Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса (Ладыженская, Баранов) на 154 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 7 классе для обучающихся с ОВЗ (7.1) рассчитана на 154 часа (136 часов в год (34 рабочих недели) + 18 часов добавлено за счет части учебного плана по выбору участников образовательных отношений для выработки орфографических и пунктуационных навыков по темам, изученным в 7 классе.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_russkiy_7_-_7_vid.docx | 60.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубровская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________________/___________
Протокол № _________
От «___»________20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______________/________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Дубровская ООШ»
__________________Н.И. Алексеева
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
РУССКИЙ ЯЗЫК
для обучающихся с ОВЗ (7.1)
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Ротькина Мария Олеговна, 1 квалификационная категория
Класс: 7
Всего часов в год: 154
Всего часов в неделю: 4
Дубровка 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень); Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.); учебного плана МБОУ «Дубровская ООШ» Зырянского района на 2019 – 2020 учебный год. Адаптированная рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык. 7 класс» учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. Программа рассчитана на 154 часов. 136 часов в год (34 рабочих недели) + 18 часов добавлено за счет части учебного плана по выбору участников образовательных отношений для выработки орфографических и пунктуационных навыков по темам, изученным в 7 классе.
В 7 классе обучается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (7.1: дети с задержкой психического развития). Согласно заключению ПМПК, обучающемуся рекомендовано обучение по адаптированной программе. Работа с ним строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д. Особенности обучения детей данной категории в Приложении 1.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Использование личностно ориентированных технологий (проблемного обучения, проектных технологий, интерактивных форм обучения) позволяет реализовывать системно-деятельностный подход. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Проблемное обучение может быть реализовано в уроке-исследовании. Проектные технологии в применении метода проектов с использованием ИКТ. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Из них кол-во часов, отведённых на практическую часть и контроль | |||
Лабор. раб | Практ. раб | Сочинения, изложения | Контрол. раб | |||
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 | - | - | - | - |
2. | Повторение изученного в V-VI классах | 7 | - | - | 1 | - |
3. | Текст и стили речи | 6 | - | - | - | 1 |
4. | Морфология и орфография. Культура речи | - | - | - | - | - |
4.1. | Причастие | 28 | - | - | 5 | 1 |
4.2. | Деепричастие | 10 | - | - | 1 | 1 |
4.3. | Наречие | 23 | - | - | 1 | 2 |
4.4 | Учебно-научная речь | 3 | - | - | - | - |
4.5. | Категория состояния | 8 | - | - | 1 | 1 |
4.6. | Служебные части речи. Предлог. | 12 | - | - | 1 | 1 |
4.7. | Союз | 16 | - | - | 1 | 2 |
4.8. | Частица | 18 | - | - | 3 | 1 |
4.9. | Междометие | 7 | - | - | - | 1 |
8 | Повторение и систематизация изученного в V-VII классах | 15 | - | - | - | 2 |
ИТОГО: | 154 | - | - | 14 | 13 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Предметные результаты:
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять минипроект; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с пониманием основного содержания аудиотекста, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, разговорного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно - научного, разговорного, художественного аудиотекстов в форме плана, ученического изложения.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию текста, анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения, в форме плана (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать мини- проект;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания (ученические сочинения) разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения и плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику.
Ученик получит возможность научиться:
• писать сочинения, изложения;
• составлять планы, доклады.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии),
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебно-научные, тексты художественной литературы;
• различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, учебно - научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических и синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, сочинение-рассуждение; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные функции русского языка, место русского языка среди других языков;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах разных стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные результаты:
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- вносить необходимые дополнения и корректировать план и способ действия в случае расхождения с эталоном;
- составлять план и последовательность действий, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы, уметь оценивать результаты выполненного задания по учебнику;
- уметь выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, осознавать качество и уровень усвоения;
- формулировать и удерживать учебную цель, задачи, применять установленные правила в планировании способа решения;
- самостоятельно искать средства осуществления цели;
- владеть волевой саморегуляцией как способностью к мобилизации сил и энергии;
- уметь прогнозировать результат;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать её по критериям, выработанным в классе;
- самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели;
- находить и исправлять свои ошибки;
- оценивать результат конечной работы, необходимость дальнейшей работы (свои индивидуальные проблемы), оценивать результаты урока в целом.
Познавательные результаты:
- определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;
- давать определение понятиям;
- работать со словарями, находить в них нужную информацию;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений; владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- работать с учебным текстом, задавать вопросы в случае непонимания, оформлять в тетради письменные работы в соответствии с принятыми нормами;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- определять последовательность действий для решения предметной задачи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
- уметь искать и выделять необходимую, существенную информацию;
- уметь структурировать знания;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов);
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- уметь формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- уметь классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
- уметь делать выводы на основе наблюдений;
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения языковых задач;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные результаты:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, строить понятные высказывания;
- грамотно задавать вопросы, в том числе уточняющие, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
- уметь строить монологическое высказывание с учётом речевой ситуации, владеть диалогической формой речи;
- уметь аргументировать свою точку зрения;
- быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
- уметь осуществлять рефлексию своих действий;
- уметь с полнотой и ясностью выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата |
1 | Русский язык как развивающееся явление | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V – VI КЛАССАХ (6+1РР) | ||
2 | Синтаксис. Синтаксический разбор | |
3 | Пунктуация. Пунктуационный разбор | |
4 | Лексика и фразеология | |
5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | |
6 | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова. | |
7 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | |
8 | РР. Сочинение по картине И.И. Бродского «Летний сад осенью» (упр. 48) | |
9 | Корекционная работа: составление предложений. | |
ТЕКСТЫ И СТИЛИ РЕЧИ (4+2РР) | ||
10 | Текст. РР. Диалог как текст. Виды диалога. | |
11 | Стили литературного языка. | |
12 | Публицистический стиль. РР. Публицистическое выступление (упр.71) | |
13 | Контрольный диктант | |
14 | Коррекционная работа: анализ контрольных работ, работа над ошибками. | |
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Причастие (23+5РР) | ||
15 | Причастие как часть речи | |
16-17 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | |
18-19 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | |
20 | РР. Описание внешности человека (упр.93) | |
21 | Коррекционная работа: чтение вслух. | |
22 | Действительные и страдательные причастия . Краткие и полные страдательные причастия | |
23 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | |
24 | Действительные причастия прошедшего времени | |
25 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | |
26 | Страдательные причастия прошедшего времени | |
27 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | |
28-29 | Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных | |
30 | РР. Описание игрушки (упр. 136) | |
31 | Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | |
32 | РР. Выборочное изложение «Судьба человека» (упр. 151) | |
33 | Коррекционная работа: фотодиктант. | |
34 | Морфологический разбор причастия | |
35-36 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | |
37 | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | |
38 | РР. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека (упр. 166-167) | |
39-40 | Повторение по теме «Причастие» | |
41 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | |
42 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками. | |
Деепричастие (9+1РР) | ||
43 | Деепричастие как часть речи | |
44 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | |
45 | Раздельное написание не с деепричастиями | |
46 | Деепричастия несовершенного вида | |
47 | Деепричастия совершенного вида | |
48 | РР. Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (упр. 209) | |
49 | Морфологический разбор деепричастия | |
50 | Повторение по теме «Деепричастие» | |
51 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | |
52 | Анализ контрольного диктанта | |
Наречие (20+3РР) | ||
53 | Наречие как часть речи | |
54 | Разряды наречий | |
55 | Степени сравнения наречий | |
56 | Морфологический разбор наречия | |
57-58 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е | |
59 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | |
60 | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е | |
61 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | |
62 | РР. Описание действий (упр. 264) | |
63 | Коррекционная работа: составление текста | |
64 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | |
65 | Буквы о и а на конце наречий | |
66 | РР. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья» (упр. 273) | |
67 | Коррекционная работа: орфографический разбор | |
67 | Дефис между частями слова в наречиях | |
69-70 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных прилагательных. | |
71 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | |
72-73 | Повторение по теме «Наречие» | |
74 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | |
75 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
Учебно-научная речь (3РР) | ||
76 | РР. Отзыв | |
77 | РР. Учебный доклад (упр.312) | |
78 | Коррекционная работа: составление текста | |
Категория состояния (6+2РР) | ||
79 | Категория состояния как часть речи. Категория состояния и другие части речи | |
80 | РР. Употребление слов категории состояния в художественной речи (упр. 319) | |
81 | Коррекционная работа: конструирование словосочетаний и предложений | |
82 | Морфологический разбор категории состояния | |
83 | РР. Сжатое изложение «Мещёрский край» (упр. 322) | |
84 | Коррекционная работа: чтение встлух | |
85 | Контрольный тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния». | |
86 | Коррекционная работа: анализ контрольного теста, работа над ошибками | |
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | ||
87 | Самостоятельные и служебные части речи | |
Предлог (10+1РР) | ||
88 | Предлог как часть речи | |
89 | Употребление предлогов | |
90-91 | Непроизводные и производные предлоги | |
92 | Простые и составные предлоги | |
93 | Морфологический разбор предлога | |
94 | РР. Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная площадка» (упр. 348) | |
95 | Коррекционная работа: фотодиктант | |
95 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | |
97 | Контрольная работа по теме «Предлог» | |
98 | Коррекционная работа: анализ контрольной работы, работа над ошибками | |
Союз (14+2РР) | ||
99 | Союз как часть речи | |
100 | Простые и составные союзы | |
101 | Союзы сочинительные и подчинительные | |
102 | РР. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи. | |
103 | Запятые между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | |
104-105 | Сочинительные союзы | |
106 | Подчинительные союзы | |
107 | Морфологический разбор союза | |
108 | РР. Сочинение-рассуждение на тему «Книга – наш друг и советчик» (упр. 384) | |
109 | Коррекционная работа: орфографическое чтение | |
110 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | |
111 | Повторение сведений о предлогах и союзах | |
112 | Контрольная работа по теме «Союз» | |
113 | Контрольный диктант по темам «Предлог» и «Союз» | |
114 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
Частица (15+3РР) | ||
115 | Частица как часть речи | |
116 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | |
117-118 | Смыслоразличительные частицы | |
119 | Раздельное и дефисное написание частиц | |
120 | РР. Подготовка к сочинению по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр. 426) | |
121 | РР. Сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень» | |
122 | Коррекционная работа: орфографический разбор | |
123 | Морфологический разбор частицы. | |
124-125 | Отрицательные частицы не и ни | |
126 | Различение частицы не и приставки не- | |
127 | РР. Сочинение–рассказ по данному сюжету (упр. 446) | |
128 | Коррекционная работа: конструирование словосочетаний и предложений | |
129 | Частица ни, приставка ни, союз ни… ни | |
130 | Повторение по теме «Частица» | |
131 | Контрольный диктант по теме «Частица» | |
132 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
Междометие (7) | ||
133 | Междометие как часть речи | |
134 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | |
135 | Производные междометия. Звукоподражательные слова | |
136 | Междометия и другие части речи | |
137 | Повторение по теме «Междометие» | |
138 | Контрольная работа по теме «Служебные части речи» | |
139 | Коррекционная работа: анализ контрольной работы, работа над ошибками | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В V-VII КЛАССАХ (14+1РР) | ||
140-141 | Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь. | |
142 | Фонетика. Графика | |
143 | Лексика и фразеология | |
144 | Морфемика. Словообразование | |
145-146 | Морфология | |
147 | Орфография | |
148 | Синтаксис | |
149 | РР. Доклад о музыкальном произведении (упр. 510) | |
150 | Коррекционная работа: чтение вслух | |
151 | Пунктуация | |
152 | Контрольный диктант | |
153 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
154 | Итоговая контрольная работа |
Приложение 1. Коррекционная работа
В 7 классе обучается ребёнок, для которого согласно заключению ПМПК рекомендовано обучение по программе 7 вида (для детей с ЗПР: задержкой психического развития 7.1). Учитывая индивидуальные особенности обучающегося, изучение тем даётся на базовом уровне в соответствии с требованиями образовательных программ по предмету для основной образовательной школы. Ребёнок с программой обучения 7.1. обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану, его особые потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Контроль знаний осуществляется на базовом уровне. Обучение русскому языку ведётся с использованием учебника «Русский язык. 7 класс» учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. Это учебное пособие выбрано с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ЗПР. Оно содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задания представленные в нём, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.
Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;
- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;
- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;
- трудности в воспроизведении усвоенного материала;
- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);
- восполнение пробелов предшествующего обучения.
Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приемов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учетом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:
- чёткое планирование коррекционных задач урока;
- медленный темп урока с последующим его наращиванием;
- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;
- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;
- снижение объема и скорости выполнения заданий;
- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;
- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;
- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;
- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;
- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;
- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;
- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;
- преимущественная опора на зрительный анализатор;
- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;
- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;
- требование отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;
- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;
- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчета обучающегося по итогам выполнения задания;
- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;
- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте - разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.
Учитывая психологические особенности детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения в ходе урока проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ
Данная программа разработана для индивидуального обучения. В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. )
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. ) содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, составлена с учетом ФГОС...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс для детей с ОВЗ
Адаптированная программа призвана обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ : помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной ре...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 6 класс(обучение на дому, 68 часов)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного об...
рабочая программа по русскому языку 6 класс, Ладыженская,Баранов 210ч
рабочая программа по русскому языку 6 класс, Ладыженская,Баранов 210ч...
Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса (Меркин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложе...
Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса (Меркин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложе...