, -раст- - ращ- - -рос"
План-конспект урока по теме "Чередование гласных а-о в корнях слов с использованием ЭОР" в 5 классе...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
План - конспект по русскому языку в 5 классе. "Правописание гласных О – А в корнях с чередованием."
разработка урока по русскому языку в 5 классе....
Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Гласные а-о в корнях -раст- -ращ- -рос-"
Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в конях -раст- -ращ- -рос-" с использованием универсальных учебных действий...
План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»
План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»УЧЕБНИК: Русский язык. Учебник для 5 класса Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская ЭА., Габови...
План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»
План – конспект урока с использованием ЭОР и ЦИОР Тема: «Чередование гласных е-и в корне слова»УЧЕБНИК: Русский язык. Учебник для 5 класса Авторы: Шмелев А.Д., Флоренская ЭА., Габови...