Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой. Тема: «Фразеологизмы»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
1. Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света, намылить шею, пешком ходить под стол, зуб на зуб не попадает, зарубить на носу, как в воду глядеть.
2. Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, чёрным по белому, как по маслу, чёрная кошка пробежала, на краю света, как ветром сдуло, чужими руками жар загребать.
3. Составить с этими фразеологизмами предложения: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.
4. Тест
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vakarina_r.n._urok_frazeologizmy.rar | 830.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 5 класс. УМК В.В. Бабайцевой.
Тема: «Фразеологизмы»
Тип урока: урок применения предметных знаний .
Цель: дать понятие о фразеологизмах, фразеологических оборотах, формировать умение находить фразеологический оборот в тексте, определять его значение, использовать в речи.
Планируемые результаты:
- Предметные: знать понятие «фразеологизм», «фразеологический оборот»; уметь находить фразеологический оборот в тексте, определять его значение, использовать в речи.
- Метапредметные: уметь работать с учебником, другими источниками, находить в них информацию, преобразовывать и передавать её, уметь работать в коллективе, группе, индивидуально, использовать на уроке и в процессе подготовки к нему информационные технологии.
- Личностные: осознавать, что русский язык одна из основных национально-культурных ценностей русского народа, понимать определяющую роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Его значение процессе получения школьного образования.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, ноутбуки, мультимедийный проектор, словари.
Наглядно-демонстрационный материал: презентации по теме урока, таблица «Лексика», шуточные иллюстрации по фразеологизмам, видеоролик «Олимпийский гимн».
Основные понятия и термины: фразеологизм, фразеологический оборот, прямое и переносное значение слова.
План урока.
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Звучит музыка. «Олимпийский гимн».
Вступительное слово учителя. Нет сегодня популярнее слова, чем слово «олимпиада». В Сочи идут Зимние олимпийские игры, мы являемся свидетелями новых рекордов и побед. Наши олимпийские чемпионы начинали когда-то с маленьких побед в таких же классах, сидя вот так же, как и вы, за школьными партами. И на сегодняшнем нашем уроке мы пройдём еще раз по страницам олимпиадных заданий и творческих конкурсов (конкурс по языкознанию «Русский медвежонок», филологический чемпионат, Олимпиада по основам наук УРФО, конкурс «Родное слово» и др.) Вы готовы одержать сегодня свои маленькие победы? Вы пришли на урок с хорошим настроением? Посмотрите, всё ли необходимое для работы на уроке у вас есть на парте? Успехов вам, ребята!
- Актуализация знаний УУД. Проверка домашнего задания. Работа в парах. Работа на компьютерах. Проверочные работы №1, №2 по теме «Лексика» (электронное приложение к УМК).
- Целеполагание. Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
- Инсценирование ученицами стихотворения В. Суслова «Как работает слово». Демонстрация презентации.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по - разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало «воды утекло».
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пойдёт»!
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт:
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую…Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»
Анализ стихотворения с точки зрения наличия и роли фразеологизмов.
- Формулирование темы урока. Формулирование проблемных вопросов, которые необходимо решить на уроке. (Какова роль фразеологизмов в нашей речи? Имеют ли фразеологизмы прямое значение?)
- Работа с учебником. Нахождение в учебнике ответа на вопросы:
- Что такое фразеологизмы?
- Какова их роль?
- Как возникли фразеологизмы?
- Работа со словарями. Презентация «О чём нам расскажут словари». Учащимся предлагается несколько словарей. Они должны определить роль каждого словаря. Аннотация на фразеологический словарь. (Во фразеологическом словаре можно найти толкование различных устойчивых словосочетаний, фразеологизмов. Фразеологизмов очень много, и помнить значение каждого фразеологического оборота невозможно.)
- Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и заданий.
Выполнение упражнений и заданий:
- Словарная работа. Выбрать из предложенного учителем списка слов только те, которые относятся к теме урока.
(Лексикология, лексика, лексикон, морфемика, синонимы, пунктуация, орфограмма, коммуникация, предложение, словосочетание, транскрипция, фонетика, графика, орфоэпия, лингвистика, синтаксис, антонимы, прямое значение слова, переносное значение слова.)
- Подобрать слова синонимы к фразеологизмам: на краю света (далеко), намылить шею (проучить, наказать), пешком ходить под стол (маленький), зуб на зуб не попадает (замёрз), зарубить на носу (запомнить), как в воду глядеть (предвидеть, предсказать).
- Подобрать к фразеологизмам фразеологизмы-синонимы: два сапога пара (одного поля ягода), перековать мячи на орала (вложить меч в ножны).
- Подобрать к фразеологизмам фразеологизмы-антонимы: засучив рукава (спустя рукава), заварить кашу (расхлёбывать кашу), тяжёл на подъём (лёгок на подъём).
- Выполнить задания на лингвистическом тренажёре (интерактивная доска): соотнести фразеологизмы и их значение.
- Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.
- Различить фразеологизмы и афоризмы: куда глаза глядят; витать в облаках; как осиновый лист; а ларчик просто открывался; да только воз и ныне там; дела давно минувших дней; чужими руками жар загребать; в человеке должно быть всё прекрасно.
- Динамическая музыкальная пауза.
- Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
- Презентация «Фразеологические загадки»:
Его вешают, приходя в уныние.
Его задирают, зазнаваясь.
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Не цветы, а вянут.
Не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают.
Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывают это дело.
Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться.
Её просит «рваная» обувь.
Она в голове у путаников.
Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
Её набирают в рот, когда молчат;
Ею нельзя разлить неразлучных друзей.
В неё прячут концы нечестные люди.
Иногда они выходят из неё сухими.
Задание: отгадать загадки и найти фразеологизмы, которые «спрятаны» в них.
- Игра «Хорошего настроения!» Составить свои фразеологические загадки (учащиеся дарят сюрпризы-открытки со своими фразеологическими загадками одноклассникам).
- Игра «Четвёртый лишний».
Найти четвёртый лишний фразеологизм:
- Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
- Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
- Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.
- Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД.
- Тест по теме «Фразеологизмы»
Творческое задание «Шуточная картинная галерея»:
- С помощью шуточных рисунков передать толкование фразеологизмов: как сельдей в бочке, втирать очки, на нём лица нет, попасть в переплёт, на воре шапка горит, кипеть от негодования.
Домашнее задание:
- Сочинение «Из истории фразеологизмов».
- Составить свои фразеологические загадки.
- Сочинение по одному из фразеологизмов, прозвучавших на уроке.
- Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока.
Выводы по проблеме урока.
Оценка работы учащихся. Анализ Личных пакетов достижений (учащиеся в течение урока за правильный ответ пополняли «бонусами» и жетонами Личные пакеты достижений).
Игра «Закончи фразу»:
- Уходя с урока, я……
- Трудности, которые появлялись в процессе работы, я…
- Мне понравилось на уроке, потому что…
- Я бы хотел(а) отметить на уроке….
- Я ухожу с урока….
- В уроке я бы изменил(а)…
Звучит музыка. Песня «Вместе весело шагать по просторам». Игра «Весёлая доска». Фразеологизмы из ГИА и ЕГЭ: учащиеся выходят и снимают с доски смайлики, на обратной стороне которых написаны фразеологизмы, которые необходимо использовать при выполнении домашнего задания.
Литература, использованная при подготовке урока:
- Русский язык. Теория. 5—9 классы. Углубленный уровень/ Бабайцева В.В. – М.: Дрофа, 2013.
- Русский язык. Сборник заданий для 5 класса: пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5—9 классы. Углубленный уровень» для школ с углублённым изучением русского языка/В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская. – М.: Дрофа, 2013
- Рабочие тетради для 5 класса/В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков, М. И. Сергиенко и др. – М.: Дрофа, 2013
- http://www.rus.1september.ru
- www.ug.ru – сайт «Учительской газеты»;
- http://rus.rusolymp.ru - Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку;
- http://www.rm.kirov.ru - конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех";
- http://it-.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com - ИКТ на уроках русского языка;
- http://www.internet-school.ru - НП "Телешкола".
Лексикология, лексика, лексикон, морфемика, синонимы, пунктуация, орфограмма, коммуникация, предложение, словосочетание, транскрипция, фонетика, графика, орфоэпия, лингвистика, синтаксис, антонимы, прямое значение слова, переносное значение слова.
Два сапога пара
Одного поля ягода
Перековать мячи на орала
Вложить меч в ножны
Засучив рукава
Спустя рукава
Заварить кашу
Расхлёбывать кашу
Тяжёл на подъём
Лёгок на подъём
Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.
Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.
Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.
Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.
Найти значение фразеологизмов: витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет.
Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.
Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.
Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.
Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.
Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.
Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.
Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.
Витать в облаках, без сучка и без задоринки, как сыр в масле катался, как рукой снимет. Составить с этими фразеологизмами предложения.
Куда глаза глядят;
Витать в облаках;
Как осиновый лист;
А ларчик просто открывался;
Да только воз и ныне там;
Дела давно минувших дней;
Чужими руками жар загребать;
В человеке должно быть всё прекрасно.
В. Суслова «Как работает слово».
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по - разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,
С тех пор уж немало «воды утекло».
О смелом мы вправе сказать наперёд:
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пойдёт»!
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал»!
Лентяй отдыхает, а время идёт:
«Под камень лежачий вода не течёт».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую…Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом»!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода…»
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
Его вешают, приходя в уныние.
Его задирают, зазнаваясь.
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Не цветы, а вянут.
Не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают.
Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
Его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.
На него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывают это дело.
Её не сварить с тем, с кем трудно сговориться.
Её просит «рваная» обувь.
Она в голове у путаников.
Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.
Её набирают в рот, когда молчат;
Ею нельзя разлить неразлучных друзей.
В неё прячут концы нечестные люди.
Иногда они выходят из неё сухими.
Найти четвёртый лишний фразеологизм:
- Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
- Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
- Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.
Найти четвёртый лишний фразеологизм:
- Хоть пруд пруди, кот наплакал, тьма-тьмущая, яблоку негде упасть.
- Во все лопатки, сломя голову, черепашьим шагом, в мгновение ока.
- Попасть впросак, попасть на седьмое небо, попасть в переделку, попасть в переплёт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....
Урок русского языка в рамках реализации ФГОС на тему "Звуки и буквы".
Конспект урока разработан с требованиями ФГОС....
7 класс. Урок русского языка - Предлоги и союзы. Обобщение по теме.
Цель урока: повторить и обобщить теоретические знания и закрепить практические умения по данной теме, продолжить...
Урок русского языка с применением уровневой технологии по теме Сложное предложение 11 класс
Урок русского языка с применением уровневой технологии по теме Сложное предложение 11 класс...
Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме "Имя прилагательное. Общее значение". 5-й класс
Задачи урока:Обучающие:-познакомить учащихся с общим значением имен прилагательных-углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.Коррекционно-развивающие:-коррекция...
План-конспект урока русского языка в 7классе. Повторение изученного по теме «Фразеология. Происхождение и употребление фразеологизмов».
Данный урок знакомит учащихся с происхождением и употреблением фразеологических оборотов. Построен с использованием метода критического мышления. Материал урока позволяет закрепить знания семиклассник...
Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....