Конспект урока "Три склонения имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Материал содержит текст конспекта, презентацию и перфокарту в виде таблицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tri_skloneniya.doc | 51 КБ |
urok_3_skloneniya.pptx | 1.8 МБ |
perfokarta.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Три склонения имен существительных.
Класс: 5 В.
Цели: расширить представление о понятии склонение.
Задачи:
- обучающие: систематизировать знания о трех склонениях имен существительных, умения определять склонение, познакомить с существительными на –ия, -ие, -ий.
- воспитательные: воспитать у обучающихся средствами коммуникации:
- уверенность в своих знаниях,
- чувство коллективизма,
- любовь к природе и бережное отношение к ней,
- чувство патриотизма.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-беседа.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация, сигнальные карточки, перфокарты, репродукция картины.
Ход урока:
Этапы | Содержание | Примечания |
1. Орг. момент | Поздороваться, проверить готовность к уроку. Записать в тетради число и классная работа. | Слайд 1 |
2. Проверка домашнего задания | Взаимопроверка домашнего упражнения, выставление оценок на полях тетради. | Слайд 2 |
3. Формулирование темы урока | Разгадайте, пожалуйста, ребус. (Падежи). - Как называется изменение слова по падежам? (склонение). - Сколько склонений имен существительных в русском языке? (три). - Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? (три склонения имен существительных). - Цель урока? (получение новых знаний). Запишите тему урока в тетрадь. | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 (тема и цель урока) |
4. Подготовка к изучению нового материала | Перед вами картина известного художника А. К. Саврасова «Распутица». Краткий рассказ о художнике. - Какое время года изобразил художник? - Почему вы так решили? - Какими красками написана картина? (масло) | Слайд 6 (картина) Слайд 7 Слайд 8 (картина) |
5. Работа с перфокартой | - Вспомните падежные окончания существительных с помощью таблицы. В перфокарте обведите в кружок правильное окончание у слов картина и масло. Самопроверка с помощью слайда презентации. Выставление оценок. | Слайд 9 (таблица падежи) Слайд 10 с правильными ответами |
6. Работа с новым материалом | Учитель читает стихотворение А. Барто "Распутица". - Подходит ли оно в качестве иллюстрации к картине Саврасова? - Давайте просклоняем слово иллюстрация. (Учитель склоняет на доске, ученики в тетради). - Почему у нас возникли трудности в выборе окончаний Р., Д., П. п.? (они безударные). - Чтобы избежать сложностей, запомните алгоритм. | Слайд 11 с картиной (Закрыть проектор!!!) Слайд 12 алгоритм. |
7. Физкультминутка | Давайте дадим нашим глазам отдохнуть и попробуем оживить весенний пейзаж Саврасова. | Слайд 13 физминутка |
8. Закрепление нового материала | А теперь потренируемся определять трудные окончания существительных на –ия, -ие, -ий. Проверяет один ученик вслух. Оцениваем его ответ с помощью сигналов-хлопков. | Слайды 14, 15, 16 с тестовыми заданиями |
9. Работа с пословицами и народными приметами. | - Что перед вами? (пословицы и народные приметы). А значит это народная мудрость, советы, к которым надо прислушиваться каждому человеку, если он хочет быть добрым хозяином своей земли. Найдите слова на изучаемую тему. Определите их падеж и запишите в тетрадь, поставьте слова в «трудные» падежи и выделите окончания. | Слайд 17 с пословицами. |
10. Рефлексия | - Давайте оценим полученные знания. Что нового вы сегодня узнали о склонении существительных? - Кто уверен в том, что разобрался в склонении существительных на –ия, -ие, -ий, и считает, что наш урок достиг поставленных целей, поднимите смайлик с улыбкой. - Кто не уверен в своих знаниях, поднимите грустный смайлик. Вам, ребята, нужно будет дополнительно дома просклонять существительные. | Работа с сигнальными карточками. |
11. Домашнее задание | - Откройте дневники и запишите домашнее задание. Объяснение домашнего задания. | Слайд 18 с д/з |
12. Итог урока | - О чем еще очень важном для каждого человека мы сегодня говорили? (О природе и бережном отношении к ней в целом и к родному краю в частности). А русский язык вобрал в себя все богатство красок и явлений жизни, поэтому правильная речь на родном языке -- это такой же признак любви к своей стране, которая начинается с любви к родному слову и бережного и правильного с ним обращения. | Слайд 19 (Спасибо за урок). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания Упражнение 513. С ударением на первом слоге С ударением на втором слоге С ударением на третьем слоге засуха, злоба, ненависть, свёкла, силос, хворост, хвоя, хлопок. боязнь, дремота, доставка, досуг, единство, крапива, страда, фарфор, цемент, щавель. каучук, молодежь.
Работа с ребусом с в ю ?
Тема урока Три склонения имён существительных Цель урока: Получение новых знаний
А.К. Саврасов. Распутица
Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830—1897) русский художник - пейзажист
А.К. Саврасов. Распутица
Правильные ответы к перфокартам Картина Масло И.п. - а И.п. - о Р. п. - ы Р. п. - а Д. п. - е Д. п. - у В. п. - у В. п. - о Т. п. - ой Т. п. -ом П. п. - е П. п. - е
А.К. Саврасов. Распутица
Тест В каком ряду на месте пропуска в Р. п. пишется окончание -я? а) лекци.., лектори..; б) санатори.., гербари..; в) арми.., гени...
Тест В каком ряду на месте пропуска в Д. п. пишется окончание -и? а) станци.., цветени..; б) академи.., затемени..; в) молни.., фантази...
Тест В каком ряду оба слова оканчиваются в И. п. на – ИЯ? а) о знании, о редакции; б) во введении, об оружии; в) об акции, на территории;
Работа с пословицами и народными приметами Растение – земли украшение . Большой иней, бугры снега, глубоко промерзлая земля - к хлебородию. В новолуние сеять - червь поест. Молния дважды в одно место не ударяет.
Домашнее задание Просклонять в тетради слова: секция, планетарий, затмение. Упражнение № 537
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"
План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...
Конспект урока по письму и развитию речи в 5-х классе. Закрепление по теме «Склонение имён существительных»
Материал предназначен для учителей русского языка и литературы коррекционных школ 8 вида ...
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему: «Склонение имён существительных в единственном числе».
Класс: 8аТема: Склонение имён существительных в единственном числе.Цель: совершенствовать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение.Задачи:Обучающие: систематизировать у...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Конспект урока по письму и развитию речи 5 класс «Закрепление знаний о склонении имён существительных»
Материал представляет собой подробный конспект урока...
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Третье склонение имён существительных"
На этом уроке обучающиеся познакомятся с признаками имён существительных третьего склонения, научатся распознавать имена существительные третьего склонения....
Конспект урока по русскому языку "Второе склонение имён существительных" 4 класс
Данный материал является конспектом урока по русскому языку по УМК "Школа России" и содержит в себе информацию, необходимую для проведения данного урока....