РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 8 класс основное общее образование
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_8_klass.docx | 53.44 КБ |
Предварительный просмотр:
02.04.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Краснополецкая средняя общеобразовательная школа
Торопецкого района Тверской области
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ
На заседании педагогического совета Приказ № 33 от 28.08. 2014
Протокол № 1 от 28.08.2014 года Директор школы В.И.Замыслова
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку 8 класс
основное общее образование
Срок реализации: 1 год (2014/2015 учебный год)
2014, Захоломье
Оглавление.
1.Пояснительная записка……….3 стр.
2.Преемственность в обучении…….3 стр.
3.Мониторинг знаний обучающихся…..3 стр.
4.Содержание программы………4 стр.
5.Тематическое планирование……..7 стр.
6. Учебно-методический комплект……………..12 стр.
7. Требования к уровню обученности………12 стр.
8. Критерии оценки знаний по предмету……………13 стр.
1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации, Устава МОУ Краснополецкая СОШ, учебного плана МОУ Краснополецкая СОШ на 2014-2015учебный год; годового календарного учебного графика работы МОУ Краснополецая СОШ на 2014-2015 учебный год, образовательной программы МОУ Красополецкая СОШ; Федерального перечня учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, программы основного общего образования
( и программы под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Москва, «Просвещение», 2010 г. 102 часа.)
По учебному плану на изучение русского языка в 8 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю).
2. Мониторинг знаний обучающихся
Виды контроля за усвоением знаний по русскому языку в 8 классе: индивидуальное, фронтальное и групповое оценивание. Основные виды контроля: тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, диктант, словарный диктант, работа по карточкам. Работы по развитию речи, а также контрольные работы выполняются согласно программе в течение целого урока – 45 минут, оценки за работы выставляются в тетради для контрольных и по развитию речи работ и в журнал каждому учащемуся и за каждую работу. За уроки обобщающего характера оценки выставляются выборочно
Наличие материально - технической базы позволяет реализовать данную программу в полном объёме.
3. Преемственность в обучении
Программа составлена с учётом полученных знаний в 5-7 классах, а также с учётом принципов системности, научности и доступности. В 5-7 классах вводились первоначальные основные понятия синтаксиса и пунктуации. Программа 8 класса предусматривает первый год углубленного изучения разделов « Синтаксис» и « Пунктуация». Главным предметом изучения систематического курса синтаксиса в 8 классе является простое предложение. В программе специально отводятся часы на развитие связной речи. Формирование орфографических навыков и умений предусматривается на каждом уроке.
4. Содержание программы
Общие сведения о языке (1 ч.)
Повторение пройденного в V-VII классах (7ч. + 1 ч.)
Синтаксис и пунктуация(2 ч. +1 ч.)
I. Основные единицы синтаксиса. Текст и предложение как единица синтаксиса.
II. Умение из слов составлять предложения с указанным коммуникативным
заданием, включить эти предложения в текст.
Словосочетание (4 ч.)
I.Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по
морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и
управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению
словосочетания.
Простое предложение (4ч. + 1 ч.)
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая
(предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении.
Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов
наиболее
важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его
языковые особенности.
Двусоставные предложения (5 ч. + 1 ч.)
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (7 ч. + 2 ч.)
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Односоставные предложения (8 ч.+4 ч.)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
Простое осложненное предложение (1ч.)
Однородные члены предложения (13 ч.)
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные
определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (14 ч. + 3 ч.)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (11 ч. + 2ч.)
I. Повторение изученного материала об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Синтаксические конструкции с чужой речью (7 ч. + 1 ч.)
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация пройденного в VIII классе (3ч.)
5. Тематическое планирование.
Функции русского языка в современном мире (1) | ||
1 | Русский язык в современном мире | 1 |
Повторение изученного в 5-7 классах (7+1) | ||
2 | Пунктуация и орфография. | 1 |
3 | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения. | 1 |
4 | Знаки препинания в сложном предложении. | 1 |
5 | Буквы Н-НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. | 1 |
6 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 1 |
7 | Р/р. Сочинение-рассуждение по исходному тексту. | 1 |
8 | Обобщающее повторение. | 1 |
9 | Контрольный диктант. | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (2+1) | ||
10 | Основные единицы синтаксиса. | 1 |
11 | Р/р. Текст как единица синтаксиса. | 1 |
12 | Предложение как единица синтаксиса. | 1 |
Словосочетание (4) | ||
13 | Словосочетание как единица синтаксиса. | 1 |
14 | Виды словосочетаний. | 1 |
15 | Синтаксические связи слов в словосочетании. | 1 |
16 | Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 |
Простое предложение (4+1) | ||
17 | Простое предложение. Грамматическая основа предложения. | 1 |
18 | Порядок слов в предложении. Интонация. | 1 |
19 | Интонация, логическое ударение. | 1 |
20 | Интонация, логическое ударение. | 1 |
21 | Р/р. Описание памятника культуры. | 1 |
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (5+1) | ||
22 | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 |
23 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 1 |
24 | Составное глагольное сказуемое. | 1 |
25 | Составное именное сказуемое. | 1 |
26 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
27 | Р/р. Изложение с элементами сочинения «Лес – источник жизни». | 1 |
Второстепенные члены предложения (7+2) | ||
28 | Второстепенные члены предложения. | 1 |
29 | Дополнение. | 1 |
30 | Определение. | 1 |
31 | Приложение. Знаки препинания при нём. | 1 |
32 | Обстоятельство. | 1 |
33 | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 |
34 | Контрольный диктант. | 1 |
35,36 | Р/р. Характеристика человека. Изложение «А.М. Пешковский». | 2 |
Простые односоставные предложения(8+4) | ||
37 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. | 1 |
38 | Назывные предложения. | 1 |
39 | Определённо-личные предложения. | 1 |
40 | Неопределённо-личные предложения. | 1 |
41 | Р/р. Инструкция. | 1 |
42 | Безличные предложения. | 1 |
43 | Р/р. Сочинение-рассуждение по картине К. Юона «Новая планета» | 1 |
44 | Неполные предложения. | 1 |
45 | Синтаксический разбор простого односоставного предложения. | 1 |
46 | Урок-зачёт по теме «Односоставные предложения» | 1 |
47,48 | Р/р. Изложение с элементами сочинения «А.А. Шахматов» | 2 |
Простое осложнённое предложение Однородные члены предложения(13) | ||
49 | Понятие об осложнённом предложении. | 1 |
50 | Понятие об однородных членах. | 1 |
51 | Однородные члены предложения. | 1 |
52,53 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 2 |
54 | Однородные и неполные определения. | 1 |
55,56 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 2 |
57 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | 1 |
58 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | 1 |
59 | Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. | 1 |
60 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения». | 1 |
61 | Контрольный диктант. | 1 |
Обособленные члены предложения(14+3) | ||
62 | Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. | 1 |
63 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 |
64 | Обособленные определения. Согласованные и несогласованные определения. | 1 |
65,66 | Р/р. Рассуждение на дискуссионную тему (обучающее сочинение). | 2 |
67 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 1 |
68,69 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 2 |
70 | Контрольный диктант. | |
71,72 | Обособленные уточняющие члены предложения.. Выделительные знаки препинания при них. | 2 |
73 | Р/р. Сочинение «Изобретение наших дней» | 1 |
74 | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. | 1 |
75 | Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | 1 |
76 | Урок-зачёт по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». | 1 |
77,78 | Контрольный диктант и его анализ. | 2 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (18+3) Обращение(3) | ||
79 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение. | 1 |
80 | Распространённые обращения. Выделительные знаки при обращении. | 1 |
81 | Употребление обращений. | 1 |
Вводные и вставные конструкции (5+2) | ||
82 | Вводные и вставные конструкции. | 1 |
83 | Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению. | 1 |
84 | Выделительные знаки при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 1 |
85 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 |
86,87 | Р/р. Сочинение-рассуждение о явлении духовного бытия России – песне. | 2 |
88 | Контрольный диктант. | 1 |
Междометия (3) | ||
89 | Междометия в предложении. | 1 |
90 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 |
91 | Урок-зачёт по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | 1 |
Чужая речь (7+1) | ||
92 | Чужая речь. Понятие о чужой речи. | 1 |
93 | Прямая и косвенная речь. | 1 |
94 | Прямая речь. | 1 |
95 | Диалог. | 1 |
96 | Р/р. Рассказ. Сжатое изложение (по К.Г. Паустовскому). | 1 |
97 | Цитата. | 1 |
98 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. | 1 |
99 | Контрольный диктант. | 1 |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (3) | ||
100, 101 | Повторение и обобщение изученного в 8 классе | 2 |
102 | Итоговое контрольное тестирование. |
Итого 102 часа
6. Учебно- методический комплекс
1.М.Т.Баранов ,Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы обще-
образовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.М.-
Просвещение, 2010
2.Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8
класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007.
3.Н.Ю.Кадашникова. Русский язык. 8 класс: поурочные планы по
учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной,
О.М.Александровой. – Волгоград: Учитель, 2011г.
7.Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому
языку за курс 8 класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класс учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
- ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
- определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания ( сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятников культуры или истории), сочинения –рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
8. Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
- единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
- единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
- объем различных видов контрольных работ;
- количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
- знание полученных сведений о языке;
- орфографические и пунктуационные навыки;
- речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
- полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
- излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается:
- для 8 класса – 120-150 слов,
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
- для 8 класса - 30-35
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:
- в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм,
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть
- в 8 классах – не более 10 различных слов
с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
- В переносе слов;
- На правила, которые не включены в школьную программу;
- На еще не изученные правила;
- В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
- В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
- В исключениях из правил;
- В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
- В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
- В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
- В написании Ы и И после приставок;
- В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.);
- В собственных именах нерусского происхождения;
- В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
- В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является
- для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,
- для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок),
- для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
- Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
- Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
- Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
- Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
- Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
- Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
- Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
- Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения:
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
- в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы, .
С помощью сочинений и изложений проверяются:
- умение раскрывать тему;
- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
- соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- Полнота раскрытия темы;
- Правильность фактического материала;
- Последовательность изложения.
- При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- Стилевое единство и выразительность речи;
- Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
- Содержание работы полностью соответствует теме.
- Фактические ошибки отсутствуют.
- Содержание излагается последовательно.
- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
- Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
- Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
- В работе допущены существенные отклонения от темы.
- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
- Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
- Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
- Работа не соответствует теме.
- Допущено много фактических неточностей.
- Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
- Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
- Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
- При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
- Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
- Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
- На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
- степень самостоятельности учащегося;
- этап обучения;
- объем работы;
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 7,8,9 кл. основное общее образование
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9 класс основное общее образование
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации...
Рабочая учебная программа по физике за курс основного общего образования
Рабочая учебная программа по физике включает перечень нормативных документов и авторских программ с указанием наименования, автора и года издания; сведения о количестве учебных часов, на которое...
Рабочая учебная программа по химии на уровень основного общего образования (8-9 класс)
рабочая программа по химии на уровень основного общего образования 8-9 классы (по О.С. Габриеляну)...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Челябинской области МАОУ "СОШ №7" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 887046) учебного предмета «Биология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...