Технологическая карта урока русского языка в 10 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) по теме "Слова, противоположные по смыслу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Технологическая карта урока.
- Приложение 1. Описание технологических приёмов работы с презентацией (ПО SMART Notebook).
- Приложение 2. Раздаточный материал: пословицы.
- Приложение 3. Раздаточный материал: карточки с заданиями.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема | «Слова, противоположные по значению» |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Целевая аудитория | Учащиеся 10 класса |
Дидактическая задача | Создание условий для восприятия и усвоения нового материала |
Задачи на урок: | |
1. Воспитательные | Воспитывать потребность в формировании положительных качеств. Воспитывать аккуратность, прилежность, эстетический вкус, чувство любви к русскому языку. Воспитывать самостоятельность в учебной деятельности. |
2. Коррекционно-развивающие: | |
- познавательные | Формировать умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев. Формировать умение использовать различные источники информации для решения учебной задачи. Учить умению актуализировать собственные знания. Проводить сравнение по заданным основаниям. |
- регулятивные | Формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Учить умению соотносить планируемый и полученный результат деятельности. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и самостоятельно. |
- коммуникативные | Формировать умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения. Учить умению формулировать собственное мнение и позицию, умение договариваться, задавать вопросы, выслушивать мнения других. |
3. Образовательные | Формировать знания учащихся о словах противоположных по смыслу. Формировать умение применять их в речи. |
Методы и приёмы | По способам передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические. По способам мыслительной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Приёмы: Работа с источниками информации, самостоятельное получение информации. Фиксация выборочной информации. Сравнение изображений. Анализ и классификация объектов. |
Формы работы | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Система средств | Учебник «Деловое и творческое письмо. 10-11 классы» / авт.-сост. И. А. Крестинина, ИРО Кировской области. Раздаточный материал: пословицы, тексты. Моноблоки. Презентация в программе SMART Notebook (Приложение № 1. Описание технологических приёмов работы с презентацией). |
ХОД УРОКА
Этап урока, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ФОРМИРУЕМЫЕ УУД | ||
познавательные | коммуникативные | регулятивные | |||
| |||||
Организация диалога.
| Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учеников к уроку. - Здравствуйте! - Ребята, прошу занять свои рабочие места. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Но вы не волнуйтесь и постарайтесь работать так, как будто идёт обычный урок. Попробуйте показать свои знания. - Каждый человек должен стремиться жить не просто так, а должен стремиться научиться быть лучшим. - Ребята, какими вы бы хотели быть в будущем? - А какими не хотели? | Проверяют готовность рабочего места к уроку, настраиваются на восприятие учебной информации. Отвечают на вопросы учителя | Умение оценить готовность рабочего места к уроку. |
Умение слушать вопрос в диалоге. | Умение настраиваться на восприятие учебного материала. |
| |||||
Мотивация к выполнению упражнения «Группировка» Работа со слайдом № 1. Определение темы и целей урока. | Организует работу с презентацией. Предлагает выполнить упражнение «Группировка». Работа со слайдом 1. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки. - Что вы видите? - Под чертой предложены слова. - Ребята, прочитайте, пожалуйста, слова. - Спасибо. - Какой частью речи являются эти слова? - Сейчас попробуйте к каждому изображению подобрать слово и вставить его в рамочку. - Справились? - Молодцы! - Что у вас получилось, ребята? - Правильно, всё это качества человека. - Какими качествами может обладать человек? (Предлагает продолжить работу с презентацией) (слайд 1) - Распределите качества парами: положительные - отрицательные. - Что у вас получилось, прочитайте, пожалуйста. - Какие по значению слова у вас получились? - Правильно, у вас получились противоположные по значению слова. - Они называются антонимы. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют упражнение «Группировка». Подбирают слова под каждое изображение и вставляют в рамочки. Выполняют задание. (Распределяют картинки друг против друга: грустный – радостный и т.д.) Сопоставляют качества. Читают. Отвечают на вопросы. Делают выводы. | Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных критериев. Умение актуализировать собственные знания. Умение вступать в диалог. Проводить сравнение по заданным основаниям. | Умение выражать свои мысли. Умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения. Умение формировать собственное мнение и позицию. | Умение принимать и сохранять задачу учебной деятельности. Умение соотносить планируемый и полученный результат. |
| |||||
Работа в тетрадях. Работа со слайдом № 2. Мотивация к выполнению упражнения «Расположи правильно» | - Сегодня мы продолжаем изучать нашу большую тему «Слово». - Какие слова будем изучать на уроке? (Ответы) - Тема нашего урока «Антонимы - слова, противоположные по значению». (На доске написана тема урока «Слова, противоположные по значению») - Чему будем учиться? - Будем учиться подбирать антонимы, находить их в тексте и правильно употреблять их в речи. - А для чего? (Ответы) - Для того, чтобы наша речь была яркой, образной. (Организует работу в тетради). - Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока. - Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. - Совершенно верно, на прошлом уроке мы с вами познакомились со словами, близкими по значению – синонимами. - Приведите, пожалуйста, примеры синонимов. (Вежливый – воспитанный, весёлый – радостный, чистый – аккуратный) Продолжаем работать с презентацией (слайд 2) Упражнение «Расположи правильно» - Ребята, вы со всем согласны, что видите перед собой? - А почему не согласны? - Соедините части определений в нужном порядке. | Слушают учителя. Уясняют для себя цель и задачи урока. Отвечают на вопросы учителя. Открывают тетради, записывают число и тему урока. Отвечают. Приводят примеры синонимов. Отвечают на вопросы. Аргументируют свои ответы. Выполняют упражнение: располагают части определений в нужном порядке. | Умение актуализировать собственные знания. Умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев. | Умение вступать в диалог, аргументировать собственную точку зрения. Умение выслушивать мнение других. Умение формировать собственную позицию. | Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и самостоятельно. Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Умение соотносить планируемый и полученный результат деятельности. |
| |||||
Двигательная активность. Работа в группе. Мотивация к выполнению упражнения с пословицами. Работа в тетради. | Организует групповую работу. - Ребята, на партах лежат листочки с началом пословицы, а листочки с окончанием пословицы у меня на столе. - Что такое пословица? (Ответы) - Ваша задача – найти окончание пословицы, то есть правильно составить её. - Подойдите, пожалуйста, к столу и начинайте работать. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Учись доброму – худое на ум не пойдёт. В большом горе и маленькая радость велика. Друг лучше старый, а платье новое. Где робкий потеряет, смелый там найдёт. Трусливый славит себя языком, а смелый штыком. Хорошая слава в лукошке лежит, а плохая по дорожке бежит. Язык длинный, а мысли короткие. Мужественный пеняет на себя, трусливый – на товарища. Маленькое дело лучше большого безделья. - Кто уже справился с поставленной задачей, прошу занять своё рабочее место. - Прочитайте, пожалуйста, получившиеся пословицы, комментируя их, как вы понимаете данные пословицы. - Запишите, пожалуйста, получившиеся пословицы в тетрадь и подчеркните антонимы. (Учитель обращает внимание на орфограммы). | Слушают учителя. Выполняют упражнение. Занимают рабочие места. Читают по очереди пословицы, комментируя их понимание. Записывают пословицы в тетрадь, подчёркивают антонимы. | Умение актуализировать собственные знания. | Умение работать в группе. Умение аргументировать собственную точку зрения. Умение договариваться. Умение выслушивать мнение других. | Умение слушать и понимать задачу, поставленную учителем. Умение оценивать результат собственной деятельности. |
| |||||
Работа со слайдом № 3. Работа с толковым словарём. Мотивация к выполнению упражнения (работа со слайдом № 3) | Продолжаем работу с презентацией (слайд 3) (упражнение из учебника) - Ребята, на слайде вы видите текст. - Прочитайте задание, что мы должны сделать. - Прочитайте, пожалуйста, стихотворение. - Спасибо. - Ребята, какое непонятное слово вам встретилось? - Прозаик. - Найдите, пожалуйста, значение слова «прозаик» в толковом словаре (несколько ребят отыскивают значение слова в словаре, с остальными продолжается устная работа). - Давайте, ребята, мы с вами попробуем предположить, что оно может означать? (Ответы учащихся) - Подтвердились наши предположения? - Выполните, пожалуйста, задание – найдите слова, противоположные по смыслу, разместите их парами и попробуйте их сопоставить. И ненавидим мы и любим мы случайно, Ничем не жертвуя, ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен. Всегда так будет, как бывало, Таков издревле белый свет: Учёных много – умных мало, Знакомых тьма, а друга нет. | Работают со слайдом № 3. Читают задание и выполняют его. Читает стихотворение. Отвечают. Находят значение слова в словаре. Читают значение слова в словаре. Вытаскивают слова, противоположные по смыслу и располагают их друг напротив друга. Сопоставляют. Анализируют собственную работу. | Умение использовать печатный источник информации для решения учебной задачи. Умение выделять информацию из текста. Умение смыслового чтения. | Умение вступать в диалог. Умение аргументировать собственную точку зрения. | Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Умение соотносить планируемый и полученный результат. |
| |||||
Мотивация к выполнению упражнения. Упражнение на правку текста. | Учитель организует работу в тетради. - Я раздаю вам карточки с заданием (для 1,2, 3 группы детей) (1 - сильные, 2 – средние, 3 – слабые) - Прочитайте задание и выполните упражнение в тетради. | Выполняют упражнение на правку текста в тетрадях. | Осуществлять анализ объектов с выделением критериев. | Умение аргументировать собственную точку зрения. | Умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Умение работать самостоятельно в новом учебном материале. |
| |||||
Работа со слайдом № 4. Инструкция для выполнения задания. Инструкция по проверке правильности выполнения задания. Анализ выполнения упражнения. | Организует работу с презентацией (слайд 4) Даёт инструкцию для выполнения задания. - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. - Ребята, расположите качества человека в два столбика: положительные черты характера и отрицательные. - Проверьте, правильно ли вы сделали задание? (Даёт инструкцию по проверке правильности выполнения задания) - Исправьте ошибки (если будут) - Ребята, вам понравилось выполнять упражнение? - Какие затруднения вам встретились при выполнении упражнения? | Работают со слайдом № 4. Слушают. Выполняют задание. Слушают. Проверяют правильность выполнения задания. Исправляют ошибки. Анализируют свою работу. | Умение осуществлять анализ объектов с выделением критериев. | Умение формировать собственное мнение и позицию. Умение выражать свои мысли и выслушивать мнение других. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале самостоятельно. |
| |||||
Создаёт ситуацию для обобщения полученных знаний. - Ребята, скажите, пожалуйста, какие слова мы сегодня изучали на уроке? (Антонимы) - Что такое антонимы? (Слова, противоположные по значению) - Совершенно верно. - Для чего служат антонимы? - Правильно, молодцы! - Какие новые слова вами были открыты на уроке? - Какую цель мы ставили на урок? (Уметь подбирать антонимы, находить их в тексте и правильно употреблять их в речи) - Удалось ли нам достичь цели и выполнить задачи урока? | Отвечают на вопросы учителя. Обобщают полученные знания на уроке. Отвечают. Оценивают собственную деятельность на уроке. Сравнивают поставленную цель и задачи с результатом деятельности. | Умение актуализировать собственные знания. | Умение участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения. Умение формулировать собственное мнение и позицию, выслушивать мнение других. | Умение производить контроль в форме сличения результатов с поставленными задачами. | |
| |||||
Домашнее задание. - Ребята, давайте будем учиться употреблять антонимы в речи. Предлагаю вам дома сделать упражнение «Рифмованные черты характера». Попробуйте сочинить четверостишье со следующими словами: Хороший – плохой, добрый – злой. | Слушают учителя, записывают домашнее задание. | Умение использовать различные источники информации для решения учебной задачи. | Умение слушать учителя. | Умение принимать и сохранять учебную задачу. | |
| |||||
- Ребята, поднимите, пожалуйста, руку, кто понял, что такое антонимы? - Поднимите, пожалуйста, руку, кто может легко отличить антонимы. - Для чего нужно уметь оперировать антонимами? - Вы сегодня были молодцы! - Благодарю за работу! - Урок закончен. | Умение актуализировать собственные знания. | Умение вступать в диалог, выслушивать мнение других. | Умение соотносить планируемый и полученный результат деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
- Мне нравится (1)