конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Гласные а-о в корнях -раст- -ращ- -рос-"
тренажёр по русскому языку (5 класс)

Кулькова Татьяна Валерьевна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в конях -раст- -ращ- -рос-" с использованием универсальных учебных действий

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы а – о в корнях - раст - , - ращ - , -рос- Урок русского языка в 5 классе

Слайд 2

Морфемика -раздел науки о языке, который изучает части слова - морфемы

Слайд 3

Вставить пропущенные буквы, объяснить условия их выбора, обозначить орфограммы. Д..жди п.. мидор голу..ка вку .. ый сл..гать Л.. сты н.. стурция дер..кий радо.. ный изл ..жить

Слайд 4

Пробное действие Распол .. гаться на берегу выр .. стет тюльпан Предпол ..жить ответ выр ..щенный сад подр .. сли на грядке отр .. сль хозяйства

Слайд 5

Цель урока: Выявить условия написания гласных а - о в корнях - раст - - ращ - -рос- . Тема урока: Буквы а – о в корнях - раст - , - ращ - , -рос .

Слайд 6

Алгоритм действий Выделить корень Определить конечную согласную в корне Помнить исключения Сделать вывод

Слайд 7

Первичное закрепление во внешней речи Задание 2. Бешеный росточек. Мне исполнилось 10 лет-вполне солидный возр ..ст. На день рождения мне подарили какой-то маленький р..сток в горшочке. Сказали, что это редкое р.. стение , что в нашем климате оно вообще почти не р.. стет , и если я сумею его выр .. стить , то я герой. Потому что потом на нем выр .. стет удивительный плод, наполненный настоящими изумрудами! Взял я этот р..сточек и стал его выр .. щивать . Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р.. ст пошел, дал отр .. стки и как начал р.. сти-подр ..стать! я ужасно удивлялся! Через неделю он уже так подр ..с, что выше меня стал, через две выр ..с больше папы! А через три так разр .. сся , что в комнате умещаться перестал! Не знаю, что мне теперь с моим быстрор .. стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р..сточек мой скоро так разр .. стется , что нам всем от этой р.. стительности в доме места не останется!

Слайд 8

А О 1 Выр ..стили + 2 Подр .. сли + 3 Отр .. сль + 4 Взр ..щённый + 5 Р .. стки + 6 Разр ..статься + 7 Пор .. сль + 8 Вр .. сли +

Слайд 9

Дополнительное задание Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях: Долго р.. сло р.. стение , выр ..щенное р.. стовщиком из Р.. стова по имени Р.. стислав , пока р..сток не перер ..с возр .. стной барьер, прор ..с выше, пройдя сквозь все р.. стительные преграды, став добычей работников пищевой отр .. сли .

Слайд 10

Рефлексия Какую цель мы поставили на уроке? Достигли ее? Докажите В чем вы испытали затруднения? Что вам помогло их преодолеть?

Слайд 11

Домашнее задание параграф 84, упр. 438, 441( по выбору ) А тем, кто уверен в своих знаниях, выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях - раст - - ращ - -рос-



Предварительный просмотр:

Рабочая карта учащегося

Задание 1

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму

д..жди         п..мидор       голу..ка         вку..ый            сл..гать

л..сты       н..стурция         дер..кий         радо..ый         изл..жить

Задание 2

Выделить корень

Определить конечную согласную в корне

Сделать вывод

распол..гаться на берегу                 выр..стет тюльпан        

предпол..жить ответ                     выр..щенный сад

                                                           подр..сли на грядке

                                                           отр..сль хозяйства

Тема урока________________________________________________________

Цель выявить условия написания чередующихся гласных  А и О в корнях -раст-   -ращ-    -рос-.)

Упражнение 437

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Алгоритм

Выделить корень

Определить конечную согласную в корне

Помнить исключения

Сделать вывод

Задание 2.

Бешеный росточек.

Мне исполнилось 10 лет-вполне солидный возр..ст. На день рождения мне подарили какой-то маленький р..сток в горшочке. Сказали, что это редкое р..стение, что в нашем климате оно вообще почти не р..стет, и если я сумею его выр..стить, то я герой. Потому что потом на нем выр..стет удивительный плод, наполненный  настоящими изумрудами! Взял я этот р..сточек и стал его выр..щивать. Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р..ст пошел, дал отр..стки и как начал р..сти-подр..стать! я ужасно удивлялся! Через неделю он уже так подр..с, что выше меня стал, через две выр..с больше папы! А через три так разр..сся, что в комнате умещаться перестал! Не знаю, что мне теперь с моим быстрор..стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р..сточек  мой скоро так разр..стется, что нам всем от этой р..стительности в доме места не останется!

Задание 3

а

о

1

Выр..стили                   

2

Подр..сли                     

3

Отр..сль                       

4

Взр..щённый 

5

Р..стки 

6

Разр..статься 

7

Пор..сль 

8

Вр..сли

Дополнительное задание

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях:            Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.

Д/З

 Параграф   84    упр.438, 441( по выбору)



Предварительный просмотр:

Вариант 1

 1.Отметь  слова с переносным значением:

  1. седая голова;
  2. железная воля;
  3. вершина горы;
  4. золотой характер;
  5.  волчий хвост;
  6. медвежья услуга;
  7. потерять шляпу;
  8. холодные глаза;
  9. каменное сердце;
  10. ледяная улыбка;
  1. тёплый чай
  2. кружится голова;
  3. горячее сердце;
  4. встаёт солнце;
  5. пришла весна;
  6. горящие глаза;
  7. тяжёлый характер;
  8. тонкий голос;
  9. холодный день;

       20. море пшеницы.

2. Омонимы

Со словом мышь составьте два предложения, различные по значению.

          Мышь1- небольшой грызун

          Мышь2-устройство координатного ввода информации в компьютер,  курсор, предназначенный для позиционирования мышью

 __________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Синонимы

1.Напиши синонимы:

  1. красный-________________;
  2. доктор-_________________;
  3. бежать-_________________;
  4. грусть-_________________;
  5. друг-___________________;
  6. ребята-_________________;
  7. родник-________________;
  8. шагать-_________________;
  9. солдат-_________________;
  10. противник-______________;
  1. приятель-_______________;
  2. Отчизна –_______________;
  3. пламя-__________________;
  4. шалун-_________________;
  5. алфавит-________________;
  6. глаза-__________________;
  7. кушать-_________________;
  8. балерина-_______________;
  9. бездельник-_____________;

              20, идти-___________________.

4. Антонимы

  1. Напиши антонимы:

1    .юг-______________________;

  1. мелко-___________________;
  2. поздно-__________________;
  3. закрыт-__________________;
  4. здесь-___________________;
  5. сухо-____________________;
  6. принёс-__________________;
  7. трус-____________________;
  8. начало-__________________;
  9. зима-____________________;
  1. согрел-__________________;
  2. грубо-___________________;
  3. привык-__________________;
  4. прямо-__________________;
  5. храбрый-________________;
  6. день-____________________;
  7. дёшево-_________________;
  8. чёрный-_________________;

       19. глубоко-_________________ .

       20, сладкий__________________

5. Паронимы

1.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: понятливый – понятный.

Понятливый-легко схватывающий смысл, быстро понимающий, усваивающий что-либо

Понятный.1. Доступный пониманию, восприятию.

2. Справедливый, обоснованный.

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________

2.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: обидный – обидчивый

 Обидный.1) Содержащий в себе обиду, оскорбительный. 2) а) Причиняющий обиду. б) перен. разг. Досадный, неприятный.

Обидчивый - склонный к обиде, легко и часто обижающийся.

__________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

____________________________________________

Вариант 2

1.Отметь  слова с переносным значением:

  1. седая зима;
  2. железный гвоздь;
  3. вершина славы;
  4. золотые часы;
  5. волчий аппетит;
  6. медвежья шкура;
  7. потерять покой;
  8. холодный ветер;
  9. тёплый взгляд;
  10. чёрный костюм;
  1. дождь уснул;
  2. запела капель;
  3. часы спешат;
  4. золотые руки;
  5. нос корабля;
  6. тяжёлая сумка;
  7. сонные берёзки;
  8. острый взгляд;
  9. горячее молоко;

       20, мягкий диван.

2. Омонимы

Со словом    дрова составьте два предложения, различные по значению.

Дрова1-древесина в виде брёвен и поленьев для топки, сжигания

Дрова2-то же, что драйверы; набор программ, управляющих аппаратным обеспечением. Скачай в Интернете свежие дрова!

  ___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3. Синонимы

 1. азбука-________________;

2. промчался-____________;

3. пригорюниться -________;

4. метель -______________

5. сохатый -______________;

6. смотреть -____________;

7. еда -__________________;

8. отважный -____________;

9. веселье -______________;

10. отступ -_______________;

11. заражение -___________;

12. конец –_______________;

13.  каморка -_____________;

14.  лентяй -______________;

15.  восхищаться -__________;

16. бабушка -______________;

17.  смелый -______________;

18.  чистый -______________;

19.  скакун -_______________;

20. скакать -______________.

4.Антонимы

  1. Напиши антонимы:
  1. яркий-___________________;
  2. добрый-_________________;
  3. приехать-________________;
  4. красивый-________________;
  5. темно-___________________;
  6. молодой-_________________;
  7. трусость-_________________;
  8. горячий-_________________;
  9. высокий-_________________;
  10. бежать-__________________;

  1. трудиться-________________;
  2. близко-__________________;
  3. впереди-__________________;
  4. ласковый-________________;
  5. встречать-________________;
  6. холодный-________________;
  7. белый-___________________;
  8.  низкий-__________________;
  9. сладкий-________________ ;
  10. справа- __________________

5. Паронимы

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: зачинатель – зачинщик.

Зачинатель – тот, кто зачинает что-нибудь, кладет начало чему-то.

Зачинщик – тот, кто подстрекает начать, начинает что-то неблаговидное.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима:

 невежественный – невежливый.

Невежественный -необразованный, несведущий, мало знающий.

Невежливый.

Нарушающий правила приличия; неучтивый, невоспитанный.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Вариант 3

  1. Отметь  слова с переносным значением:
  1. крыло самолёта;
  2. шоколадный загар;
  3. завыл ветер;
  4. мягкий характер;
  5. злой мороз;
  6. чёрные краски;
  7. хвост поезда;
  8. барабанит дождь;
  9. свежая булка;
  10. свежая мысль;
  1. седой туман;
  2. изумрудная вода;
  3. время летит;
  4. тёплое письмо;
  5. тёплый шарф;
  6. шляпка гвоздя;
  7. острый нож;
  8. золотая пшеница;
  9. щёки горят;
  10. тяжёлый чемодан.
  1. Омонимы

Со словом   боксёр составьте два предложения, различные по значению.

Боксёр1-спортсмен, занимающийся боксом

Боксёр2-короткошёрстная порода собак; собака этой породы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Синонимы
  1. заботливый -________;
  2.  путь-______________;
  3.  хмурый  -__________;
  4.  закалённый  -_______;
  5.  произносить  -______;
  6.  мужественный  -____;
  7.  чародей  -__________;
  8.  хохотать  -__________;
  9. разговаривать  -______;
  10.  старый  -___________;
  1. говорить  -__________;
  2.  работа –____________;
  3.  грусть  -____________;
  4.  холод  -____________;
  5.  горе  -_____________;
  6.  тьма  -_____________;
  7. багряный  -__________;
  8. недруг  -___________;
  9. небольшой -________;
  10. незнакомец  -_______.

  1. Антонимы

1.            лето-________________;

2.         радость-_____________;

3.        детский-_____________;

4.        трудолюбие-__________;

5.        жёсткий-_____________;

6.        вверх-________________;

7.        хорошо-______________;

8.        мало-________________;

9.        слабо-_______________;

10.        тихо-________________;

11.         справа-______________;

12.        быстро-______________;

13.        завтра-_______________;

14.        сладкий-_____________;

15.        полный-______________;

16.        сытый-_______________;

17.        много-_______________;

18.        свет-_________________;

19.         строит-______________;

20.        нежность-____________

  1. Паронимы

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: оплатить- заплатить  

Оплатить – отдать плату за что-либо. Примеры употребления: оплатить расходы, оплатить счет, оплатить услуги.

Заплатить.1) отдать плату за что-либо, 2) отплатить (ответить). Примеры употребления: заплатить за покупки, за работу, за услуги, за билет, за проезд; заплатить добром за добро  

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: безответный – безответственный.

Безответный-1. Не получающий, не дающий ответа, отклика на что-либо. 2. Неспособный возражать, прекословить, очень кроткий.

Безответственный-не несущий или не сознающий ответственности.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 4

  1. Отметь  слова с переносным значением:
  1. серебро волос;
  2.  стеклянный графин;
  3. чёрствый человек;
  4. крепкий человек;
  5. свежая булка;
  6. свежая мысль;
  7. крепкий орех;
  8. болтать ногами;
  9. болтать языком;
  10. золотая зорька;
  1. шёлковые косы;
  2. сердитая зима;
  3. море счастья;
  4. улыбнулись звёзды;
  5. облако пыли;
  6. сверкают глаза;
  7. кипит работа;
  8. буря плачет;
  9. осень разукрасила лес;
  10. мороз сковал реку.
  1. Омонимы

Со словом   соль составьте два предложения, различные по значению.

Соль1-то же, что поваренная соль;

Соль2-один из музыкальных звуков.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

  1. Синонимы
  1. стужа  -____________________;
  2.  тоскливый -________________;
  3.  выбоина -__________________;
  4.  приступить к работе   -_______;
  5.  мордашка   -________________;
  6.  ластик  -___________________;
  7.  гиппопотам   -______________;
  8.  пёс  -______________________;
  9.  луна   -____________________;
  10.  запирает   -_________________;
  1. трудится  –_________________;
  2.  плачет   -___________________;
  3.  трусит  -___________________;
  4.  кок   -______________________;
  5. аэроплан  -__________________;
  6. печальный   -________________;
  7. жизнерадостный   -___________;
  8. лекарь  -____________________;
  9. извинить   -_________________ .
  10. близко-___________________

  1. Антонимы
  1. весёлый-_________________;
  2. близкий-_________________;
  3. большой-________________;
  4. молодой-________________;
  5. короткий-________________;
  6. маленький-______________;
  7.  хвалить-________________;
  8. падать-__________________;
  9. бросать-_________________;
  10. молчать-_________________;
  1. волновать-_______________;
  2. близко-__________________;
  3. друг-___________________;
  4. воля-___________________;
  5. ложь-___________________;
  6.  счастье-________________;
  7. жара-___________________;
  8. радоваться-______________;
  9.   моложе-________________;
  10. сладкий-_________________.
  1. Паронимы

7.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: удачный - удачливый.

 

Удачливый – счастливый; тот, кому везет (удачливый исследователь).

Удачный – успешный (удачный день).

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

8.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: скрытый- скрытный.

Скрытный – не склонный делиться с другими своими мыслями, переживаниями, намерениями, неоткровенный.

Скрытый – тайный, не обнаруживающийся явно.

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

_______________________________________

 

Вариант 5

  1. Отметь  слова с переносным значением:
  1. море цветов;
  2. злое слово;
  3. язык пламени;
  4. шёл мультфильм;
  5. вершина славы;
  6. солнце спряталось;
  7. радостные краски;
  8. горькая правда;
  9. льётся речь;
  10. горячий спор;
  1. стальные мускулы;
  2. острый нож;
  3. свинцовый взгляд;
  4. ослиное упрямство;
  5. ослиное ухо;
  6. дело стоит;
  7. кровать стоит на ножках;
  8. мягкая походка;
  9. золотые руки;
  10. железное здоровье.
  1. Омонимы

Со словом   мир составьте два предложения, различные по значению.

       МИР1 – земной шар, Земля.  

       МИР2 – отсутствие войны, согласие.  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Синонимы
  1. кидать  -_______________;
  2. скупой -_______________;
  3. драться   -______________;
  4. пурга   -_______________;
  5. растранжирить   -_______;
  6. скорый  -______________;
  7.  жестокий   -___________;
  8.  зной   -_______________;
  9.  зрелый  -______________;
  10.  беда   -________________;
  1. истина   -______________;
  2.  мрак –________________;
  3.  мощный   -____________;
  4.  колея  -_______________;
  5.  даль   -________________;
  6.  свежесть   -____________;
  7.  пичужка   -____________;
  8. буран   -_______________;
  9. Отчизна -______________;
  10. источник   -____________ .

  1. Антонимы

1.           весёлый-_________________;

2.        прилетать-_______________;

3.        будущий-________________;

4.        сырой-___________________;

5.        зима-____________________;

6.        чёрный-__________________;

7.         робкий-__________________;

8.        вечером-_________________;

9.        трусливый-_______________;

10.        грустный -________________;

11.        прощаться-______________;

12.        скучный-_________________;

13.        говорить-_________________;

14.        враг-_____________________;

15.         смеётся-__________________;

16.         большой-_________________;

17.         чёрный-__________________;

18.         грустный-________________;

19.         стынет-__________________;

20.        утро-____________________

  1. Паронимы

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: невежа-невежда.

 

Невежа – грубый, невоспитанный человек.

Невежда – малообразованный, несведущий человек.

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: адресат – адресант.

Адресат – лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель).

Адресант – лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель).

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Вариант 6

  1. Отметь  слова с переносным значением:
  1. железное здоровье;
  2. деревянная изба;
  3. деревянное лицо;
  4. пылающие щёки;
  5. светящаяся улыбка;
  6. тучи бегут;
  7. проснулась шкатулка;
  8. суп бежит;
  9. тяжёлая сумка;
  10. медные волосы;
  1. пушистый мех;
  2. крыло самолёта;
  3. каменный дом;
  4. копирует походку;
  5. ударят морозы;
  6. пушистые ветки;
  7. горят снежинки;
  8. золотой огонь;
  9. человек стоит;
  10. серебряное кольцо.
  1. Омонимы

Со словом бор   составьте два предложения, различные по значению.

     БОР1 – хвойный, обычно сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте.  

      БОР2 – зубоврачебный инструмент, стальное сверло.  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Синонимы

1.           трасса  -____________;

2.         ненастный-_________;

3.         искусный  -_________;

4.         неопрятный  -_______;

5.         соображать  -_______;

6.         разобраться  -_______;

7.         прочный  -__________;

8.         несмелый  -_________;

9.         занимательный  -____;

10.         шалить  -___________;

11.         несложный  -_______;

12.         лгать  -____________;

13.         тощий  -___________;

14.         нездоровый   -______;

15.         тревожный  -_______;

16.         громадный  -________;

17.         товарищ -__________;

18.        неприятель  -________;

19.        спешить   -__________;

20.        дом - ________________.

  1. Антонимы

1.           весёлый-_____________;

2.        хороший-____________;

3.        старость-_____________;

4.        мир-_________________;

5.        верх-________________;

6.        лето-________________;

7.        сила-________________;

8.        добро-_______________;

9.        отдавать-_____________;

10.         скучный -____________;

11.        праздник-____________;

12.        счастье-______________;

13.        тяжёлый-_____________;

14.        подъём-______________;

15.         поздний-_____________;

16.         уменьшить-__________;

17.         мириться-____________;

18.         ложь-________________;

19.         исчезать-____________;

20.        узкий-_______________

  1. Паронимы

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: соседний – соседский.

Соседний – расположенный вблизи, рядом с кем-чем-либо, по соседству.

Соседский – относящийся к соседу, принадлежащий ему.

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: сытный – сытый.

Сытный.1. Питательный, хорошо насыщающий, калорийный. 2. перен. Доходный, прибыльный (разг.).

Сытый.1. Вполне утоливший свой голод  

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Вариант 7

  1. Отметь  слова с переносным значением:
  1. острое слово;
  2. круглый столик;
  3. круглая дата;
  4. живая беседа;
  5. светлая мысль;
  6. тьма народу;
  7. крепкая верёвка;
  8. крепкая дружба;
  9. проглотил язык;
  10. швейная иголка;
  1. тесная обувь;
  2. тесная дружба;
  3. спят кувшинки;
  4. злой мороз;
  5. светлый ум;
  6. хвост лисы;
  7. небо дышало;
  8. золотое сердце;
  9. бархатные ручки;
  10. колючий мороз.
  1. Омонимы

Со словом зуб   составьте два предложения, различные по значению.

ЗУБ1 – орган в ротовой полости для откусывания и разжевывания пищи.

ЗУБ2 (ЗУБЕЦ) – острый выступ на инструменте, орудии, механизме.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Синонимы
  1. кавалерия  -_____________;
  2.  бордовый -______________;
  3.  задорный   -_____________;
  4.  студёный   -_____________;
  5.  полотно  -_______________;
  6.  ураган   -________________;
  7.  сырой   -________________;
  8.  боец   -__________________;
  9.  скучать   -_______________;
  10.  ликование   -_____________;
  1. невесомый   -____________;
  2.  вьюга  –_________________;
  3.  мокрый  -_______________;
  4.  свалился   -______________;
  5.  алый   -_________________;
  6.  завтракали   -____________;
  7.  трепетать   -_____________;
  8.  неустрашимый  -_________;
  9.  мизерный  -______________;
  10. доллары-________________

  1. Антонимы

1.         белый-___________________;

2.        горе-_____________________;

3.         найти-___________________;

4.         глупый-__________________;

5.        горек-____________________;

6.        узкий-____________________;

7.        старый-__________________;

8.        шершавый-_______________;

9.         трудный-_________________;

10.         сзади -___________________;

11.        далеко-__________________;

12.        уходить-__________________;

13.        расцветать-_______________;

14.        смеяться-_________________;

15.         любить-__________________;

16.         работать-________________;

17.         рано-____________________;

18.         большой-________________;

19.         близкий-_______________ .

20.        весёлый-_______________

  1. Паронимы

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: одеть – надеть.

Надеть – покрывать одеждой тело (т.е. надеть на самого себя): надеть пальто, шапку; с предлогом «на» надеть на себя и на кого-либо: надеть на спину рюкзак,

надеты чехлы на мебель.

Одеть – покрыть кого-нибудь одеждой: одеть ребенка

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: практический -практичный.

Практический – относящийся к области практики; нужный для практики; прививающий умение, навыки; относящийся к области реальных потребностей.

Практичный – опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах; удобный, пригодный в деле, выгодный, экономный.

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

Вариант 8

  1. Отметь  слова с переносным значением:
  1. иголка сосны;
  2. глубокое раздумье;
  3. дремлет камыш;
  4. горячий чай;
  5. зима плачет;
  6. колючий ёж;
  7. золотые слова;
  8. природа спит;
  9. тёплая встреча;
  10. солнечное настроение;
  1. блестящий талант;
  2. рассеянный человек;
  3. бегающие дети;
  4. бегающие глаза;
  5. хвост кометы;
  6. кольцо дыма;
  7. быстрый ум;
  8. железное здоровье;
  9. сердитая зима;
  10. дремлет лес.
  1. Омонимы

Со словом   лавка составьте два предложения, различные по значению.

ЛАВКА1 – магазин. Купить в лавке.

ЛАВКА2 – скамья. Сидеть на лавке

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Синонимы

1.           сообщать -_____________;

2.         машина -______________;

3.         косой -________________;

4.         изнемогать  -___________;

5.         шторм  -_______________;

6.         шествовать  -___________;

7.         пурпурный  -___________;

8.         неправда  -_____________;

9.         поддержка  -___________;

10.         безветрие  -____________;

11.         мощь   -_______________;

12.         грусть –_______________;

13.         нестись  -______________;

14.         осилить  -______________;

15.         известие  -_____________;

16.         изумить   -_____________;

17.         фантазировать   -_______;

18.         идёт  -________________;

19.         храм -_______________;_

20.         аккуратный   -_______

  1. Антонимы

грустно-_________________;

2.        близко-__________________;

3.         богатство-_______________;

4.         грязь-___________________;

5.         правда-__________________;

6.         тепло-___________________;

7.            редко-___________________;

8            чистота__________________;

9.         чёрный-__________________;

10.         за -______________________;

11.         открыть-_________________;

12.        холодно-__________________;

13.        помогать-_________________;

14.        толстый-__________________;

15.         прохлада-________________;

16.         бежать-__________________;

17.         спускается-_______________;

18.         маленький-_______________;

19.         тёмные-_________________ .

20.        новая-_______________

  1. Паронимы

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: искусный, искусственный.

Искусный – умелый, хорошо знающий своё дело; умело, хорошо выполненный.

Искусственный – не природный, ненатуральный, сделанный наподобие настоящего, природного, неестественный.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: глиняный-глинистый

Глиняный – сделанный из глины. Глиняный горшок.

Глинистый – содержащий глину. Глинистая почва.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 9

  1. Отметь  слова с переносным значением:
  1. крыло орла;
  2. крыло самолёта;
  3. тёплый голос;
  4. плывут облака;
  5. холодная встреча;
  6. глубокое раздумье;
  7. сладкий пирог;
  8. злой волк;
  9. гибкость ума;
  10. весёлый ветер;
  1. работать с огоньком;
  2. туча дел;
  3. мороз прогнал ребят;
  4. ослепительная красота;
  5. язык колокола;
  6. температура скачет;
  7. румяное яблоко;
  8. глухая дверь;
  9. цифры пляшут;
  10. волк  воет,
  1. Омонимы

Со словом свет составьте два предложения, различные по значению.

СВЕТ1 – источник освещения.  

СВЕТ2 – Земля со всем существующим на ней, мир

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Синонимы

видимо-невидимо-__________;

2. аплодировать-_____________;

3. давнишний  -______________;

4. хотеть  -__________________;

5. лётчик  -__________________;

6. огненный  -________________;

7. шустрый  -________________;

8. сражение  -________________;

9. сверкать  -_________________;

10.судно -___________________;

11. аромат  -_________________;

12. ливень –_________________;

13. армия -__________________;

14. содействовать  -___________;

15. кара  -___________________;

16. скорбь  -_________________;

17. интеллект -______________;

18. медленно  -_______________;

19. восторг  -________________;

20. продукты 

  1. Антонимы

весёлый-____________

2.        спуск-____________

3.        ранний-_____________

4.        загадка-______________

5.        плохо-_______________

6.         запад-______________

7.        север-_____________

8.         вчера-_____________

9.         сел-__________

10.          низко -____________

11.         часто-__________

12.          светло-_____________

13.         медленно-___________

14.         белый-______________

15.         стужа-____________

16.          здравствуйте-________

17.         мир -____________

18.         раньше-___________

19.         теплее-____________

20.         короткий-______________

  1. Паронимы

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: жесткий – жестокий,    

Жестокий.1) безжалостный, беспощадный, слишком суровый, 2) слишком сильный

Жёсткий.1) твёрдый на ощупь, крепкий, плотный, 2) суровый, резкий, 3) не допускающий отклонений

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: праздный – праздничный.

Праздничный.1. только полн. ф. Относящийся к празднику, нарядный, красивый. 2. Торжественно-радостный, счастливый, весёлый.

Праздный.1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. 2. перен. Бесцельный, пустой, порождённый бездельем, праздностью.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"

Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...