Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса (Меркин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
рабочая программа по литературе (5 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложении прописаны особености обучения детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_literatura_5_-_7_vid.docx | 61.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубровская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________________/___________
Протокол № _________
От «___»________20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______________/________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Дубровская ООШ»
__________________Н.И. Алексеева
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
ЛИТЕРАТУРА
для обучающихся с ОВЗ (7.1)
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Ротькина Мария Олеговна, 1 квалификационная категория
Класс: 5
Всего часов в год: 102
Всего часов в неделю: 3
Дубровка 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа разработана на основе: Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; примерной программы по литературе с учётом авторской программы Г.С. Меркина «Литература» 5-9 классы (авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин). Адаптированная рабочая программа ориентирована на учебник «Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. Программа рассчитана на 102 часа (34 недели, 3 часа в неделю).
В классе обучаются два ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (7.1: дети с задержкой психического развития). Согласно заключению ПМПК, этим детям рекомендовано обучение по адаптированной программе. Работа с ними строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д. Особенности обучения детей данной категории в Приложении 1.
Целью изучения предмета «Литература» в 5 классе является создание условий для формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
• формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи.
На основании требований ФГОС в содержании тематического планирования предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Также системно-деятельностный подход предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- анализ и интерпретацию произведения;
- составление планов по произведениям;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальную и коллективную проектную деятельность.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Из них кол-во часов, отведённых на практическую часть и контроль | |||
Лабор. раб | Практ. раб | Сочинения | Контрол. раб | |||
1 | Введение | 1 | - | - | - | - |
2 | Из мифологии | 3 | - | - | - | - |
3 | Из устного народного творчества | 9 | - | - | 4 | - |
4 | Из древнерусской литературы | 2 | - | - | - | - |
5 | Басни народов мира | 6 | - | - | - | - |
6 | Из литературы XIX века | 36 | - | - | 8 | - |
7 | Из русской литературы ХХ века | 29 | - | - | 3 | - |
8 | Из зарубежной литературы | 13 | - | - | - | - |
ИТОГО: | 102 | - | - | 15 | 1 итог.контр.раб |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
Ученик научится:
- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
- чувствовать красоту и выразительность речи, будет стремиться к совершенствованию собственной речи;
- проявлять познавательный интерес к чтению, сформируется потребность в чтении;
- различать основные нравственно-эстетические понятия;
- выражать положительное отношение к процессу познания.
Ученик получит возможность научиться:
- самовыражаться через слово;
- уважительно относиться к родной литературе;
- оценивать свои и чужие поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях (в том числе в виде иллюстраций, схем, таблиц);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- первоначальному умению смыслового восприятия текста;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и интересы.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Предметные результаты:
Ученик научится:
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
- различать фольклорные и литературные произведения;
- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.
Ученик получит возможность научиться:
- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения;
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице).
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата |
1 | Введение. Книга — твой друг | |
ИЗ МИФОЛОГИИ (3 ч.) | ||
2 | Миф «Олимп» | |
3-4 | «Одиссей на острове циклопов. Полифем» | |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (9 ч.) | ||
5 | Загадки | |
6 | Пословицы и поговорки | |
7 | Р/р. Сочинение по пословице | |
8 | Р/р. Анализ письменных работ | |
9 | Сказка « Царевна -лягушка» | |
10 | Сказка « Падчерица» | |
11 | Особенности волшебной сказки | |
12 | Р/р. Сочинение по сказке «Царевна-лягушка» | |
13 | Р/р. Анализ сочинений | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.) | ||
14 | Из « Повести временных лет»: Расселение славян | |
15 | «Кий , Щек и Хорив» , «Дань хазарам» | |
БАСНИ НАРОДОВ МИРА (6 ч.) | ||
16 | Эзоп. Лафонтен | |
17 | Басни Ломоносова | |
18 | Басни Крылова и Тредиаковского | |
19 | Басни Крылова «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Волк и ягнёнок» | |
20 | Русская басня в ХХ в. | |
21 | Р/р. Конкурс выразительного чтения | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (36 ч.) | ||
22 | Краткие сведения об А.С. Пушкине | |
23 | А.С. Пушкин «Няне» | |
24 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | |
25 | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки | |
26 | А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок) | |
27 | А.С. Пушкин «Зимняя дорога» | |
28 | Поэзия XIX века о родной природе | |
29 | Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове | |
30 | М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве | |
31 | Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» | |
32 | Р/р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». | |
33 | Р/р. Анализ сочинений | |
34 | Краткие сведения о Н.В. Гоголе | |
35 | Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» | |
36 | Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» | |
37 | Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя | |
38 | И.С. Тургенев «Муму» | |
39 | Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | |
40 | Герасим и Муму | |
41 | Р/р. Подготовка к сочинению на тему «Эпизод в рассказе «Муму» | |
42 | Р/р. Анализ сочинений | |
43 | Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей», «Русский язык» | |
44 | Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта | |
45 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения | |
46 | Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения | |
47 | Н.А. Некрасов «Тройка» | |
48 | Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «кавказский пленник». Яснополянская школа. | |
49 | Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену | |
50 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа | |
51 | Р/р. Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого?» | |
52 | Р/р. Анализ письменных работ | |
53 | А.П. Чехов. Детские и юношеские годы. Семья Чехова. Книга в жизни Чехова. | |
54 | А.П. Чехов «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа. | |
55 | А.П. Чехов «Пересолил» | |
56 | Р/р. Юмористический рассказ «Случай из жизни» | |
57 | Р/р. Анализ письменных работ | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 ч.) | ||
58 | И.А. Бунин. Детские и юношеские годы. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. | |
59 | И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…» | |
60 | И.А. Бунин «В деревне» | |
61 | И.А. Бунин «Подснежник» | |
62 | Краткие сведения о Л.Н. Андрееве | |
63 | Л.Н. Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа. Мир города в рассказе. | |
64 | Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противостояние города и дачи в рассказе. | |
65 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. | |
66 | Рассказ А.И. Куприна «Золотой петух. Тема, особенности создания образа. | |
67 | Р/р. Сочинение «Удивительный мир природы» | |
68 | Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места. | |
69 | А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...» | |
70 | С.А. Есенин. Детские годы поэта. В есенинском Константинове. | |
71 | С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде...» | |
72 | С.А. Есенин «Поёт зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» | |
73 | А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе | |
74 | А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребёнка (беда и радость, злое и доброе начало в мире) | |
75 | А.П. Платонов «Цветок на земле» | |
76 | П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе | |
77 | П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова. | |
78 | П.П. Бажова «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. | |
79 | Р/р. Сочинение по сказу Бажова «Каменный цветок» | |
80 | Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. | |
81 | Н.Н. Носов «Три охотника». Тема, система образов. | |
82 | В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. | |
83 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | |
84 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. | |
85 | Р/р. Сочинение «Как Васютка выжил в тайге». | |
86 | Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе. | |
87 | Писатели XX века о родной природе. В.Ф. Быков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов «Песня соловья» | |
88 | В.И. Белов «Весенняя ночь» | |
89 | В.Г. Распутин «Век живи – век люби» | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (13 ч.) | ||
90-91 | Даниель Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (отрывок) | |
92 | Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе и его детстве. | |
93 | Х.К. Андерсен «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность. | |
94 | Марк Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена. | |
95 | Роман М. Твена «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Мир детства и мир взрослых. | |
96 | Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера (анализ глав VII и VIII). | |
97 | Ж. Рони-старший. Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. | |
98 | Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. | |
99 | Период взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе «Сказание о Кише». | |
100 | А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. | |
101 | А. Линдгрен. «Приключения Эмиля из Лённеберги». | |
102 | Итоговая контрольная работа |
Приложение 1. Коррекционная работа
В 5 классе обучаются двое детей, для которых согласно заключениям ПМПК рекомендовано обучение по программе 7 вида (для детей с задержкой психического развития). Учитывая индивидуальные особенности данных обучающихся, изучение тем даётся на базовом уровне в соответствии с требованиями образовательных программ по предмету для основной образовательной школы. Дети с программой обучения 7.1. обучаются по общему учебному плану с детьми без ОВЗ, их особые потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Контроль знаний осуществляется на базовом уровне. Изучение литературы ведётся с использованием учебника «Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. Это учебное пособие выбрано с учётом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ЗПР. Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений небольшого объёма. Вопросы, предлагаемые после изученного раздела, сформулированы чётко и доступно для понимания учащимися с ЗПР.
Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;
- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;
- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;
- трудности в воспроизведении усвоенного материала;
- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);
- восполнение пробелов предшествующего обучения.
Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приёмов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учётом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:
- чёткое планирование коррекционных задач урока;
- медленный темп урока с последующим его наращиванием;
- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;
- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;
- снижение объема и скорости выполнения заданий;
- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;
- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;
- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;
- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;
- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;
- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;
- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;
- преимущественная опора на зрительный анализатор;
- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;
- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;
- требование отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;
- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;
- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчёта обучающегося по итогам выполнения задания;
- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;
- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте – разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.
Учитывая психологические особенности детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения в ходе урока проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе. 7 класс. Меркин
Полная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе. 11 класс. Меркин
Полная рабочая программа...
Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин.
Программа разработана на основе учебника Меркина на 70 часов....
Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин
Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)...
Рабочая программа по литературе 5 класс Меркин
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: ...
Рабочая программа по литературе. 9.класс. Меркин
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Меркин....
Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин
Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин...