конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Гласные а-о в корнях -раст- -ращ- -рос-"
тренажёр по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе по теме "Гласные в конях -раст- -ращ- -рос-" с использованием универсальных учебных действий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 137.4 КБ |
rabochaya_karta_uchashchegosya.docx | 18.67 КБ |
kartochki_leksika_5_klass.docx | 53.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Морфемика -раздел науки о языке, который изучает части слова - морфемы
Вставить пропущенные буквы, объяснить условия их выбора, обозначить орфограммы. Д..жди п.. мидор голу..ка вку .. ый сл..гать Л.. сты н.. стурция дер..кий радо.. ный изл ..жить
Пробное действие Распол .. гаться на берегу выр .. стет тюльпан Предпол ..жить ответ выр ..щенный сад подр .. сли на грядке отр .. сль хозяйства
Цель урока: Выявить условия написания гласных а - о в корнях - раст - - ращ - -рос- . Тема урока: Буквы а – о в корнях - раст - , - ращ - , -рос .
Алгоритм действий Выделить корень Определить конечную согласную в корне Помнить исключения Сделать вывод
Первичное закрепление во внешней речи Задание 2. Бешеный росточек. Мне исполнилось 10 лет-вполне солидный возр ..ст. На день рождения мне подарили какой-то маленький р..сток в горшочке. Сказали, что это редкое р.. стение , что в нашем климате оно вообще почти не р.. стет , и если я сумею его выр .. стить , то я герой. Потому что потом на нем выр .. стет удивительный плод, наполненный настоящими изумрудами! Взял я этот р..сточек и стал его выр .. щивать . Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р.. ст пошел, дал отр .. стки и как начал р.. сти-подр ..стать! я ужасно удивлялся! Через неделю он уже так подр ..с, что выше меня стал, через две выр ..с больше папы! А через три так разр .. сся , что в комнате умещаться перестал! Не знаю, что мне теперь с моим быстрор .. стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р..сточек мой скоро так разр .. стется , что нам всем от этой р.. стительности в доме места не останется!
А О 1 Выр ..стили + 2 Подр .. сли + 3 Отр .. сль + 4 Взр ..щённый + 5 Р .. стки + 6 Разр ..статься + 7 Пор .. сль + 8 Вр .. сли +
Дополнительное задание Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях: Долго р.. сло р.. стение , выр ..щенное р.. стовщиком из Р.. стова по имени Р.. стислав , пока р..сток не перер ..с возр .. стной барьер, прор ..с выше, пройдя сквозь все р.. стительные преграды, став добычей работников пищевой отр .. сли .
Рефлексия Какую цель мы поставили на уроке? Достигли ее? Докажите В чем вы испытали затруднения? Что вам помогло их преодолеть?
Домашнее задание параграф 84, упр. 438, 441( по выбору ) А тем, кто уверен в своих знаниях, выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях - раст - - ращ - -рос-
Предварительный просмотр:
Задание 1
Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму
д..жди п..мидор голу..ка вку..ый сл..гать
л..сты н..стурция дер..кий радо..ый изл..жить
Задание 2
Выделить корень
Определить конечную согласную в корне
Сделать вывод
распол..гаться на берегу выр..стет тюльпан
предпол..жить ответ выр..щенный сад
подр..сли на грядке
отр..сль хозяйства
Тема урока________________________________________________________
Цель выявить условия написания чередующихся гласных А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-.)
Упражнение 437
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Алгоритм
Выделить корень
Определить конечную согласную в корне
Помнить исключения
Сделать вывод
Задание 2.
Бешеный росточек.
Мне исполнилось 10 лет-вполне солидный возр..ст. На день рождения мне подарили какой-то маленький р..сток в горшочке. Сказали, что это редкое р..стение, что в нашем климате оно вообще почти не р..стет, и если я сумею его выр..стить, то я герой. Потому что потом на нем выр..стет удивительный плод, наполненный настоящими изумрудами! Взял я этот р..сточек и стал его выр..щивать. Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р..ст пошел, дал отр..стки и как начал р..сти-подр..стать! я ужасно удивлялся! Через неделю он уже так подр..с, что выше меня стал, через две выр..с больше папы! А через три так разр..сся, что в комнате умещаться перестал! Не знаю, что мне теперь с моим быстрор..стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р..сточек мой скоро так разр..стется, что нам всем от этой р..стительности в доме места не останется!
Задание 3
а | о | ||
1 | Выр..стили | ||
2 | Подр..сли | ||
3 | Отр..сль | ||
4 | Взр..щённый | ||
5 | Р..стки | ||
6 | Разр..статься | ||
7 | Пор..сль | ||
8 | Вр..сли |
Дополнительное задание
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях: Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.
Д/З
Параграф 84 упр.438, 441( по выбору)
Предварительный просмотр:
Вариант 1
1.Отметь слова с переносным значением:
|
20. море пшеницы. |
2. Омонимы
Со словом мышь составьте два предложения, различные по значению.
Мышь1- небольшой грызун
Мышь2-устройство координатного ввода информации в компьютер, курсор, предназначенный для позиционирования мышью
__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3. Синонимы
1.Напиши синонимы:
|
20, идти-___________________. |
4. Антонимы
1 .юг-______________________;
|
19. глубоко-_________________ . 20, сладкий__________________ |
5. Паронимы
1.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: понятливый – понятный. Понятливый-легко схватывающий смысл, быстро понимающий, усваивающий что-либо Понятный.1. Доступный пониманию, восприятию. 2. Справедливый, обоснованный. _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________ | 2.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: обидный – обидчивый Обидный.1) Содержащий в себе обиду, оскорбительный. 2) а) Причиняющий обиду. б) перен. разг. Досадный, неприятный. Обидчивый - склонный к обиде, легко и часто обижающийся. __________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ____________________________________________ |
Вариант 2
1.Отметь слова с переносным значением:
|
20, мягкий диван. |
2. Омонимы
Со словом дрова составьте два предложения, различные по значению.
Дрова1-древесина в виде брёвен и поленьев для топки, сжигания Дрова2-то же, что драйверы; набор программ, управляющих аппаратным обеспечением. Скачай в Интернете свежие дрова! ___________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ |
3. Синонимы
1. азбука-________________; 2. промчался-____________; 3. пригорюниться -________; 4. метель -______________ 5. сохатый -______________; 6. смотреть -____________; 7. еда -__________________; 8. отважный -____________; 9. веселье -______________; 10. отступ -_______________; | 11. заражение -___________; 12. конец –_______________; 13. каморка -_____________; 14. лентяй -______________; 15. восхищаться -__________; 16. бабушка -______________; 17. смелый -______________; 18. чистый -______________; 19. скакун -_______________; 20. скакать -______________. |
4.Антонимы
|
|
5. Паронимы
Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: зачинатель – зачинщик. Зачинатель – тот, кто зачинает что-нибудь, кладет начало чему-то. Зачинщик – тот, кто подстрекает начать, начинает что-то неблаговидное. _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ | Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: невежественный – невежливый. Невежественный -необразованный, несведущий, мало знающий. Невежливый. Нарушающий правила приличия; неучтивый, невоспитанный. _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ |
Вариант 3
- Отметь слова с переносным значением:
|
|
- Омонимы
Со словом боксёр составьте два предложения, различные по значению.
Боксёр1-спортсмен, занимающийся боксом
Боксёр2-короткошёрстная порода собак; собака этой породы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Синонимы
|
|
- Антонимы
1. лето-________________; 2. радость-_____________; 3. детский-_____________; 4. трудолюбие-__________; 5. жёсткий-_____________; 6. вверх-________________; 7. хорошо-______________; 8. мало-________________; 9. слабо-_______________; 10. тихо-________________; | 11. справа-______________; 12. быстро-______________; 13. завтра-_______________; 14. сладкий-_____________; 15. полный-______________; 16. сытый-_______________; 17. много-_______________; 18. свет-_________________; 19. строит-______________; 20. нежность-____________ |
- Паронимы
Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: оплатить- заплатить Оплатить – отдать плату за что-либо. Примеры употребления: оплатить расходы, оплатить счет, оплатить услуги. Заплатить.1) отдать плату за что-либо, 2) отплатить (ответить). Примеры употребления: заплатить за покупки, за работу, за услуги, за билет, за проезд; заплатить добром за добро ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | .Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: безответный – безответственный. Безответный-1. Не получающий, не дающий ответа, отклика на что-либо. 2. Неспособный возражать, прекословить, очень кроткий. Безответственный-не несущий или не сознающий ответственности. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Вариант 4
- Отметь слова с переносным значением:
|
|
- Омонимы
Со словом соль составьте два предложения, различные по значению.
Соль1-то же, что поваренная соль;
Соль2-один из музыкальных звуков.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Синонимы
|
|
- Антонимы
|
|
- Паронимы
7.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: удачный - удачливый.
Удачливый – счастливый; тот, кому везет (удачливый исследователь). Удачный – успешный (удачный день). _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ | 8.Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: скрытый- скрытный. Скрытный – не склонный делиться с другими своими мыслями, переживаниями, намерениями, неоткровенный. Скрытый – тайный, не обнаруживающийся явно. _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________
|
Вариант 5
- Отметь слова с переносным значением:
|
|
- Омонимы
Со словом мир составьте два предложения, различные по значению.
МИР1 – земной шар, Земля.
МИР2 – отсутствие войны, согласие.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Синонимы
|
|
- Антонимы
1. весёлый-_________________; 2. прилетать-_______________; 3. будущий-________________; 4. сырой-___________________; 5. зима-____________________; 6. чёрный-__________________; 7. робкий-__________________; 8. вечером-_________________; 9. трусливый-_______________; 10. грустный -________________; | 11. прощаться-______________; 12. скучный-_________________; 13. говорить-_________________; 14. враг-_____________________; 15. смеётся-__________________; 16. большой-_________________; 17. чёрный-__________________; 18. грустный-________________; 19. стынет-__________________; 20. утро-____________________ |
- Паронимы
Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: невежа-невежда.
Невежа – грубый, невоспитанный человек. Невежда – малообразованный, несведущий человек. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: адресат – адресант. Адресат – лицо или организация, кому адресовано почтовое отправление (получатель). Адресант – лицо или организация, посылающие почтовое отправление (отправитель). _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Вариант 6
- Отметь слова с переносным значением:
|
|
- Омонимы
Со словом бор составьте два предложения, различные по значению.
БОР1 – хвойный, обычно сосновый лес, растущий на сухом возвышенном месте.
БОР2 – зубоврачебный инструмент, стальное сверло.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Синонимы
1. трасса -____________; 2. ненастный-_________; 3. искусный -_________; 4. неопрятный -_______; 5. соображать -_______; 6. разобраться -_______; 7. прочный -__________; 8. несмелый -_________; 9. занимательный -____; 10. шалить -___________; | 11. несложный -_______; 12. лгать -____________; 13. тощий -___________; 14. нездоровый -______; 15. тревожный -_______; 16. громадный -________; 17. товарищ -__________; 18. неприятель -________; 19. спешить -__________; 20. дом - ________________. |
- Антонимы
1. весёлый-_____________; 2. хороший-____________; 3. старость-_____________; 4. мир-_________________; 5. верх-________________; 6. лето-________________; 7. сила-________________; 8. добро-_______________; 9. отдавать-_____________; 10. скучный -____________; | 11. праздник-____________; 12. счастье-______________; 13. тяжёлый-_____________; 14. подъём-______________; 15. поздний-_____________; 16. уменьшить-__________; 17. мириться-____________; 18. ложь-________________; 19. исчезать-____________; 20. узкий-_______________ |
- Паронимы
Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: соседний – соседский. Соседний – расположенный вблизи, рядом с кем-чем-либо, по соседству. Соседский – относящийся к соседу, принадлежащий ему. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: сытный – сытый. Сытный.1. Питательный, хорошо насыщающий, калорийный. 2. перен. Доходный, прибыльный (разг.). Сытый.1. Вполне утоливший свой голод _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Вариант 7
- Отметь слова с переносным значением:
|
|
- Омонимы
Со словом зуб составьте два предложения, различные по значению.
ЗУБ1 – орган в ротовой полости для откусывания и разжевывания пищи.
ЗУБ2 (ЗУБЕЦ) – острый выступ на инструменте, орудии, механизме.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Синонимы
|
|
- Антонимы
1. белый-___________________; 2. горе-_____________________; 3. найти-___________________; 4. глупый-__________________; 5. горек-____________________; 6. узкий-____________________; 7. старый-__________________; 8. шершавый-_______________; 9. трудный-_________________; 10. сзади -___________________; | 11. далеко-__________________; 12. уходить-__________________; 13. расцветать-_______________; 14. смеяться-_________________; 15. любить-__________________; 16. работать-________________; 17. рано-____________________; 18. большой-________________; 19. близкий-_______________ . 20. весёлый-_______________ |
- Паронимы
Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: одеть – надеть. Надеть – покрывать одеждой тело (т.е. надеть на самого себя): надеть пальто, шапку; с предлогом «на» надеть на себя и на кого-либо: надеть на спину рюкзак, надеты чехлы на мебель. Одеть – покрыть кого-нибудь одеждой: одеть ребенка _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ | Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: практический -практичный. Практический – относящийся к области практики; нужный для практики; прививающий умение, навыки; относящийся к области реальных потребностей. Практичный – опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах; удобный, пригодный в деле, выгодный, экономный. _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ |
Вариант 8
- Отметь слова с переносным значением:
|
|
- Омонимы
Со словом лавка составьте два предложения, различные по значению.
ЛАВКА1 – магазин. Купить в лавке.
ЛАВКА2 – скамья. Сидеть на лавке
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Синонимы
1. сообщать -_____________; 2. машина -______________; 3. косой -________________; 4. изнемогать -___________; 5. шторм -_______________; 6. шествовать -___________; 7. пурпурный -___________; 8. неправда -_____________; 9. поддержка -___________; 10. безветрие -____________; | 11. мощь -_______________; 12. грусть –_______________; 13. нестись -______________; 14. осилить -______________; 15. известие -_____________; 16. изумить -_____________; 17. фантазировать -_______; 18. идёт -________________; 19. храм -_______________;_ 20. аккуратный -_______ |
- Антонимы
грустно-_________________; 2. близко-__________________; 3. богатство-_______________; 4. грязь-___________________; 5. правда-__________________; 6. тепло-___________________; 7. редко-___________________; 8 чистота__________________; 9. чёрный-__________________; 10. за -______________________; | 11. открыть-_________________; 12. холодно-__________________; 13. помогать-_________________; 14. толстый-__________________; 15. прохлада-________________; 16. бежать-__________________; 17. спускается-_______________; 18. маленький-_______________; 19. тёмные-_________________ . 20. новая-_______________ |
- Паронимы
Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: искусный, искусственный. Искусный – умелый, хорошо знающий своё дело; умело, хорошо выполненный. Искусственный – не природный, ненатуральный, сделанный наподобие настоящего, природного, неестественный. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: глиняный-глинистый Глиняный – сделанный из глины. Глиняный горшок. Глинистый – содержащий глину. Глинистая почва. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Вариант 9
- Отметь слова с переносным значением:
|
|
- Омонимы
Со словом свет составьте два предложения, различные по значению.
СВЕТ1 – источник освещения.
СВЕТ2 – Земля со всем существующим на ней, мир
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Синонимы
видимо-невидимо-__________; 2. аплодировать-_____________; 3. давнишний -______________; 4. хотеть -__________________; 5. лётчик -__________________; 6. огненный -________________; 7. шустрый -________________; 8. сражение -________________; 9. сверкать -_________________; 10.судно -___________________; | 11. аромат -_________________; 12. ливень –_________________; 13. армия -__________________; 14. содействовать -___________; 15. кара -___________________; 16. скорбь -_________________; 17. интеллект -______________; 18. медленно -_______________; 19. восторг -________________; 20. продукты |
- Антонимы
весёлый-____________ 2. спуск-____________ 3. ранний-_____________ 4. загадка-______________ 5. плохо-_______________ 6. запад-______________ 7. север-_____________ 8. вчера-_____________ 9. сел-__________ 10. низко -____________ | 11. часто-__________ 12. светло-_____________ 13. медленно-___________ 14. белый-______________ 15. стужа-____________ 16. здравствуйте-________ 17. мир -____________ 18. раньше-___________ 19. теплее-____________ 20. короткий-______________ |
- Паронимы
Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: жесткий – жестокий, Жестокий.1) безжалостный, беспощадный, слишком суровый, 2) слишком сильный Жёсткий.1) твёрдый на ощупь, крепкий, плотный, 2) суровый, резкий, 3) не допускающий отклонений ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ | Придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима: праздный – праздничный. Праздничный.1. только полн. ф. Относящийся к празднику, нарядный, красивый. 2. Торжественно-радостный, счастливый, весёлый. Праздный.1. Ничем не занятый, без дела, без полезных занятий. 2. перен. Бесцельный, пустой, порождённый бездельем, праздностью. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
Цели: учебно-развивающие:Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;отработка навыков самостоятельной работы;воспитательные:воспитывать бережное отношение к природе....
Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...
Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"
Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...