Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса (Меркин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
рабочая программа по литературе (6 класс)

Ротькина Мария Олеговна

Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложении прописаны особености обучения детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_literatura_6_-_7_vid.docx60.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дубровская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________/___________

Протокол № _________

От «___»________20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______________/________________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Дубровская ООШ»

__________________Н.И. Алексеева

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 ЛИТЕРАТУРА

на 2019-2020 учебный год

 

Учитель: Ротькина Мария Олеговна, 1 квалификационная категория

Класс: 6

Всего часов в год: 102

Всего часов в неделю: 3

                                                                                     

Дубровка 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; программы по литературе для 5-9 классов (авт.-сост. Г.С. Меркин). Адаптированная рабочая программа ориентирована на учебник «Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. Программа рассчитана на 102 часа (34 недели, 3 часа в неделю).

В классе обучаются четыре ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (7.1: дети с задержкой психического развития). Согласно заключению ПМПК, этим детям рекомендовано обучение по адаптированной программе. Работа с ними строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д. Особенности обучения детей данной категории в Приложении 1.

Целью изучения предмета «Литература» в 5 классе является создание условий для  формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

• формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи.

На основании требований ФГОС в содержании тематического планирования предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Также системно-деятельностный подход предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- анализ и интерпретацию произведения;

- составление планов по произведениям;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

- индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов на изучение раздела

Из них кол-во часов, отведённых на практическую часть и контроль

Лабор. раб

Практ. раб

Сочинения

Контрол. раб

1.

Введение

1

-

-

-

-

2.

Из мифологии

3

-

-

-

-

3.

Из устного народного творчества

3

-

-

-

-

4.

Из древнерусской литературы

4

-

-

1

-

5.

Из русской литературы XVIII века

36

-

-

5

-

5.

Из русской литературы XIX века

19

-

-

5

-

6.

Из русской литературы ХХ века

26

-

-

1

-

7.

Из зарубежной литературы

8

-

-

-

-

ИТОГО:

102

-

-

12

1 итог.контр.раб

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

Ученик научится:

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявлять интерес и уважительно относиться  к культуре и истории своего народа, страны;

- чувствовать красоту и выразительность речи, будет стремиться к совершенствованию собственной речи;

- проявлять познавательный интерес к чтению, сформируется потребность в чтении;

- различать основные нравственно-эстетические понятия;

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

- самовыражаться через слово;

- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

- оценивать свои и чужие поступки;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные результаты:

                Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

- удерживать цель деятельности до получения её результата.

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;

- выделять альтернативные способы достижения цели;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях (в том числе в виде иллюстраций, схем, таблиц);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

- высказывать и аргументировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы;

- учитывать разные мнения и интересы.

Ученик получит возможность научиться:

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

-  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

Предметные результаты:

 Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях басен;

- различать малые фольклорные жанры;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

 - выразительно читать тексты древнерусской литературы, соблюдая соответствующий интонационный рисунок;

- пересказывать тексты, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

Ученик получит возможность научиться:

- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Дата

1

Введение. О литературе, писателе и читателе

ИЗ МИФОЛОГИИ (3 ч.)

2

Из греческой мифологии. «Пять веков»

3

Мифы о героях. «Прометей»

4

Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид»

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3 ч.)

5

Предания и легенды. Сказка «Солдат и смерть»

6

Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

7

Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)

8

Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах»

9

Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

10

Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент)

11

Р/р. Моё поучение

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (36 ч.)

12

М.В. Ломоносов – гениальный учёный, теоретик литературы, поэт

13

Отражение мыслей учёного и поэта. «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф…»

14

М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Пётр Великий

15

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин

16

Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. «Светлана». Творческая история произведения

17

Фантастическое и реальное в балладе. Связь с фольклором.

18

Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина

19

Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня»

20

Тема природы в лирике А.С. Пушкина. «Редеет облаков летучая гряда…»

21

Лирика природы . А.С. Пушкин «Зимнее утро».

22

В мире пушкинского стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер»

23

Р/р. Конкурс выразительного чтения

24

А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

25

Причина ссоры Дубровского и Троекурова.

26

Отец и сын Дубровские

27

Владимир Дубровский – благородный разбойник

28

Дубровский и Маша Троекурова

29

Р/р. Сочинение-сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский»)

30

Р/р. Анализ письменных работ

31

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта

32

Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи»

33

Вольнолюбивые мотивы в стихотворении  М.Ю. Лермонтова «Парус»

34

Трагическое одиночество человека в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок»

35

Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»

36

Р/р. Конкурс творческих работ

37

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая основа повести

38

Степь как образ родины в повести Гоголя

39-40

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь)

41

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя

42

Р/р. Сочинение по повести «Тарас Бульба»

43

Р/р. Анализ письменных работ

44

И.С. Тургенев «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции

45

И.С. Тургенев «Бирюк». Служебный и человеческий долг

46

Общечеловеческое в рассказе.

47

Тема любви в лирике И.С. Тургенева. «В дороге»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (19 ч.)

48

Н.А. Некрасов. Тема народного труда ( «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»)

49

Л. Н. Толстой в 30 – 50 е гг. XIX в. Автобиографическая повесть «Детство»

50

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести  Л.Н. Толстого «Детство»

51

Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство»

52

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди»

53

Р/р. Сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н. Толстым стихотворения В. Гюго?»

54-55

Краткие сведения о В.Г. Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства.

56

Отец и сын

57

Роль дружбы в жизни героев повести «В дурном обществе»

58

Дети и взрослые в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

59

Р/р. Сочинение-рассказ «Встреча повзрослевших Валека и Васи»

60

Особенности раннего творчества А.П. Чехова

61

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе

62

Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка»

63

Р/р. Сочинение «Смешной случай из жизни»

64

Р/р. Анализ письменных работ

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (26 ч.)

65

Краткие сведения об И.А. Бунине.

66

Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…»)

67

И.А. Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя

68

А.И. Куприн. Личность писателя.

69

А.И. Куприн «Тапёр».   Основная тема и образы в рассказе.

70

Внутренний мир человека и приёмы его художественного раскрытия в рассказе А.И. Куприна «Тапёр».

71

Р/р. Сочинение-рассказ

72

С.А. Есенин. Слово о поэте

73-74

С.А. Есенин «Песнь о собаке». Творческая история; автор и его герои

75

С.А. Есенин «Разбуди меня завтра рано…». Пафос и тема стихотворения

76

М.М. Пришвин. Слово о писателе-натуралисте

77

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра

78

Настя и Митраша.

79

Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

80-81

В мастерской художника (М.М. Пришвина)

82

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», Родная земля»

83-84

Из поэзии о Великой Отечественной войне. Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…»

85

Краткие сведения о В.П. Астафьеве

86-87

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

88

Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка и внук

89

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение   «Звезда полей»

90

Неразрывная связь героя с родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина»

91

Р/р. Конкурс выразительного чтения

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 ч.)

92

Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе»

93

Краткие сведения о братьях Гримм

94-95

Сходство и различия народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

96

Краткие сведения об О. Генри.

97

О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.        

98

Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов»

99

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы»

100

Дж. Лондон «Любовь к жизни». Сюжет и основные образы. Смысл названия.

101

Итоговая контрольная работа

102

Игра «Что? Где? Когда?» Рекомендации для летнего чтения.

Приложение 1. Коррекционная работа

В 6 классе обучаются четверо детей, для которых согласно заключениям ПМПК  рекомендовано обучение по программе 7 вида (7.1.: для детей с задержкой психического развития). Учитывая  индивидуальные особенности данных обучающихся, изучение тем даётся на базовом уровне в соответствии с требованиями образовательных программ по предмету для основной  образовательной  школы. Дети с программой обучения 7.1. обучаются по общему учебному плану с детьми без ОВЗ, их особые потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Контроль знаний осуществляется на базовом уровне. Изучение литературы ведётся с использованием учебника «Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 7-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018. Это учебное пособие выбрано с учётом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ЗПР. Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений небольшого объёма. Вопросы, предлагаемые после изученного раздела, сформулированы чётко и доступно для понимания учащимися с ЗПР.

Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;

- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;

- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;

- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;

- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;

- трудности в воспроизведении усвоенного материала;

- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;

- отставание в развитии словесно-логического мышления;

С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных  задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);

- восполнение пробелов предшествующего обучения.

Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приёмов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учётом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:

- чёткое планирование коррекционных задач урока;

- медленный темп урока с последующим его наращиванием;

- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;

- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;

- снижение объема и скорости выполнения заданий;

- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;

- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;

- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;

- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;

- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;

- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;

- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;

- преимущественная опора на зрительный анализатор;

- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;

- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;

- требование         отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;

- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;

- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчёта обучающегося по итогам выполнения задания;

- использование достаточного количества разнообразных упражнений для  усвоения и закрепления учебного материала;

- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте – разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.

Учитывая психологические особенности детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения в ходе урока проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

- совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;

- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;

- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;

- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин.

Программа разработана на основе учебника Меркина на 70 часов....

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин

Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)...

Рабочая программа по литературе 5 класс Меркин

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений: ...

Рабочая программа по литературе. 9.класс. Меркин

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Меркин....

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин...