Конспект урока русского языка по теме "Правописание гласных О - А в корнях с чередованием"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цели: учебно-развивающие:
Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;
отработка навыков самостоятельной работы;
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_melkumyan_s.r..doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание гласных О – А в корнях с чередованием.
Цели: учебно-развивающие:
Отработка навыков правописания корней с чередующимися гласными;
отработка навыков самостоятельной работы;
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Целью нашего урока сегодня будет отработать навыки правописания корней с чередующимися гласными: лаг – лож, кас – кос, раст – ращ – рос.
Материал к уроку подбирался таким образом, чтобы мы еще раз увидели, почувствовали, как прекрасна природа нашей Родины. Помогать нам будут бессмертные строки поэтов, писателей и произведения русских художников.
- Проверка домашнего задания (выборочно).
Какие корни с чередованием гласных встретились вам при выполнении упражнения?
Растительность, предлагать, проложить, росточек (искл.), подросли, выращенный, произрастать, разложить.
- Выборочный диктант.
Записать слова с чередующимися гласными, выделить корни.
Проверяем путем взаимопроверки.
- И чтобы первая трава
Росла весною лучше,
Шуршит под граблями листва,
Растут сухие кучи. (З. Александрова)
- Ночь уже ложилась на горы, и туман уже начинал бродить по ущельям. (З. Александрова)
- Я положу в твои родные руки
Все сказки мира, все его науки.(Я. Смеляков)
- Оживает цветок, теплым солнцем согрет,
Молодые ростки вылезают на свет. (З. Александрова)
- Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья,
Я становился лучше и сильней
От каждого ее прикосновенья.(Н. Рыленков)
- Синтаксическая пятиминутка.
Списать предложение, вставить пропущенные буквы, выполнить следующие разборы:
1. Сделать синтаксический разбор предложения.
2. Выписать 4 словосочетания (глагольные и именные).
3. Разобрать слово по составу.
Прик…сновение к природ… неизбежно воздужда…т чу…ства и порожда…т2 мысли. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, растространенное).
Прикосновение к природе (сущ. + сущ.)
возбуждает чувства (гл. + сущ.)
возбуждает неизбежно (гл. + нареч.)
- Сгруппировать глаголы по значению слова «касаться».
На доске записаны словосочетания с пропущенными орфограммами.
Списать словосочетания, вставляя буквы, распределяя на две группы.
1 гр. – словосочетания со значением «дотронуться до чего-либо»
2 гр. – все остальные.
Касаюсь стены, коснуться трудного вопроса, касались новой темы, прикоснулись к тайне, касаться рукой, тебя это не касается.
1 вариант – составить 2 предложения со словами каждой группы.
2 вариант – составить 2 предложения с однородными предложениями.
- Записать однокоренные слова с данными приставками. С какими приставками нельзя образовать слова
1 вариант – раз-, под-, у-, по-, в- -лож-
2 вариант – про-, пред-, на-, за-, воз- -лаг-
Работа по карточкам
№1 Подобрать однокоренные слова к слову расти, образовать форму слова.
№2 Подобрать однокоренные слова к слову касаться, образовать форму слова.
Чем однокоренные слова отличаются от форм слова?
- Работа с толковым словарем.
По лексическому значению определить слово, записать его, объяснить правописание.
Молодые деревца, которые вырастают у подножия старых. (Поросль)
Область деятельности науки, производства. (Отрасль)
⎯ Откройте словарики, найдите это слово, скажите, сколько значений оно имеет.
⎯ Как называются такие слова?
⎯ Какие вы знаете слова-исключения с корнями рос-раст?
Послушайте, какое значение дается этому слову в словаре С.И. Ожегова
Росток – 1) стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища;
2)отрезок ветки с почками для посадки, черенок.
- Письмо по памяти.
Пока дети пишут, вытираю орфограммы, затем читаем написанное, а один ученик выходит к доске и объясняет орфограммы.
(В) зарослях зеленых отзвенели трели,
И березы тронуты желтой акварелью.
(Н. Рыленков)
- Сочинение-миниатюра по опорным словам.
Прол…гать путь, возложить ответственность, пол…гаться на ребят, прил…гать усилия, ул…житься в срок.
* Учащиеся, успевающие на «4» и «5», сочиняют четверостишия, употребляя в них слова на изученную орфограмму.
- Занимательная минутка
Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Самостоятельная часть речи (прилагательное).
5. Период, ступень в развитии человека, количество лет (возраст).
6. Прошедшее время от глагола предлагать в м.р. (предложил).
7. Слово-исключение в корнях с чередованием рос-раст (росток).
8. Один из видов письменной работы по русскому языку (изложение).
По вертикали:
2. Математическое действие (сложение).
3. Слово-исключение в корнях с чередованием рос-раст (отрасль).
4. Растение, которое растет в воде (водоросль).
2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||||||
6 | 5 | ||||||||||||||||||||
8 | 7 | ||||||||||||||||||||
Домашнее задание. Упр. 442. Вставить орфограммы, выделить корни с чередованием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-".
Урок изучения нового материала по теме "Буквы о-а в корне с чередованием -раст-, -ращ-, -рос-"....
Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием"
Данная презентация к уроку в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием" позволяет обучающимся систематизировать знания о корнях с чередованием. Формирует орфографическую грамотность учащихся, ...
Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...
Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием -гор-гар-"
Презентация содержит конспект урока по изучению данной темы, представленный в нетрадиционной форме.....
Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"
Данный урок - урок открытия новых знаний...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание корней с чередованием Е-И"
План-проект урока, формирующего универсальные учебные действия...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Правописание корней с чередованием гласных е – и»
Урок смоделирован с учетом требований ФГОС: определен каждый этап урока с целеполаганием, планируемыми образовательными результатами, обучающими и развивающими компонентами, заданиями и упражнен...