Конспект урока на тему "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку


Предварительный просмотр:

Цифры

           

Конспект урока по русскому языку  

Класс: 6 класс

Тема урока:  Имя числительное

Тип урока:  Повторительно-обобщающий урок

Форма урока: Урок-экскурсия

Цель:

Предметная: Формирование умения грамотно употреблять числительные в устной и письменной речи, составлять текст, используя имя числительное;  

Регулятивная: Развивать творческую, речевую, мыслительную активность учащихся;

Коммуникативная: Формирование умения вести конструктивный диалог (через работу в группах)

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, раздаточный материал (карта г. Красноярска), учебник русского языка под редакцией М. М. Разумовской  6 класс.

Этапы урока:

  1. Мотивационно-ориентационный этап 
  2. Содержательно-деятельностный этап
  3. Оценочно-результативный этап

Ход урока

  1. Мотивационно-ориентационный этап 
  1. Приветствие
  2. Работа с эпиграфом

Эпиграф:

                               ОДА КРАСНОЯРСКУ

 Я много видел городов,

 Бывал в Париже, в Сан-Франциско,

 Но повторять сто раз готов:

 Мне это скучно и не близко.

 Я плыл средь ласковых морей,

 Ступал на плиты Вавилона,

 Но мне милее Енисей,

 Тайги таинственное лоно.

 Здесь плыли струги ввечеру

 И молвил атаман Дубенский:

 — Поставим, братья на яру

 Острог высокий, град вселенский.

Роман Харисович Солнцев

Учитель:  Слова из стихотворения какого поэта взяты сегодня  за эпиграф к нашему сегодняшнему уроку? (Р.Х. Солнцев)

  - Что мы знаем об этом человеке? (Сибирский поэт)

Учитель: Ребята,  значения каких слов в тексте вам непонятны?

  1. Словарная работа

Лоно - перен. То, что является приютом, прибежищем для кого-л., чего-л.

Струг - русское плоскодонное парусно-гребное судно XI—XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.

Атаман (предводитель, начальник) — старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков.

Яр - крутой берег, обрыв

Острог - город, селение, являвшиеся укрепленным пунктом.

Град - город

4. Работа над темой урока

- О  каком городе идет речь? (Красноярск)

- В каком году основан Красноярск? (1628 г.)

-Сколько составляет население Красноярска? (К декабрю 2012 года население Красноярска составило 1 006 800 человек).

- Сколько районов в г. Красноярске? (7)

- Какая часть речи помогла вам ответить на все мои вопросы? (Числительное)

- Прочитайте внимательно эпиграф и скажите, есть ли в нем имена числительные? Как вы определили? (Сто)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из той части речи, которая помогла вам ответить на мои вопросы и темы стихотворения.

Запись даты и темы урока

Учитель:  - Ребята, сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию по городу, в котором живем. Перелистаем страницы истории, вспомним известных людей г. Красноярска ….. А  поможет  нам  в  этом уже известная  вам часть речи – числительное.  

  1. Содержательно-деятельностный этап 

  1. Работа по повторению теоретического материала (в парах)
  • Любая экскурсия начинается с карты. У всех на столах лежат конверты с картой (к сожалению, с разорванной картой), отправится на экскурсию, мы сможем только в том случае, если правильно соберем карту. Для того чтобы правильно собрать карту вам необходимо вспомнить теоретический материал по имени числительному.

Работа с картой (Теория) ВЫВОД!

  1. Работа по повторению практического материала (индивидуальная работа)

Учитель: Молодцы! Вот теперь мы смело можем отправляться на экскурсию. И первое место, куда мы отправимся – это …

Православная часовня Параскевы Пятницы

Часовня построена в 1855 г. на месте деревянной сторожевой вышки, на которой несли караул казаки - первые поселенцы Красноярска.

Енисей

По площади бассейна Енисей занимает 2-е место среди рек России (после Оби) и 7-е место среди рек мира.

Красноярская ГЭС

Плотина Красноярской гидроэлектростанции расположена на реке Енисей в 40 км от Красноярска. Красноярская ГЭС является 2 по мощности гидроэлектростанцией в России и входит в десятку крупнейших гидротехнических сооружений мира.

Заповедник "Столбы"

Заповедник известен большими скалами причудливой формы, многие из которых имеют собственные названия. В заповеднике насчитывается около 100 скал и утесов.

Учитель: Ребята, сегодня на экскурсии фото запрещено, поэтому я предлагаю занести в тетрадь информацию, которая нас впечатляет.

Из предложенных текстов выпишите в тетрадь только числительные, распределив их на две колонки. Почему на две?

                        количественные                       порядковые        

Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.  Проверка!

Учитель: Что мы знаем о количественных числительных? (Склоняются).  Я предлагаю вам просклонять количественное числительное.

        

Один ученик работает у доски. Проверка! ВЫВОД! 

Учитель: Богат наш город и литературными памятниками. Ребята, о каком поэте мы с вами говорили в начале урока? Дело в том, что дальше нашу экскурсию продолжат юные экскурсоводы и репортеры. Они вам расскажут еще об одном сибирском писателе. А вы в это время не зевайте, числительные в тетрадь записывать успевайте!

Ученики слушают репортаж и выписывают в тетрадь числительные. Проверка. 

Учитель: Что мы знаем о порядковых  числительных? (Склоняются).  Я предлагаю вам просклонять порядковое  числительное.

Один ученик работает у доски. Проверка! ВЫВОД! 

ФИЗМИНУТКА

Поднимите руки класс- это раз.

 Повернулась голова – это два.

 Руки вниз, вперед смотри – это три.

 Руки в стороны пошире развернули на четыре.

 С силой их к плечам прижать – это пять.

 Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

  1. Обобщение материала (в группах)

Учитель: К сожалению, я не смогу дальше вести экскурсию, так как на маршрутной доске отвалились цифры. Я бы была очень рада, если бы вы мне помогли. Поможете?

Работа в группах (в тетрадях)

Задание: Списать текст, правильно вставляя цифры и записывая их прописью. Над каждым числительным подписать разряд. Просклонять два числительных.

  1. Оценочно-результативный этап

1. Анализ урока

1. Когда мы отправились в путешествие? Какое числительное порядковое или количественное поможет нам не забыть об этом дне? (дата проведения урока)

2. Как долго мы путешествовали? (45 минут)

2. Домашнее задание

Самоанализ урока

Урок по теме «Имя числительное» является повторительно-обобщающим. На одном уроке необходимо повторить теоретические сведения и закрепить практические навыки. На таких уроках очень важно подобрать интересный материал, посредством которого необходимо повторить знания, полученные при изучении большой темы.

Для того чтобы вызвать интерес к этой важной теме, на уроке использован краеведческий материал об истории и современном состоянии жизни поселка.

На уроке используются мультимедийные презентации - это важное средство для активизирования познавательной деятельности учеников и повышение их интереса.  Эмоциональность, создаваемая использованием современных средств обучения, является одним из условий для успеха в учебном процессе.

Эффективное использование новейших компьютерных технологий является формой усвоения, систематизирования и обобщения учебного материала, формирования умений и навыков, эстетического и воспитательного воздействия.

На уроке использованы разные виды работы: комментированное письмо, работа по карточкам, индивидуальная работа и работа в парах.

 



Предварительный просмотр:

Цифры

           

Конспект урока по русскому языку  

Класс: 6 класс

Тема урока:  Имя числительное

Тип урока:  Повторительно-обобщающий урок

Форма урока: Урок-экскурсия

Цель:

Предметная: Формирование умения грамотно употреблять числительные в устной и письменной речи, составлять текст, используя имя числительное;  

Регулятивная: Развивать творческую, речевую, мыслительную активность учащихся;

Коммуникативная: Формирование умения вести конструктивный диалог (через работу в группах)

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, раздаточный материал (карта г. Красноярска), учебник русского языка под редакцией М. М. Разумовской  6 класс.

Этапы урока:

  1. Мотивационно-ориентационный этап 
  2. Содержательно-деятельностный этап
  3. Оценочно-результативный этап

Ход урока

  1. Мотивационно-ориентационный этап 
  1. Приветствие
  2. Работа с эпиграфом

Эпиграф:

                               ОДА КРАСНОЯРСКУ

 Я много видел городов,

 Бывал в Париже, в Сан-Франциско,

 Но повторять сто раз готов:

 Мне это скучно и не близко.

 Я плыл средь ласковых морей,

 Ступал на плиты Вавилона,

 Но мне милее Енисей,

 Тайги таинственное лоно.

 Здесь плыли струги ввечеру

 И молвил атаман Дубенский:

 — Поставим, братья на яру

 Острог высокий, град вселенский.

Роман Харисович Солнцев

Учитель:  Слова из стихотворения какого поэта взяты сегодня  за эпиграф к нашему сегодняшнему уроку? (Р.Х. Солнцев)

  - Что мы знаем об этом человеке? (Сибирский поэт)

Учитель: Ребята,  значения каких слов в тексте вам непонятны?

  1. Словарная работа

Лоно - перен. То, что является приютом, прибежищем для кого-л., чего-л.

Струг - русское плоскодонное парусно-гребное судно XI—XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.

Атаман (предводитель, начальник) — старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков.

Яр - крутой берег, обрыв

Острог - город, селение, являвшиеся укрепленным пунктом.

Град - город

4. Работа над темой урока

- О  каком городе идет речь? (Красноярск)

- В каком году основан Красноярск? (1628 г.)

-Сколько составляет население Красноярска? (К декабрю 2012 года население Красноярска составило 1 006 800 человек).

- Сколько районов в г. Красноярске? (7)

- Какая часть речи помогла вам ответить на все мои вопросы? (Числительное)

- Прочитайте внимательно эпиграф и скажите, есть ли в нем имена числительные? Как вы определили? (Сто)

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из той части речи, которая помогла вам ответить на мои вопросы и темы стихотворения.

Запись даты и темы урока

Учитель:  - Ребята, сегодня мы с вами совершим заочную экскурсию по городу, в котором живем. Перелистаем страницы истории, вспомним известных людей г. Красноярска ….. А  поможет  нам  в  этом уже известная  вам часть речи – числительное.  

  1. Содержательно-деятельностный этап 

  1. Работа по повторению теоретического материала (в парах)
  • Любая экскурсия начинается с карты. У всех на столах лежат конверты с картой (к сожалению, с разорванной картой), отправится на экскурсию, мы сможем только в том случае, если правильно соберем карту. Для того чтобы правильно собрать карту вам необходимо вспомнить теоретический материал по имени числительному.

Работа с картой (Теория) ВЫВОД!

  1. Работа по повторению практического материала (индивидуальная работа)

Учитель: Молодцы! Вот теперь мы смело можем отправляться на экскурсию. И первое место, куда мы отправимся – это …

Православная часовня Параскевы Пятницы

Часовня построена в 1855 г. на месте деревянной сторожевой вышки, на которой несли караул казаки - первые поселенцы Красноярска.

Енисей

По площади бассейна Енисей занимает 2-е место среди рек России (после Оби) и 7-е место среди рек мира.

Красноярская ГЭС

Плотина Красноярской гидроэлектростанции расположена на реке Енисей в 40 км от Красноярска. Красноярская ГЭС является 2 по мощности гидроэлектростанцией в России и входит в десятку крупнейших гидротехнических сооружений мира.

Заповедник "Столбы"

Заповедник известен большими скалами причудливой формы, многие из которых имеют собственные названия. В заповеднике насчитывается около 100 скал и утесов.

Учитель: Ребята, сегодня на экскурсии фото запрещено, поэтому я предлагаю занести в тетрадь информацию, которая нас впечатляет.

Из предложенных текстов выпишите в тетрадь только числительные, распределив их на две колонки. Почему на две?

                        количественные                       порядковые        

Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях.  Проверка!

Учитель: Что мы знаем о количественных числительных? (Склоняются).  Я предлагаю вам просклонять количественное числительное.

        

Один ученик работает у доски. Проверка! ВЫВОД! 

Учитель: Богат наш город и литературными памятниками. Ребята, о каком поэте мы с вами говорили в начале урока? Дело в том, что дальше нашу экскурсию продолжат юные экскурсоводы и репортеры. Они вам расскажут еще об одном сибирском писателе. А вы в это время не зевайте, числительные в тетрадь записывать успевайте!

Ученики слушают репортаж и выписывают в тетрадь числительные. Проверка. 

Учитель: Что мы знаем о порядковых  числительных? (Склоняются).  Я предлагаю вам просклонять порядковое  числительное.

Один ученик работает у доски. Проверка! ВЫВОД! 

ФИЗМИНУТКА

Поднимите руки класс- это раз.

 Повернулась голова – это два.

 Руки вниз, вперед смотри – это три.

 Руки в стороны пошире развернули на четыре.

 С силой их к плечам прижать – это пять.

 Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

  1. Обобщение материала (в группах)

Учитель: К сожалению, я не смогу дальше вести экскурсию, так как на маршрутной доске отвалились цифры. Я бы была очень рада, если бы вы мне помогли. Поможете?

Работа в группах (в тетрадях)

Задание: Списать текст, правильно вставляя цифры и записывая их прописью. Над каждым числительным подписать разряд. Просклонять два числительных.

  1. Оценочно-результативный этап

1. Анализ урока

1. Когда мы отправились в путешествие? Какое числительное порядковое или количественное поможет нам не забыть об этом дне? (дата проведения урока)

2. Как долго мы путешествовали? (45 минут)

2. Домашнее задание

Самоанализ урока

Урок по теме «Имя числительное» является повторительно-обобщающим. На одном уроке необходимо повторить теоретические сведения и закрепить практические навыки. На таких уроках очень важно подобрать интересный материал, посредством которого необходимо повторить знания, полученные при изучении большой темы.

Для того чтобы вызвать интерес к этой важной теме, на уроке использован краеведческий материал об истории и современном состоянии жизни поселка.

На уроке используются мультимедийные презентации - это важное средство для активизирования познавательной деятельности учеников и повышение их интереса.  Эмоциональность, создаваемая использованием современных средств обучения, является одним из условий для успеха в учебном процессе.

Эффективное использование новейших компьютерных технологий является формой усвоения, систематизирования и обобщения учебного материала, формирования умений и навыков, эстетического и воспитательного воздействия.

На уроке использованы разные виды работы: комментированное письмо, работа по карточкам, индивидуальная работа и работа в парах.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я много видел городов, Бывал в Париже, в Сан-Франциско, Но повторять сто раз готов: Мне это скучно и не близко. Я плыл средь ласковых морей, Ступал на плиты Вавилона, Но мне милее Енисей, Тайги таинственное лоно. Здесь плыли струги ввечеру И молвил атаман Дубенский: — Поставим, братья на яру Острог высокий, град вселенский. Роман Харисович Солнцев

Слайд 2

ЛОНО - перен. То, что является приютом, прибежищем для кого-л., чего-л. СТРУГ - русское плоскодонное парусно-гребное судно XI—XVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов. АТАМАН (предводитель, начальник) — старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков. ЯР - крутой берег, обрыв ОСТРОГ - город, селение, являвшиеся укрепленным пунктом. ГРАД - город

Слайд 5

ОДА КРАСНОЯРСКУ Я много видел городов, Бывал в Париже, в Сан-Франциско, Но повторять сто раз готов: Мне это скучно и не близко. Я плыл средь ласковых морей, Ступал на плиты Вавилона, Но мне милее Енисей, Тайги таинственное лоно. Здесь плыли струги ввечеру И молвил атаман Дубенский: — Поставим, братья на яру Острог высокий, град вселенский. Роман Харисович Солнцев

Слайд 6

Дв е надцатое апреля Имя числительное

Слайд 8

Имя числительное — это самостоятельная Отвечает на вопросы часть речи, которая обозначает «сколько», «какой», отвлеченное число, количество «который» предметов или порядок при счете Количественные числительные Порядковые числительные обозначают отвлеченные числа (пять) обозначают порядок и количество предметов (пять столов) предметов при счете и отвечают на вопрос "сколько?" (первый, второй, сто двадцать) пятый) и отвечают на вопросы «какой», «который» Числительные от 5 до 30 изменяются В составных порядковых по падежам, как существительные числительных склоняется III склонения. У числительных только последняя часть от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части. И.п. две тысячи второй Р.п. две тысячи второго Д.п. две тысячи второму

Слайд 9

Православная часовня Параскевы Пятницы Часовня построена в 1855 г. на месте деревянной сторожевой вышки, на которой несли караул казаки - первые поселенцы Красноярска.

Слайд 10

Енисей По площади бассейна Енисей занимает 2-е место среди рек России и 7-е место среди рек мира.

Слайд 11

Плотина Красноярской гидроэлектростанции расположена на реке Енисей в 40 км. от Красноярска. Красноярская ГЭС является 2 по мощности гидроэлектростанцией в России и входит в десятку крупнейших гидротехнических сооружений мира.

Слайд 12

Заповедник известен большими скалами причудливой формы, многие из которых имеют собственные названия. В заповеднике насчитывается около 100 скал и утесов.

Слайд 13

Часовня построена в 1855 г. на месте деревянной сторожевой вышки, на которой несли караул казаки - первые поселенцы Красноярска. По площади бассейна Енисей занимает 2-е место среди рек России и 7-е место среди рек мира. Плотина Красноярской гидроэлектростанции расположена на реке Енисей в 40 км. от Красноярска. Красноярская ГЭС является 2 по мощности гидроэлектростанцией в России В заповеднике насчитывается около 100 скал и утесов.

Слайд 14

Поднимите руки класс- это раз. Повернулась голова – это два. Руки вниз, вперед смотри – это три. Руки в стороны пошире развернули на четыре. С силой их к плечам прижать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Слайд 15

Я просыпаюсь в (количественное) часов. (Количественное) минут трачу на умывание, зарядку и завтрак. Обычно у меня (количественное) уроков. (Сложное) минут у меня занимает дорога домой. Около (простое) минут я обедаю. Затем иду в музыкальную школу (на секцию, делаю уроки). На чтение книг остается немного времени. Это обычно (составное) минут.

Слайд 16

Рефлексия Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я смог…



Предварительный просмотр:

Имя числительное — это самостоятельная                                Отвечает на вопросы                                                                     часть речи, которая обозначает                                                   «сколько», «какой»,

отвлеченное число, количество                                                   «который»

предметов или порядок при счете

Количественные числительные                                       Порядковые числительные

обозначают отвлеченные числа (пять)                            обозначают порядок

 и количество предметов (пять столов)                           предметов при счете

 и отвечают на вопрос "сколько?"                                   (первый, второй, сто двадцать)

                                                                                             пятый) и отвечают на вопросы

                                                                                             «какой», «который»

Числительные от 5 до 30 изменяются                       В составных порядковых

по падежам, как существительные                             числительных склоняется

 III склонения. У числительных                                 только последняя часть

от 50 до 80 и от 200 до 900                                          И.п. две тысячи второй

 склоняются обе части.                                                Р.п. две тысячи второго

                                                                                       Д.п. две тысячи второму

 Имя числительное — это самостоятельная                                Отвечает на вопросы                                                                     часть речи, которая обозначает                                                   «сколько», «какой»,

отвлеченное число и указывает                                                         «когда»

на предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока 3 класс "Числительные"

1.      УМК “ «Английский с удовольствием»/ “Enjoy English”, авторы:   Биболетова  М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.Комплект включает: книгу для учащегося "S...

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Конспект урока "Склонение имен числительных" 6 класс

Урок в 6 классе "Склонение имен числительных",  упражнения по теме склонение имён числительных...

Конспект урока-игры "Имя числительное"

Конспект урока-игры "Имя числительное" можно успешно использовать в конце изучения темы или в конце учебной четверти или года....

конспект урока-экскурсии "Имя числительное"

Конспект урока-экскурсии в раздел "Морфология" по королевству "Имя числительное". Цели урока: вызвать интерес к предстоящей работе в процессе изучения нового раздела....