Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Ладыженская, Баранов) на 204 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 6 классе для обучающихся с ОВЗ (7.1) рассчитана на 204 часа (34 учебных недели, 6 часов в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_russkiy_6_-_7_vid.docx | 64.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дубровская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
________________/___________
Протокол № _________
От «___»________20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_______________/________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Дубровская ООШ»
__________________Н.И. Алексеева
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
РУССКИЙ ЯЗЫК
для обучающихся с ОВЗ (7.1)
на 2019-2020 учебный год
Учитель: Ротькина Мария Олеговна, 1 квалификационная категория
Класс: 6
Всего часов в год: 204
Всего часов в неделю: 6
Дубровка 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень); Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.); учебного плана МБОУ «Дубровская ООШ» Зырянского района на 2019 – 2020 учебный год. Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык. 6 класс» учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. Рабочая программа рассчитана на 204 часа (34 рабочих недели).
В 6 классе обучаются четыре ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (7.1: дети с задержкой психического развития). Согласно заключению ПМПК, этим детям рекомендовано обучение по адаптированной программе. Работа с ними строится на основе индивидуального подхода. Методические приёмы: поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение обучающимся инструкции к выполнению задания, подготовка к смене деятельности, предоставление дополнительного времени для выполнения задания, использование индивидуальной шкалы оценок и т.д. Особенности обучения детей данной категории в Приложении 1.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Использование личностно ориентированных технологий (проблемного обучения, проектных технологий, интерактивных форм обучения) позволяет реализовывать системно-деятельностный подход. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие. Проблемное обучение может быть реализовано в уроке-исследовании. Проектные технологии в применении метода проектов с использованием ИКТ. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Из них кол-во часов, отведённых на практическую часть и контроль | |||
Лабор. раб | Практ. раб | Сочинения, изложения | Контрол. раб | |||
1. | Язык. Речь. Общение | 1 | - | - | - | - |
2. | Повторение изученного в 5 классе | 12 | - | - | 1 | 1 |
3. | Текст | 6 | - | - | 2 | - |
4. | Лексика. Культура речи | 13 | - | - | 3 | - |
5. | Фразеология. Культура речи | 4 | - | - | - | - |
6. | Словообразование. Орфография. Культура речи | 34 | - | - | 4 | 1 |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи | - | - | - | - | - |
7.1. | Имя существительное | 23 | - | - | 2 | 1 |
7.2. | Имя прилагательное | 27 | - | - | 5 | 1 |
7.3. | Имя числительное | 19 | - | - | 1 | 1 |
7.4. | Местоимение | 26 | - | - | 3 | 1 |
7.5. | Глагол | 33 | - | - | 4 | 1 |
8 | Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах | 7 | - | - | - | 1 |
ИТОГО: | 204 | - | - | 25 | 8 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ученик получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Предметные результаты:
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога и диалога в различных ситуациях общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять минипроект; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с пониманием основного содержания аудиотекста, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, разговорного, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно - научного, разговорного, художественного аудиотекстов в форме плана, ученического изложения.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию текста, анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения, в форме плана (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной сфере общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать мини- проект;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания (ученические сочинения) разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения;
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения и плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику.
Ученик получит возможность научиться:
• писать сочинения, изложения;
• составлять планы, доклады.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии),
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, учебно-научные, тексты художественной литературы;
• различать и анализировать тексты разных стилей: учебно-научного, разговорной речи (сообщение, доклад, выступление; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей и типов речи
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, учебно - научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических и синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить выступление, сочинение-рассуждение; принимать участие в беседах, разговорах, спорах, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные функции русского языка, место русского языка среди других языков;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие языка.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства морфологии в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах разных стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах разных стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Ученик научится:
• выявлять единицы языка в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка.
Метапредметными результатами являются:
Регулятивные результаты:
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- вносить необходимые дополнения и корректировать план и способ действия в случае расхождения с эталоном;
- составлять план и последовательность действий, создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы, уметь оценивать результаты выполненного задания по учебнику;
- уметь выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, осознавать качество и уровень усвоения;
- формулировать и удерживать учебную цель, задачи, применять установленные правила в планировании способа решения;
- самостоятельно искать средства осуществления цели;
- владеть волевой саморегуляцией как способностью к мобилизации сил и энергии;
- уметь прогнозировать результат;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать её по критериям, выработанным в классе;
- самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели;
- находить и исправлять свои ошибки;
- оценивать результат конечной работы, необходимость дальнейшей работы (свои индивидуальные проблемы), оценивать результаты урока в целом.
Познавательные результаты:
- определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение;
- давать определение понятиям;
- работать со словарями, находить в них нужную информацию;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений; владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- работать с учебным текстом, задавать вопросы в случае непонимания, оформлять в тетради письменные работы в соответствии с принятыми нормами;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- определять последовательность действий для решения предметной задачи;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи;
- уметь искать и выделять необходимую, существенную информацию;
- уметь структурировать знания;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов);
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- уметь формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- уметь классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
- уметь делать выводы на основе наблюдений;
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения языковых задач;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные результаты:
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, строить понятные высказывания;
- грамотно задавать вопросы, в том числе уточняющие, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
- уметь строить монологическое высказывание с учётом речевой ситуации, владеть диалогической формой речи;
- уметь аргументировать свою точку зрения;
- быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
- уметь осуществлять рефлексию своих действий;
- уметь с полнотой и ясностью выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Дата |
1 | Русский язык - один из развитых языков мира. | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (10+1 р/р) | ||
2 | Фонетика. Орфоэпия. | |
3 | Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов | |
4 | Части речи. Морфологический разбор слова. | |
5 | Орфограммы в окончаниях слов | |
6 | Р/р. Сочинение «Интересная встреча». | |
7 | Коррекционная работа: составление текста | |
8 | Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания. | |
9 | Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. | |
10 | Прямая речь. Диалог. | |
11 | Контрольный диктант | |
12 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
ТЕКСТ (4+2р/р) | ||
13 | Текст, его особенности | |
14-15 | Р/р. Тема и основная мысль текста. Средства связи частей текста | |
16 | Текст и стили речи | |
17-18 | Официально-деловой стиль речи | |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (10+3 р/р) | ||
19 | Слово и его лексическое значение | |
20 | Р/р. Собирание материалов к сочинению | |
21 | Р/р. Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя» | |
22 | Коррекционная работа: конструирование предложений | |
23 | Общеупотребительные слова. Профессионализмы. | |
24 | Диалектизмы. | |
25 | Р/р Сжатое изложение «Первое слово» | |
26 | Коррекционная работа: сжатый пересказ | |
27 | Исконно русские и заимствованные слова. | |
28 | Новые слова (неологизмы) | |
29 | Устаревшие слова | |
30 | Словари | |
31 | Повторение изученного по теме «Лексика» | |
ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (4) | ||
32-33 | Фразеологизмы | |
34 | Роль фразеологизмов в речи | |
35 | Повторение и обобщение по теме «Лексика. Фразеология» | |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (29+5р/р) | ||
36 | Морфемика и словообразование | |
37 | Р/р Описание помещения | |
38 | Коррекционная работа: конструирование словосочетаний | |
39 | Основные способы образования слов в русском языке | |
40-41 | Основные способы образования слов в русском языке | |
42-43 | Этимология слов. Этимологические словари | |
44 | Р/р Сложный план | |
45-46 | Буквы а и о в корне -кас- (-кос-) | |
47-48 | Буквы а и о в корне -гар- (-гор-) | |
49-50 | Буквы а и о в корне -зар- (-зор-) | |
51-52 | Чередование букв е и и в корнях слов | |
53 | Р/р Сочинение по рисункам «Догадливый рыбак» | |
54 | Коррекционная работа: составление текста | |
54 | Буквы ы и и после приставок | |
56 | Гласные в приставках пре- и при- | |
57 | Значение приставки при- | |
58 | Значение приставки при- | |
59 | Значение приставки пре- | |
60 | Р/р Выборочное изложение «Станционный смотритель» | |
61 | Коррекционная работа: пересказ, списывание | |
62 | Соединительные о и е в сложных словах | |
63 | Сложносокращённые слова | |
64 | Грамматические категории аббревиатур | |
65 | Р/р Сочинение по картине Т.Н. Яблонской «Утро» | |
66 | Коррекционная работа: фотодиктант | |
67 | Морфемный и словообразовательный разбор слов. Повторение изученного по теме «Словообразование» | |
68 | Контрольный диктант | |
69 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (23+1р/р) | ||
70 | Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе | |
71-72 | Разносклоняемые имена существительные | |
73 | Буква е в суффиксе –ен-существительных на –мя | |
74-75 | Несклоняемые имена существительные | |
76-77 | Род несклоняемых имён существительных | |
78 | Имена существительные общего рода | |
79 | Морфологический разбор существительных | |
80 | Р/р Сочинение-описание по личным наблюдениям | |
81 | Коррекционная работа: составление текста, чтение вслух | |
82-83 | НЕ с существительными | |
84-85 | Буквы ч и щ в суффиксах –чик- (-щик-) существительных | |
86-87 | Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик | |
88 | Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных | |
89-90 | Повторение по теме «Имя существительное» | |
91 | Контрольный диктант | |
92 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (22+5р/р) | ||
93 | Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе | |
94 | Р/р Сочинение-описание природы | |
95 | Коррекционная работа: составление текста | |
96 | Степени сравнения имён прилагательных | |
97 | Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные | |
98 | Р/р. Описание местности | |
99 | Коррекционная работа: осложнённое списывание | |
100 | Относительные прилагательные | |
101 | Притяжательные прилагательные | |
102 | Р/р. Выборочное изложение по повести А.С. Пушкина | |
103 | Коррекционная работа: пересказ | |
104 | Морфологический разбор имени прилагательного | |
105 | НЕ с прилагательными | |
106 | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | |
107 | Р/р. Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» | |
108 | Коррекционная работа: конструирование словосочетаний | |
109 | Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными | |
110 | Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных | |
111 | Контрольный диктант | |
112 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | |
113 | Р/р. Сочинение по картине Крымова «Зимний вечер» | |
114 | Коррекционная работа: составление текста | |
115 | Различение на письме суффиксов прилагательных –К- и –СК-. | |
116 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | |
117 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | |
118 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | |
119 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (17+2р/р) | ||
120 | Имя числительное как часть речи | |
121 | Простые и составные числительные | |
122-123 | Мягкий знак на конце и в середине числительных | |
124-125 | Порядковые числительные. Склонение простых и составных порядковых числительных | |
126 | Разряды количественных числительных. Разряды: целые, дробные, собирательные | |
127 | Числительные, обозначающие целые числа | |
128 | Дробные числительные | |
129 | Р/р. Сочинение «Прыжки в длину» | |
130 | Коррекционная работа: составление текста с использованием числительных | |
131 | Собирательные числительные. Падежные окончания собирательных числительных | |
132 | Морфологический разбор имени числительного | |
133 | Р/р. Публичное выступление-призыв «Берегите природу!» | |
134 | Повторение по теме «Имя числительное» | |
135 | Контрольный тест по теме «Имя числительное» | |
136 | Коррекционная работа: анализ контрольных работ, работа над ошибками | |
137-138
| Защита исследовательских проектов | |
МЕСТОИМЕНИЕ (22+3р/р) | ||
139 | Местоимение как часть речи | |
140 | Разряды местоимений. Личные местоимения | |
141-142 | Особенности склонения личных местоимений | |
143 | Возвратное местоимение | |
144 | Р/р Рассказ по сюжетным картинкам | |
145 | Коррекционная работа: составление текста, чтение вслух | |
146 | Вопросительные местоимения | |
147 | Относительные местоимения | |
148-149 | Неопределённые местоимения | |
150-151 | Отрицательные местоимения | |
152 | Притяжательные местоимения | |
153 | Переход личных местоимений в притяжательные | |
154 | Р/р Сочинение-рассуждение | |
155 | Указательные местоимения | |
156-157 | Определительные местоимения | |
158 | Р/р Сочинение «Ночью в библиотеке» | |
159 | Коррекционная работа: лингвистическая игра «Ночью в библиотеке» | |
160 | Морфологический разбор местоимений | |
161-162 | Повторение по теме «Местоимение» | |
163 | Контрольный диктант | |
164 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
ГЛАГОЛ (27+5р/р) | ||
165-166 | Повторение изученного о глаголе | |
167 | Р/р Сочинение-рассказ «Стёпа дрова колет» | |
168 | Коррекционная работа: конструирование предложений | |
169 | Разноспрягаемые глаголы | |
170-171 | Глаголы переходные и непереходные | |
172 | Р/р Устный рассказ о спортивном соревновании | |
173 | Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение | |
174 | Изъявительное наклонение | |
175
| Р/р Сжатое изложение «Витькина гайка» | |
176 | Коррекционная работа: сжатый пересказ | |
176 | Условное наклонение | |
178-179 | Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения | |
180 | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени. | |
181 | Контрольный тест по теме «Глагол» | |
182 | Коррекционная работа: анализ контрольного теста | |
183 | Р/р Рассказ по сюжетным рисункам | |
184 | Коррекционная работа: составление текста | |
185 | Употребление наклонений глагол | |
186-187 | Безличные глаголы | |
188-189 | Морфологический разбор глагола | |
190 | Р/р Рассказ на основе услышанного | |
191 | Коррекционная работа: чтение вслух | |
192 | Правописание гласных в суффиксах глаголов | |
193-194 | Повторение изученного по теме «Глагол» | |
195 | Контрольный диктант по теме | |
196-197 | Коррекционная работа: анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ (7ч.) | ||
198-199 | Разделы науки о языке. Орфография. Орфограммы в приставках | |
200 | Орфограммы в корне слова. Орфограммы в суффиксах и окончаниях | |
201-202 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и простое предложение | |
203 | Лексика и фразеология | |
204 | Итоговая контрольная работа |
Приложение 1. Коррекционная работа
В 6 классе обучаются четверо детей, для которых согласно заключениям ПМПК рекомендовано обучение по программе 7 вида (для детей с ЗПР: задержкой психического развития 7.1). Учитывая индивидуальные особенности данных обучающихся, изучение тем дается на базовом уровне в соответствии с требованиями образовательных программ по предмету для основной образовательной школы. Дети с программой обучения 7.1. обучаются по общему с детьми без ОВЗ учебному плану, их особые потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Контроль знаний осуществляется на базовом уровне. Обучение русскому языку ведется с использованием учебника «Русский язык. 6 класс» учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. ред. Н.М. Шанский. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. Это учебное пособие выбрано с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия детей с ЗПР. Оно содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задания представленные в нём, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: словарные слова помещены в рамочки, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.
Общие особенности психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- недостаточная сформированность учебно-познавательных мотивов, познавательных интересов;
- несформированность универсальных учебных действий или их предпосылок, организующих деятельность обучающихся по решению учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- трудности в использовании символических, графических средств в процессе учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;
- недостаточная сформированность произвольности поведения и деятельности;
- низкая самостоятельность обучающихся в процессе учебной деятельности, потребность в постоянной направляющей, стимулирующей, организующей помощи на разных этапах деятельности;
- затруднения в адекватной оценке процесса и результатов собственной деятельности;
- повышенная истощаемость психических функций или инертность с психических процессов, трудности в переключаемости;
- трудности в воспроизведении усвоенного материала;
- низкая скорость выполнения задач, связанных с переработкой сенсорной информации;
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
С учетом обозначенных особенностей можно выделить три группы взаимосвязанных задач коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
- устранение причин трудностей в освоении основных образовательных программ общего образования, которые определяются особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- компенсация нарушенных психических функций (преимущественно по отношению к психолого-педагогической работе с обучающимися с ceнсорными нарушениями);
- восполнение пробелов предшествующего обучения.
Коррекционная направленность урока осуществляется преимущественно за счет применения в процессе обучения системы методических приемов, способствующих оптимальному освоению обучающимися содержания основных образовательных программ общего образования. С учетом анализа научно-методической литературы, требования к уроку, который предполагает реализацию коррекционной направленности обучения, можно определить следующим образом:
- чёткое планирование коррекционных задач урока;
- медленный темп урока с последующим его наращиванием;
- использование в начале урока простых, доступных для выполнения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья заданий, что позволит создать положительную стимуляцию к обучению;
- включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности; задания, требующее максимального напряжения при выполнении целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;
- снижение объема и скорости выполнения заданий;
- предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;
- преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;
- широкое использование на уроке наглядности для обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;
- использование на уроке не более трех-четырех видов деятельности;
- обязательное использование ориентировочной основы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и других;
- использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;
- соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;
- преимущественная опора на зрительный анализатор;
- использование на уроке приема совместных действий: часть задания или все задание выполняется совместно с педагогом, под его руководством;
- организация работы в паре с «сильным» обучающимся;
- требование отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;
- требование от обучающихся полного ответа на поставленный вопрос;
- введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала», «что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчета обучающегося по итогам выполнения задания;
- использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;
- переформулирование условий задачи, представленных в текстовом варианте - разбивка условия на короткие фразы. Условия задачи целесообразно дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить.
Учитывая психологические особенности детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения в ходе урока проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
- развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ
Данная программа разработана для индивидуального обучения. В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. )
Рабочая программа по русскому языку 6 класс (Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. ) содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, составлена с учетом ФГОС...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс для детей с ОВЗ
Адаптированная программа призвана обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ : помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной ре...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 6 класс(обучение на дому, 68 часов)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного об...
рабочая программа по русскому языку 6 класс, Ладыженская,Баранов 210ч
рабочая программа по русскому языку 6 класс, Ладыженская,Баранов 210ч...
Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса (Меркин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
Адаптированная рабочая программа по литературе для 5 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложе...
Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса (Меркин) на 102 часа (для детей с ОВЗ, 7.1)
Адаптированная рабочая программа по литературе для 6 класса ориентирована на учебник Г.С. Меркина и рассчитана на 102 часа (3 раза в неделю). Отличается от обычной рабочей программы тем, что в приложе...