Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса (Меркин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
рабочая программа по литературе (6 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложении прописаны особености обучения детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_literatura_6_-_7_vid.docx | 60.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубровская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________________/___________
Протокол № _________
От «___»________20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______________/________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Дубровская ООШ»
__________________Н.И. Алексеева
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ЛИТЕРАТУРА
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Ротькина Мария Олеговна, 1 квалификационная категория
Класс: 6
Всего часов в год: 102
Всего часов в неделю: 3
Дубровка 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; программы по литературе для 5-9 классов (авт.-сост. Г.С. Меркин). Адаптированная рабочая программа ориентирована на учебник «Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. Программа рассчитана на 102 часа (34 недели, 3 часа в неделю).
В классе обучаются четыре ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (7.1: дети с задержкой психического развития). Согласно заключению ПМПК, этим детям рекомендовано обучение по адаптированной программе. Работа с ними строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д. Особенности обучения детей данной категории в Приложении 1.
Целью изучения предмета «Литература» в 5 классе является создание условий для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
• формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи.
На основании требований ФГОС в содержании тематического планирования предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Также системно-деятельностный подход предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- анализ и интерпретацию произведения;
- составление планов по произведениям;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Из них кол-во часов, отведённых на практическую часть и контроль | |||
Лабор. раб | Практ. раб | Сочинения | Контрол. раб | |||
1. | Введение | 1 | - | - | - | - |
2. | Из мифологии | 3 | - | - | - | - |
3. | Из устного народного творчества | 3 | - | - | - | - |
4. | Из древнерусской литературы | 4 | - | - | 1 | - |
5. | Из русской литературы XVIII века | 36 | - | - | 5 | - |
5. | Из русской литературы XIX века | 19 | - | - | 5 | - |
6. | Из русской литературы ХХ века | 26 | - | - | 1 | - |
7. | Из зарубежной литературы | 8 | - | - | - | - |
ИТОГО: | 102 | - | - | 12 | 1 итог.контр.раб |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
Ученик научится:
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять интерес и уважительно относиться к культуре и истории своего народа, страны;
- чувствовать красоту и выразительность речи, будет стремиться к совершенствованию собственной речи;
- проявлять познавательный интерес к чтению, сформируется потребность в чтении;
- различать основные нравственно-эстетические понятия;
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- самовыражаться через слово;
- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности
- оценивать свои и чужие поступки;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
- удерживать цель деятельности до получения её результата.
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;
- выделять альтернативные способы достижения цели;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях (в том числе в виде иллюстраций, схем, таблиц);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
- высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- учитывать разные мнения и интересы.
Ученик получит возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях басен;
- различать малые фольклорные жанры;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать тексты древнерусской литературы, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;
- пересказывать тексты, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
Ученик получит возможность научиться:
- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата |
1 | Введение. О литературе, писателе и читателе | |
ИЗ МИФОЛОГИИ (3 ч.) | ||
2 | Из греческой мифологии. «Пять веков» | |
3 | Мифы о героях. «Прометей» | |
4 | Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид» | |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3 ч.) | ||
5 | Предания и легенды. Сказка «Солдат и смерть» | |
6 | Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | |
7 | Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.) | ||
8 | Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах» | |
9 | Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем» | |
10 | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент) | |
11 | Р/р. Моё поучение | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (36 ч.) | ||
12 | М.В. Ломоносов – гениальный учёный, теоретик литературы, поэт | |
13 | Отражение мыслей учёного и поэта. «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…» | |
14 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Пётр Великий | |
15 | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин | |
16 | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана». Творческая история произведения | |
17 | Фантастическое и реальное в балладе. Связь с фольклором. | |
18 | Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина | |
19 | Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня» | |
20 | Тема природы в лирике А.С. Пушкина. «Редеет облаков летучая гряда…» | |
21 | Лирика природы . А.С. Пушкин «Зимнее утро». | |
22 | В мире пушкинского стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» | |
23 | Р/р. Конкурс выразительного чтения | |
24 | А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. | |
25 | Причина ссоры Дубровского и Троекурова. | |
26 | Отец и сын Дубровские | |
27 | Владимир Дубровский – благородный разбойник | |
28 | Дубровский и Маша Троекурова | |
29 | Р/р. Сочинение-сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский») | |
30 | Р/р. Анализ письменных работ | |
31 | М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта | |
32 | Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи» | |
33 | Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус» | |
34 | Трагическое одиночество человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок» | |
35 | Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» | |
36 | Р/р. Конкурс творческих работ | |
37 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести | |
38 | Степь как образ родины в повести Гоголя | |
39-40 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь) | |
41 | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя | |
42 | Р/р. Сочинение по повести «Тарас Бульба» | |
43 | Р/р. Анализ письменных работ | |
44 | И.С. Тургенев «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции | |
45 | И.С. Тургенев «Бирюк». Служебный и человеческий долг | |
46 | Общечеловеческое в рассказе. | |
47 | Тема любви в лирике И.С. Тургенева. «В дороге» | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (19 ч.) | ||
48 | Н.А. Некрасов. Тема народного труда ( «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…») | |
49 | Л. Н. Толстой в 30 – 50 е гг. XIX в. Автобиографическая повесть «Детство» | |
50 | Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство» | |
51 | Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство» | |
52 | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди» | |
53 | Р/р. Сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н. Толстым стихотворения В. Гюго?» | |
54-55 | Краткие сведения о В.Г. Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. | |
56 | Отец и сын | |
57 | Роль дружбы в жизни героев повести «В дурном обществе» | |
58 | Дети и взрослые в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | |
59 | Р/р. Сочинение-рассказ «Встреча повзрослевших Валека и Васи» | |
60 | Особенности раннего творчества А.П. Чехова | |
61 | А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе | |
62 | Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка» | |
63 | Р/р. Сочинение «Смешной случай из жизни» | |
64 | Р/р. Анализ письменных работ | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (26 ч.) | ||
65 | Краткие сведения об И.А. Бунине. | |
66 | Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…») | |
67 | И.А. Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя | |
68 | А.И. Куприн. Личность писателя. | |
69 | А.И. Куприн «Тапёр». Основная тема и образы в рассказе. | |
70 | Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна «Тапёр». | |
71 | Р/р. Сочинение-рассказ | |
72 | С.А. Есенин. Слово о поэте | |
73-74 | С.А. Есенин «Песнь о собаке». Творческая история; автор и его герои | |
75 | С.А. Есенин «Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения | |
76 | М.М. Пришвин. Слово о писателе-натуралисте | |
77 | М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра | |
78 | Настя и Митраша. | |
79 | Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» | |
80-81 | В мастерской художника (М.М. Пришвина) | |
82 | А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», Родная земля» | |
83-84 | Из поэзии о Великой Отечественной войне. Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…» | |
85 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве | |
86-87 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. | |
88 | Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка и внук | |
89 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей» | |
90 | Неразрывная связь героя с родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина» | |
91 | Р/р. Конкурс выразительного чтения | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч.) | ||
92 | Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе» | |
93 | Краткие сведения о братьях Гримм | |
94-95 | Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина | |
96 | Краткие сведения об О. Генри. | |
97 | О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического. | |
98 | Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов» | |
99 | Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы» | |
100 | Дж. Лондон «Любовь к жизни». Сюжет и основные образы. Смысл названия. | |
101 | Итоговая контрольная работа | |
102 | Игра «Что? Где? Когда?» Рекомендации для летнего чтения. |
Приложение 1. Коррекционная работа
В 6 классе обучаются четверо детей, для которых согласно заключениям ПМПК рекомендовано обучение по программе 7 вида (7.1.: для детей с задержкой психического развития). Учитывая индивидуальные особенности данных обучающихся, изучение тем даётся на базовом уровне в соответствии с требованиями образовательных программ по предмету для основной образовательной школы. Дети с программой обучения 7.1. обучаются по общему учебному плану с детьми без ОВЗ, их особые потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Контроль знаний осуществляется на базовом уровне. Изучение литературы ведётся с использованием учебника «Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. Это учебное пособие выбрано с учётом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ЗПР. Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений небольшого объёма. Вопросы, предлагаемые после изученного раздела, сформулированы чётко и доступно для понимания учащимися с ЗПР.
Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;
- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;
- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;
- трудности в воспроизведении усвоенного материала;
- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);
- восполнение пробелов предшествующего обучения.
Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приёмов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учётом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:
- чёткое планирование коррекционных задач урока;
- медленный темп урока с последующим его наращиванием;
- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;
- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;
- снижение объема и скорости выполнения заданий;
- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;
- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;
- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;
- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;
- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;
- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;
- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;
- преимущественная опора на зрительный анализатор;
- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;
- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;
- требование отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;
- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;
- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчёта обучающегося по итогам выполнения задания;
- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;
- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте – разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.
Учитывая психологические особенности детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения в ходе урока проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 7 класс. Меркин
Полная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе. 11 класс. Меркин
Полная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин.
Программа разработана на основе учебника Меркина на 70 часов....
Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин
Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)...
Рабочая программа по литературе 5 класс Меркин
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: ...
Рабочая программа по литературе. 9.класс. Меркин
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Меркин....
Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин
Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин...