Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка 5 класс
Тема: Правописание корней с чередованием гласных е//и
учитель Талапова Елена Анатольевна
Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом
Цель урока
Формирование орфографических умений по теме Правописание корней
с чередованием гласных е//и.
Задачи урока
Предметные
1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.
2. Познакомить учащихся с опознавательными признаками и графическим обозначением орфограммы.
3. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Метапредметные
1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия
2. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.
3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.
Личностные
1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.
2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал
Способы реализации поставленной цели урока: учебный диалог, групповая работа, анализ и самоанализ работы
Ход урокаСтруктура урока | Деятельность учитель | Деятельность учеников |
1 Постановка учебной задачи, объявление темы урока. | Мы продолжаем знакомство с правописанием корней с чередующимися гласными. Какие группы корней с чередованием мы знаем? Мы заполняли таблицу «Корни с чередующимися гласными». Все ли графы мы уже заполнили? Все ли семьи корней с чередованием гласных мы узнали? Посмотрите на доску. (Слайд) Стереть с доски, вытереть пыль, оттереть пятно, протирал стол, вытирает руки, оттирал грязь, утирает слезы. Замереть от страха, замирает от волнения, вымирающие животные, с замиранием сердца, умереть от старости. Можно ли сказать, что здесь в каждой группе написаны словосочетания с однокоренными словами? Почему? Докажите. Обозначим в словах корни. Почему корни написаны по-разному? С чередованием каких гласных мы будем знакомиться на уроке? Запишем тему в тетради: Корни с чередованием гласных е//и | Слова с чередованием гласных е-и |
2 Работа над темой урока | (Слайд со словами) Посмотрите внимательно на слова. Как вы думаете, от чего зависит написание гласной в корнях с чередованием е//и? (В случае затруднения проведем морфемный анализ, вспомним еще раз все условия выбора гласной.) Какие вы уже знаете корни, где выбор гласной зависит от суффикса а? Корней с чередованием е//и в русском языке гораздо больше. Давайте с ними познакомимся. Запишите в столбик слова, которые я продиктую. Это будут слова, в которых нет суффикса а. Какую гласную вы будете писать в корнях слов? Соберу – собираю Выдеру – выдираю Замереть – замирать Отпереть – отпирать Вытереть – вытирать Застелить – застилась Блестеть – блистать Выжег – выжигал Подберите к этим словам однокоренные с суффиксом а. Какую гласную будем писать в словах? Давайте теперь назовем корни с чередованием е//и. Запишем эти корни в таблицу. В какой столбик будем писать? Еще раз повторим корни. |
3 Формулировка правила | Сформулируйте правило о правописании корней с чередованием гласных е//и | В корнях с чередованием гласных е//и бер-бир, дер-дир, мер-мир, пер-пир, тер-тир, стел-стил, блест-блист, жег-жиг пишется буква и, если после корня есть суффикс а. |
4 Расширение полученных знаний 5 Формирование умения находить орфограмму в слове | В корнях с чередованием е//и мы можем встретиться с интересным явлением в области звуков русского языка. Вы с этим явлением уже немного знакомы. Сейчас я проверю, узнаете ли вы его. Брать – беру – выбираю Запишите слова, обозначьте корень. Столкнулись ли с каким-либо затруднением в обозначении корня? Какое вы видите здесь чередование? Составьте еще цепочки родственных слов или форм слова с подобным чередованием. Удрать Застлать Сколько чередований произошло в данных корнях? Вы смогли сейчас определить эти чередования, а вот интересно, получилось бы у вас найти родственные слова с чередованием звуков, если бы они были спрятаны в тексте? В задании упражнения 592 говорится, что ученик не смог найти в тексте родственные слова. Давайте попробуем ему помочь. Только сначала внимательно прочитайте задание, обратите внимание на то, сколько слов надо найти. Сбор – собрание – собираются – отбирают Какое вы видите чередование в этом корне? Скажите, а все ли возможные чередования здесь отражены? Давайте дополним цепочку еще одним словом с е в корне. Составьте с этим словом предложение, которым можно было бы закончить данный текст. (Скоро выпускники соберутся вместе) Запишите предложение. Докажите, что в данном слове в корне надо писать букву е. Возьмите раздаточный материал. Прочитайте предложения в задании 1. Что это за предложения? Пословица – народная мудрость. Посмотрите внимательно на эти пословицы и выберите сейчас ту, которая вам кажется наиболее интересной. Может, она поможет вам по-другому взглянуть на себя, а может, вы захотите дать при помощи этой пословицы совет кому-то. Или вам не совсем понятен смысл какой-то из пословиц. Запишите эту пословицу в тетрадь. Найдите в этой пословице слово с чередованием гласных в корне, обозначьте орфограмму. Проверка и обсуждение выписанных пословиц. Из оставшихся пословиц выпишите слова с орфограммой «Чередование е//и в корне», обозначьте орфограмму. Умирает, выбирает, подстелил, утирает, спирает, задирай, дерутся, наберешься. Задание 2. Прочитайте текст. К какому стилю принадлежит этот текст? Докажите. Назовите выразительные средства языка, которые вы увидели в тексте Ивана Александровича Гончарова. Найдите слова с чередующимися гласными в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму. Выпирали, блестела, застелил. | Нуль звука//е//и три Нуль звука//о//и Нет суффикса а |
6 Рефлексия | Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Вспомним еще раз правило написания корней с чередованием е//и. Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке. Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели. Домашнее задание упр. 595 |
Корни с чередованием гласных е//и
Задание 1 Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.
1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.
Задание 2 Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.
Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)
Корни с чередованием гласных е//и
Задание 1 Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.
1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.
Задание 2 Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.
Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)
Проверь себя
Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых
есть корни с чередованием гласных е//и.
Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.
Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием
гласных е//и.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.
Уровень 3 Я умею образовывать и правильно писать новые
слова с чередованием гласных е//и в корне.
От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.
О б р а з е ц: утирать – стереть, растирать.
Нат…рать (вы-, об-), отп…рать (за-, под-), наст…лать (прер-, под-), ум…рать (за-, вы-).
Уровень 4 Я умею правильно писать слова с чередованием
гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием
гласных от корня с проверяемой безударной гласной.
Спишите слова с пропущенными буквами в два столбика. В первый столбик запишите слова с пропущенными чередующимися гласными в корне, а во второй столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.
Компетентностно - ориентированное задание:
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:
- Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.
1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:
- Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:
- Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:
1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
конспект урока русского языка по теме "Правописание производных предлогов"
Урок закрепления знаний с использованием технологии рейтинговой накопительной системы. Каждый ученик за урок получает оценку согласно набранным баллам. Урок включает 6 этапов, на каждом этапе предлага...
Конспект урока русского языка по теме:«Правописание имен собственных и употребление их в предложениях».
Конспект урока русского языка по теме: «Правописание имен собственных и употребление их в предложениях». Данный урок с использованием нестандартных приёмов работы можно также использовать в пери...
Конспект урока русского языка по теме: "Правописание производных предлогов. Легко о сложном".
Урок с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "
урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...
Урок русского языка по теме "Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова" 5 класс
данныйй конспект урока предназначен для использования с сопровождением интерактивной доски и сервиса Wordwall...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных и согласных в приставках" (5 класс)
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание гласных и согласных в приставках"...
Комментарии
Отзыв
Большое спасибо за урок! Чётко, последовательно, интересно!