Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса (Меркин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
рабочая программа по литературе (5 класс)

Ротькина Мария Олеговна

Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложении прописаны особености обучения детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_literatura_5_-_7_vid.docx61.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дубровская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________/___________

Протокол № _________

От «___»________20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______________/________________

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Дубровская ООШ»

__________________Н.И. Алексеева

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 ЛИТЕРАТУРА

для обучающихся с ОВЗ (7.1)

на 2019-2020 учебный год

 

Учитель: Ротькина Мария Олеговна, 1 квалификационная категория

Класс: 5

Всего часов в год: 102

Всего часов в неделю: 3

                                                                                     

Дубровка 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная рабочая программа разработана на основе: Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897; примерной программы по литературе с учётом авторской программы Г.С. Меркина «Литература» 5-9 классы (авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зинин). Адаптированная рабочая программа ориентирована на учебник «Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. Программа рассчитана на 102 часа (34 недели, 3 часа в неделю).

В классе обучаются два ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (7.1: дети с задержкой психического развития). Согласно заключению ПМПК, этим детям рекомендовано обучение по адаптированной программе. Работа с ними строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д. Особенности обучения детей данной категории в Приложении 1.

Целью изучения предмета «Литература» в 5 классе является создание условий для  формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

• создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания,

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

• формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи.

На основании требований ФГОС в содержании тематического планирования предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет ученику адаптироваться в мире, где объем информации растет, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. Также системно-деятельностный подход предполагает учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- анализ и интерпретацию произведения;

- составление планов по произведениям;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

- индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов на изучение раздела

Из них кол-во часов, отведённых на практическую часть и контроль

Лабор. раб

Практ. раб

Сочинения

Контрол. раб

1

Введение

1

-

-

-

-

2

Из мифологии

3

-

-

-

-

3

Из устного народного творчества

9

-

-

4

-

4

Из древнерусской литературы

2

-

-

-

-

5

Басни народов мира

6

-

-

-

-

6

Из литературы XIX века

36

-

-

8

-

7

Из русской литературы ХХ века

29

-

-

3

-

8

Из зарубежной литературы

13

-

-

-

-

ИТОГО:

102

-

-

15

1 итог.контр.раб

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

Ученик научится:

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;

 - чувствовать красоту и выразительность речи, будет стремиться к совершенствованию собственной речи;

- проявлять познавательный интерес к чтению, сформируется потребность в чтении;

- различать основные нравственно-эстетические понятия;

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

 - самовыражаться через слово;

 - уважительно относиться к родной литературе;

- оценивать свои и чужие поступки.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить новые учебные цели задачи;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях (в том числе в виде иллюстраций, схем, таблиц);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-  излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и интересы.

Ученик получит возможность научиться:

- учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

Предметные результаты:

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- различать фольклорные и литературные произведения;

- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку.

Ученик получит возможность научиться:

- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения;

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект);

– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Дата

1

Введение. Книга — твой друг

ИЗ МИФОЛОГИИ (3 ч.)

2

Миф «Олимп»

3-4

«Одиссей на острове циклопов. Полифем»

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (9 ч.)

5

Загадки

6

Пословицы и поговорки

7

Р/р. Сочинение по пословице

8

Р/р. Анализ письменных работ

9

Сказка « Царевна -лягушка»

10

Сказка « Падчерица»

11

Особенности волшебной сказки

12

Р/р. Сочинение по сказке «Царевна-лягушка»

13

Р/р. Анализ сочинений

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

14

Из « Повести  временных лет»: Расселение славян

15

«Кий , Щек и Хорив» , «Дань хазарам»

БАСНИ НАРОДОВ МИРА (6 ч.)

16

Эзоп. Лафонтен

17

Басни Ломоносова

18

Басни Крылова и Тредиаковского

19

Басни Крылова «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Волк и ягнёнок»

20

Русская басня в ХХ в.

21

Р/р. Конкурс выразительного чтения

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (36 ч.)

22

Краткие сведения об А.С. Пушкине

23

А.С. Пушкин «Няне»

24

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

25

Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки

26

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (отрывок)

27

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

28

Поэзия  XIX века о родной природе

29

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове

30

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве

31

Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

32

Р/р. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы».

33

Р/р. Анализ сочинений

34

Краткие сведения о Н.В. Гоголе

35

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

36

Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

37

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя

38

И.С. Тургенев «Муму»

39

Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

40

Герасим и Муму

41

Р/р. Подготовка к сочинению на тему «Эпизод в рассказе «Муму»

42

Р/р. Анализ сочинений

43

Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей», «Русский язык»

44

Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта

45

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения

46

Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения

47

Н.А. Некрасов «Тройка»

48

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «кавказский пленник». Яснополянская школа.

49

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену

50

Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа

51

Р/р. Сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого?»

52

Р/р. Анализ письменных работ

53

А.П. Чехов. Детские и юношеские годы. Семья Чехова. Книга в жизни Чехова.

54

А.П. Чехов «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

55

А.П. Чехов «Пересолил»

56

Р/р. Юмористический рассказ «Случай из жизни»

57

Р/р. Анализ письменных работ

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (29 ч.)

58

И.А. Бунин. Детские и юношеские годы. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина.

59

И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

60

И.А. Бунин «В деревне»

61

И.А. Бунин «Подснежник»

62

Краткие сведения о Л.Н. Андрееве

63

Л.Н. Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа. Мир города в рассказе.

64

Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противостояние города и дачи в рассказе.

65

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе.

66

Рассказ А.И. Куприна «Золотой петух. Тема, особенности создания образа.  

67

Р/р. Сочинение «Удивительный мир природы»

68

Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места.

69

А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...»

70

С.А. Есенин. Детские годы поэта. В есенинском Константинове.

71

С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде...»

72

С.А. Есенин «Поёт зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

73

А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе

74

А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребёнка (беда и радость, злое и доброе начало в мире)

75

А.П. Платонов «Цветок на земле»

76

П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе

77

П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова.

78

П.П. Бажова «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

79

Р/р. Сочинение по сказу Бажова «Каменный цветок»

80

Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе.

81

Н.Н. Носов «Три охотника». Тема, система образов.

82

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе.

83

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

84

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

85

Р/р. Сочинение «Как Васютка выжил в тайге».

86

Е.И. Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе.

87

Писатели XX века о родной природе. В.Ф. Быков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р.Г. Гамзатов «Песня соловья»

88

В.И. Белов «Весенняя ночь»

89

В.Г. Распутин «Век живи – век люби»

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (13 ч.)

90-91

Даниель Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (отрывок)

92

Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе и его детстве.

93

Х.К. Андерсен «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность.

94

Марк Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена.

95

Роман М. Твена «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Мир детства и мир взрослых.

96

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера (анализ глав VII и VIII).

97

Ж. Рони-старший. Краткие сведения о писателе. «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека.

98

Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе.

99

Период взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе «Сказание о Кише».

100

А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице.

101

А. Линдгрен. «Приключения Эмиля из Лённеберги».

102

Итоговая контрольная работа

Приложение 1. Коррекционная работа

В 5 классе обучаются двое детей, для которых согласно заключениям ПМПК  рекомендовано обучение по программе 7 вида (для детей с задержкой психического развития). Учитывая  индивидуальные особенности данных обучающихся, изучение тем даётся на базовом уровне в соответствии с требованиями образовательных программ по предмету для основной  образовательной  школы. Дети с программой обучения 7.1. обучаются по общему учебному плану с детьми без ОВЗ, их особые потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Контроль знаний осуществляется на базовом уровне. Изучение литературы ведётся с использованием учебника «Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. Это учебное пособие выбрано с учётом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ЗПР. Для учащихся с задержкой психического развития учебник доступен, так как в нём даются краткие литературоведческие и биографические сведения, тексты художественных произведений небольшого объёма. Вопросы, предлагаемые после изученного раздела, сформулированы чётко и доступно для понимания учащимися с ЗПР.

Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;

- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;

- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;

- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;

- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;

- трудности в воспроизведении усвоенного материала;

- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;

- отставание в развитии словесно-логического мышления;

С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных  задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:

- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);

- восполнение пробелов предшествующего обучения.

Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приёмов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учётом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:

- чёткое планирование коррекционных задач урока;

- медленный темп урока с последующим его наращиванием;

- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;

- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;

- снижение объема и скорости выполнения заданий;

- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;

- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;

- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;

- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;

- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;

- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;

- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;

- преимущественная опора на зрительный анализатор;

- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;

- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;

- требование         отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;

- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;

- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчёта обучающегося по итогам выполнения задания;

- использование достаточного количества разнообразных упражнений для  усвоения и закрепления учебного материала;

- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте – разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.

Учитывая психологические особенности детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения в ходе урока проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

- совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;

- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;

- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;

- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;

- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин.

Программа разработана на основе учебника Меркина на 70 часов....

Рабочая программа по литературе 7 класс Меркин

Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику Меркина (2 часа в неделю, 70 часов в год)...

Рабочая программа по литературе 5 класс Меркин

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника: Литература: Учебник  для 5 класса общеобразовательных учреждений: ...

Рабочая программа по литературе. 9.класс. Меркин

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Меркин....

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Меркин...