АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс для детей с ОВЗ
календарно-тематическое планирование по русскому языку (11 класс) по теме

Шило Наталья Николаевна

Адаптированная программа призвана обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ : помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения. А также сформировать умения и навыки грамотного письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по русскому языку

11 класс

для учащихся  с ОВЗ

Пояснительная записка.

Данная программа раскрывает содержание коррекционно-педагогической работы по русскому языку 11 класса. Реализация Рабочей программы предусматривает обучение учащихся 11 класса  с ОВЗ  в соответствии с Законом об Образовании РФ 2013 года

Цель: обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ : помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения. А также сформировать умения и навыки грамотного письма.

Ведущие задачи:

  • - постепенное накопление, обогащение словарного запаса учащихся путём пополнения активного словаря новыми словами, а также качественное уточнение значений слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим рядом;
  • - формирование у учащихся навыков творческого письма и оформления деловых бумаг;
  • - получение навыков владения популярных жанров письменной речи как самых необходимых жизненно важных умений;
  • - быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Общая характеристика курса «Русский язык»

Для учащихся с  ОВЗ характерно недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При ОВЗ  страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению, поэтому именно на уроках учащиеся испытывают трудности в овладении учебным материалом

Основная цель обучения русскому языку в 11 классе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной речи, пользоваться им в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.

Курс русского языка включает в себя набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала русского языка основывается на тематике социально-бытовой ориентировки.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ  и Законом « Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012г., в учебном плане  ГБОУ «Школа 2016» выделяется следующее количество учебных часов для освоения учащимися курса учебного предмета «Русский язык»:

Количество часов в неделю – 2 часа

Количество учебных недель - 34

Всего часов за учебный год – 68 часов

Планируемые результаты учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 11 класса личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Личностные результаты

Личностные результаты представлены следующими умениями:

  • испытывать чувство гордости за свою страну;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
  • бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
  • владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • уметь адаптироваться в динамично изменяющемся мире;
  • владеть социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

Предметные результаты

представление о языке как основном средстве человеческого общения;

образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с опорой на схему и их дальнейшее использование для более точной и правильной передачи чужих и собственных мыслей;

составление устных письменных текстов разных типов — описание, повествование, рассуждение (под руководством учителя);

использование всех изученных грамматических категорий при передаче чужих и собственных мыслей в текстах, относящихся к разным стилям речи;

нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);

пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;

самостоятельное составление предложений различных по интонации и цели высказывания для решения коммуникативных практически значимых задач;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;

отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);

выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;

определение цели устного и письменного текста для решения коммуникативных задач;

отбор языковых средств (с помощью учителя) (с помощью учителя), соответствующих типу текста и стилю речи (без называния терминов) для решения коммуникативно-речевых задач;

оформление всех видов изученных деловых бумаг;

письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (100 слов);

письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (90 слов).

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

      Содержание учебного предмета

Введение

Русский язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 10 классе

Написание –Н- и  -НН- в суффиксах различных частей речи

Написание НЕ и НИ  со всеми частями речи

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Употребление Ь и Ъ знаков.

Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные Ы-И после приставок

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание Словосочетание. Виды синтаксической связи.

Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях

Простое предложение

Виды предложения по цели высказывания. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим. Знаки препинания между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами. Предложения с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. Обособления обстоятельств и дополнений. Предложения с уточняющими членами. Сравнительные обороты. Вводные слова, водные предложения и вставные конструкции. Обращение. Междометия и слова - предложения ДА и НЕТ.

Сложные предложение

Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них. Сложноподчиненные предложения. Синонимия сложноподчиненных предложений с предложениями с причастным оборотом и деепричастным оборотом. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в нем. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Стилистика. Функциональные стили

Разновидности употребления языка: язык разговорный и язык литературный. Стили речи. Научный стиль речи и его особенности. Официально-деловой стиль. Практическая работа по составлению документов. Публицистический стиль речи. Жанры публицистического стиля. Дискуссия. Художественный стиль речи

Обобщение изученного

Орфоэпия. Лексика. Орфоэпия. Морфемика. Словообразование. Орфография (правописание приставок, суффиксов, окончаний). 

№п/п

Тема

Кол-во час

В том числе:

 Практические работы

Контрольные работы

1

Повторение и обобщение пройденного в 10 классе

4

1

1

2

Основные принципы русской пунктуации

30

1

1

3

Культура речи. Язык и речь

15

1

1

4

Стилистика. Функциональные стили речи.

15

1

1

5

Итого:

64

4

4

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка

 

Темы

Комментарии

Повторение

1

Написание –Н- и  -НН- в суффиксах различных частей речи

2

Написание НЕ и НИ  со всеми частями речи

3

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

4

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные Ы-И после приставок

5

Итоговая работа по теме «Повторение»

6

Подготовка и Итоговому изложению. Принципы написания изложения.

Написание итогового изложения по предложенному тексту.

7

Синтаксис и пунктуация. Основные принципы русской пунктуации

 

 

Простое предложение

8

Простое предложение. Типы простых предложений по цели высказывания и интонации

9

Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения

 

10

Односоставные предложения Главные члены предложения

11

Подготовка и Итоговому изложению. Принципы написания изложения.

Написание итогового изложения по предложенному тексту.

 

Особенности употребления второстепенных членов предложения

12

Дополнение

 В форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Управление при словах, близких по значению.

,

13

Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее из числительных два, три, четыре

 

Предложения с однородными членами

 

14

Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах

15

Знаки препинания между однородными членами предложения

16

Однородные и неоднородные определения

17

 

Предложения с обособленными членами предложения 1

 

18-19

Подготовка и Итоговому изложению. Принципы написания изложения.

Написание итогового изложения по предложенному тексту.

20

Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями  и прилагательными

21-22

Обособленные приложения

23-24

Обособленные дополнения

25

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями.

26

Обособление обстоятельств, выраженных существительными

27-28

Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

 

29-30

Подготовка и Итоговому изложению. Принципы написания изложения.

Написание итогового изложения по предложенному тексту

31-32

Р/Р Виды тропов и стилистических фигур

33

Повторение темы «Обособленные и уточняющие члены предложения»

34-35

Контрольный диктант и его анализ по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

 

Вводные слова, обращения и междометия

 

36

Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции.

37

Обращение. Междометия в составе предложения и слова-предложения да и нет

 

Сложное предложение 22 +4

 

38-39

Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении.

40-41

Пунктуация в сложном предложении

42

Проверочная работа и её анализ

43

Основные группы сложноподчинённых предложений (СПП)

44

СПП с придаточными изъяснительными.

45

СПП с придаточными определительными.

46-47

СПП с придаточными обстоятельственными.

48-49

СПП с одним придаточным

50

Синонимия СПП предложений и предложений с причастными и деепричастными оборотами. Подготовка к ЕГЭ

51-52

СПП с двумя или несколькими придаточными

53-54

Некоторые недочёты и ошибки в построении СПП

55

Р/Р Особенности публицистического стиля

 

Бессоюзные сложные предложения

Сложные предложения с разными видами связи

 

56

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

57

Сложные предложения с разными видами связи

 

Прямая и косвенная речь

 

58

Понятие о прямой и косвенной речи

59

Знаки препинания при цитатах, при выражениях, взятых из чуждого автору словаря или употребляемых в ироническом значении

Систематизация и обобщение пройденного материала

 

 

60-68

Повторительные упражнения

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа по русскому языку 10 класс

Рабочая адаптированная программа преназначена для педагогов 10 класса. В программе представлено тематическое планирование по предмету русский язык....

Адаптированная программа по русскому языку. 9 класс

В программу вошли некоторые изменения в обучении детей с задержкой психического развития (5-9) класс/ж.Дефектология №3, 1993г....

Рабочая адаптированная программа по русскому языку для детей с ЗПР (7 вид) для 9 класса.

Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, Примерной программы ос...

Адаптированная программа по русскому языку для детей с умственной отсталостью ( 6 класс)

Основная цель рабочей программы -  создание условий для успешного овладения обучающимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим для социальной адаптации и реабилитации в ...

Адаптированная программа по русскому языку для 9 класса с ОВЗ

Адаптированная программа по русскому языку для учащихся 9 класса с ОВЗ...

Рабочая адаптированная программа по русскому языку для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения русскому языку ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации.         Задачи:...

Адаптированное обучение русскому языку и литературе детей с нарушениями слуха в инклюзивной образовательной среде

В статье раскрываются особенности восприятия художественных произведений детьми с нарушением слуха. Рассмотрены критерии и условия оптимизации процесса их обучения литературе....